Рабочая программа по праву
рабочая программа по праву (10 класс) на тему

     Рабочая программа курса разработана на основе Примерной программы  по праву, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (полного) общего образования и рассчитана на 34часа в год (1 час в неделю).

Содержание программы отвечает двум главным условиям. Во-первых, сохраняется преемственность с правовым содержанием обществоведческих курсов основной школы, учитываются межпредметные  и внутрикурсовые связи с учебным предметом «обществознание» в старших классах. Во – вторых, предусмотрено углубление и расширение знаний о праве. Все содержательные линии  программы нацелены на адекватное отражение  основополагающих и социально значимых проблем современного правоведения с учетом необходимой адаптации для учащихся общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.pr_._pravo_10_klass.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

право 10 класс

     Рабочая программа курса разработана на основе Примерной программы  по праву, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (полного) общего образования и рассчитана на 34часа в год (1 час в неделю).

Содержание программы отвечает двум главным условиям. Во-первых, сохраняется преемственность с правовым содержанием обществоведческих курсов основной школы, учитываются межпредметные  и внутрикурсовые связи с учебным предметом «обществознание» в старших классах. Во – вторых, предусмотрено углубление и расширение знаний о праве. Все содержательные линии  программы нацелены на адекватное отражение  основополагающих и социально значимых проблем современного правоведения с учетом необходимой адаптации для учащихся общеобразовательной школы.

Цели и задачи обучения:

- Формирование углубленного интереса к праву;

- Создание основы для становления правовой компетенции учащихся  и оказание помощи в осознанном выборе модели дальнейшего профессионального образования;

- Анализ норм закона   с точки зрения конкретных условий их реализации;

- Работа с источниками права, в том числе и с нормативными актами;

- Изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях

 общественной жизни;

- Выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Научатся знать/ понимать:

- права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента);

- механизмы реализации  и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно - правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного права в России.

   

 Научатся:

- правильно употреблять основные правовые понятия  и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);

- характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия  вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;

- объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;

- различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно – правовые формы предпринимательства;

- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности.

Контроль за результатами обучения:

- Тестирование;

- Контрольные  и самостоятельные работы;

- Зачеты;

- Семинары;

- Практические и творческие работы;

- Презентации.

Место предмета (кол-во часов в неделю, за год):

Рабочая программа курса разработана на основе Примерной программы  по праву, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (полного) общего образования и рассчитана на 34часа в год (1 час в неделю).

Распределение учебных часов по разделам программы:

 Раздел программы

Количество часов                 (34ч)

1

Право и государство

6

2

Форма и структура права

5

3

Правотворчество и правореализация

9

4

Право и личность

5

5

Основы конституционного строя РФ

10

Учебно – методическое обеспечение:

1.ПРАВО: для учащихся 10 классов профильных средних учебных заведений/ под ред. Л.Н.Боголюбова, Е.А. Лукашовой, А.И. Матвеева.- М, « Просвещение», 2010г.

2.ПРАВО: для учащихся 11 классов профильных средних учебных заведений/ под ред. Л.Н.Боголюбова, Т. ЕАбовой, А.И. Матвеева.- М, « Просвещение», 2010г

 Дополнительная литература:

1. Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова. Человек и общество в 2-х частях.- М, « Просвещение», 2009г

2. А.В.Ильин  Из истории права 10-11 класс - М, « Просвещение», 2004г

3. Кодексы РФ

4. Юридические справочники, энциклопедии, словари.

5. А.Ф. Никитин, Обществознание 10-11 класс - М, « Просвещение», 2004г

6. А.Ф. Никитин, Основы права 10-11 класс - М, « Просвещение», 2007г

7. Е.А. Певцова. Право. Основы правовой культуры. 11 класс. В 2-х ч. - М, « Просвещение», 2006г

Календарно – тематическое планирование по праву в  10 классе

Тематическое планирование составлено на основе программы  Л.Н. Боголюбова,  Е.А. Лукашевой, А. И. Матвеева.

 

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся.

Тип урока

Элементы содержания

Вид контроля

Дата проведения.

Домашнее  

задание.

1

Глава 1. Право и государство. Происхождение права и государства.

1

Рассказывать про возникновение и развитие права; объяснить процесс создания государства.

Вводный урок

Публичная власть, юридические нормы, геронтократия, налоговые институты.

Беседа

п.1

2

Сущность права.

1

Познакомиться с несколькими определениями права, рассказывать о социальном предназначении права, особенностях отечественной юриспруденции.

Урок сообщения нового материала

Правовые нормы, правовые отношения, правовые идеи, несправедливое право, юридические представления.

Работа с документами

п.2

3

Сущность государства.

1

Знать признаки любого государства, уметь отличать государства от других негосударственных  организаций; объяснять, что такое публичная власть, государственный суверенитет.

Комбинированный урок

Публичная (политическая) власть, территориальная организация населения;    государственный суверенитет; взимание налогов, монополия  на       легитимированное применение некоторых видов физического принуждения.  

Подготовка информации, работа с энциклопедиями.

п.3

4

Формы государства.

1

Рассказывать про формы государства, формы правления, объяснять главное отличие унитарного государства  от федеративного.

Комбинированный урок

Форма правления (монархия и республика), форма государственного устройства  (унитарное государство, федерация, конфедерация), форма государственного режима (демократия, авторитарный режим, тоталитарный режим).

Работа с таблицей

п.4

5

Функции государства.

1

Уметь классифицировать функции государства, рассказывать  про внешние и внутренние функции государства.

Урок выработки умений и навыков

Принцип разделения государственных властей (законодательная, исполнительная, судебная).

Работа с документом

п.5

6

Гражданское общество.

1

Объяснять, что средний класс является самой активной силой гражданского общества, уметь сопоставлять элементы гражданского общества, делать выводы о роли элементов  в общественной жизни.

Комбинированный урок

Политические партии, местное самоуправление, экономическая структура, неотъемлемые права человека и гражданина.

Подготовка к семинару.

п.6

7

Глава 2. Форма и структура права. Право в системе социальных регуляторов.

1

Объяснять, чем обусловлено разделение норм на две группы, почему общество должно добиваться гармоничного взаимодействия всех социальных групп.

Урок, содержащий все основные звенья процесса усвоения учебного материала

Социальные и технические нормы,  право и мораль, социальные регуляторы, право, обычай.

Обсуждение сообщений по тексту учебника и другим источникам знаний.

п.7

8

Контрольная работа №1

1

Контроль знаний

Урок контрольный, проверки и учета знаний.

Работа с тестами и творческими заданиями

П.1-7 повторить

9

Нормы права.

1

Охарактеризовать основные признаки правовой нормы, уметь объяснять, чем различаются элементы структуры правовой нормы.

Урок изучения нового материала

Гипотеза, диспозиция, санкция, виды правовых норм, управомочивающие, обязывающие, запрещающие нормы.

Работа со схемами

п.8

10

Источники права. Источники права в РА.

1

Объяснять, в чем особенности основных источников права, почему нормативно – правовые акты делятся на виды.

Комбинированный

Правовой обычай, судебный прецедент, нормативно – правовой акт, естественное право.

Работа с правовыми документами.

п.9

11

Система права.

1

Уметь объяснять, что такое система права, структура права, институт права, материальное право, охарактеризовать основные признаки системы права.

Проверка и учет знаний по данной теме

Императивный метод, диспозитивный метод, частное и публичное право, правовое регулирование, процессуальное право.

Проверка знаний ключевых терминов

п.10

12

Правовые системы современности.

1

Знать про основные правовые семьи, существующие в  современном мире, охарактеризовать каждую из них.

Урок , содержащий все звенья процесса усвоения нового материала.

Романо – германская правовая система, мусульманская правовая система, англосаксонская правовая система, социалистическая система права.

Подготовка докладов

п.11

13

Глава 3. Правотворчество и правореализация. Правотворчество.

1

Знать стадии законотворческого процесса, принципы и виды правотворческой деятельности государства.

Урок сообщения нового материала.

Правотворчество, Государственная Дума, Совет Федерации, Федеральное собрание, ратификация.

Работа с документом

п.12

14

Реализация и толкование права.

1

Охарактеризовать и называть  формы реализации права, раскрывать особенности  актов  применения права, сравнивать различные виды толкования права.

Комбинированный урок

Неофициальное толкование права, казуальное толкование права, официальное толкование права.

Обсуждение сообщений по тексту учебника

п.13

15

Правовые отношения. Правовые отношения в РА.

1

Охарактеризовать связь между субъективными правами  и юридическими обязанностями, уметь определять, что такое событие, а что такое действие.

Урок обобщающего повторения

Правоспособность, дееспособность, правоотношения, юридические факты (события, действия), (правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие),

Работа с документом

п.14

16

Законность и правопорядок.

1

Называть принципы законности, уметь давать обоснование каждого из них. Перечислять и раскрывать условия законности.

Сообщение нового материала

Правовое государство, правовой закон, законность, идеологические гарантии, политические гарантии,

Работа с таблицей

п.15

17

Механизм правового регулирования.

1

Приводить примеры необходимого и желательного правомерного поведения, доказывать, что понятие «правомерное поведение» менялось вместе с изменением норм права.

Урок изучения нового материала

Правомерное поведение, противоправное поведение, эффективность права, эффективные законы.

Работа с учебником

п.16

18

Правосознание и правовая культура.

1

Называть основные формы правового воспитания и проиллюстрировать каждую примером. Рассказать об элементах правовой идеологии, взаимодействии права и правосознания.

Урок изучения нового материала

Правовое сознание, правовая идеология, правовая психология, структура правосознания, правовая культура, правовой нигилизм, правовое воспитание, правовое воспитание.

Проверка знания терминологии

п.17

19

Контрольная работа №2

1

Контроль знаний

Урок контрольный, проверки и учета знаний.

Тестирование

П.8-17 повторить

20

Правонарушение и юридическая ответственность Статистика правонарушений в РА.

1

Объяснять, классификацию правонарушений, причины правонарушений, уметь отличать юридический конфликт от обычных конфликтных ситуаций.

Комбинированный урок

Юридический конфликт, юридическая ответственность, презумпция невиновности, правонарушение.

Подготовка докладов

п.18

21

Преступление и наказание.

1

Объяснять, в чем заключается особая опасность терроризма, организованной преступности, различать правонарушение и преступление.

Урок изучения нового материала

Преступность, терроризм, борьба с преступностью, ФСБ, прокуратура,  судебная процедура,  смертная казнь.

Работа с документом

п.19

22

Глава 4. Право и личность. Права человека: понятие, сущность, структура.

1

Охарактеризовать виды прав человека, значение идеи естественного происхождения права.

Урок изучения нового материала

Структура прав человека, поколения прав человека, Всеобщая Декларация прав человека.

Работа с правовыми документами

п.20

23

Правовой статус человека и гражданина. Юридические механизмы защиты прав человека в России.

1

Рассказывать о признаках субъективного права, приводить примеры экстремистских националистических группировок.

Комбинированный урок

Апатрид, гражданство, гражданское общество, правовой статус.

Умение объяснять правовые понятия

п.21

24

Международная защита прав человека.

1

Рассказывать о значении и видах международных договоров, высказывать мнение по поводу вынужденного обращения граждан разных стран в Европейский суд по правам человека.

Изучение нового материала

Устав ООН и Международный билль о правах человека, Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Комиссия ООН по правам человека.

Работа с Декларацией прав человека

п.23

25

Контрольная работа №3

1

Контроль знаний.

Урок контрольный, проверки и учета знаний.

Проверка и учет знаний

п.20-23 повторить

26

Глава 5. Основы конституционного строя Российской Федерации.

1

Объяснять, что является предметом конституционного права РФ, называть и охарактеризовать основные юридические признаки Конституции и приводить примеры.

Изучение нового материала

Конституционный суд, конституционное право, признаки Конституции (высшая юридическая сила, прямое действие, верховенство), суверенитет, Федерация, разделение властей

Работа с Конституцией  РФ

п.24

27

Система органов государственной власти   Российской Федерации.

1

Перечислять полномочия Президента РФ, уметь классифицировать их, найти общие черты органов государственной власти.

Комбинированный урок

Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, исполнительная власть, судебная власть, прокуратура РФ.

Анализ исторических документов.

п.25

28

Система органов государственной власти Республики Адыгея.

1

Охарактеризовать статус Президента РА, рассказать о форме реализации полномочий Президента РА.

Изучение нового материала

Правительство, местное самоуправление в РА.

Тесты

Работа с доп. матер.

29

Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации.

1

Перечислять основные виды конституционных прав и свобод человека и гражданина, рассказывать об условиях необходимых для прохождения гражданской службы.

Комбинированный урок

Конституционный статус личности, права и свободы личности, культурные права и свободы.

Работа с текстом учебника.

п.26

30

Институт гражданства. Гражданство Российской Федерации.  

1

Выявлять отличие гражданина от подданного, о требованиях. Которым должен соответствовать человек, желающий получить гражданство.

Изучение нового материала

Приобретение и утрата гражданства, двойное гражданство, апатрид, граждане иностранных государств.

Работа с доп. материалом

п.27

31

Избирательное право РФ. Избирательное право в РА

1

Рассказать о типах выборов, о сущности и значении избирательного права.

Комбинированный урок

Значение и разновидности выборов в РФ, всеобщее, равное, прямое избирательное право, тайное голосование, пропорциональная система, мажоритарная система.

Работа с таблицей

п.28

32

Избирательный процесс.

1

Рассмотреть стадии избирательного процесса и охарактеризовать каждую из них, вспоминать дату последних выборов в вашем регионе, в чем суть предвыборных программ.

Урок сообщения нового материала

Избирательная кампания, назначение даты выборов, образование избирательных участков, формирование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов на выборную должность, предвыборная агитация, голосование  и установление результатов голосования, финансирование выборов.  

Обсуждение сообщений по тексту учебника

п.29

33

Контрольная работа № 4

1

Контроль знаний.

Урок контрольный. Проверки и учета знаний.

Тесты, творческие задания

п. 24-29 повторить.ёё

34

Повторительно- обобщающий урок по теме: «Основы Конституционного строя».

1

Контроль знаний.

Урок итогового повторения.

Подготовка сообщений, докладов

П.26-29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по праву в 10 классе

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам и темам курса; требования к уровню подготовки выпускников....

Примерная рабочая программа по праву 10 кл

Примерная рабочая программа по праву для 10 класса. расчитана на 17 часов....

Рабочая программа по Праву( факультатив) в 11 классе.

Рабочая программа по курсу  "Право" в 11 классе....

Рабочая программа по праву для 10 класса

Рабочая программа составлена на основе программы «Право. 10-11 классы» (автор А.И.Матвеев) к учебнику Боголюбов Л.Н. Право. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Профильный ур...

Рабочая программа по праву в 10 классе (профильный уровень)

Рабочая программа по праву в 10 классе к учебнику Никитина,70 часов....

рабочая программа по праву 10 класс

Примерная рабочая программа по праву составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (полного) общего образования и программы по праву (автор Никитин А.Ф.)Рабочая программа вкл...

Рабочая программа по праву для 11 класса дневного отделения.

Данная рабочая программа предназначена для учителей, работающих в вечерних школах....