Практические рекомендации несовершеннолетним, которые устраиваются на работу: по результатам исследований в с. Аксарка (ЯНАО) и г. Судак (Крым)
творческая работа учащихся по праву (10 класс) на тему

Островная Софья Игоревна

С каждым годом всё больше несовершеннолетних устраивается на работу в свободное от учебы время. Но большинство подростков трудоустроены неофициально, и это вызывает беспокойство. Нередко подростки  сталкиваются с проблемами в этой сфере, решить которые можно только законным путем. Однако иногда собственная правовая безграмотность мешает это сделать. Образованность населения в правовой среде – это очень важно. Прежде всего, для предупреждения правонарушений, формирования правосознания граждан, умения правильно использовать знание закона в целях защиты своих прав и свобод. Повышение правовой грамотности особенно важно среди молодежи, ведь сегодняшние выпускники уже завтра станут основой гражданского общества России. Актуальность исследования заключается еще и в  том, что с вхождением Республики Крым в состав РФ образовалось новое правовое поле, в котором необходимо научиться ориентироваться, тем самым повышая правовую культуру в Республике. Во избежание неприятных ситуаций в трудовой сфере, нужно знать об элементарных статьях ТК РФ, которые помогут нам защитить свои права. В частности, вышесказанное в полной мере касается отрасли трудовых отношений в вопросах устройства на работу несовершеннолетних. К сожалению, устраивающиеся на работу подростки не имеют много времени для поиска интересующих их правовых норм, а потому просто пополняют ряды нелегальных работников.

 Чтобы ликвидировать сложившуюся порочную практику, было решено составить практические советы желающим устроиться на работу. Поэтому целью нашего исследования сталосоставление  перечня рекомендаций в доступной для подростков форме. Причем, одним из главных принципов являлось изложение именно в доступной подросткам форме, удобной для чтения и понимания. Это, по нашему мнению, будет способствовать ликвидации правовой неграмотности в области Трудового права среди подростков.

  Исходя из вышесказанного, задачами исследования было обозначено следующее:

– изучить законодательную базу по изучаемому вопросу;

– для выявления социального запроса на составление практических советов провести анкетирование среди учащихся 8-11 классов. Для чистоты эксперимента провести анкетирование  наряду с с. Аксарка (ЯНАО) еще в одном регионе России (г. Судак, Крым);

– разработать практические рекомендации для желающих трудиться на основе действующего законодательства РФ и потребностей в знаниях подростков, выявленных эмпирически.

Объектом нашего исследования является Российское законодательство. Предметом – нормы права, касающиеся вопросов трудоустройства несовершеннолетних.

Среди множества применяемых для достижения цели методов следует выделить следующие. Метод анализа источников и литературы позволил решить первую задачу исследования. Изучение законодательной базы (источников) позволило выявить базовые принципы для формирования перечня рекомендаций несовершеннолетним. Изучение литературы позволило оценить степень изученности темы и дало дополнительный аргумент в пользу актуальности темы исследования.

Социологическое исследование использовалось как метод для решения второй задачи. Был разработан перечень вопросов, направленных на выявление социального запроса по выработке рекомендаций трудоустраивающимся подросткам. Одинаковый набор вопросов был роздан обучающимся с. Аксарка (Приуральский р-н, ЯНАО) и г. Судака (Республика Крым). Полученные сведения проанализированы и представлены в виде диаграмм.

Интервью, проведенное анонимно, позволило более обстоятельно выявить трудности подростков, преступивших к трудовой деятельности.  Интервьюируемым из Аксарки и Судака предлагалось озвучить проблемы, с которыми столкнулись респонденты или кто-то из окружения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6-aleksandrova-lebedinskiy.docx213.84 КБ

Предварительный просмотр:

VI ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ ОКРУЖНОЙ ТУР ВСЕРОССИЙСКИХ ЧТЕНИЙ

ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО

Секция: История, социология, право

Практические рекомендации несовершеннолетним, которые устраиваются на работу: по результатам исследований в с. Аксарка (ЯНАО) и г. Судак (Крым)

Авторы: Лебединский Алексей Игоревич,

 10 класс МОУ Школа с. Аксарка

Александрова Екатерина Владимировна,

10 класс, МБОУ СОШ № 2, г. Судак

Руководитель: Анисимова Ольга Сергеевна,

 кандидат исторических наук,

 учитель истории и обществознания,    

МОУ Школа с. Аксарка


Оглавление

Введение                                                                                                                                3

Раздел I. Анализ законодательной базы по изучаемому вопросу                                   5

Раздел II. Социологическое исследование и интервьюирование                                    7

Раздел III. Практические рекомендации для желающих трудоустроиться                    9

Заключение                                                                                                                         11

Список источников и литературы                                                                                    12

Приложение                                                                                                                       13


Введение

  В начале исследовательской работы необходимо актуализировать, что основное внимание сфокусировано на реальной ситуации, которая сложилась в сфере трудового законодательства. С каждым годом всё больше несовершеннолетних устраивается на работу в свободное от учебы время. Но большинство подростков трудоустроены неофициально, и это вызывает беспокойство. Нередко подростки  сталкиваются с проблемами в этой сфере, решить которые можно только законным путем. Однако иногда собственная правовая безграмотность мешает это сделать. Образованность населения в правовой среде – это очень важно. Прежде всего, для предупреждения правонарушений, формирования правосознания граждан, умения правильно использовать знание закона в целях защиты своих прав и свобод. Повышение правовой грамотности особенно важно среди молодежи, ведь сегодняшние выпускники уже завтра станут основой гражданского общества России. Актуальность исследования заключается еще и в  том, что с вхождением Республики Крым в состав РФ образовалось новое правовое поле, в котором необходимо научиться ориентироваться, тем самым повышая правовую культуру в Республике. Во избежание неприятных ситуаций в трудовой сфере, нужно знать об элементарных статьях ТК РФ, которые помогут нам защитить свои права. В частности, вышесказанное в полной мере касается отрасли трудовых отношений в вопросах устройства на работу несовершеннолетних. К сожалению, устраивающиеся на работу подростки не имеют много времени для поиска интересующих их правовых норм, а потому просто пополняют ряды нелегальных работников.

 Чтобы ликвидировать сложившуюся порочную практику, было решено составить практические советы желающим устроиться на работу. Поэтому целью нашего исследования сталосоставление  перечня рекомендаций в доступной для подростков форме. Причем, одним из главных принципов являлось изложение именно в доступной подросткам форме, удобной для чтения и понимания. Это, по нашему мнению, будет способствовать ликвидации правовой неграмотности в области Трудового права среди подростков.

  Исходя из вышесказанного, задачами исследования было обозначено следующее:

– изучить законодательную базу по изучаемому вопросу;

– для выявления социального запроса на составление практических советов провести анкетирование среди учащихся 8-11 классов. Для чистоты эксперимента провести анкетирование  наряду с с. Аксарка (ЯНАО) еще в одном регионе России (г. Судак, Крым);

– разработать практические рекомендации для желающих трудиться на основе действующего законодательства РФ и потребностей в знаниях подростков, выявленных эмпирически.

Объектом нашего исследования является Российское законодательство. Предметом – нормы права, касающиеся вопросов трудоустройства несовершеннолетних.

Среди множества применяемых для достижения цели методов следует выделить следующие. Метод анализа источников и литературы позволил решить первую задачу исследования. Изучение законодательной базы (источников) позволило выявить базовые принципы для формирования перечня рекомендаций несовершеннолетним. Изучение литературы позволило оценить степень изученности темы и дало дополнительный аргумент в пользу актуальности темы исследования.

Социологическое исследование использовалось как метод для решения второй задачи. Был разработан перечень вопросов, направленных на выявление социального запроса по выработке рекомендаций трудоустраивающимся подросткам. Одинаковый набор вопросов был роздан обучающимся с. Аксарка (Приуральский р-н, ЯНАО) и г. Судака (Республика Крым). Полученные сведения проанализированы и представлены в виде диаграмм.

Интервью, проведенное анонимно, позволило более обстоятельно выявить трудности подростков, преступивших к трудовой деятельности.  Интервьюируемым из Аксарки и Судака предлагалось озвучить проблемы, с которыми столкнулись респонденты или кто-то из окружения.

Метод моделирования использовался для реализации цели исследования – составления практических советов для подростков,  желающих трудоустроиться.

Метод логического анализа и синтеза позволил внимательно (с научной точки зрения)  изучить детали и собрать в единое целое составляющие части исследования. При помощи анализа был разработан план работы, этапы его реализации. Благодаря  методу логического  синтеза были получены качественно новые результаты исследования.

 Основными нормативно-правовыми документами, которые имеют отношение к трудовой деятельности несовершеннолетних, являются: Декларация прав и свобод человека и гражданина, Конвенция о правах ребёнка, которые закрепляют исходные положения, лежащие в основе правового регулирования труда, Трудовой кодекс Российской Федерации, который также регулирует труд работников в возрасте до восемнадцати лет [1–9].

В ходе исследования задействованы различные типы источников: нормативно-правовые документы, интервью и результаты анкетирования. Причем, важно отметить, что происхождение последних двух типов источников (одинаковые вопросы в двух разных регионах) из совершенно разных частей России позволило оценить изучаемую ситуацию более объективно.

Раздел I. Анализ законодательной базы по изучаемому вопросу

Устройство на работу в первый раз всегда волнительно. Поэтому важно, чтобы подросток четко понимал какое значение будет иметь правильность оформления соответствующей документации.

Для того, чтобы возникли трудовые правоотношения, должен быть заключен трудовой договор между работодателем и работником. Трудоустройство несовершеннолетних возможно с 16 лет (ч.1, ст. 63 ТК РФ). Однако,  согласно части 2 статьи 63 ТК РФ трудовой договор можно заключить с подростком возрастом 15-ти лет, если он получает основное общее образование или оставил общеобразовательное учреждение в соответствии с федеральным законом, если продолжает осваивать программу основного общего образования по иной, чем очная, форме обучения. Также возможно заключение трудового договора с лицами, достигшими 14 лет, с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства (ч.3 ст. 63 ТК РФ) [1]. Возможно выполнение только легкого труда без ущерба здоровью и нравственному развитию подростка в свободное от учебы время. Согласно части 4 статьи 63 ТК РФ на таких же условиях могут работать лица, не достигшие возраста 14 лет, но могут работать только в области творчества, т.е. в театрах, цирках, организациях кинематографии. Данная категория детей может участвовать в создании, исполнении, экспонировании произведений, если не причиняется ущерб их здоровью и нравственному развитию. В этом случае трудовой договор от имени работника подписывает один из родителей или опекун ребенка. Орган опеки и попечительства должен дать разрешение на работу, в котором указывается максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия ее выполнения. Будущий работник обязан пройти медицинский осмотр, а обеспечить его должен работодатель согласно статье 69 Трудового Кодекса Российской Федерации. Медосмотр обязателен и статья 266 ТК РФ обязывает его проходить.  Если подросток отказывается это делать, то его не могут принять на работу [1; 5].

 Нельзя устанавливать испытательный срок для несовершеннолетнего при принятии его на работу (ч.1 ст.71 ТК РФ) [1].  

Для несовершеннолетних также предусмотрены сокращенный день и неделя. Часть 1 статьи 94 Трудового кодекса устанавливает, что продолжительность ежедневной работы для сотрудников в возрасте от 15 до 16 лет не может превышать 5 часов, а для работников в возрасте от 16 до 18 лет – 7 часов, для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих учебу с работой:

• в возрасте от 14 до 16 лет –  2,5 часа;

• в возрасте от 16 до 18 лет – 4 часа.

В течение смены несовершеннолетний имеет право на перерыв наравне с другими сотрудниками от 30 минут до 2-х часов (ст. 108 ТК РФ) и время отдыха не включается в рабочее время.

Недопустимо для несовершеннолетнего:

  • Работать в ночное время с 22:00 до 6:00(ст. 96 ч.5, ст. 268 ТК РФ).
  • Работать вахтовым методом (ст. 298 ТК РФ), работать по совместительству (ст. 282 ч.5 ТК РФ).
  • Отправляться в служебные командировки и работать сверхурочно (ст. 99 ч. 5, ст. 268 ТК РФ).

 В статье 268 ТК РФ прописаны исключительные случаи, при которых труд подростков в таких условиях допустим. В частности, это относится к творческим работникам средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, а также профессиональным спортсменам. Перечень работ, профессий и должностей этих работников установлен Правительством Российской Федерации [1].

Необходимо знать, что процесс трудоустройства граждан, не достигших 18-летнего возраста несколько отличается от процесса трудоустройства совершеннолетних граждан. Пакет документов, которые обязан предъявить несовершеннолетний: паспорт или свидетельство о рождении, согласие одного из родителей (либо опекуна или попечителя), медицинскую справку с обязательным указанием «Противопоказаний к работе не имеет». Если подростку 14–15 лет, то понадобится разрешение органа опеки и попечительства. Так же при наличии нужно предъявить: трудовую книжку, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, а также документ об образовании или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.  

Несовершеннолетний работник может быть уволен по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 81 ТК РФ:

– п. 1 – ликвидация организации либо прекращение деятельности работодателем – физическим лицом;

–  п. 2 – сокращение численности или штата работников организации;

– п. 3  несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе: а) вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением; б) вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, а также предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 83 ТК РФ: восстановление работника, ранее выполнявшего эту работу. Увольнение несовершеннолетнего работника производится без его последующего трудоустройства[1].

 Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 269 ТК РФ). Если согласия указанных государственных органов не получено и специальная процедура увольнения нарушена, увольнение может быть признанно незаконным, что повлечет для работодателя ряд негативных последствий: несовершеннолетний работник будет восстановлен на работе с выплатой среднего заработка за все время вынужденного прогула. Кроме того, по требованию работника может быть вынесено решение о возмещении ему денежной компенсации морального вреда, причиненного указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом (ст. 394 ТК РФ). Увольнение лица, не достигшего возраста 18 лет, являющегося членом профессионального союза, в соответствии с п. п. 2, 3 и 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ производится с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа (ст. 373 ТК РФ). В отношении же работников - детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемых из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим трудоустройством в данной или другой организации[1].


Раздел II. Социологическое исследование и интервьюирование

Теперь обратимся к сведениям, полученным эмпирически. Специально разработанные для этого исследования анкеты были розданы ученикам Аксарковской (Ямал) и Судакской (Крым) школ. Затем были подведены итоги, после чего результаты анкетирования были подвергнуты анализу. Выявилось несколько любопытных моментов.  Например, нестандартная ситуация, которая сложилась в Крыму после его вхождения в состав Российской Федерации, где образовалось новое для полуострова правовое поле. Этим обусловлена необходимость крымчанам тщательно изучать и настраивать свою правовую жизнь на новый лад. Однако, если взрослым людям необходимо всего лишь перестроиться, поскольку они имеют опыт правовых отношений, то ситуация с подростками выглядит несколько иначе.  В силу возраста несовершеннолетние, в отличие от взрослых, изучают новое правовое поле не как коррекцию предыдущего, а с чистого листа. С другой стороны, ямальские школьники наряду с крымскими так же впервые сталкиваются с необходимостью правильного оформления трудовых отношений. Так что трудности у них в этом плане схожи.  В принципе, специфичным в случае с крымчанами является то, что в сложившихся обстоятельствах им сложно рассчитывать на полноценную поддержку старшего поколения.   Это объясняет сложности, но никак не отменяет необходимость ликвидации правовой безграмотности среди несовершеннолетних. Ведь вчерашний подросток уже сегодня является полностью дееспособным гражданином государства. В полной мере вышесказанное  касается трудовой сферы, в частности трудоустройства несовершеннолетних.

Обратимся подробнее к самому социологическому исследованию.           Результаты опроса представлены в графиках (Приложение 1).Как показали итоги опроса, подростки может сталкиваться с самыми разными законами, но рассмотрим те, с которыми столкнулось 58% опрошенных, с законами, связанными с трудовым правом (см. диаграмму 1).  

  В свободное от учёбы время, летом, часто можно увидеть флаеристов, мороженщиков, аниматоров, рупористов и других работающих людей, не достигших возраста 18-ти лет, причем работают не только подростки старшего школьного возраста, но и средняя школа (см. диаграмму 2). 10 % участников опроса достигли возраста 14 лет, 50% - 15 лет, 20% - 16, 20% достигли возраста 17 лет. Однако не все они трудоустроены официально (см. диаграмму 3).  Большинство опрошенных (83%) ответило «нет» на вопрос «Был ли заключён с Вами трудовой договор?».

 68% опрошенных считают, что знают особенности трудоустройства несовершеннолетних, но всё же большинство хотело бы повысить свою правовую грамотность (см. диаграммы 4,5).

 Только ли в Крыму такая ситуация? На этот вопрос можно ответить, сравнив анализ данных собранных в республике Крым и в другом регионе – Ямало-Ненецком АО.

 Был проведён опрос среди учащихся Судакской общеобразовательной школы №2 и общеобразовательного учреждения школа села Аксарка. Опрошены были и лица женского пола, и лица мужского пола разных возрастов от 14 до 17 лет (см. диаграммы 6,7 (Крым), 8, 9 (Ямало-Ненецкий АО).

  И в Крыму, и на Ямале приблизительно одинаковое количество опрошенных (58% и 65% соответственно) устраивалось летом на работу. С большинством опрошенных ребят не был заключён трудовой договор, однако процент тех, с кем заключали трудовой договор среди опрошенных ямальцев выше, чем среди опрошенных крымчан (см. диаграмму 10 (Крым), 11 (Ямало-Ненецкий АО).

 Причиной таких результатов может являться правовая неграмотность. Кто-то не знает куда обратиться за тем, чтобы заключить трудовой договор, а кто-то имеет ложное представление о том, что устраиваться на работу через центр занятости хуже, чем работать без договора, незаконно. И хоть большая часть опрошенных крымчан и ямальцев отвечает, что знает особенности трудоустройства несовершеннолетних, но еще большее количество подростков хотело бы повысить свою правовую грамотность в области трудового права (см. диаграммы 12 (Крым), 13 (Ямало-Ненецкий АО).

 Результаты опроса позволяют сделать вывод, подростки хотят повысить свою правовую грамотность, потому что считают, что знания в области трудового права помогут им в дальнейшем (см. диаграммы 14, 15).

Это действительно так, ведь всем нам придётся когда-нибудь устраиваться на работу, а кому-то даже этим летом, и чтобы знать обо всех нюансах, нужно ознакомиться с законами ТК РФ, стараться повышать свою правовую грамотность в области трудового права, сотрудничать с центром занятости.

 Для того, чтобы выявить потребности подростков, определить их отношение к трудовой деятельности было взято интервью у подростков с Крыма и с Ямала (см. приложение 2).

  В ответах на одни и те же вопросы наблюдается явное различие. На вопрос «Почему Вы решили работать?» они ответили по-разному, но цель была одна – получить опыт, для дальнейшей жизни (см. вопрос 2).

 Как же подростки искали работу? Для этого оба подростка обратились в центр занятости населения, но работал по направлению от центра занятости только один из интервьюируемых, второй же, столкнувшись с проблемой проезда, решил найти работу сам. (см. вопрос 3)

 График работы у ребят отличается (см. вопрос 4). Подросток с Ямала работал по 7 часов через день, что приемлемо для его возраста (17 лет), не нарушает прав несовершеннолетнего и закон это принимает. Подросток из Крыма, которому 16 лет, работал по 9 часов каждый день. Это совершенно не приемлемо существующими нормами закона. Права подростка нарушаются.

 На вопрос о заработной плате несовершеннолетние ответили тоже по-разному (см. вопрос 5). Подросток с Ямала ответил, что не очень, поскольку заплачено было меньше, чем положено было, а подросток из Крыма ответил, что его зарплата устраивала и «иногда поощряли дополнительной платой».

Как оказалось, об особенностях трудоустройства знания у подростков тоже разные  (см. вопрос 6).  Интервьюируемая с Ямала ответила, что́ она знает об этих особенностях, но всё же это не всё, что нужно знать о трудоустройстве несовершеннолетних. Возможно поэтому заплатили ей меньше, чем должны были заплатить. Ведь мы не всегда знаем куда нужно обратиться за помощью. Подросток с Крыма на вопрос «Знаете уже особенности трудоустройства несовершеннолетних?» ответил, что не до конца знает об этом, поскольку трудоустроен был неофициально. Это показатель правовой неграмотности, которую следует уничтожить или хотя бы быть ближе к ее уничтожению.

  У одного из подростков (ямальца) были проблемы с трудоустройством (см. вопрос 7). У подростка из Крыма же трудностей никаких не возникло, но аргументирует это тем, что устраивался неофициально.

   И всё же на последний вопрос «Как вы считаете, лучше работать официально или неофициально? Почему?» несовершеннолетние ответили, что лучше работать официально (см. вопрос 8), потому что проблем с законом не должно быть, а при официальном трудоустройстве можно получить большую поддержку и защиту со стороны государства.      

 Для иллюстрации общего неформального впечатления от соприкосновения с трудовой сферой подростками севера и юга России, было проведено анонимное интервьюирование (Приложение 2).


Раздел III. Практические рекомендации для несовершеннолетних, желающих трудоустроиться

        Хотелось бы дать несколько советов подросткам, которые планируют утроиться на работу. Проанализировав выявленные данные, можно заметить, что подросток чаще всего не всегда знает куда обращаться. Правовая неграмотность появляется от вовремя неполученных знаний. По разработать рекомендации, которые помогут им понять, что нужно изучить, прежде чем пойти устраиваться на работу. Куда можно обратиться для того, чтобы помогли с трудоустройством, куда нужно обращаться, если права нарушены.

При разработке рекомендации разработаны на основании Трудового кодекса Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, Конвенция о правах ребёнка,   Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» [1; 2; 3; 4].     Кроме этого использовался личный опыт трудоустройства авторов и интервьюированных подростков, осуществлявших трудовую деятельность в каникулярное время.

На основе полученных результатов анализа законодательной базы и проведенного социологического исследования в совокупности с личным опытом, были составлены рекомендации несовершеннолетним, желающим трудоустроиться.

1.        Трудоустройство должно быть легальным. То есть в любом случае нелегальная работа не выгодна. Вы лишаетесь трудового стажа, а иногда даже несколько дней имеет значение при исчислении пенсии. Во-первых, потому что нарушается закон. Во-вторых, потому что такой работник сразу ставит себя вне закона и в случае кризисных ситуаций оказывается совершенно незащищенным. Например, если произойдет несчастный случай на работе, никто не оплатит реабилитацию.

2.        Удостовериться, что бизнес, в котором планируете работать, не противозаконный. В противном случае, сотрудник  можете нести отнесенность, в том числе и уголовную, как соучастник. Например, если осуществляется незаконный сбыт запрещенных товаров.

3.        Четко обговорить с работодателем перечень работ, которые вы должны осуществлять и четко зафиксировать сумму денежного (и любого другого) вознаграждения.

4.        Заранее обсудить график работы, не только время прихода и ухода домой, но и необходимые паузы в работе. Учитесь договариваться и защищать свои интересы.

5.        Следует помнить, для того чтобы несовершеннолетнего устроили на работу, ему необходимо обратиться в территориальное отделение ГКУ «ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ».

6.        С 2013 года  проявлять инициативу при трудоустройстве имеют право сами несовершеннолетние граждане. То есть несовершеннолетний гражданин вправе подать заявление о предоставлении соответствующей государственной услуги в органы занятости населения. В свою очередь, органы занятости населения должны провести все административные процедуры, подобрать подходящего работодателя для несовершеннолетнего, согласовав с ним все условия приема на работу.

7.        Знание некоторых нюансов вообще поможет сэкономить еще незаработанные деньги. Например, медицинские осмотры несовершеннолетних при трудоустройстве должны проходить на бесплатной основе в государственных медицинских учреждениях.

8.        Для устройства на работу   подростку следует собрать следующий перечень документов:

– согласие хотя бы одного родителя или лица его заменяющего;

– согласие из местного органа опеки и попечительства;

– лица, которым исполнилось 15 лет, предъявляют аттестат об общем образовании, справку о продолжении учебы в заочной, вечерней или дистанционной форме или же справку об отчислении;

– документ, в котором обозначен план занятий или их расписание, который потребуется для составления рабочего расписания не в ущерб образованию;

– медицинскую справку о прохождении осмотра и его положительном результате.

9.        При устройстве на работу подростка, существует ряд ограничений. Например, несовершеннолетний может устроиться не на все предприятия и должности. А работодатели, в свою очередь, далеко не всегда могут использовать труд несовершеннолетних. Подростки не смогу строиться на работу, где предусмотрены следующие виды работ:

– вредные либо опасные условия занятости, в том числе подземные работы;

– игорный бизнес либо работа, связанная с психологической нагрузкой, а также все виды деятельности, связанной со спиртными напитками, табачными изделиями, эротической продукцией;

– поднятие тяжестей выше нормы установленной для данной категории работников.

10. Во избежание злоупотреблений со стороны работодателя следует, знать, что детей в возрасте до 18 лет запрещено привлекать к работе в следующих случаях:

– привлечение к ночным и сверхурочным работам;

– направление в командировки;

– привлечение к труду в дни отдыха.

11. Полезно знать льготы и гарантии, которые имеет при устройстве на работу несовершеннолетний:

– для подростков предусмотрены сниженные нормы выработки;

– оплата труда должна быть не ниже установленного оклада, но пропорционально отработанному времени;

– ежегодный отдых не менее 31 дня, причем в удобное для юных работников время;

– сокращенная неделя от 24 до 35 часов, в зависимости от возраста;

– сокращенная ежедневная смена от 2,5 до 7 часов, в зависимости от возраста и совмещения работы в учебой;

– обязательные медицинские осмотры за счет работодателя;

– увольнение только с согласия гос. Инспекции по делам несовершеннолетних.

12.  Относительно оплаты труда несовершеннолетних есть некоторые нюансы:

– в соответствии с действующим законодательством детям с 14 лет при трудоустройстве положены те же льготы и гарантии, помимо вышеуказанных, что и другим работникам — заработная плата не ниже минимальной, но с учетом отработанного времени.  На юных работников распространяются не только трудовое законодательство, но и локальные акты предприятия. Несмотря на юный возраст работники этой категории должны получать заработную плату в том объеме, который установлен на предприятии, а не меньше, ввиду возраста.

13.Юным работникам положен удлинённый отпуск, составляющий 31 день, который должен предоставляться в удобное для подростков время. Как правило, юные работники занятость совмещают с учёбой. Соответственно им предоставляется право самостоятельно корректировать свой график, без ущерба для обоих видов занятости. При этом отпускные им выплачиваются в полном объеме, в соответствии с нормами закона.          

Заключение

        

В результате планомерного выполнения задачисследования была достигнута цель: составлены рекомендации для несовершеннолетних, желающих трудоустроиться на работу.

Для этого была тщательно проработана законодательная база Российской Федерации на предмет выявления правовых норм, соответствующих тематике исследования. То есть были выявлены базовые принципы, на основе которых составлялись рекомендации.

Для более четкого понимания затруднений подростков, было проведено социологическое исследование и взяты интервью у тех, кто сталкивался с проблемами при трудоустройстве. Анализ результатов соцопроса показал, что подростки разных регионов России дают примерно одинаковые в процентном соотношении ответы на вопросы. Это говорит о том, что существующий ряд проблем, с которыми сталкиваются подростки при оформлении на работу, имеет одинаковые причины вне зависимости от места проживания. По большей части, как показало социологическое исследование и анонимное интервьюирование, это связано с незнанием подростками своих прав.

 Любопытно,  что согласно результатам опроса, в южном регионе выявилось больше проблем соблюдения законодательства при оформлении подростков на работу.           

Таким образом, в результате осмысления изученного материала, результатов социологического исследования и добавления личного опыта был сформирован перечень практических советов для трудоустраивающихся подростков. Помимо этого, итоги исследования позволяют сделать вывод о том, что правовая грамотность современных несовершеннолетних довольно слаба и её нужно повышать, в чём признаются сами подростки. Особо необходимо отметить, что в ходе исследования впервые для сравнения приведены два разных региона Российской Федерации. Это позволило не только наглядно увидеть положение дел в сфере подросткового трудоустройства, но и сделать рекомендации универсальными.


Список источников и литературы

1. Трудовой кодекс Российской Федерации.– М.: Проспект, КНОРУС, 2011. – 124 с.

2. Голышева Л.Ю. «Российское ювенальное право». – Ставрополь, Издательство ОАО «Пресса», 2004. – 324 с.

3. Конвенция о правах ребёнка: Конвенция ООН.–  М.: Риор, 2009. – 24 с.

4. Основные кодексы и законы РФ. – СПб.: ИД «Весь», 2003. – 468 с.

5. «Комментарий к трудовому кодексу РФ / под ред. В.Н. Алексеевой. – М.: Равновесие – Медиа, 2004(сборник CD).

6. Борщевский М.Ю. Большая юридическая энциклопедия. – М., 2008. – 428 с.

7. Забарчук Е.П. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. – М., 2005. – 476 с.

8. Хорошенкова А.В. Основы права. – Волгоград: Панорама, 2006. – 198 с.

9. Голышева Л.Ю.  «Российское ювенальное право». – Ставрополь, Издательство ОАО «Пресса», 2004. – 170 с.


  Приложение 1

Диаграмма 1 (Крым)                                     Диаграмма 2 (Ямал)

                Диаграмма 3 (Крым)                       Диаграмма 4 (Ямал)  

Диаграмма 5 (Крым)                                 Диаграмма 6 (Ямал)

                  Диаграмма 7 (Крым)                                       Диаграмма 8 (Ямал)

              Диаграмма 9 (Крым)                                           Диаграмма 10 (Ямал)

Диаграмма 11 (Крым)                      Диаграмма 12 (Ямал)

       Диаграмма 13 (Крым)                                                Диаграмма 14 (Ямал)

Приложение 2

Интервью, взятое у подростка из МОУ Школа с. Аксарка,  ЯНАО:  

- Сколько Вам лет?

- Мне 17 лет.

- Почему Вы решили работать?

- Я думаю, что опыт работы мне не помешает и хочу быть занятой.

- Как искали работу?

- Подошла в центр занятости, и оттуда меня уже направили на само место.

- Какой был график работы?

- Через день,7 часов, считая выходные.

- Устраивала ли Вас заработная плата?

- Не очень, так как обещали одну сумму, а заплатили немного меньше.

- Знаете уже особенности трудоустройства несовершеннолетних?

- Знаю, что работать могут с 14 лет, с 14 до 16лет - 4 часа, а с 16-18 лет-6-7 часов. Нужно предоставить работодателю пакет необходимых документов: паспорт, ИНН, СНИЛС, мед.справка.

- С какими проблемами сталкивались при трудоустройстве?

- В этом году не было. А в том было много желающих поработать, поэтому пришлось все лето чем-то другим заниматься. А так все нормально, ну только за одним исключением, что люди, работающие в центре занятости, обещают перезвонить, и не перезванивают, а ты к ним приходишь и на твое место уже поставили другого человека, вот это обидно.

Как вы считаете, лучше работать официально или неофициально? Почему?

- Ну конечно же официально, потому что нужно работать, только по закону, а не нелегально, чтоб не иметь проблемы с законом.

Интервью, взятое у подростка из МОУ Школа № 2, Судак, Республика Крым:

- Сколько Вам лет?

- Мне 16 лет.

- Почему Вы решили работать?

-  Хотелось бы получить новые навыки, которые возможно пригодятся в дальнейшей жизни.

- Как искали работу?

- Сначала я пришла в центр занятости. Там были предложены некоторые вакансии, но они мне не подходили, так как то, что мне нравилось находилось не так уж и близко от дома. Потом я просто пошла по набережной и по аллее. В поисках работы заглядывала в разные места, где нужны люди.

- Какой был график работы?
 - Я работала каждый день по 9 часов.

-Устраивала ли Вас зп?
- Да, вполне. Иногда поощряли дополнительной платой.

- Знаете уже особенности трудоустройства несовершеннолетних?
- Не до конца, так как работала не официально. Процедуру нужную не прошла.

- С какими проблемами сталкивались при трудоустройстве?

- Проблем не было, потому что трудоустройство было неофициальным.

 - Как вы считаете, лучше работать официально или неофициально? Почему?

- Думаю, что лучше всё-таки официально, потому что тогда не будет проблем с законом, да и ты уверенней себя чувствуешь, защищённой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я устраиваюсь на работу

Цели:1.Образовательная: познакомить воспитанников  с доступными для них способами поиска работы.2. Коррекционная - развивающая: коррекция дефекта волевого качества – безынициативности на ос...

Практические рекомендации для педагогов детских театральных кружков, студий в работе над голосом, дыханием, звукоизвлечением из опыта работы педагогов по вокалу.

Неправильное использование голоса является основой его функциональных нарушений. Мышцы, необходимые для правильного звукоизвлечения бездействуют, на помощь им приходят другие, для этого не предназначе...

Учебно-практическая исследовательская работа по экологии «Исследование выброса вредных веществ автотранспортом в атмосферу в микрорайоне Московский г. Усть-Джегуты и его влияния на здоровье человека»

Определение выброса вредных веществ автотранспортом на территории гимназии №4 г.Усть-Джегуты, мкр. Московский и федеральной трассы Черкесск-Домбай, проходящей возле мкр. Московский, участка автомобиль...

Практическая значимость (ценность) результатов исследования

Практическая значимость работы – раскрытие практического значения (применения) исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты...

Метод кейс-стади 10 класс тема «Устраиваемся на работу» (Spotlight)

Применение метода кейс-стади на уроке 10 класса по теме «Устраиваемся на работу» (УМК Spotlight). Обоснование целесообразности. Карта урока....