рабочая программа курса "Право"
рабочая программа по праву (10 класс) на тему

Данная программа разработана с учетом ФГОС, для 10 класса социально-экономического профиля ( 2 ч. в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2019_10_a_rabochaya_programma_fgos_pravo_gla.doc240 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе по праву  10 класс

Данная рабочая программа составлена на основании:

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования по истории, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1089от 5 марта 2004 года (ред. от 31.01.2012)

- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

- Образовательная программа среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Гимназия №32» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, введенная  в действие  приказом   № 80 от12.08.2015 г.                                                                      

- Письма  МО и Н РТ №7931/9  от 16.10.2009. "Об изучении истории и обществоведческих дисциплин".  

 - Учебного плана МБОУ «Гимназия № 32» на 2018-2019 учебный год.

Используемый учебник: Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Право.М., Дрофа, 2014.

Основные цели изучения права в 10 классе:

- продолжить формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и навыках и способах деятельности;

- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.

Задачи изучения права в 10 классе:

- создать содержательные и организационно-педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

-способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);

-помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;

-содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся основной школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);

-обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;

-предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;

-предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив профессиональной подготовки.

Общая характеристика учебного предмета.

«Право» - учебный предмет, изучаемый в средней школе с 10 по 11 класс.  Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке.

Место и роль правового знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, правовой культуры, правового сознания, для выработки собственной позиции к явлениям социальной жизни,. При изучении курса обществознания «Парво» в средней школе необходимо использовать метапредметные связи и учитывать возрастные особенности учащихся.

Описание места учебного предмета права в учебном плане.

«Парво» - учебный предмет, изучаемый в средней школе с 10 по 11 класс. Согласно учебному плану МБОУ « Гимназии № 32 » на 2018 – 2019 учебный год на изучение предмета «обществознание» в 10 классе отводится  70 часов. Общая недельная нагрузка в каждом классе обучения составляет 2 часа.

Результаты изучения обществознания в 10 классе.

Федеральный государственный стандарт основного общего образования формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты изучения обществознания

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России). Осознание этнической принадлежности, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России).

 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве)

Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания .

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие,; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности ,формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

            В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

  • самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  • определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • критически оценивать содержание и форму текста.
  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

познавательной

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

•        объяснение роль политики в жизни общества;

•        различение и сравнение различныех форм  правления, иллюстрирование их примерами;

•         характеристика форм государственно-территориального устройства;

•        знание  различных типов политических режимов,  их основных признаков;

•        раскрытие  на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;

•        знание признаков политической партии, раскрытие их на конкретных примерах;

•        знание различные форм участия граждан в политической жизни.

•        характеристика государственного устройства Российской Федерации, органов государственной власти страны,  их полномочий и компетенций;

•        объяснение порядка формирования органов государственной власти РФ;

•        объяснение и конкретизация примерами смысла понятия «гражданство»;

•         иллюстрарация примерами основных прав и свобод граждан, гарантированные Конституцией РФ;

•        характеристика конституционных обязанностей гражданина.

•        аргументированное обосновывание влияния происходящих в обществе изменений на положение России в мире;

•        использование  знаний и умений для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

.

Содержание программы (34 часов)

         Раздел 1.

         Политическая сфера жизни общества (9 часов)

          Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его понятие и существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства Государственный суверенитет.  Формы государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм.. Разделение властей. Демократия, ее основные признаки, ценности и  развитие в современном мире

Выборы и референдумы Участие граждан в политической жизни. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Выборы в РФ

Основные направления политической деятельности. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни Участие партий в выборах. Политические партии и движения в РФ. Опасность политического экстремизма. Гражданское общество. Условия и пути становления  гражданского общества в РФ. Местное самоуправление. Средства массовой информации в политической жизни.  Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества.  Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.    

Правовое государство Условия и пути становления правового государства в РФ

Межгосударственные отношения Межгосударственные конфликты и способы их разрешения

Раздел 2. Гражданин и государство (10 часов)

      Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Народовластие.  Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.

Президент Российской Федерации, его основные функции. Судебная система Российской Федерации.  Конституционные основы судебной системы РФ.. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Правоохранительные органы. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Полиция. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации.

       Гражданство Российской Федерации, его понятие, основания. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.    Понятие прав, свобод и обязанностей. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. . Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. защита прав ребенка

         Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе Основные международные документы о правах человека и правах ребенка Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

Раздел 3. Основы российского законодательства (15 часов)

       Право, его роль в жизни общества и государства Принципы права. Источники права Субъекты права Система российского законодательства. Норма права, ее понятие. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Правоотношения. Правоотношения как форма общественных отношений.  Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения Правоспособность и дееспособность. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет

        Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений.  Понятие, виды, принципы и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

Гражданские правоотношения.   Правовые основы гражданских правоотношений. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Основные виды гражданско-правовых договоров Способы защиты гражданских прав

Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей

        Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.  Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Семья под защитой государства

Права и обязанности родителей Права ребенка и их защита.  Права и обязанности детей Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей.

        Административные правоотношения. Особенности административно-правовых отношений. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Преступление (понятие, состав) Виды преступлений.  Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Основания  привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Необходимая оборона и крайняя необходимость. Пределы допустимой самообороны.

.

Критерии оценивания знаний, умений, навыков учащихся.

Критерии оценивания устного ответа:

Оценка «5»:

• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

• материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

• ответ самостоятельный.

Оценка «4»:

• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

• материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3»:

• ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2»:

• при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Критерии оценивания тестирования:

Оценка «5»

-ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

- допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

Оценка «4»:

-ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

- письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).

Оценка «3»:

-работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

- письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

Оценка «2»:

-работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

- письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ). 

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.д. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установлении причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании событий, исторических явлений). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности.

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся.

Критерии оценивания эссе по истории

Оценка «5»:

-ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

- допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

Оценка «4»:

-ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

- письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).

Оценка «3»:

-работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

- письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

Оценка «2»:

-работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

- письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ). 

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.д. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установлении причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании событий, исторических явлений). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности.

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся.

Критерии оценивания реферата

Критерии

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

Правильность составления реферата (титульный лист, план реферата, введение, основная часть, заключение и выводы, список использованной литературы

реферат составлен правильно по схеме

есть отдельные неточности в составлении реферата

реферат составлен с серьезными упущениями

реферат составлен неправильно

Наличие актуальности и резюме

отражена актуальность, имеется резюме

есть отдельные неточности в в отражении актуальности и в резюме

актуальность и резюме изложены с серьезными упущениями

актуальность и резюме отражены неправильно

Доказательная раскрываемость проблемы в основной части реферата

Проблема полностью логическим изложением раскрыта

Проблема логическим изложением раскрыта но требует небольшого дополнения

При раскрытии проблемы допушены незначительные шибки

Проблема в основной части полностью не раскрыта

Наличие в списке литературы основных источников, освещающих современное состояние вопроса (монографии, периодическая литература)

полный список источников, отражающих современное состояние вопроса (литература последних лет)

неполный список источников, отражающих современное состояние вопроса

список включает устаревшие источники, не отражающие современного состояния вопроса

нет списка

Ответы на контрольные вопросы

всесторонние и глубокие знания материала

знание материала темы, но мелкие неточности в ответах

ответы получены на 1 из 3 вопросов

не ответил на вопросы

Критерии оценивания проектов

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем

Критерий 1.1. Поиск, отбор и адекватное использование информации

Баллы

Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников

1

Работа содержит достаточный объем подходящей информации из однотипных источников 

2

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

3

Критерий 1.2. Постановка проблемы

Баллы

Проблема сформулирована, но гипотеза отсутствует. План действий фрагментарный.

1

Проблема  сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы) , но план действий по доказательству/опровержению гипотезы не полный

2

Проблема  сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), дан подробный план действий по доказательству/опровержению гипотезы

3

Критерий 1.3. Актуальность и значимость темы проекта

Баллы

Актуальность темы проекта  и её значимость для ученика обозначены фрагментарно на уровне утверждений

1

Актуальность темы проекта  и её значимость для ученика обозначены на уровне утверждений,  приведены основания

2

Актуальность темы проекта  и её значимость раскрыты и обоснованы  исчерпывающе, тема имеет актуальность и значимость не только для ученика, но и для школы, города.

3

Критерий 1.4. Анализ хода работы, выводы и перспективы

Баллы

Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы

1

Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте

2

Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы

3

Критерий 1.5. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе  

Баллы

Работа шаблонная. Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода

1

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества

2

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта

3

Критерий 1.6. Полезность и востребованность продукта

баллы

Проектный продукт полезен после доработки, круг лиц, которыми он может быть востребован, указан  неявно

1

Проектный продукт полезен, круг лиц, которыми он может быть востребован  указан. Названы потенциальные потребители и области использования продукта.

2

Продукт полезен. Указан круг лиц, которыми он будет востребован. Сформулированы рекомендации по использованию полученного продукта, спланированы действия по его продвижению

3

2. Сформированность предметных знаний и способов действий

Критерий 2.1. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта

Баллы

Часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта, цели могут быть до конца не достигнуты

1

Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются недостаточными

2

Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты

3

Критерий 2.2. Глубина раскрытия темы проекта

Баллы

Тема проекта раскрыта фрагментарно

1

Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы

2

Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы

3

Критерий 2.3.  Качество проектного продукта

баллы

Проектный продукт не соответствует большинству требований качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям)

1

Продукт не полностью соответствует требованиям качества

2

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)

3

Критерий 2.4. Использование средств наглядности, технических средств

баллы

Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются фрагментарно, не выдержаны основные требования к дизайну презентации

1

Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, отсутствует логика подачи материала, нет согласованности между презентацией и текстом доклада

2

Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, подача материала логична, презентация и текст доклада полностью согласованы

3

3. Сформированность регулятивных действий

Критерий 3.1. Соответствие требованиям оформления письменной части

Баллы

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру

1

Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные правилами порядок и четкую структуру, допущены незначительные ошибки в оформлении

2

Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами

3

Критерий 3.2.  Постановка цели, планирование путей ее достижения

Баллы

Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее достижения

1

Цель сформулирована, обоснована, планирование деятельности соотносится с собственным жизненным опытом, задачи реализуются последовательно

2

Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план ее достижения, самостоятельно осуществляет контроль и коррекцию деятельности

3

Критерий 3.3. Сценарий защиты (логика изложения), грамотное построение доклада

баллы

Тема и содержание проекта  раскрыты фрагментарно, дано сравнение ожидаемого и полученного результатов

1

Тема и содержание проекта раскрыты, представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте

2

Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы

3

Критерий 3.4. Соблюдение регламента защиты (не более 5-7 мин.) и степень воздействия на аудиторию

баллы

Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию

1

Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента

2

Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент

3

4. Сформированность коммуникативных действий,

Критерий 4.1. Четкость и точность, убедительность и лаконичность

баллы

содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; присутствует культура речи, наблюдаются немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления

1

содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; присутствует культура речи, немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют

2

содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; наблюдается правильность речи; точность устной и письменной речи; четкость речи, лаконизм, немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют

3

Критерий 4.2 Умение отвечать на вопросы, умение защищать свою точку зрения

баллы

Ответы на поставленные вопросы однословные, неуверенные. Автор не может защищать свою точку зрения

1

Автор уверенно отвечает на поставленные вопросы, но не до конца обосновывает свою точку зрения

2

Автор проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает на поставленные вопросы, доказательно и развернуто  обосновывает свою точку зрения

3

Критерий 4.3. Умение осуществлять учебное сотрудничество в группе

баллы

Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь, задает вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

1

Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь, выстраивает продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Может брать инициативу на себя.

2

Организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, самостоятельно определяет цели и функции участников, успешно справляется с конфликтными ситуациями внутри группы

3

Условия принятия решения по проекту: полученные баллы переводятся в оценку в соответствии с таблицей.

Базовый уровень

отметка «удовлетворительно»

34 – 36 первичных баллов

Повышенный уровень

отметка «хорошо»

отметка «отлично»

37—46 первичных баллов

47—51 первичных баллов


Материально-техническое обеспечение

1.Нормативные документы:

- федеральный государственный образовательный стандарт, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ ОТ 17 декабря 2015 г. № 1897;         

- примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 8 апреля 2015 г. № 1/15;

- письмо  МОиН РТ №7931/9  от 16.10.2009г. "Об изучении истории и обществоведческих дисциплин";  

2. Учебно-методический комплекс

1.Учебники :                                                                  

Юдовская А.Я. Новая история, 1500-1800. – М.: Просвещение, 2013;

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XVI – XVIII век. – М.: Просвещение, 2010;

Гилязов И. А., Пискарев В.И. История Татарстана (вторая половина XVI – XVIII вв.). – Казань: ТаРИХ, 2004.

2. Печатные пособия

3.Технические: мультимедийный проектор,экран, принтер, экранно-звуковые пособия.


Учебно-тематическое планирование

Классы: 9  А, Б

Учитель: Галимова Л.А.

Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час.

Планирование составлено на основе примерной программы для основного общего образования по истории, 2004 г.

Учебник:

Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. – М.: Русское слово, 2008.

Тема

Количество

часов

1

Политическая сфера жизни общества

  9

2

Гражданин и государство

10

3

Основы российского законодательства

15

Итого:

34


Учебно-тематическое планирование

Классы: 9 В,Г,Д

Учитель: Павлова Л.П.

Количество часов: всего34 часов; в неделю 1 час.

Планирование составлено на основе примерной программы для основного общего образования по истории, 2004 г.

Учебник: Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. – М.: Русское слово, 2008.

Тема

Количество

часов

1

Политическая сфера жизни общества

 9

2

Гражданин и государство

10

3

Основы российского законодательства

15

Итого:

34

 

Календарно-тематическое планирование 9 класса.

п/п

Тема

Урока

Кол-во

часов

Дата проведения

План

Факт

Раздел 1.

Политическая сфера жизни общества (9 часов)

1

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его понятие и существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства Государственный суверенитет

1

2.

 Формы государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства.

1

3.

Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм.. Разделение властей. Демократия, ее основные признаки, ценности и  развитие в современном мире

1

4.

Выборы и референдумы Участие граждан в политической жизни. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Выборы в РФ

1

5.

Основные направления политической деятельности. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни Участие партий в выборах. Политические партии и движения в РФ. Опасность политического экстремизма

1

6

Гражданское общество. Условия и пути становления  гражданского общества в РФ. Местное самоуправление. Средства массовой информации в политической жизни.  Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества.  Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.    

1

7

Правовое государство Условия и пути становления правового государства в РФ

1

8.

Межгосударственные отношения Межгосударственные конфликты и способы их разрешения

1

9.

Обобщающий урок по теме «Политическая сфера жизни общества»

 

1

Раздел 2. Гражданин и государство (10 часов)

10.

Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Народовластие.  Россия – федеративное государство. Субъекты федерации

 

1

11.

 Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. .    Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.

1

12.

Президент Российской Федерации, его основные функции.

13.

Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации.

1

.

14.

Судебная система Российской Федерации.  Конституционные основы судебной системы РФ.. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции

1

15.

Правоохранительные органы. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Полиция.

1

16.

Гражданство Российской Федерации, его понятие, основания. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

1

17.

     Понятие прав, свобод и обязанностей. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. . Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. защита прав ребенка

1

.

18.

Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе Основные международные документы о правах человека и правах ребенка Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

19.

Обобщающий урок по теме «Гражданин и государство»

1

Раздел 3. Основы российского законодательства (15 часов)

20.

Право, его роль в жизни общества и государства Принципы права. Источники права Субъекты права Система российского законодательства

1

21.

Норма права, ее понятие. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления)..

22.

Правоотношения. Правоотношения как форма общественных отношений.  Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения Правоспособность и дееспособность. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет

1

23.

 Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений.  Понятие, виды, принципы и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

1

24.

Гражданские правоотношения.   Правовые основы гражданских правоотношений. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Основные виды гражданско-правовых договоров Способы защиты гражданских прав

1

25.

Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей

1

26.

. Право на труд и трудовые правоотношения.Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека

1

.

27.

Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.  Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет

1

28.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Семья под защитой государства

1

29.

Права и обязанности родителей Права ребенка и их защита.  Права и обязанности детей Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей.

1

30.

Административные правоотношения. Особенности административно-правовых отношений. Виды административного наказания.

1

31

Уголовное право, основные понятия и принципы. Преступление (понятие, состав) Виды преступлений

1

32.

. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Основания  привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Необходимая оборона и крайняя необходимость. Пределы допустимой самообороны

1

33.

Обобщающий урок по теме «Основы российского законодательства»

1

34.

Итоговое занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...