Рабочие программы по предмету "Право"
рабочая программа по праву

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

среднего общего образования

Рабочая программа

по предмету право

10 класс

        

МБОУ  «СШ № 10»

Личностные результаты

Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

        формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и обще- человеческие гуманистические и демократические  ценности; готовность к служению Отечеству, его защите;

        сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития правовой науки и практики, а так-

же различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

        сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

        толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

        навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полез- ной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

        нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих  ценностей;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное от- ношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

        осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к про- фессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

        сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;

        ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты

        Умение самостоятельно определять цели деятельности  и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

        умение продуктивно общаться и взаимодействовать  в процессе совместной деятельности, учитывать   позиции  

других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

        владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

        готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных  источников;        умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

        умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

        умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей;        владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

        владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты

На базовом уровне

Сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;        владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;        владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;        сформированность представлений о Конституции РФ как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;

        сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;        сформированность основ правового мышления;

        сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного  права;

        понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;

        сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской  Федерации;

        сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.

В результате изучения права на базовом уровне ученик научится:

Знать/понимать систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии; характеризовать право как элемент культуры общества, систему законодательства, основные отрасли права, систему конституционных прав и свобод человека и гражданина, механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России, принципы организации и деятельности органов государственной власти, порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров, формы социальной защиты и социального обеспечения, порядок получения платных образовательных услуг,

объяснять происхождение государства и права, их взаимосвязь, механизм правового регулирования, содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права, содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента), особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом, различать формы (источники) права, субъектов права, виды судопроизводства, основания и порядок назначения наказания, полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека, объекты гражданского оборота, организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров, приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности, гарантий реализации основных конституционных прав, экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде, общепризнанных принципов и норм международного права, правоприменительной практики;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации; анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации; изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права; применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах); осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике; выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способов и порядка разрешения споров; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

Ученик получит возможность научиться

- в семейно-бытовой сфере (вести себя сообразно нравственным и правовым нормам, активно участвовать в жизни семьи и решении её проблем);

- в сфере трудовой деятельности (быть способным самостоятельно заключать и добросовестно исполнять трудовой договор, соблюдать правила трудовой дисциплины, разумно пользоваться льготами для работников, совмещающих работу с учебой);

- в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества);

- в сфере отношений в многонациональном и многоконфессиональном обществе (проявлять толерантность, конструктивно взаимодействовать с людьми различных национальностей и вероисповеданий);

-в сфере массовой коммуникации (быть способным находить, критически воспринимать необходимую социальную информацию и рекламу, передаваемую по каналам СМИ).

в сфере познавательной деятельности (способности адекватно понимать общественно-научные термины в контексте; знать базовые понятия социально-гуманитарных наук; самостоятельно получать информацию из философских, научных, публицистических, статистических, правовых и иных текстов).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРАВО»

Вводная тема. Роль права в жизни человека и общества

Наука юриспруденция: предмет и методы. Юридические профессии: судьи, адвокаты, нотариусы, прокуроры. Теории происхождения права. Происхождение права в государствах Древнего Востока, Греции, Рима, у древних германцев и славян. Право. Естественное право. Позитивное право. Функции права. Принципы и презумпции права. Социальные нормы. Правовое регулирование: способы и типы.

Тема 1. Теоретические основы права как системы

Правовая норма, ее структура. Институты и отрасли права. Частное и публичное право. Понятие, виды и принципы правотворчества. Законодательный процесс. Источники права: правовой обычай, правовой прецедент, правовая доктрина, нормативные договоры, нормативные правовые акты. Пределы действия законов во времени, в пространстве и по кругу. Виды систематизации: кодификация, инкорпорация, консолидация, учет. Формы реализации права: соблюдение, исполнение, использование, применение. Коллизии права. Сущность и назначение толкования права. Акт толкования права. Пробелы в праве.

Тема 2. Правоотношения и правовая культура

Правоотношение: виды и структура. Юридические факты. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. Признаки правонарушения, его состав. Виды поведения: законопослушное, конформистское, маргинальное, социально активное. Виды правонарушений. Признаки, принципы и виды юридической ответственности. Освобождение от ответственности. Срок давности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Правовое сознание. Правовая идеология, психология. Виды правосознания. Правовая культура. Правовые семьи: англосаксонская, Романо-германская, семья обычного права. Социалистическая, религиозно-правовая.

Тема 3. Государство и право

Сущность государства. Государство как публичная политическая власть. Признаки политической публичной власти. Механизм (аппарат) государственной власти. Понятие формы государства. Формы правления, формы государственного устройства. Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство.  Условия и пути становления  гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление. Понятие функций государства.  Классификация функций государства. Внутренние и внешние функции государства. Основы конституционного строя РФ.

Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Принцип разделения властей. Социальная деятельность государства. Система органов государства. Президент — глава государства. Федеральное Собрание — представительный и законодательный орган РФ. Исполнительная власть. Судебная власть, ее органы. Конституция: сущность, особая юридическая сила, верховенство, принципы, действие на территории всего государства. Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина РФ. Конституционные права и свободы граждан РФ. Конституционные обязанности граждан, права и обязанности налогоплательщиков. Воинская обязанность и право на альтернативную военную службу. Гражданство Российской Федерации. Понятие гражданства, приобретение и прекращение гражданства. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства (апатридов). Закон о гражданстве РФ. Понятие правового статуса. Элементы правового статуса. Субъективные права и обязанности. Различие правового статуса человека и гражданина. Избирательное право.

Значение и разновидности выборов в России. Сущность избирательного права. Принципы проведения выборов в РФ. Избирательная система. Избирательный процесс. Основные стадии избирательного процесса. Финансовое обеспечение выборов. Ответственность за нарушение законодательства о выборах.

Тема 4. Правосудие и правоохранительные органы

Судебная система. Принципы судопроизводства. Судебная система защиты прав человека: конституционный суд,  суды общей юрисдикции, принципы судопроизводства, мировые суды, порядок осуществления правосудия. Арбитражный суд. Арбитражный процесс. Понятие арбитражного процесса. Правила арбитражного процесса. Исполнение судебных решений. Система ОВД. Прокурорский надзор. ФСБ. Адвокатура. Функции правоохранительных органов.

Тема 5. Гражданское право

Понятие и сущность гражданского права. Гражданские правоотношения. Источники гражданского права. Виды субъектов гражданских правоотношений. Физическое лицо как субъект права. Юридические лица как субъекты права. Понятие сделки и ее виды. Формы сделок Основания недействительности сделок Представительство в сделках. Доверенность и ее виды. Понятие обязательства. Способы обеспечения исполнения обязательств. Понятие договора и его содержание. Виды договоров. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров. Отдельные виды обязательств. Понятие права собственности. Основания возникновения права собственности. Понятие права интеллектуальной собственности. Интеллектуальные права (исключительные - имущественные; неимущественные; иные - право доступа, право следования). Авторское право. Смежные права. Право охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Ноу-хау. Патентное право. Право средств индивидуализации участников гражданского оборота. Понятие общей собственности. Защита права собственности. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Понятие гражданско-правовой ответственности. Виды гражданско-правой ответственности. Способы защиты гражданских прав.

Предпринимательство и предпринимательское право. Правовые средства государственного регулирования экономики. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества. Производственный кооператив (артель). Унитарное предприятие. Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей. Права потребителей. Защита прав потребителей при заключении договоров на оказание услуг. Сроки предъявления претензий. Защита прав потребителей. Понятие и сущность наследования. Правила наследования на основании завещания. Формы завещания. Наследование по закону.

Тема 6. Семейное право

Порядок заключения брака. Расторжение брака. Имущественные и личные неимущественные права супругов. Договорной режим имущества супругов. Родители и дети: правовые основы взаимоотношений. Алиментные обязательства.

 Тема 7. Трудовое право

Понятие трудового права. Принципы и источники трудового права. Коллективный договор. Трудовое соглашение. Занятость и безработица. Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей. Трудовой договор. Гарантии при приеме на работу. Порядок и условия расторжения трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Трудовые споры и дисциплинарная ответственность. Понятие рабочего времени. Время отдыха. Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством для несовершеннолетних.

Тема 8. Административное право и административный процесс

Административное право и административные правоотношения. Особенности административного права. Административные правоотношения. Понятие административного правонарушения. Административная ответственность. Меры административного наказания. Производство по делам об административных правонарушениях.        

Тема 9. Уголовное право и уголовный процесс

Понятие уголовного права. Принципы уголовного права. Действие уголовного закона. Понятие преступления. Основные виды преступлений. Уголовная ответственность и наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних. Защита от преступления. Права обвиняемого, потерпевшего, свидетеля. Уголовное судопроизводство

Тема 10. Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни.

Пенсионная система и страхование. Правовое регулирование денежного обращения. Экологическое право. Экологические правонарушения и юридическая ответственность. Правовое регулирование отношений в области образования. Права и обязанности субъектов образовательных правоотношений. Профессиональное юридическое образование. Практические советы о том, как заключить договор на обучение. Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы, следователи. Особенности профессиональной юридической деятельности.

Тема11. Международное право.

Понятие международного права. Источники и принципы международного права. Субъекты международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правозащитные организации и развитие системы прав человека. Европейский суд по правам человека. Международная защита прав детей. Международные споры и международно-правовая ответственность. Международное гуманитарное право и права человека.


Календарно-тематическое планирование

уроков права в 10 классе

2019– 2020 учебный год

Учитель Колосова Н.В.

Раздел программы, количество часов

Планируемые предметные результаты к изучаемому разделу

№ урока

Дата проведения

Тема

Примечания

Тема 1.

Роль права в жизни человека и общества

Иметь представления о задачах, особенностях, содержании и значении курса «Право»

1

5.09

Курс «Право», его структура и особенности

Сообщение о символах права

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Объяснять связь государства и права. Называть и характеризовать теории

2

12.09

Происхождение права

§ 1, эссе

Знать основные положения темы.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

3

19.09

История права

§ 2, записи, сообщения

Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

4

26.09

Принципы, аксиомы и презумпции права

§ 3

Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

5

3.10

Система регулирования общественных отношений

§ 4

Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

6

10. 10

Принципы, аксиомы и презумпции права

Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

7

17.10

Система регулирования общественных отношений

§ 4

Тема 2.

Теоретические основы права как системы

Знать основные положения урока. Называть виды правовой нормы, элементы системы права. Знать понятия темы

8

24.10

Система права

§ 5

Знать основные положения урока. Называть основные этапы законотворчества

9

31.10

Правотворчество и процесс формирования права

§ 6

Знать основные положения урока. Называть основные источники права

10

14.11

Формы права

§ 7-8

Знать основные положения урока. Называть механизмы вступления и прекращения юридической силы нормативных документов

11

21.11

Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц

§ 9

Знать основные положения урока. Называть механизмы реализации правовых норм

12

28.11

Реализация права

§ 10

Знать способы и виды толкования права, определять значение толкования права для правотворческой и правоприменительной практики.

13

5.12

Толкование права: задачи и особенности

§ 11

Систематизация знаний по теме «Теоретические основы права». Навыки работы с юридическими текстами, умение решать правовые задачи

14-15

12.12

 19.12

Система права

Решение задач

Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

16

26.12

Правонарушения и их характеристика

§ 14, эссе

Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

17

16.01

Юридическая ответственность

§ 15, эссе

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

18

23.01

Правосознание и правовая культура

§ 16, эссе

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

19

30.01

Правовые системы современности

§ 17

Систематизация знаний по теме «Правоотношения и правовая культура». Навыки работы с юридическими текстами, умение решать правовые задачи

20

6.02

Правоотношения и правовая культура

Тема 4.

Государство и право.

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

21

13.02

Государство, его признаки и формы

§ 18, эссе

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

22

20.02

Теории происхождения государства

§ 19, эссе

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

23

27.02

Сущность и функции государства

§ 20, эссе

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

24

5.03

Форма государства Интегрированный урок с уроком экономика.

§ 21, эссе

19.02 –

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

25

12.03

Организация власти и управления в стране

§ 22

20.02 –

Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения

26

19.03

Понятие Конституции, ее виды

§ 24

12.03 –

Знать основные положения урока.
Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

27

9.04

Общая характеристика Конституции РФ. Основы конституционного строя.

§ 25

13.03 –

Знать основные положения урока, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать ё текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

28

16.04

Гражданство в РФ

§ 26

Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные положения

29

22.04

Правовой статус человека в демократическом правовом государстве Интегрированный урок с уроком история

§ 27-28

Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Умение работать с текстом учебника, выделять главное

30

23.04

Избирательные системы. Избирательное право

§ 29

Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

31

30.04

Избирательный процесс Интегрированный урок с уроком экономика.

§ 30

Систематизация знаний по теме «Государство и право». Навыки работы с юридическими текстами, умение решать правовые задачи

32

7.05

 Тест по теме: Государство и право

Тема 5. Правосудие и правоохранительные органы.

Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

33

14.05

Защита прав человека в государстве Интегрированный урок с уроком  история

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

34-35

21.05

28.05

Правоохранительные органы РФ Интегрированный урок с уроком обществознание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...