Методическая разработка курса по выбору «Школьникам о коррупции»
рабочая программа по праву

Никитченко Анастасия Юрьевна

Обоснование актуальности: Одна из наиболее острых тем, которые существуют в обществе, - тема противодействия коррупции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_korruptsii.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка курса по выбору

«Школьникам о коррупции»

Обоснование актуальности: Одна из наиболее острых тем, которые существуют в обществе, - тема противодействия коррупции.

           Ситуация  (статьи в СМИ и Интернете) свидетельствует, что наиболее распространенными формами коррупции  в Кировской области считаются предоставление конкурентных преимуществ «приближенным» к представителю власти компаний (22,4%), взятки представителям власти (15,3%), содействие бизнесу представителя власти или членов его семьи и вхождение представителя власти (членов его семьи)  в бизнес (13,1%). Если говорить о гражданах, то они сталкиваются с бытовой коррупцией на местах.                                                                               Автор считает, что данная тема актуальна, ведь в повседневной жизни мы нередко сталкиваемся с этим явлением и противодействовать коррупционным проявлениям можно только совместными усилиями.

          Коррупции невозможно противостоять без участия гражданского общества. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, - важнейшая задача современного образования.

В содержании школьного образования, в частности в образовательной области «Общественные дисциплины» большое внимание уделено развитию правовой культуры личности, которая рассматривается как одно из важнейших условий решения стратегической политической задачи – превращения России в современное правовое государство.

Антикоррупционное образование слабо представлено в Государственном образовательном стандарте, учебных программах по обществознанию, поэтому программа курса  по выбору «Школьникам о коррупции» станет дополнение правовому блоку Государственного стандарта в образовательной области «Общественные дисциплины».  

     Правовая компетенция, формируемая в процессе правовой подготовки  школьников, представляет собой комплексную характеристику, включающую в себя не только знания, навыки, способности, ценностные установки, индивидуальные способы поведения учащихся, но и освоение способов и приобретение опыта деятельности, необходимого каждому в ежедневной жизни, в процессе социальной практики.

     В данной программе предпринята попытка систематизировать знания в области коррупции и  создать условия для профилактики антикоррупционного поведения учащихся.

Новизна программы заключается в попытке систематизировать  материал  по данной теме, апробировать новую форму подачи материала (курс по выбору), используя активные методы и приемы обучения.

       Цель программы: средствами данной программы  сформировать представления об опасности коррупции, выработать навыки противодействия коррупции в реальной практике. 

 

      Основные задачи: 

•  дать представление о понятии и формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах и вредных последствиях данного явления, о необходимости борьбы с коррупцией;

• развивать умения применять понятийный аппарат и приемы анализа для раскрытия сущности явлений и событий, оценивать, определять и аргументировать свое отношение к ним, развивать  навыки работы с  различными источниками информации, навыки исследовательской, проектной и творческой деятельности;

• профилактика антикоррупционного поведения;

• создать условия для воспитания гражданской ответственности, правового самосознания, нравственности.

  Для  реализации этих задач необходимо сочетать все методы преподавания:  пассивные, активные и интерактивные; занятия в классе и внешкольные мероприятия.

 

      Формы  проведения занятий:  традиционные,  лабораторно – практическое занятие, групповая и индивидуальная работа, деловая  игра, игра – тренинг, создание и защита проекта, дискуссия, проектная деятельность, учебное исследование т.п..

         

Представленная  программа  курса предназначена для учащихся 9 классов. Область применения: данную программу можно использовать для  проведения  курса по выбору, факультативных занятий, кружков.

Курс  рассчитан на  15 часов. Однако количество часов может быть изменено. Учебное время на изучение тем определяет учитель с учетом конкретных условий.        

   

        Ожидаемые  результаты:

 Предполагается, что к завершению курса учащиеся будут:

знать:  понятие коррупции, виды и формы  коррупции, причины появления этого социального явления и его негативные последствия;

понимать:  зачем и как бороться с коррупцией;

уметь: приводить примеры коррупционных явлений из реальной жизни, анализировать их, проводить опросы и исследования, представлять результаты, действовать в жизненных ситуациях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Учебно - тематический план

№п/п

Название темы

Количест

во часов

Вид деятельности

Форма контроля

   

Введение

1 час

эвристическая беседа, дискуссия

составление синквейна

 1.

Коррупция как социальное явление

2 часа

работа со словарем

составление словаря темы

 2.

Коррупция в истории Российского государства

2 часа

проблемная лекция

составление анкет

 3.

Влияние и последствия коррупции

2 часа

интерактивное занятие

написание эссе

 4.

Методы борьбы с коррупцией

2 часа

сообщения, работа с Интернет - ресурсами

опрос обществен-

ности

5.

Антикоррупционная политика в России

2 часа

лабораторно – практическое занятие, работа с документами

составление теста по теме

  6.

Реальные жертвы коррупции

2 часа

практикум

нарисовать плакат или коллаж

  7.

«Я и коррупция»: моя гражданская позиция

2 часа

Деловая игра с элементами дискуссии

рефлексия

Содержание курса

Введение. Коррупция как фактор, угрожающий национальной безопасности. Актуальность проблемы противодействия коррупции.

Тема 1. Коррупция как социальное явление.

Явление коррупции (исторический экскурс).

Происхождение термина «коррупция».

Понятие коррупции. Многообразие определений коррупции. Основные признаки коррупционного действия. Причины появления и живучести этого социального недуга.

Виды коррупции: коррупция в сфере государственного управления, парламентская коррупция, коррупция на предприятии.  Формы ее проявления (злоупотребление служебным положением, взяточничество,  растрата, вымогательство, фаворитизм и т.д.)

Тема 2. Коррупция в истории Российского государства

Сведения о первых злоупотреблениях должностных лиц  в Древней Руси. Русская  Правда. Коррупционные явления ХIV – ХVIII вв.: почесть,  посулы,  мздоимство, лихоимство, взяточничество, фаворитизм и т.п. законодательные ограничения коррупционных действий. Превращение коррупции в механизм государственного управления в ХIХ в.

Антикоррупционные меры Советского государства.

Тема 3. Влияние и последствия коррупции.

Коррупция как социально опасное явление.  Влияние коррупции на экономику, социальную сферу, политику. Негативные  последствия коррупции в различных сферах жизнедеятельности общества (социальной, политической, экономической, а также в повседневной жизни человека).

Тема 4. Методы борьбы с коррупцией.

Понятие антикоррупционной политики, ее содержание. Субъекты антикоррупционной политики: международные (ООН, Совет Европы, СНГ и др.),  национальные, региональные и муниципальные. Опыт международной борьбы с коррупцией. Современные модели стратегии борьбы с коррупцией (Сингапур, Швеция, Китай и др.).

Международное антикоррупционное законодательство  (Конвенция ООН против коррупции.  Конвенция Совета Европы по уголовной ответственности за коррупцию и др.).  Международный день борьбы с коррупцией – 9 декабря.

Тема 5. Антикоррупционная политика в  современной России.

Законодательные акты, регулирующие сферу противодействия коррупции.  Открытость информации как способ борьбы с коррупцией. Роль СМИ.

Национальный план противодействия коррупции (31.07. 2008 г.). Федеральный закон «О противодействии коррупции» (25.12. 2008 г.)

Меры государственного и общественного контроля за реализацией антикоррупционной  программы в РФ. Роль гражданского общества, каждого гражданина  в противодействии коррупции.

Уголовный кодекс РФ о взяточничестве и других коррупционных преступлениях.

Молодежь как объект или субъект возможных коррупционных действий. Меры противодействия коррупции в ОУ.

Тема 6. Реальные жертвы коррупции.                                                                    

Результаты опроса / исследования на местном уровне. Результаты социологических исследований в мире и в России. Коррупция в Кировской области

Практикум: обсуждение реальных ситуаций  

Тема 7.  «Я и коррупция»: моя гражданская позиция

Деловая игра с элементами дискуссии

Основные источники  для учащихся

 1. Конституция РФ

 2. Уголовный кодекс РФ

 3. Словарь иностранных слов.- СПб.: ООО «Виктория плюс», 2008

 4. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М.: «Оникс 21 век», 2005

 5. Сайт: ru.wikipedia.org/wiki

 6. http://www.anti-corr.ru

Основные источники  для учителя

1. Национальный план противодействия коррупции. 2008. 31 июля // Официальный сайт Президента РФ: http://www.kremlin.ru/articles/corrupt.shtml

2.Уголовный кодекс Российской Федерации (в ред. от 13.02.2009 г.)

3. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

4. Антикоррупционные документы и инструменты: международный и национальный опыт борьбы с коррупцией. М., 2004.

5. Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. Рек. РЭС КО СПб. М.: Вентана-Граф, 2009.

6. Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник/ Под ред. П.А. Кабанова. М., 2008.

7. Основы противодействия коррупции. М., 2000.

8. Римский В.Л. Потери от коррупции. Коррупция и борьба с ней: роль гражданского общества // Гуманитарно-политологический Центр «Стратегия». СПб., 2000 и др.

9. http://www.anti-corr.ru

10. ru.wikipedia.org/wiki

11. Сайт Transparency International: www.transparency.org.ru

12. http://www.netkorrup-cii.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания "Выбор профессии - дело ответственное"

Профориентационная работа с родителями и школьниками.Родительское собрание "Выбор профессии - дело ответственное",10 класс, форма проведения - форум, используются современные образовательные технологи...

методическая разработка программа "Мой выбор"

методическая разработка, программа профилактики зависимого поведения у подростков....

Методическая разработка урока «Нравственный выбор героини рассказа А.П. Чехова «Анна на шее»

Данная методическая разработка посвящена теме « Нравственный выбор героини рассказа А.П.Чехова «Анна на шее». Автор указывает на актуальность и значимость проблемы в русской  литературе ХIХ века....

Учебно-методическая разработка по теме «Выбор профессии»

Для работы со старшеклассниками школ с углублённым изучением немецкого языка, направленная на развитие умений говорения на основе видеоматериала „ Das Vorstellungsgespräch: So bekommen Sie den J...

Методическая разработка "Классный час "Выбор профессии"

Классный час, посвященный выбору профессии. Можно проводить в 8 и 9 классах. При разработке  классного часа использован материал  из пособия "Классные часы" автора-сост. А.В. Давыд...