Современные методов преподавания истории и обществознания
методическая разработка по праву (10 класс)

Данные методической разработки знакомят обочающихся с основными положениями Конституции РФ, основами государственного строя,национально-государственного устройства,принципами формирования государственных органов власти.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в 9 кл.

Предмет -обществознание

Тема урока

«Конституция Российской Федерации».

Цель урока

  1. Познакомить учащихся с Конституцией России, как основным  нормативно-правовым актом нашей страны.

Задачи урока

  1. Продолжить работу по формированию основ правовой культуры и  гражданского самосознания учащихся через знакомство с Конституцией Российской Федерации как нормативно-правовым актом
  2. Рассмотреть понятие «Конституция», «правовой статус», «гражданство».
  3. Познакомить учащихся с основными статьями Конституции РФ.
  4. Расширить правовой кругозор обучающихся, привить навыки коммуникативной и интерактивной  деятельности.
  5. Воспитывать сознательную гражданскую позицию, чувства уважения к государственным символам и Основному закону страны.

Планируемые результаты

Учащиеся знают основы конституционного строя Российской Федерации; знают основные статьи Конституции РФ; владеют понятиями «конституция», «правовой статус личности», «конституционные права и обязанности граждан РФ» и оперируют ими;  умеют определять формы правления, государственного устройства и политический режим современной России.

Формируемые компетенции

Ценностно-смысловые компетенции: уметь определять свою роль, как гражданина РФ; знать и выполнять свои права и обязанности согласно Конституции РФ.

Общекультурные компетенции:  овладеть основами правовой культуры и  гражданского самосознания, научить выражать сознательную гражданскую позицию

Учебно-познавательные: знать определения изучаемых понятий; уметь задавать вопросы к изучаемым фактам; уметь соотносить определение и его значение; уметь работать с инструкцией к заданию.

Информационные: владеть навыками работы с источниками; самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию; преобразовывать и точно передавать ее, осознанно воспринимать информацию. 

Коммуникативные: уметь представить свою группу; владеть способами деятельности в группе, в паре; следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; уметь высказать свое суждение и спросить мнение партнера.

Социально-трудовые: знать основные статьи Конституции РФ, как гражданин своей страны; знать свой правовой статус, права  и обязанности гражданина РФ.  

Формы и методы обучения

Методы: наглядный, частично – поисковый, практический.

Методы контроля: устный, письменный (тесты)

Приемы: элементы технологии РКМЧЧП, проблемные вопросы.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Основные понятия и термины

Конституция, правовой статус человека, гражданство, конституционные права и обязанности.

Основные источники информации

1. Боголюбов Л.Н.. Обществознание 9 класс (2018 год). 

2.Е.А. Певцова Право. Основы правовой культуры.,  М: Русское слово 2019 г.

3. Кравченко А.И. Программа курса,  М:  Русское слово2018 г.

4. Конституция РФ,  М: 2020 г.

Оборудование

ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки № 1 с заданиями по определению формы правления , карточки № 2 для заполнения основных прав и обязанностей гражданина РФ, Конституция РФ ( 1993 г.) 

Этап урока

(время)

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Сообщение темы и целей урока. 1 мин.

Мотивация учебной деятельности.

5 мин.

Подготовка к активному и осознанному усвоению нового материала. Показ практической значимости и постановка учебной задачи.

Несколько уроков назад вы начали изучение политико-правовой сферы жизни общества. 

Я предлагаю вспомнить некоторые понятия из пройденных тем (учащимся предлагается задание проводится в форме диктанта по основным понятиям предыдущего урока. Приложение 1.

 

Решение тестов- проверка с помощью подготовленной презентации.

 (Презентация 1)

У группы учащихся (5-7 человек) учитель проверяет сам и выставляет за работу оценки.

Учащиеся соотносят  термин и его значение.

Учащиеся осуществляют самопроверку.

2. Изучение нового материала.

15 мин.

3. Физминутка

 2 мин

4. Практическая работаю

8 мин.

Дать конкретные представления о истории принятия Конституций в нашей стране.

Организовать работу в группах. Обнаружить и устранить пробелы.

 

1. Учитель рассказывает и показывает учащимся  слайды с изображенными на них основными датами, принятия конституций в нашей стране.  (слайд 2,3). 

Ваши записи пригодятся вам в дальнейшей работе на уроке. Определяем основные признаки конституции. (слайд №4)

2. Предлагается рассмотреть Конституции ФР( которые лежат на столах у учащихся) и определить структуру документа. (слайд № 5)

Предлагаю вам обратиться к тексту Конституции РФ (работа с текстом) Проанализируйте данный документ 

(обратить внимание на ст. 3 Конституции РФ)

3. Учитель ставит проблему: «Что значит быть гражданином России?»

Конституция дает человеку возможность не чувствовать себя чужим в собственной стране, а ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями.

Конституция РФ закрепляет правовой статус человека как гражданина России.

(слайд №6)

 4. Учитель задает вопрос: « Почему мы стали гражданами России?»

5. Учитель предлагает провести физминутку

6. Работа с Конституцией:

Конституционный строй (схема)

 Возьмите карточку № 1, которая лежит у вас на партах (приложение№1). Вам необходимо заполнить таблицу «Форма государства» Работая с Конституцией РФ

1.Какие  формы правления вам известны? (Республика, монархия)

2.Какие формы государственного устройства вам известны?(унитарное, федерация, конфедерация)

3. Какие виды  политического режима вы знаете ? (демократический, тоталитарный, авторитарный)

Работая в группах с главой 1 Конституции РФ ст. 1, 2, 3, 5 ч.1, 6 ч.2, 10, 11 ч.2,13 ч.3,  заполните схему форма государства, подтверждая правильность заполнения статьями Конституции. На работу 3 мин.

Проверка работы учащихся.

(слайд №7)

7   . Учитель просит доказать, что Россия состоит из равноправных субъектов  федерации.

Пользуясь статьей 65  Конституции  РФ  назовите субъекты федерации. (слайд 8)

Учитель задает вопрос: «А в каком субъекте живем мы?»

8. Я предлагаю вам взять карточки № 2 Работа с конституцией Гл 2. Учитель просит заполнить таблицу «Основные права и обязанности граждан»  Предлагает проверить заполнение таблицы. (слайд 9,10)

 

Учащиеся фиксируют у себя в тетрадях основные вехи истории Конституции в нашей стране

Учащиеся делают вывод: Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.

Учащиеся анализируют документ, делают записи в тетрадях.

Учащиеся делают вывод: «Правовой статус человека – совокупность его прав и обязанностей»

Учащиеся отвечают на вопрос учителя в свободной форме (Потому что родились здесь, потому что родители граждане России. В гражданство могут и принять. Это право есть у любого человека с 18 лет. По собственному желанию любой гражданин может выйти из гражданства. Документ, подтверждающий гражданство РФ – паспорт. У вас у всех есть такой документ? Он выдается гражданам России в 14 лет.)

Разминка для глаз

Учащиеся заполняют таблицу, работая с Конституцией РФ Гл 1. 

Затем озвучивают результат. 

Учащиеся изучают ст.65 Конституции РФ и соответственно делают записи в тетради Республики – 21        

Края   -9      

Области  - 46

Города федерального подчинения – 2 

Автономная область –1

Автономные  округа – 4

Каждая республика имеет свою Конституцию, законодательство,  остальные субъекты – Устав и законодательство

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос учителя.

Работая в группах с главой 2  Конституции РФ ст. 20-29, (личные права), ст.30-33 (политические права), ст.34-44(социально-культурные и экономические)  заполняют Основные права человека и гражданина, подтверждая правильность заполнения статьями Конституции. На работу 3 мин.

3. Первичное закрепление изученного.

5 мин.

Проведение рефлексии.

Учитель предлагает учащимся решить тест-проверку на изученную тему.(Приложение 2.

Учащимся предлагаю составить  синквейн.

Примерные аналогии синквейна:

конституция.

гражданин

Народная,

демократическая

Свободный, ответственный

 устанавливает, обязывает, ограничивает

Принимает, выполняет, голосует

Основной документ России

Обладает правами и обязанностями

Закон

Человек

Учитель проводит первичную рефлексию знаний:  Что я запомнил? Что я нового для себя узнал? Что я знал ранее? В чем мои знания пополнились? 

Выставите себе оценки за работу на уроке. Используя лист самопроверки.(приложение №2)

 Учащиеся решают  тест. Взаимная проверка выставление оценок.

Выполняют творческое задание учителя(синквейн).

Учащиеся оценивают свою работу на уроке, заполняя лист самопроверки.

4. Домашнее задание.

2 мин.

Сообщить домашнее задание и способы его выполнения.

П. 11(35), практикум с.258 Учитель поясняет, как следует выполнить практикум.

Учащиеся записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Интерактивные методы в преподавании истории и обществознания"

Теоретическая статья, посвященная основам практического применения современных интерактивных технологий в работе учителя истории и обществознания....

«Современные методы преподавания истории и обществознания. Кейсы как эффективный проблемный метод преподавания истории и обществознания».

Человек, живущий в государстве, неизбежно включается в политическую жизнь. В ней можно участвовать активно (целенаправленно добиваться влияния на власть) или пассивно (целенаправленно или неосоз...

Эссе: «Современные методы преподавания истории и обществознания».

Модернизация образования, углубление и усложнение содержания исторического образования в общеобразовательной школе настоятельно требуют от нас, учителей-практиков, применения  инновационных метод...

Использование интерактивных методов обучения в преподавании истории и обществознания

В усовиях модернизации образования одной из ведущих задач является формирование у обучающихся ключевых компетенций. Для этого необходимо выявить наиболее  оптимальные формы обучения, методы и при...

Современные методы преподавания истории в 5-7 классах в рамках ФГОС

Современные методы преподавания истории в 5-7 классах в рамках ФГОС...

Актуальные формы и методы преподавания истории в современных условиях.

.  В  статье дан анализ актуальных методов преподавания истории, позволяющих эффективно решать образовательные задачи в условиях информационной перегруженности, высоких учебных нагрузок, цел...

«Интерактивные методы и технологии в преподавании истории и обществознания»

Сегодня в обществе в связи с переходом на ФГОС происходят серьезные изменения. Эти изменения требуют новых подходов к содержанию системы образования. Ключевая роль в решении новых задач принадлежит уч...