«Как человек изменил Землю»
план-конспект урока природоведения (5 класс) по теме

Конспект урока. Природоведение. 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  областное  бюджетное образовательное

учреждение  «Минькинская специальная (коррекционная)

общеобразовательная  школа-интернат V вида»

Предмет: природоведение

Класс: 5

Продолжительность урока: 45 минут

Учитель: Гапенкова Людмила Петровна

Конспект урока

Тема урока: «Как человек изменил Землю»

Цели урока:

 Образовательные:

- обобщить, систематизировать и углубить  знания  по теме «Как человек изменил Землю?» .

- Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями.

- Выявление причинно - следственных связей влияния человека на природу, возникновение экологических проблем на примере Мурманской области.

  1. Познакомить с понятием «экология».

Развивающие: развитие познавательного интереса к самостоятельному поиску знаний; развитие творческого мышления; формирование навыков речемыслительной деятельности.

Воспитательные: Воспитывать эстетические взгляды на окружающую действительность, а также, формировать широту взглядов и ответственность в принятии решений, умение общаться и отстаивать свою точку зрения.

Коррекционные: Расширение словарного запаса. Развитие понимания значения слов.

Задачи:

  1.    помочь в осознании и осмыслении причин возникновения экологических проблем;
  2. способствовать включению учащихся в активную учебную деятельность;
  3. способствовать самовыражению и развитию чувств и эмоций учащихся;
  4. создание атмосферы открытости и ответственного сотрудничества на уроке.

Формы организации учебной деятельности:   индивидуальная, фронтальная.

Педагогические технологии, используемые на данном уроке: технология полного усвоения; информационные технологии;

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: раздаточный материал (буклеты), компьютер, мультимедийный проектор.

Методы и формы учебной деятельности:

Самостоятельная работа с заданиями, проблемные  изложения  по экологическим проблемам.

Урок полностью  разработан  учителем.

Программы:

Презентации – Microsoft Office Power Point

Буклет - Microsoft Office Publisher

Конспект урока, описание - Microsoft Office Word

Тренажёры – программа-оболочка « Hot Potatoes»

Ход урока:

I. Организационный этап (1 мин)                                                                                  

Слайд №1.     

Дидактическая задача этапа: подготовить учеников  к работе на уроке.

II. Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному восприятию материала (5 мин)

Слайд №2

Дидактическая задача этапа: организовать и направить к цели, познавательную деятельность обучающихся.                                                                       

Эпиграф к уроку:

«Природа не храм, а мастерская,

 и человек в ней  работник,

человека не может не занимать природа,

он связан с ней тысячью неразрывных нитей».

                                       Иван Тургенев

                       

Учитель:

Много ли людей на земном шаре?

Ученики:  Много.

  Это известно довольно точно — число обитателей нашей планеты выглядит внушительно — их более трех миллиардов!

Но если собрать всех людей в одном месте и предоставить каждому один квадратный метр площади, то все человечество уместится в прямоугольнике, длина которого будет равняться 60 км, а ширина — 50км. Иначе говоря, все человечество, если, правда, его основательно потеснить, можно разместить на площади, равной примерно 3 тыс. км 2. А площадь поверхности всей суши — 149 млн. км2.

  Как видно, ответить на вопрос, много или мало людей на Земле, не так-то просто. В этом случае, как и во многих других, судить о количестве населения нужно не по сухой цифре, а по делам человека, по масштабам его воздействия на природу.

Слайды №3,4,5

Учитель:  Письмо из Всемирного фонда дикой природы. Справка.

Ученики выступают в роли экспертов.

Слайд №6

Учитель:

Цели урока.

1.  Выяснить:

Каковы причины возникновения экологических проблем.

Есть ли в нашей  области экологические проблемы?

2.  Подумать над высказыванием:

«Жизнь под угрозой».

 Какой знак препинания можно поставить  в конце этого высказывания.

? ! или ...

Работать вы будете с буклетами, которые у вас на столах. подпишите.

III. Этап обобщения и систематизации материала (25 мин)

Дидактическая задача этапа: систематизировать знания обучающихся по данной теме, активизировать деятельность в процессе  выполнения заданий.

Слайд №7

Учитель: Перед вами фотографии.

-Что вы видите?

-Сравните эти фотографии.

-На каких фотографиях природный ландшафт, а на каких антропогенный.

-Назовите причины таких отличий.

В буклетах есть словарик: «ландшафт», «антропогенный ландшафт».

 

Слайд №8

Учитель: Кто знает что такое «экология»?

Запишите в буклет.

Слайд №9

Учитель:  Давайте выясним, так каковы же  причины возникновения экологических проблем.  

Выполните задание №1.

 Подберите пару: экологическая проблема – причина.

1. Кислотные дожди

2.Озоновая дыра

3. Парниковый эффект

А. Увеличение в атмосфере углекислого газа

Б. Загрязнение атмосферы выбросами промышленных предприятий

В. Увеличение использования аэрозолей и освежителей воздуха.

Ответ:1(Б), 2(В), 3(А)

На  выполнение этого задания даётся --- 2 минуты

Слайд №10

Учитель:  Проверьте себя. 1 мин.

Если три правильных ответа, то оценка «5», два – «4», один ответ – «3». Оценку запишите в буклеты.

Слайд №11

Учитель:  Выполните задание №2.  Реши задачу.

  На заре развития земледелия и скотоводства площадь лесов на Земле составляла 62 млн. км кв. Сейчас лесами покрыто 36 млн. км кв. На какой площади уничтожены леса за это время?

1.  98 млн. км. кв

2.  26 млн. км.кв

3.  50 млн. км.кв

На  выполнение этого задания даётся --- 2 мин

Слайд №12

Учитель:  Проверьте себя. 1 мин.

Ответ: 2 (26 млн.км. кв)

Если правильно дан ответ – оценка «5».

Слайд №13

Учитель:  Выполните задание №3. «Установите соответствие»:

1. Исчезнувший вид

2. Редкий вид

3. Спасённый от вымирания вид

А – странствующий голубь;  В – секвойя; Б - зубр

На  выполнение этого задания даётся --- 2 мин

Слайд №14

Учитель:  Проверьте себя. 1 мин.

Ответ:  1А, 2В, 3Б.

Если три правильных ответа, то оценка «5», два – «4», один ответ – «3». Оценку запишите в буклеты.

Слайд №15

Работа с цифровыми ресурсами:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов –

http://school-collection.edu.ru/catalog/

Задание:

1. Рассмотрите иллюстрации Единной Цифровой Коллекции.

2. Подготовьте небольшой рассказ.

3. Откройте нижнюю ссылку.

«Природоведение», 5 класс, Плешаков А.А., Сонин Н.И. 

Тема: Как человек изменил Землю

1.  Городской смог  Вдовин Дмитрий

2.   Домашние животные Воробьёва Валя

3.   Культурные растения  Доронин Виктор

4.   Радиоактивная зона  Иванов Влад

5 Жизнь под угрозой

6. Вещества, содержащие фреоны  Тихонов Денис

7. Животные, истребленные человеком  Овсяников Влад

8. Исчезающие виды растений Савельев Юрий

 9. Китобойный промысел Смирнова Елизавета

 

Учитель: Рассмотрите иллюстрации. Подготовьте небольшой рассказ. На выполнение этого задание -5 мин.

Обсуждение. 5 мин.

Слайд №16

Учитель:  Есть ли в нашей местности экологические проблемы?   Беседа. 2 мин.

Физкультминутка, которая поможет нам и нашим детям сохранить зрение (3 мин)

1. Глубоко вздохнув, зажмурить глаза как можно сильнее и задержать дыхание. Напрячь мышцы шеи, лица, головы. Через 2–3 секунды быстро выдохнуть, широко раскрыв на выдохе глаза. Повторить 5 раз.

2. Закрыть глаза, помассировать надбровные дуги и нижние части глазниц круговыми движениями – от носа к вискам.

3. Закрыть глаза, расслабить брови. Вращать глазными яблоками слева направо и справа налево. Повторить 10 раз.

4. Поставить большой палец руки на расстоянии 20–30 см от глаз, смотреть на кончик пальца 3–5 секунд. Закрыть один глаз на 3–5 секунд, затем открыть снова посмотреть на кончик пальца. Закрыть другой глаз. Повторить 10–12 раз.

5. Положить кончики пальцев на виски и слегка надавить. Быстро поморгать 5–7 секунд, затем закрыть глаза и отдохнуть 10 секунд. Повторить 3 раза.

IV. Этап подведения итогов учебного занятия (10 мин)

Дидактическая задача этапа:    Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Слайд №17

Учитель: Давайте вернёмся к нашим целям урока и поможем ответить на вопросы:

 1.   Каковы причины возникновения экологических проблем.

2.   Есть ли в Вашей области экологические проблемы?

3.   Жизнь под угрозой?!...

Учитель: Если бы все земляне были вооружены только двумя руками или примитивными орудиями труда вроде заостренной палки, как на заре человеческой истории, они затерялись бы среди дремучих лесов, обширных степей и пустынь. Но современное человечество вооружено могучей техникой. Рассеянное почти по всему лику Земли, оно упорно трудится, и труд этот многое изменил на поверхности нашей планеты, наложил неизгладимую печать на ее облик.

Слайд №18. Выводы.

Слайд №19-22. Работа с тренажёрами. Тренажёры сделаны в программной оболочке « Hot Potatoes» и заранее установлены на рабочих столах. Для работы с тренажёрами необходим любой браузер (Опера, Интернет, Firefox). 5-10 минут.

V. Этап информации о домашнем задании (3 мин)

Дидактическая задача этапа: Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Слайд №23 Домашнее задание

1. Учебник: стр.160-162

2. Рабочая тетрадь: стр.83. Задание №6.

3. Задание на «5».

С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовьте доклад на одну из тем:

«Животные, исчезнувшие по вине человека»

«Редкие и исчезающие виды растений и животных Мурманской области»

«Животные, спасённые человеком»

«Заповедники и национальные парки России мира»

«Ботанические сады и зоопарки России и мира»

«Питомники редких животных нашей страны»

Слайд №24 

Сайты:

Экологический центр «Экосистема» http://www.ecosystema.ru/07referats/01/redkjivotn.htm

Редкие и исчезающие животные России http://nature.air.ru/mlk_nas.htm

Всероссийское общество охраны природы. http://www.voop51.narod.ru/inf.htm

Всё о Земле -http://www.vseozemle.ru

VI. Этап рефлексии (Конец урока) 1 мин

Дидактическая задача этапа:

1) Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.

2) Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

 Понравился ли вам наш урок?

-Что нового вы узнали на уроке?                            

-Спасибо за работу.    

Материалы к уроку:

1. Тесты по природоведению: 5–й класс: к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5-й класс». Автор: Л.Д. Парфилова. М.: Издательство «Экзамен», 2006г.

2. Контрольные и проверочные работы по природоведению: : к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5-й класс». Автор: Л.Д. Парфилова. М.: Издательство «Экзамен», 2006г.

3. Природоведение. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение» Авторы: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – 2-е изд., стереотипное. – М.: Дрофа, 2010 год.

4. Природоведение. 5 класс: учебник. для общеобразовательных учреждений. Авторы: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. М.: Дрофа, 2006 год.

Сайты:

Экологический центр «Экосистема» http://www.ecosystema.ru/07referats/01/redkjivotn.htm

Редкие и исчезающие животные России http://nature.air.ru/mlk_nas.htm

Всероссийское общество охраны природы. http://www.voop51.narod.ru/inf.htm

Всё о Земле -http://www.vseozemle.ru

Фотографии: поисковая система Яндекс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку «Как человек изменил Землю»

Презентация (частичная версия)...

Как человек изменил Землю

Материал рассказывает о влиянии человека на природу с момента его появления и до настоящего времени....

Конспект урока по природоведению "Как человек изменил Землю"

Урок с использованием презентации по экологическому воспитанию дается в рамках программы по природоведению, в конце учебного года. Можно использовать и для внеклассных мероприятий по предмету....

КАК ЧЕЛОВЕК ИЗМЕНИЛ ЗЕМЛЮ

ПРЕЗЕНТАЦИИ К УРОКУКонспект урока природоведения в 5 классе по теме «Как человек изменил Землю».(учебник  Природоведение 5 класс, авторыА. А. Плешаков, Н. И. Сонин)...

КАК ЧЕЛОВЕК ИЗМЕНИЛ ЗЕМЛЮ(ПРЕЗЕНТАЦИИ К УРОКУ)

Размер презентаций не должен превышать 4 МБ, поэтому мне пришлось разбить её на 3 части. Если все это сложить, то порядок слайдов, указанных  в конспекте будет соблюдаться....

Как человек изменил Землю

Конспект урока природоведения в 5 классе по теме "Как человек изменил Землю" Учебник А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. К конспекту урока разработана презентация...

Разработка урока биологии в 5 классе по теме «Как человек изменил Землю»

УМК «Сфера жизни»Учебник: Н.И. Сонин, А.А. Плешаков «Биология. Введение в биологию. 5 класс» Концентрический курс – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – ...