Как человек изменил Землю
план-конспект урока по природоведению (5 класс) по теме

Нина Николаевна Чибисова

Конспект урока природоведения в 5 классе по теме "Как человек изменил Землю" Учебник А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. К конспекту урока разработана презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_chelovek_izmenil_zemlyu.docx24.8 КБ
Файл kak_chelovek_izmenil_zemlyu.pptx2.5 МБ

Предварительный просмотр:

КАК ЧЕЛОВЕК ИЗМЕНИЛ ЗЕМЛЮ

Урок природоведения в 5 классе

Задачи:

  • познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе;
  • дать представление о позитивном и негативном влиянии человека на окружающую среду;
  • развитие познавательного интереса учащихся путём использования новых информационных технологий;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • формирование бережного отношения учащихся к окружающей природе; расширение понятийного аппарата учащихся (экологические проблемы, радиоактивные отходы, ядохимикаты).

Оборудование:

Интерактивная доска, учебники, рабочие тетради, презентация, материалы для постановки сказки, рисунки учебника.

План урока:

1. Орг. момент

  1. Проверка знаний
  2. Изучение нового материала
  3. Закрепление знаний
  4. Задание на дом
  5. Подведение итогов

Ход урока:

1. Орг. момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку, знакомство с планом работы)

2. Проверка знаний

а) Тест по теме «Как человек открывал Землю» (слайд 4)

б) Задание с использованием интерактивной доски «Кто что открыл» (слайд 5)


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

МЕТОД

Д-ТЬ УЧ-ЛЯ

Д-ТЬ УЧ-СЯ

3. Изучение нового материала

а)        записать в тетрадь дату и тему урока (слайд 6)

б)        совместная постановка цели урока

К концу урока мы должны знать: в чем состоит влияние человека на природу, каковы последствия влияния, какие применяются меры по сокращению вредного воздействия

в)        Использование природы человеком на ранних этапах его развития: охота на животных (мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей и др.), сбор растений, пригодных для пищи, ловля рыбы.

Вспомним, чем занимались первые люди? (охота, собирательство)(слайд 6)

Как вы думаете, влияла ли деятельность древних людей на природу? В чем это заключалось?

  • Древние люди охотились на животных, ловили рыбу, собирали плоды и т.д.
  • Существенного вреда такая деятельность не приносила.

г)        Развитие земледелия и приручение диких животных, приведшие к усилению воздействия человека на природу. (слайд 6)

Со временем люди стали заниматься скотоводством и земледелием. Они одомашнили некоторых животных и постепенно вывели от диких предков множество новых пород. То же проделали с растениями, в результате возникли такие сорта, которых никогда не было в природе. Данная деятельность оказала существенное влияние на природу.

Как вы думаете, в чём оно заключается?

- Люди вырубали леса, распахивали степи, осушали болота и т.д. Пастбища вытаптывались скотом. Росла численность населения планеты. Увеличивалось число новых земель. Вспомним, с чем это связано?

- С великими географическими открытиями (слайд 7)

Люди заселяли новые земли. Планета казалась огромной, а её богатства - безграничными. Человечество бездумно пользовалось, что имело серьёзные последствия. Облик многих районов суши изменился до неузнаваемости. (слайд 8)

Перестали существовать многие растения и животные. Другие же растения и животные начали активно приспосабливаться к жизни рядом с человеком. Такие растения человек назвал сорняками, а животных - вредителями.

(Например, колорадский жук.)

Почему мы считаем его вредителем?

В начале прошлого века о нём никто даже и не слышал. Но когда картофель начали выращивать повсеместно и всюду, эти насекомые расселились на огромные территории. Границы Тульской области жук преодолел лишь в 70 –е годы 20 века.

д) Загрязнение окружающей среды отходами промышленности и с/х. Радиоактивное загрязнение.

Скажите, каким образом ваши родители борются с сорняками и вредителями?(слайд 9)

Развитие науки - химия дало в руки такое грозное оружие - ядохимикаты – для борьбы с вредителями. Их стали применять в больших количествах. Но эти вещества губят всё живое, в том числе, вредят здоровью человека. Развитие промышленности привело к созданию веществ и изделий, которых никогда не существовало в природе (стиральные порошки, краски, лекарства, пластиковые пакеты, бутылки и т.д.), попадая в окружающую среду, загрязняя её, т.к. оказываясь в почве, они не разрушаются микроорганизмами.

Развитие промышленности привело так же к загрязнению воздуха, воды, почвы отходами промышленного производства. (слайд 10)

Особенно опасны радиоактивные отходы («радиаре» - излучать, «активус» - деятельный) Посмотрим на с. 156 - что называют радиоактивными отходами. Подчеркнём определение и запишем в словарь. Это вещества, которые испускают особые, очень вредные для всего живого лучи. (слайд 11) 

Обычно эти вещества живут в окружающей среде очень долго - от десятков до тысяч лет.

Радиоактивнык отходы образуются при производстве атомного, ядерного оружия, при работе АЭС.

Получают ли ваши родители «чернобыльские деньги»? А за что их выплачивают?

В 1986 году 26 апреля на одной из АЭС - Чернобыльской (Украина) -произошёл взрыв. При этом в воздух было выброшено очень много радиоактивных веществ. Ветер разнёс их на огромные расстояния. В том числе и на территорию Тульской области. Тысячи людей из особо загрязнённых районов вынуждены были уехать. (Р.К.)

Сейчас говорят, что нас постиг экологический кризис, нужно решать экологические проблемы. Вспомним, что такое экология?

( с. 147. Экое - дом. Экология - наука о связях между организмами окружающей их средой, между человеком и природой.)

Т.е. экологические проблемы - это проблемы в нашем общем доме, на Земле, нарушены связи между человеком и природой.

Что же должны сделать мы, люди, чтобы сократить вредное воздействие? А теперь мы проведём сказку, которую готовили и подумаем, как она связана с нашей сегодняшней темой.

Беседа

Объяснение

уч-ля с

элементами беседы

Объяснение уч-ля с

элементами беседы

Р.К.

Объяснение уч-ля с

элементами беседы

Работа с текстом учебника

Демонтст-

рирует соответст-

вующие слайды презента-

ции

На доске

Демонст-

рирую бутылки и т.п.

Записи на доске

Записывают в тетрадь дату и тему урока

Записывают в словарь

Работают с текстом учебника, записывают в словарь


Экологическая сказка

«СТАРАЯ СКАЗКА НА НОВЫЙ ЛАД»

Автор:

На планете год от года человек вредит природе.

И не понял он, чудак, что природа не пустяк.

Он зверей и пташек жестоко истребляет;

Мусором, отходами речки засоряет.

Он привык всё покорять, и не может он понять:

Сам себе ведь он вредит! Вот что сказка говорит:

В море остров был крутой, город был на нём большой

Весь в зелёных насажденьях! Ах! Какое наслажденье

В чудных тех лесах гулять, чистым воздухом дышать,

По лугам, полям бродить, ключевой воды испить!

Море вкруг него бурлит, рыбой, крабами кишит.

Все в том городе богаты, изб нет - кругом палаты.

Правил там премудрый царь, справедливый государь.

В долгом времени аль вскоре приключилося им горе.

Царь:

Увеличить чтоб доход, я решил завесть завод.

Чтоб консервы выпускать, за границу отправлять.

И валюта день деньской будет течь в казну рекой!

Автор:

Царско слово нерушимо. Вскоре был завод воздвигнут:

Поршни новые блестят, на трубе огни горят.

В море лодки выплывают, сети новые бросают,

Рыбу ловят там и тут, на завод её везут.

Там консервы выпускают, за границу отправляют.

Рыбка:

Грязь же в море всю сливают. От неё всё погибает.

Если в сеть не попадёшься, так в отходах захлебнёшься.

Жить здесь стало очень худо, надо плыть скорей отсюда!

Автор:

Много времени проходит.. .Вот к царю гонец приходит.

Гонец:

В свете есть такое диво, вот идёт молва правдиво-

Материалы нынче есть, что не можно глаз отвесть:

И красивы, и практичны, и легки, и нетоксичны!

Правду молвят или лгут - их пластмассами зовут.

Царь:

Это диво я б хотел перенесть и в свой удел!

И уж выписать готов я заморских мастеров,

Трубы, технику...

Автор:

И вот стал работать химзавод. Здесь пластмассы выпускают

За границу отправляют, и валюта день-деньской

Так и льёт в казну рекой! Дни за днями - год проходит,

Вновь к царю гонец приходит.

Гонец:

Вокруг нас уж целый год вот о чём молва идёт:

Жидкость из земли качают, в перегонку отправляют,

Да в машины заправляют.

Это диво там и тут чёрным золотом зовут.

Автор:

И, весь остров, сотрясая, появилась буровая.

Нефть из недр Земли качают, за границу отправляют.

И валюта день-деньской так и льёт в казну рекой.

Царь доходы все считает, за хозяйством наблюдает.

Тут бы сказку и закончить. Только царь встревожен очень.

Месяц в думу погружён, он забыл покой и сон.

Мглой окутан чудный остров, стало жить на нём непросто.

Чахнут рощи день за днём, грязью залит водоём.

Кислый дождь стучит по крыше, пенья птиц давно не слышно.

Всё живое пропадает... В общем, остров погибает.

Царь:

Чтобы остров мой спасти, я к мудрецу решил пойти.

Что мне делать? Как мне быть?

Мудрец:

Остров чтоб не погубить, буровую ты закрой,

Очистные здесь построй, вылов рыбы ограничь,

Площадь леса увеличь.

Хвойных больше посади, да за выбросом следи,

Чтобы воздух и вода были чистыми всегда.

Автор:

Сказка - ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок.

Он летит над всей планетой: «Берегите Землю эту!»

Он кричит всему народу: «Надо всем беречь природу».

Коль беречь её не будем - сами мы себя погубим.

4. Закрепление знаний

с. 159 «Проверьте свои знания»

Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Встань утром, умойся и приведи в порядок свою планету...»

Если каждый из нас будет поступать так, то, возможно, экологический кризис будет разрешен.

5. Задание на дом  (слайд 12)

С. 155 – 157 прочитать, отвечать на вопросы с.159

Записать в словарь «радиоактивные отходы» и объяснить значение.

Нарисовать рисунок, посвящённый данной теме.

6. Подведение итогов
Выставление отметок, рефлексия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как человек изменил Землю Урок природоведения в 5 классе Учитель географии Чибисова Нина Николаевна МОУ «Пристанционная СОШ»

Слайд 2

Как человек изменил Землю Из повести «Маленький принц» французского писателя Антуана де Сент-Экзюнери (1900—1944). Слова Маленького принца: «Есть такое твердое правило... Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу приведи в порядок свою планету».

Слайд 3

Задачи: познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; дать представление о позитивном и негативном влиянии человека на окружающую среду; развитие познавательного интереса учащихся путём использования новых информационных технологий; развитие творческих способностей учащихся; формирование бережного отношения учащихся к окружающей природе; расширение понятийного аппарата учащихся (экологические проблемы, радиоактивные отходы, ядохимикаты).

Слайд 4

Проверка знаний I . Тест по теме «Как человек открывал Землю» 1. Америку открыл ... 1) В . Янсзон 3) Х. Колумб 2) Дж . Кук 4) И.Ф. Крузенштерн 2 . Австралию открыл ... 1) В . Янсзон 3) Р. Амундсен 2) Дж. Кук 4) Ф. Магеллан 3 . Антарктиду открыли ... 1) В . Янсзон и Дж. Кук 2) Колумб и Ф. Магеллан... 3) Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев 4) Р. Амундсен и Р. Пири 4. Кто совершил первое кругосветное путешествие? 1) М.П. Лазарев 3) Х. Колумб 2) И.Ф. Крузенштерн 4) Ф. Магеллан 5. Пролив между Азией и Америкой открыл ... 1) М.П. Лазарев 3) А. Никитин 2) В. Беринг 4) М. Поло 6. Первым проложил морской путь в Индию ... 1) Н.М. Пржевальский 3) М. Поло 2) Васко да Гама 4) Ф. Магеллан 7. Первым достиг Южного полюса ... 1) Р. Амундсен 3) Д. Ливингстон 2) Р. Пири 4) М. Поло 8. Исследовал труднодоступные районы Азии ... 1) И.Ф. Крузенштерн 3) М.П. Лазарев 2) А. Никитин 4) Н.М. Пржевальский 9 . Первое русское кругосветное плавание возглавил ... 1) В . Беринг 3) И.Ф. Крузенштерн 2) М.П . Лазарев 4) Ф.Ф . Беллинсгаузен 10 . Первым достиг Северного полюса ... 1) Р . Амундсен 2) Р. Пири 3) В . Беринг 4) Ф . Беллинсгаузен

Слайд 5

Найдите соответствие «Кто что открыл»

Слайд 6

Как человек изменил Землю

Слайд 11

Радиоактивные отходы Радиоактивные отходы - это вещества, которые испускают особые, очень вредные для всего живого лучи.

Слайд 12

С. 155 – 157 прочитать, отвечать на вопросы с.159 Записать в словарь «радиоактивные отходы» и объяснить значение. Нарисовать рисунок, посвящённый данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как человек изменил Землю»

Конспект урока. Природоведение. 5 класс...

Презентация к уроку «Как человек изменил Землю»

Презентация (частичная версия)...

Как человек изменил Землю

Материал рассказывает о влиянии человека на природу с момента его появления и до настоящего времени....

Конспект урока по природоведению "Как человек изменил Землю"

Урок с использованием презентации по экологическому воспитанию дается в рамках программы по природоведению, в конце учебного года. Можно использовать и для внеклассных мероприятий по предмету....

КАК ЧЕЛОВЕК ИЗМЕНИЛ ЗЕМЛЮ

ПРЕЗЕНТАЦИИ К УРОКУКонспект урока природоведения в 5 классе по теме «Как человек изменил Землю».(учебник  Природоведение 5 класс, авторыА. А. Плешаков, Н. И. Сонин)...

КАК ЧЕЛОВЕК ИЗМЕНИЛ ЗЕМЛЮ(ПРЕЗЕНТАЦИИ К УРОКУ)

Размер презентаций не должен превышать 4 МБ, поэтому мне пришлось разбить её на 3 части. Если все это сложить, то порядок слайдов, указанных  в конспекте будет соблюдаться....

Разработка урока биологии в 5 классе по теме «Как человек изменил Землю»

УМК «Сфера жизни»Учебник: Н.И. Сонин, А.А. Плешаков «Биология. Введение в биологию. 5 класс» Концентрический курс – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – ...