Что такое Вселенная?
план-конспект урока по природоведению (5 класс) по теме

Ппо программе А.А.Плешаковой, Н.И. Сониной.

Материал включае - конспект урока и презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1.doc39 КБ
Office presentation icon chto_takoe_vselennaya..ppt1.61 МБ

Предварительный просмотр:

Урок 1. Тема: Вселенная

Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную.
Цель урока: разъяснить ученикам понятие Вселенная и различные гипотезы ее строения.
Задачи:
1. Образовательные:
• разъяснить ученикам, что такое Вселенная;
• рассказать ученикам как представляли себе Вселенную древние Индийцы, египтяне, греки, жители Месопотамии, вавилоняне;
• разъяснить ученикам взгляды Пифагора на форму Земли;
• объяснить ученикам суть модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею;
2. Развивающие:
• развивать у учащихся умение самостоятельно работать с учебником;
• развивать у учащихся умение сравнивать и делать выводы;
• развивать у учащихся умение составлять сообщения и рефераты по дополнительным материалам и литературе;
3. Воспитательные:
• физическое воспитание: сменять один вид деятельности другим, следить за осанкой;
• эстетическое воспитание: воспитывать умение выступать перед аудиторией и высказывать свое мнение.
Оборудование: презентация, рисунки Вселенной, Земли и Солнечной системы, рисунки, иллюстрирующие представления древних людей о Вселенной.  

Ход урока:
1. Организационный момент (3 мин.):
• отмечаю отсутствующих;
• настраиваю класс на рабочий лад;
• проверяю готовность к уроку; учебник, тетрадь, набор -  тетрадь и альбом-задачник.
2. Изучение новой темы 

        Многие годы люди любовались прекрасным звездным небом, восхищались красотой Луны и Солнца. Но людей всегда интересовал вопрос: КАК ЖЕ УСТРОЕНА ВСЕЛЕННАЯ?

    -  Что представляет собой Вселенная?  

    -  Что следует относить к небесным телам?

Учащиеся самостоятельно читают текст учебника стр.4


Все, что мы знаем о Вселенной сейчас, было накоплено за многие годы.

       В древности представления о Вселенной были совсем иными, нежели сейчас. Долгое время центром Вселенной считалась Земля.
• Заполнение таблицы с использованием учебника, вместе с учителем:
Таблица в тетрадь   -    
Мнения о строении Вселенной.

Название народа

Представление Вселенной

1. Древние Индийцы.

Земля плоская, опирается на спины 4 слонов, слоны стоят на черепахе, а черепаха на змее.

2. Народы берегов Тигра и Евфрата.

Земля – это гора, которую окружает море. Над горой в виде опрокинутой чаши – небо.

3. Жители Месопотамии.

Земля в виде диска, лежащего на 12 колоннах.

4. Вавилоняне.

В центре Вселенной город Вавилон.

5. Пифагор

Впервые предположил, что Земля имеет форму шара.

6. Аристотель.

Центр – неподвижная Земля, вокруг 8 небесных сфер, на них неподвижные небесные тела: Луна, планеты, Солнце, звезды. 9 сфера – двигатель Вселенной.

7. Аристарх Самосский.

Центр Вселенной не Земля, а Солнце.

8. Птолемей.

Вокруг неподвижной Земли движутся подвижные Луна, планеты, Солнце, но также есть и сфера неподвижных звезд.


3. Закрепление:
• Вопросы к классу:
Что такое Вселенная?
Как представляли себе Вселенную древние индийцы?
Как устроена Вселенная по Аристотелю?
Как устроена Вселенная по Аристарху Самосскому?
Как устроена Вселенная по Птолемею?
4. Обобщение (2 мин.):
Итак, сегодня мы с вами узнали, что такое Вселенная и как ее представляли себе люди в древности. Вам понравился сегодняшний наш урок?

На, следующем уроке, мы узнаем, что знали люди в средние века, запишите, пожалуйста, домашнее задание.
5. Домашнее задание (3мин):

  1. Прочитать стр. 4-5.
  2. Рабочая тетрадь – стр.12-13, задания 1,2,3, 4.
  3. Выполнить задание «Подумайте!», стр. 8.
  4. Нарисовать рисунок Представление Вселенной -  Григорьев И., Поляков С. – индивидуальное.
  5. Подготовить сообщения из дополнительных источников об Аристотеле, Птолемее, свободно владеть материалом сообщения и уметь рассказать его перед классом.  – творческое.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...

Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"

Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения  Ц...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"

 Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)

Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Что такое? Кто такой? (повторение по теме "Африка")

Игра для повторения темы " Африка" 7класс...