Ранообразие и значение грибов. Природоведение 5 класс.
методическая разработка (природоведение, 5 класс) по теме

Тумбаева Татьяна Юрьевна

Урок природоведения "Разнообразие и значение грибов" для учащихся 5 классов (УМК Пасечника В.В.) Создан по технологии "Кейс-метод". Ученики зранее знакомятся с материалами кейсов, а на уроке решают проблемные ситуации, предложенные учителем. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tumbaeva_tyu_raznoobrazie_i_znachenie_gribov.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тумбаева Татьяна Юрьевна, учитель биологии МКОУ СОШ п. Цементный Свердловской области.

Тема урока. Разнообразие и значение грибов.  

/в рамках практической части сетевого проекта «Современный урок: кейс-метод»/.

Класс - 5, общеобразовательный

Время занятия - 40 мин

Вид кейса – обучающий

Тип кейса - эвристический

Цель урока: расширение знаний учащихся о грибах, их строении, многообразии и значении.

Задачи: 

Познакомить учащихся с признаками грибов, их строением,  многообразием и ролью в природе и жизни человека.

Научить распознавать местные виды съедобных и ядовитых грибов.

Развивать  внимание, познавательную активность, творческое воображение, коммуникационные навыки.

Воспитывать бережное отношение к грибам, к природе, к своему организму.

Подготовительный этап

Всем ученикам заранее предлагается ознакомиться с материалами кейса, подготовленным учителем и самостоятельно поискать информацию о грибах.

Учащиеся заранее разбиваются на 4 группы. Каждая группа получает задание - проблемный вопрос, о котором необходимо будет рассказать на предстоящем уроке, подготовить презентацию.

Задание группам.

Однажды домовенок Кузя попал в ресторан, где отведал грибного супа, который ему очень-очень понравился. Такой вкуснятиной домовенок  захотел угостить своих друзей. Знающие люди подсказали, что грибы растут в лесу. Недолго думая, Кузя отправился в лес. В пути его мучили вопросы. Кто такие грибы и как они выглядят? Где и как их собирать? Ребята, расскажите домовенку о грибах и помогите ему собрать грибы для супа.

Проблемные вопросы для групп.

- Грибы это растения или животные? 1 группа.

- Как выглядят грибы? 2 группа.

- Все ли грибы пригодны для супа? 3 группа.

- Как правильно собирать грибы? 4 группа.

Ход занятия.

Ребята!

Сегодня у нас необычный урок. Его тему подсказал нам один сказочный герой – домовенок Кузя, которому срочно нужна наша помощь. Я  уверена, что вы подготовились к уроку и все вместе мы поможем домовенку справиться с его затруднениями.  

Для работы у нас было создано 4 творческие группы, и каждая группа уже поработала над своим вопросом, который актуален не только для домовенка, но и для каждого из нас.

Сейчас каждой группе будет предоставлена возможность выступить по своему вопросу. Время выступления – 7 минут. Остальные группы, внимательно слушая, будут оценивать работу других групп по определенным показателям (критериям), которые прописаны в оценочных листах, лежащих на ваших столах. На оценку каждой группы отводится 2 минуты. В конце урока мы подведем итог. Хочу напомнить, что в оценочных листах есть графа – штрафные баллы, которые может получить группа, если ее участники во время выступления других групп будут себя некорректно вести.

Слушаются и оцениваются отчеты групп.

Итак, слово предоставляется первой группе, которой необходимо было выявить характерные признаки грибов, ответив на вопрос – грибы это растения или животные?

Тезисы ответов 1 группы.

-  Грибы – своеобразные организмы, которые сочетают в себе признаки растений и животных.

Как растения они

растут всю жизнь;

могут размножаться спорами;

имеют клеточную стенку.

Как животные они

питаются готовыми веществами;

в состав их клеточной стенки входит вещество – хитин.

не имеют хлорофилла.

- Отличительными признаком грибов является наличие грибницы – тела гриба, состоящего из белых паутинистых нитей.

- Вывод: грибы – не растения и не животные, их выделяют в отдельное царство.

Слово предоставляется второй группе, которой необходимо было узнать о строении грибов, ответив на вопрос – как выглядят и где встречаются грибы?

Тезисы ответов 2 группы.

- Всего известно около 100 тыс. видов грибов.

- Грибы могут быть одноклеточными и многоклеточными. Многоклеточные грибы делятся на плесневые и шляпочные.

- Шляпочные грибы кроме грибницы имеют плодовое тело, состоящее из пенька и шляпки.

- Грибы могут быть сапрофитами  и паразитами. Некоторые грибы вступают в симбиоз с корнями растений, образуя микоризу (грибокорень).

- Встречаются грибы повсюду, где есть для них пища (органические вещества). (Даются пояснения терминов, приводятся примеры).

- Грибы участники биологического круговорота веществ.

Слово предоставляется третьей группе, которой необходимо было узнать о значении грибов, ответив на вопрос – все ли грибы пригодны для супа?

Тезисы ответов 3 группы.

- Грибы использует человек в виноделии, изготовлении некоторых сортов сыра, хлебопечении, в лекарственных целях, в пищу.

- В пищу используются съедобные шляпочные грибы.

- У некоторых видов съедобных грибов есть виды-двойники (примеры).

Слово предоставляется четвертой группе, которой необходимо было узнать о правилах сбора грибов, ответив на вопрос – как правильно собирать грибы?

Тезисы ответов 4 группы.

- Собирать следует только известные вам грибы.

- Нельзя собирать грибы старые, растущие вблизи дорог.

- Грибы следует осторожно выворачивать из грибницы.

(Даются пояснения к правилам)

Рефлексия.

Пока счетная группа подводит итоги, остальные ученики отвечают на вопросы домовенка.

Кто такие грибы?

Как они выглядят?

Где и как их собирать?

Затем проводится игра «Грибы для домовенка». Из предложенного набора грибов (картинки) ребята должны выбрать съедобные грибы и положить их в корзинку домовенка, а несъедобные выбросить в мусорную корзину.

Объявляются результаты работы групп, дается домашнее задание.

1. Составить памятку грибника и красиво ее оформить.

2. Рассказать друзьям и близким о значении грибов.

Содержание кейса:

Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природоведение. 5 класс. – М.: Дрофа, 2007. - параграфы 42 и 43.

Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. М.: Издательство:        Аванта+, Астрель, 2010

http://selhozproduct.narod.ru/znachenie.html - Значение грибов в природе и жизни человека. Сайт «АГП Липецксельхозпродукт»

http://ped-kopilka.ru/letnii-otdyh/kak-polzovatsja-lesnymi-darami-pravila-sbora-gribov-dlja-detei.html - Как пользоваться лесными дарами. Правила сбора грибов для детей. Сайт «Учебно-методический кабинет».

http://mushroomer.info/archives/1894 - Как отличить ложные грибы двойники от съедобных. Сайт «Советы грибника».

Оценочный лист.

Номер группы

Содержательная часть (1-5 баллов)

Презентация (1-5 баллов)

Использование доп. материала (1-3 балла)

Некорректное поведение   (1-3 балла)

Отсутствие штрафа         (2 балла)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение грибов в природе и жизни человека.

Обощающий урок по теме "Грибы"...

Урок биологии в 6 класс по теме: « Общая характеристика и значение грибов».

В теме " Грибы и лишайники " это первый урок, где раскрывается общая характеристика грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе). При проведении урока продол...

обобщающий урок на тему "Многообразие и значение грибов"

Методическая разработка урока биологии в 5 классе (в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)....

Высшие грибы, значение грибов в природе и жизни человека.

Конспект урока по теме: Высшие грибы, значение грибов в природе и жизни человека....

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека"

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс  по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека".Обобщение знаний...

разработка урока биологии для 5 класса "Многообразие и значение грибов"

Конспект урока на основе системно-деятельностного метода обучения на тему: «Многообразие и значение грибов» 5 класс по ФГОС. В разработке урока частично использованы идеи педагогов с сайта...

Рабочая карта урока по теме: Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение грибов.

Рабочая карта урока по теме: "Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение грибов". Можно использовать в 5 классе при изучении новой темы, при закреплении, во время проведения дистан...