Рабочая программа по природоведению
методическая разработка по природоведению (5 класс) на тему

Жмыхова Александра Владимировна

Данная программа составлена на основе образовательного стандарта основного общего образования по природоведению и авторской программы  В.В.Пасечника, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodovedenie.docx56.12 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа составлена на основе образовательного стандарта основного общего образования по природоведению и авторской программы  В.В.Пасечника, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования РФ.

Курс природоведения в 5 классе продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе.

Цели и задачи изучения курса:

  1. освоение знаний о многообразии тел, веществ и явлений природы; представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и изменениями в окружающей среде; обеспечивающих дальнейшее изучение систематических курсов биологии, географии, физики и химии;
  2. овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  3. развитие способностей учеников взаимодействовать с миром природы, желания познавать природные объекты и явления, чувствовать их красоту и значимость для жизни человека;
  4. воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающей природе; стремления действовать в повседневном общении с природой в соответствии с экологическими принципами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  5. применение полученных знаний и умений для решения практических задач, связанных с повседневной жизнью: безопасное поведение в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи, уход за домашними животными, выращивание комнатных и культурных растений.

В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях.

Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов,  углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Изложенный в программе материал соответствует  трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению – «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» - и распределен по соответствующим темам.

Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает участие в практической деятельности по взаимодействию с реальными объектами природы: развитие восприятия природных объектов с помощью разных органов чувств, использование эмоционально-образных способов познания природы; конструирование моделей, простейших измерительных приборов и установок для наблюдений и опытов; изучение экологических проблем своей местности и путей их решения. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Природоведение» являются:

  1. Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
  2. Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).
  3. Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.
  4. Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению 2 часа в неделю.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

1. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010. – 222с.

2. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая: Рабочая тетрадь. 5 класс - М.: Дрофа, 2010.-144 с.

Количество контрольных работ за год – 3

       Количество лабораторных работ за год – 13

       Количество практических работ за год - 4

Экскурсий за год – 1

Содержание программы

Введение (3 часа)

Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу. Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.

Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.

Демонстрации: Портреты великих ученых-естествоиспытателей.

Лабораторные и практические работы: Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.

Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.

1. Вселенная (7 часов)

Вселенная. История развития представлений о Вселенной.

Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.

Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна — спутник Земли.

Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Представление о Солнце как одной из звезд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.). Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.

Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.

Наблюдения  за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.

Лабораторные работы:  Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Северного полушария.

 Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков.

2. Строение и свойства вещества  (11 часов)

Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел.

Вещества в окружающем мире и их использование человеком: примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.

Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Наблюдение явлений превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение, ржавление и др.).

Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.

Демонстрация  опытов по электризации тел путем трения.

Лабораторная работа:  Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.

3. Воздух (6 часов)

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение

воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.

Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр.

Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе.

        Погода. Наблюдение погодных явлений. Основные характеристики погоды. Типичные признаки погоды. Предсказывание погоды. Влияние погоды на организм человека.

        Значение воздуха в природе. Охрана воздуха

        Демонстрация модели флюгера (определение  направления ветра с помощью модели флюгера).

        Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях.

Лабораторная работа: Описание погоды за месяц.

4. Вода (4 часа)

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.

Вода – растворитель. Растворимые  и нерастворимые вещества. Растворы в природе.

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.

5. Горные породы (5 часов)

Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород.

Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.

Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.

Лабораторные  работы: Описание минералов и горных пород (по 3-4 признакам) и определение их свойств. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.

6. Почва (5 часов)

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.

Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.

Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.

Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы.

7. Организмы (7 часов)

Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Примеры приспособления растений к недостатку и избытку влаги, освещенности; животных – к низким и высоким температурам.

        Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.

        Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.

        Разнообразие живых организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов.

        Причины и последствия сокращения разнообразия живых организмов.

        Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала.

Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.

Экскурсия: Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды.

Лабораторная работа: Изучение влияния температуры, света и влажности на растения (на примере прорастания семян или др.).

8. Растения (7 часов)

Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения.

Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги.

Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.        

Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.

Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.

Лабораторные  работы:  Распознавание органов цветкового растения на  живых и гербарных образцах. Определение названий растений с помощью атласа-определителя.  

Экскурсия: Распознавание различных видов растений своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых).

9. Грибы (3 часа)

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.

Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.

 Лабораторная работа: Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов.

10. Животные (5 часов)

Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние.

Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни

в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания.

Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных.

Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.

Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных. Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания.

   Лабораторная работа: Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе  редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей.

11. Природа едина (1 час)

Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети. Природа — наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.

12. Человек, его здоровье и безопасность жизни (4 часа)

Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.).

Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (при сильном ветре, во время грозы, ливней, под градом, при встрече с опасными животными и т.п. ).

Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

Лабораторные работы:  Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах. Измерение роста, температуры, массы тела; сравнение показателей своего развития с возрастными нормам.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС

В результате изучения природоведения ученик должен

знать/понимать

  1. о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
  2. основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
  3. примеры наиболее распространенных представителей культурных и дикорастущих растений, домашних и диких животных своей местности, в том числе редких и охраняемых видов растений и животных; физических явлений; явлений превращения веществ; приспособления растений к избытку и недостатку влаги; приспособления животных к низким температурам; воздействия человека на природу;

уметь

  1. узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
  2. приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  3. указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
  4. находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  5. описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия  проведения и полученные результаты;
  6. сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  7. описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  8. использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
  9. находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  10. кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
  11. использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
  12. пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  13. следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
  14. выделять в тексте описание природных явлений;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;
  2. измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
  3. определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  4. различать наиболее распространенные в данной местности ядовитые растения и грибы;
  5. уметь адаптироваться к особенностям природы своей местности;
  6. оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Литература

Основная литература:

 1. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010. – 222с.

2. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая: Рабочая тетрадь. 5 класс - М.: Дрофа, 2010.-144 с.

3.  Парфилова Л.Д.. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой « Природа. Неживая и живая. 5 класс», М.: изд-во «Экзамен», 2005.

Дополнительная литература:

1. Авдеева С.Б. и др. Природоведение. 5класс. Поурочное планирование. Тематические контрольные и практические работы. М., Школа-Пресс, 2001.

2. Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. –М: Дрофа, 2003.

3. Горощенко В.П. Хрестоматия по природоведению: Пособие для учителей. – М: Просвещение, 1979 – 155 с.

4. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005

5. Природоведение. 5 класс. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды). Составитель Н.А.Касаткина. Волгоград, Учитель, 2004

Календарно-тематическое планирование. Природоведение.  5 класс

п/п

Название раздела,

кол-во часов

Дата

Тема урока

Планируемый результат

Домашнее

задание, контроль

1.

2.

3.

Введение

3 ч

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

1. Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа.

2. Зачем и как изучают природу. Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.  

Л/р №1. «Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования»

3. Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.

Пр/р№1. «Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты. [Поиск информации в сети Internet и справочниках на компакт-дисках]»

     знать:

  1. Отличия живой природы от неживой,
  2. Место и роль человека в природе
  3. Методы изучения природы
  4. Измерительные приборы

     уметь:

  1. Ориентироваться в учебнике с помощью оглавления
  2. Использовать дополнительную литературу при подготовке сообщений
  3. Работать со справочной литературой
  4. Объяснять явления живой и неживой природы,
  5. Различать измерительные приборы.

с. 3-6. Введение

р/т –з.2

стр 7-10, опыт, р/т

подготовить сообщение

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

1. Вселенная

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

1. Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.

Л/р №2. «Определение на звёздной карте созвездий Северного полушария.»

2. Планета Земля.  Суточное и годовое движение Земли. Л/р №3. «Определение на глобусе (карте полушарий) экватора, полюсов, полушарий»

3.  Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера).

4. Луна – естественный спутник Земли.

5. Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Представление о Солнце как одной из звезд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.). Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.

Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.

6. Пр/р№2-4. «Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков.»

7. Обобщающий урок по теме: «Вселенная»

   знать:

  1. Крупные звёзды Северного полушария,
  2. Оболочки Земли,
  3. историю развития представлений о Вселенной,
  4. Строение солнечной системы.

     уметь:

  1. Работать с картой, атласами, глобусом,
  2. Определять на глобусе и карте полушарий экватор, полюса, тропики, полушария,
  3. Ориентироваться на местности.

§1, р/т -9-10

§2, р/т 11-13

§3, р/т 14

§4, р/т 15, 16

§5,  р/т 17-23

 оформление пр/р № 2-4

Контр. работа №1

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

2. Строение и свойства вещества

    11ч

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

1. Тела и вещества.

2. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел.

Л/р №4. «Определение физических свойств твёрдых, жидких и газообразных тел»

3.Вещества и смеси.

4. Молекулы. Атомы. Элементы.

5. Движение частиц вещества.

6. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.

7. Вещества в окружающем мире и их использование человеком: примеры веществ, простые и сложные вещества

8. Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые)

9. Химические явления, химические реакции. Наблюдение явлений превращения веществ в окружающем мире. Горение

10. Наблюдение явлений превращения веществ в окружающем мире. Окисление. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.

11. Строение и свойства веществ (обобщающий урок)

    знать:

  1. о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;
  2. Строение и свойства тел и веществ,
  3. Явления природы.

     уметь:

  1. Ориентироваться в параграфе учебника, работать с текстом и рисунками, выделять главное.
  2. описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  3. использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  4. находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  5. кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

§6, р/т 24-28

§7, р/т 29-32

§8

§9, р/т 34, 35

§10, р/т 36-38

§11, р/т 39

§12, р/т 40, 41

§13, р/т 42-47

§14, р/т 48-52

§15, р/т 53, 54

Контр. работа №2

22.

23.

24.

25.

26.

27.

3. Воздух

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Декабрь

Декабрь

Декабрь

1.Состав воздуха. Значение

воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.

2. Физические свойства воздуха (упругость, давление).

3. Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр.

4. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники.

5. Ветер. Работа ветра в природе. Погода. Наблюдение погодных явлений. Основные характеристики погоды. Типичные признаки погоды. Предсказывание погоды. Влияние погоды на организм человека.

Л/р №5. «Описание погоды за месяц».

6. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

   знать:

  1. Состав воздуха, его свойства и значение для живых тел природы
  2. Основные характеристики погоды;

     уметь:

  1. Вести фенологические наблюдения (проводить измерения Т воздуха, определять направление ветра, облачность, виды осадков, делать записи условными обозначениями ).

§16, р/т 55-57

§17, р/т 58-62

§18, р/т 63, 64

§19, р/т 65, 66

§20, р/т 67-70

повт.§16-20

28.

29.

30.

31.

4. Вода

Декабрь

Декабрь

Декабрь

Январь

1. Три состояния воды.

2. Изменение объема воды при нагревании.

3. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.

4. Обобщение по теме: «Вода»

   знать:

  1. Состав воды, её свойства и значение для живых тел природы,
  2. Меры по охране воды

     уметь:

  1. Ориентироваться в параграфе учебника, работать с текстом и рисунками, выделять главное.

Сам. р. по теме: «Воздух»§21, р/т 71, 72

§22, р/т 73, 74

§23, р/т 75-79

повт. §21-23

32.

33.

34.

35.

36.

5. Горные породы.

Январь

Январь

Январь

Январь

Январь

1. Внутреннее строение Земли. Горные породы.

2. Горные породы и минералы. Л/р №6 «Описание минералов и горных пород, определение их свойств».

3. Разрушение горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород.

4. Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.  Л/р№7. «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами»

5. Горные породы (обобщающий урок)

   знать:

  1. Внутреннее строение Земли,
  2. Основные признаки рудных и нерудных полезных ископаемых, их использование в производственной деятельности человека,
  3. Причины разрушения горных пород.

     уметь:

  1. Ориентироваться в параграфе учебника, работать с текстом и рисунками, выделять главное, находить ответы на вопросы.

§24, р/т 80-82

§24 стр 101-103

§25, р/т 83-86

§26, р/т 87-90

Конт. р.№3

37.

38.

39.

40.

41.

6. Почва

Январь

 

Февраль

Февраль

Февраль

Февраль

1. Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.

2. Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.

3. Плодородие почвы. Обработка почвы.

4. Почва и растения.

5. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

знать:

  1. Основные виды почв,
  2. Свойства почв,
  3. Меры по охране почв

     уметь:

  1. Ориентироваться в параграфе учебника, работать с текстом и рисунками, выделять главное, находить ответы на вопросы.

§27, р/т 92, 93

§28, р/т 94-96

§29, р/т 97, 98

§30

§31, р/т 100-102

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

7.  Организмы

Февраль

Февраль

Февраль

Март

Февраль

Март

Март

1. Организм. Свойства живых организмов (биологические явления).

2. Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания. Л/р №8 «Изучение влияния температуры, света и влажности на растения (на примере прорастания семян)»

3. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Примеры приспособления растений к недостатку и избытку влаги, освещенности; животных – к низким и высоким температурам. Экскурсия «Разнообразие организмов, их относительная приспособленность к условиям окружающей среды».

4. Знакомство с увеличительными приборами.

5. Клеточное строение организмов. Клетка.

6. Разнообразие живых организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов.         Причины и последствия сокращения разнообразия живых организмов.

7. Обобщение знаний по теме «Организмы»

знать:

  1. Многообразие живых организмов,
  2. Условия и местообитание организмов,
  3. Строение клетки,
  4. Приборы для изучения организмов.

     уметь:

  1. Ориентироваться в параграфе учебника, работать с текстом и рисунками, выделять главное, находить ответы на вопросы.

§32, р/т 103-106

§33, р/т 107-111

отчет по экскурсии

§34

§35(с141-142)

§35(с142-144)

Тест

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

8. Растения

          7ч

Март

Март

Март

Апрель

Апрель

Апрель

Апрель

1. Характерные признаки растений.

2. Растения цветковые и нецветковые. Дикорастущие и культурные растения.

3. Цветковые растения, их органы

4. Л/р №9. «Распознавание органов цветкового растения на  живых и гербарных образцах. Определение названий растений с помощью атласа-определителя»

5. Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями.

6. Охрана растений, растения Красной книги.

7. Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.        

знать:

  1. Многообразие растений.
  2. Признаки растений.
  3. Строение цветковых растений

     уметь:

  1. Распознавать органы цветкового растения
  2. Различать распространённые в нашей местности виды растений, в т.ч. лекарственные и ядовитые
  3. Проводить опыты с растениями.

§36

§37,  р/т 118

 

§38, р/т 119-125

 

повт.§38

сообщение «Лекарственные растения», р/т 126-130

§39, сообщение «Красная книга растений»

§40

§41, р/т 131, 132

56.

57.

58.

9. Грибы.

     3ч

Апрель

Апрель

Апрель

1. Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.

2. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

3. Л/р № 10. «Узнавание съедобных и ядовитых грибов»

    знать:

  1. Многообразие грибов.
  2. Съедобные и несъедобные грибы нашего края

     уметь:

  1. Распознавать съедобные и несъедобные грибы нашего края.

тематический тест «Растения», §42

§43, р/т 134-136

повт.§ 42, 43

59.

60.

61.

62.

63.

10. Животные

     5ч

Апрель

Май

Май

Май

Май

1. Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние.

2. Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни

в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания. Многообразие диких животных.

3. Значение диких животных в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных.

Л/р № 11. «Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе  редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей».

4. Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.

5. Обобщение знаний по теме: «Животные – братья наши меньшие»

знать:

  1. Сходства и различия между животными и растениями,
  2. Значение животных в природе,
  3. Меры охраны диких животных

     уметь:

  1. Распознавать диких животных своего края.
  2. Составлять пищевые цепи

§44, р/т 137, 138

§45, р/т 139-141

§46, р/т 142, 143

доп м-л о жив-х

§47, р/т 144

сообщения учащихся

64.

11. Природа едина

1 час

Май

1. Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети. Природа — наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.

знать:

  1. Связи живого и неживого
  2. Правила поведения в природе

     уметь:

  1. Составлять пищевые цепи

§48

65.

66.

67.

68.

12. Человек.

Его здоровье          и безопасность жизни.

     4 ч

Май

Май

Май

Май

1. Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

2. Л/р № 12. «Измерение роста, температуры, массы тела; сравнение показателей своего развития с возрастными нормам»

3. Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (при сильном ветре, во время грозы, ливней, под градом, при встрече с опасными животными и т.п.)

Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Л/р №13. «Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах»

4. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.).

знать:

  1. Средние показатели развития организма своего возраста,
  2. О вредных привычках и их предупреждении

     уметь:

  1. Оказывать первую помощь при ушибах, кровотечении, растяжении связок

§49, р/т 146, 147

§50, р/т 148-151

§51, р/т 152, 153

69.

70.

Обобщение знаний по курсу «Природоведение. Природа. Неживая и живая»

Резервное время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...