Рабочая программа по природоведению
рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме

рабочая программа на 2012-2013  учебный год по программе Пасечник В.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_pasechnik.doc251.5 КБ

Предварительный просмотр:

.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Вязовская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

 руководитель  МО

_________ Василенко Т. В.


Протокол №__    от  «___»______2012  г              

                                                     

                                             

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР

МОУ«Вязовская СОШ»

_____Пащенко Н.П.

«___»________2012  г

                               

«Утверждаю»


Директор МОУ «Вязовская СОШ»


____Таранова В.А.

Приказ №___от

«___»________2012 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Василенко Татьяны Викторовны

1  квалификационная категория

по предмету «Природоведение»

5 класс

Базовый уровень

  1.   учебный  год  

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по природоведению,  программы основного общего образования по природоведению 5 класс   Авторы программы В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, В. М. Пакулова   / М.: Дрофа, 2010. – 92 с , согласно требованиям инструктивно-методического  письма «О преподавании предмета «Биология»

         в общеобразовательных учреждениях Белгородской области  в 2012-2013 учебном году»

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению 2 часа неделю.

Рабочая программа ориентирована на использование  учебника  В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой  «Природа неживая и живая  5 класс»,  М.,»Дрофа» 2011г.

        Курс природоведения в 5 классе  является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе.

        Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение  знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи   мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;
  2. овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  3. развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  4. воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  5. применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для  изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях.

        Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов,  углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

        Изложенный в программе материал соответствует  трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению – «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» - и распределен по соответствующим темам.

        Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т.д.

          В рабочей программе увеличено количество часов в темах, за счет резервного времени, а именно:

 -  В теме «Введение» добавлен 1 час на  экскурсию в природу, для  расширения представлений учащихся о разнообразии живых организмов родного края.

 - Для отработки знаний о основных характеристиках погоды , умений  пользоваться приборами для изучения погоды изучение   раздела  «Воздух» увеличено с  6 до 9 часов

-  С целью формирования как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за живыми организмами в  разделе «Ваши любимые растения и животные»  рассматривается вопрос о растениях и животных аквариума.

С 1 сентября 2010 года в школе реализуется эксперимент по теме «Система здоровьесозидающей деятельности образовательного учреждения в целостном образовательном процессе», при  планировании уроков используются здоровьесберегающие компоненты учебного процесса: педагогические (активные методы обучения ); физиологические(  соблюдение санитарно-гигиенических норм), психологические(создание ситуации успеха),  введен  урок  здоровья в теме «Человек, его здоровье и безопасность жизни»

Учебно-тематический план.


п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени по рабочей программе

 Часы учебного времени по программе

Кол – во лабораторных работ

 Плановые сроки

прохождения

1

Введение

3

2

сентябрь

2

Вселенная

5

5

2

Сентябрь - октябрь

3

Строение и свойства вещества

11

11

1

Октябрь - ноябрь

4

Воздух

9

6

2

Ноябрь - декабрь

5

Вода

4

3

2

январь

6

Горные породы

4

3

январь

7

Почва

4

4

февраль

8

Организмы

6

6

март

9

Растения

8

7

3

март

10

Грибы

2

2

1

апрель

11

Животные

5

5

1

апрель

12

Ваши любимые растения и животные

3

3

1

май

13

Природа едина

3

2

май

14

Человек, его здоровье и безопасность жизни

3

3

2

май

ИТОГО

70

62 (8 часов  - резерв времени)

15

Календарно-тематическое планирование

№ урока

№ п/п

Дата проведения

(план)

Дата проведения

(факт)

Разделы, тема урока

Наглядные и практические методы

Лабораторные и практические занятия

Знания , умения, навыки

Задание на дом

                                                                                                 Введение. (3ч.)

1

1.

3.09

Природа. Неживая и живая природа.

Демонстрация тел неживой и живой природы, картин, таблиц с изображением различных тел природы

Разнообразие природы, воздействие человека на природу

Введение, прочитать статью «Как работать с учебником».

Рабочая

тетрадь №2

2

2

5.09

Человек и природа. Зачем и как изучают природу

Демонстрация различных методов изучения природы

Описание собственных наблюдений и опытов

Стр 7-10

3

3.

10.09

 

 Экскурсия в природу Природа неживая и живая .

Наблюдения тел живой и неживой природы, явлений природы по сезонам года

Взаимосвязь живой и неживой природы

Подготовить отчёт об экскурсии.

  1. Вселенная.( 5ч.)

4

1

12.-09

Вселенная. История развития представлений о  Вселенной.. Звезды на небе, размеры звезд

Демонстрация фотографий, рисунков, карт, атласов звездного неба.

Лабораторная работа №1 «Определение на звездной карте   созвездий Северного полушария»

Звёзды, созвездия, Полярная звезда; Большая Медведица и Малая Медведица, яркость звёзд.

 § 1.  Рабочая

тетрадь №9

5

2

17.09

Планета Земля. Строение Земли. Суточное и годовое движение Земли

Демонстрация глобуса, компаса; работа с картой, атласами, глобусом: определение экватора, полюсов, Северного и Южного полушария.

Лабораторная работа №2

«Определение на глобусе (карте полушарий) экватора, полюсов, полушарий»

Ось Земли, Северное полушарие, Южное полушарие, орбита, экватор, високосный год, суточное и годовое движение Земли.

 § 2.

Рабочая

тетрадь №12

6

3

19.09

Сферы  Земли. (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера)

Демонстрация глобуса, физической карты полушарий, фотографий Земли.

Литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера.

 § 3.

7

4

24.09

Луна –  спутник Земли .Спутники планет, их движение

Демонстрация рисунков, фотографий Луны, лунохода.

Луна – спутник Земли, кратеры, лунные фазы.

§ 4

Подготовить сообщение об изучении Луны.

8

5

26.09

Солнце –  раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.

Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты.

Демонстрация таблицы «Планеты Солнечной системы», наблюдения за изменением высоты полуденного солнца в 20 числах каждого месяца.

Солнце – звезда, ближайшая к Земле, Солнечная система, планеты, кометы, метеоры, метеориты.

 § 5, повторить § 1-4.

Рабочая

тетрадь №23

  1. Строение и свойства вещества. (11 ч.)

9

1

1.10

Тела и вещества. Строение  твердых, жидких и газообразных тел

Демонстрация веществ в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. Демонстрация опыта: три состояния воды.

Вещества, состояния веществ. Твёрдое вещество, жидкое и газообразное. Свойства веществ.

 § 6.

Рабочая

тетрадь №25,

27

10

2.

3.10

Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов.

Демонстрация упругости и пластичности тел.

Лабораторная работа  №3 «Определение физических свойств твёрдых, жидких и газообразных тел».

Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов. Деформация, упругость, пластичность.

 § 7. Рабочая

тетрадь №31,

32

11

3.

8.10

Вещества и смеси, простые и сложные.

Демонстрация свойств серы и железа в виде веществ и смесей.

Вещества, смеси.

 § 8.

12

4.

15.10

Молекулы. Атомы. Элементы.

Демонстрация моделей молекул различных веществ. Демонстрация  опытов, рассмотренных в учебнике.

Молекулы, свойства молекул; атомы; химические элементы и химические знаки.

 § 9.

Рабочая

тетрадь №35

13

5.

17.10

Диффузия.

Демонстрация опыта, доказывающих диффузию в газах и жидкостях.

Движение молекул, диффузия в газах, жидкостях, твёрдых телах. Скорость диффузии.

 § 10, придумать опыты, демонстрирующие примеры диффузии.

14

6

22.10

Взаимодействие частиц.

Демонстрация опыта взаимодействия между молекулами в жидкостях.

Сила притяжения. Условия притяжения.

 § 11.

15

7

24.10

Разнообразие веществ.

Демонстрация моделей молекул простых и сложных веществ. Демонстрация органических и неорганических веществ.

Простые вещества. Сложные вещества. Вещества неорганические и органические. Состав клеток человеческого тела.

 § 12.

Рабочая

тетрадь №41,

 45

16

8

7.11

Явления природы. Физические  явления. (электрические, механические, тепловые, световые)

Демонстрация опытов: физические явления.

Физические  явления природы.

 § 13

17

9

12.11

Химические явления, химические реакции

Демонстрация опыта с горением трёх свечей. Демонстрация жидкого и твёрдого топлива.

Горение, его значение. Топливо: твёрдое, жидкое и газообразное. Способы тушения горящих веществ.

§ 14.

18

10

14.11

Окисление. Использование  человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни

Демонстрация тел, подверженных медленному окислению.

Окисление, медленное окисление, дыхание.

 § 15, повторить  § 6-14.

19

11

19.11

Строение и свойства вещества. (обобщающий урок)

Демонстрация моделей молекул простых и сложных веществ, неорганических и органических веществ.

а) строение веществ: молекулы, атомы, элементы;

б) разнообразие веществ: простые, сложные, органические, неорганические.

в) явления природы: физические, химические.

Рабочая

тетрадь №54

3.Воздух (9ч.)

20

1

21.11

Состав воздуха

Демонстрация схемы «Состав воздуха».

Состав воздуха, примеси.

 § 16

Рабочая

тетрадь №57

21

2

26.11

 Физические свойства воздуха. (упругость)

Демонстрация опытов, показывающих свойства воздуха; модель духового ружья.

Воздух занимает пространство; воздух сжимаем и упруг; использование свойств воздуха человеком.

§ 17, подготовить сообщения об использовании свойств воздуха человеком.

22

3

28.11

Физические свойства воздуха. (давление.)

Демонстрация опытов, доказывающих, что воздух имеет вес. Демонстрация опыта с газетой и линейкой.

Вес воздуха, зависимость веса воздуха от высоты. Давление воздуха на окружающие предметы со всех сторон.

 § 18

Рабочая

тетрадь №61

23

4

3.12

Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр

Демонстрация барометра, демонстрация опыта Торричелли.

Изменение плотности воздуха с высотой, атмосферное давление, единица измерения атмосферного давления, барометр.

§ 19

24

5

5.12

Нагревание воздуха от поверхности Земли.

Демонстрация теплопроводности  воздуха.  

Нагревание атмосферного воздуха от поверхности Земли. Воздух – плохой проводник тепла и холода.

Повторить записи в тетради, объяснить основные причины изменения погоды.

25

6

10.12

Изменения температуры воздуха с высотой.  Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники.

Работа с картой, определение местонахождения  гор со снежными вершинами.

Лабораторная работа  №4 «Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой)

Изменение температуры воздуха с выстой, снеговая линия, облака, осадки и их виды.

Подготовить сообщения об осадках.

Рабочая

тетрадь №66

26

7

12.12

Ветер. Работа ветра в природе

Демонстрация модели флюгера и определение направления ветра. Демонстрация опыта, доказывающего движение воздуха. (опыт со свечами)

Ветер и причины его образования, флюгер, скорость ветра, работа ветра в природе.

Определить господствующие ветры в нашей местности.

27

8

17.12

Погода . Типичные признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека

Практические методы работы с дневниками наблюдений за погодой.

Лабораторная работа  №5 «Описание погоды за месяц и сезон».

Погода, признаки погоды своей местности. Предсказание погоды.

§  20 Ответить письменно на вопрос: с какими  явлениями природы связаны  в нашей местности те или иные виды работ в поле, саду, огороде.

28

9

19.12

 Значение воздуха в природе. Охрана воздуха  (обобщающий урок)

Демонстрация опытов, доказывающих свойства воздуха.

Состав воздуха, свойства воздуха, погода, её предсказание, охрана воздуха.

4 .Вода (4ч.)

29

1

24.12

Три состояния воды.

Демонстрация опыта, доказывающего, что вода плохой проводник тепла.

Жидкая вода – плохой проводник тепла. Теплопроводность, свойства твёрдой воды, туман, пар.

§ 21

30

2

26.12

 Изменение объема воды при нагревании

Демонстрация опыта, доказывающего тепловое расширение воды.

Сжатие воды при охлаждении, расширение воды при температуре  4° С.

§ 22

31

3

Вода – растворитель.  Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.  Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий.  Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.

Демонстрация картин с изображением оврагов, пещер.

 

Раствор, взвесь; растворимые и нерастворимые вещества, растворы в природе; работа воды в природе. Значение воды и её охрана.

§ 23 подготовить сообщения о загрязнении воды,  о роли воды в нашей местности, о состоянии местных водоёмов

Рабочая

тетрадь №78

32

4

Экскурсия. Результаты работы текущих вод и ветра

Демонстрация работы ветра, продуктов выветривания.

Разрушительная и созидательная работа воды и ветра.

Подготовить отчёт об экскурсии.

5.  Горные породы (4ч.)

33

1.

 Горные породы. Разнообразие горных пород.

Демонстрация схемы внутреннего строения Земли.

Лабораторная работа  №6«Описание минералов и горных пород».

Внутренние оболочки Земли; горные породы. Происхождение горных пород, минералы.

 § 24

34

2

Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень).

Демонстрация обломочных горных пород. Демонстрация опыта, доказывающего расширение твёрдых тел при нагревании и сжатие при охлаждении.

Выветривание; обломочные горные породы, использование обломочных горных пород человеком.

§ 25

Рабочая

тетрадь №85

35

3

Полезные ископаемые.  Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы

Практические методы.

 

Руда, руды чёрных и цветных металлов, свойства металлов, нерудные полезные ископаемые.

 § 26

Рабочая

тетрадь №88

36

4

 Использование  человеком обломочных пород.  Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр

Практические методы.

Лабораторная работа №7 «Ознакомление с местными полезными ископаемыми».

Рабочая

тетрадь №91

6. Почва (4ч.)

37

1

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.

Демонстрация физической карты России, образцов различных почв.

Образование почвы, структурная почва, бесструктурная почва; горизонт, кислые почвы.

§ 27

Рабочая

тетрадь №96

38

2.

 Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость

Демонстрация опытов по определению состава и свойств почвы.

Неорганические вещества почвы, органические вещества почвы; солончаковая почва; капилляры, органические удобрения, неорганические удобрения.

§ 28, 29

39

3.

Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения

Демонстрация таблиц елового леса, луга.

Влияние почвы на растения, влияние растений на почву.

§ 30

40

4.

Эрозия почв, ее виды. Охрана почв

Демонстрация таблиц, рисунков, характеризующих ветровую, водную эрозию, влияние на почву неправильной обработки.

Эрозия почв, ветровая эрозия, водная эрозия, обработка почвы, растения – защитники почвы, человек – защитник почвы.

 § 31 Рабочая

тетрадь №102

7. Организмы (6ч.)

41

1

Организм . Свойства живых организмов (биологические явления)

Демонстрация таблиц с изображением растений, грибов, животных своей местности. Демонстрация опыта: пропускание выдыхаемого воздуха через известковую воду.

Организм, свойства живых организмов.

§ 32

Рабочая

тетрадь №105

106

42

2

Условия жизни организмов: среда обитания. Факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания

Демонстрация гербарного материала, муляжей, таблиц с изображением растений и животных леса.

Среда обитания, факторы среды обитания, факторы неживой и живой природы, экология.

 § 33

Рабочая

тетрадь №109,




110

43

3

Экскурсия . Разнообразие организмов, их относительная приспособленность к условиям среды.

Наблюдение за разнообразием живых организмов в лесу и других биогеоценозах.

Разнообразие организмов, их приспособленность к среде обитания и её относительность.

 Отчет об экскурсии

44

4

Знакомство с увеличительными приборами.

Демонстрация лупы, микроскопа.

Лупа, микроскоп, окуляр, объектив, тубус, клетка.

§ 34

45

5

1

Клеточное строение организмов. Клетка.

Демонстрация гербарных экземпляров растений, коллекции насекомых, муляжей грибов, микропрепарат клетки.

Клетка, оболочка, цитоплазма, ядро; одноклеточные организмы, неклеточные организмы; ткань, орган, многоклеточные организмы.

 §35 (1 пункт)

46

6

 Разнообразие организмов.  Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения организмов

Демонстрация таблиц с изображением грибов, растений, животных.

Организм, его свойства, среда обитания, факторы среды, строение организмов.

§35

Рабочая

тетрадь №116

                                             8. Растения (8ч.)

47

1

 Характерные признаки растения.

Демонстрация комнатных растений и гербарных образцов.

Общие признаки растений, пигменты, хлорофилл, фотосинтез.

 § 36, провести наблюдение за развитием растения из семени.


48

2

Дикорастущие и культурные растения

Демонстрация гербарных образцов дикорастущих и культурных растений.

Растения цветковые и нецветковые, цветок – орган растения. «Одомашнивание» дикорастущих растений».

 § 37

49

3

 Растения цветковые и нецветковые.  Цветковые растения, их органы

Практические методы работы.

Лабораторная работа  №8 «Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных образцах».

Органы цветкового растения, функции органов цветкового растения.

 § 38

Рабочая

тетрадь №119

50

4

Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека.

Демонстрация рисунков и гербариев дикорастущих  

Лабораторная работа  №9 «Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений»

Многообразие дикорастущих растений, места обитания дикорастущих растений

 § 39 (1 пункт), подготовить сообщения о лекарственных растениях нашей местности.

51

5

Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями.

Демонстрация рисунков и гербариев  лекарственных растений, ядовитых растений

Аптекарские огороды, ядовитые растения.

§ 39

Рабочая

тетрадь №128

52

6

Охрана растений. Растения Красной книги

Демонстрация Красной книги Белгородской области

Растения, находящиеся под угрозой исчезновения.

 § 40







53

7

Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно – декоративные, плодово – ягодные, комнатные и другие. Значение культурных растений в жизни человека

Демонстрация образцов овощных, зерновых, технических, плодовых культур и их изображений.

Лабораторная работа  №10 «Определение названий растений с помощью атласа- определителя»

Овощные, зерновые, плодовые, технические культуры и их разнообразие.

 § 41

54

8

Экскурсия. Распознавание различных видов растений своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых).

отчет

  1. Грибы (2ч.)

55

1

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.

Демонстрация белой плесени на продуктах, демонстрация зелёной плесени.

Грибы одноклеточные и многоклеточные. Питание грибов. Значение грибов.

§ 42, провести опыт по выращиванию мукора.

56

2

Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов

Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.

Лабораторная работа №11 «Узнавание съедобных и ядовитых грибов»

Шляпочные грибы, строение шляпочных грибов. Грибы- двойники.

  § 43

Рабочая

тетрадь №135

, 136

  1. Животные (5ч.)

57

1

 Характерные признаки животных. Животные дикие и домашние.

Демонстрация животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов.

Многообразие животных по способу питания. Клетчатка.

 § 44

58

2

Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания

Демонстрация коллекций чучел, влажных препаратов, таблиц, изображающих диких животных.

Условия жизни и многообразие диких животных; животные одноклеточные и многоклеточные; позвоночные и беспозвоночные; среды обитания диких животных.

 § 45, ответить на 3 вопрос письменно.

Рабочая

тетрадь №139

59

3

Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными

Значение животных в природе. Значение животных для человека.

§ 46, подготовить сообщения о заповедниках и заказниках.

60

4

Животные Красной книги. Охрана диких животных

Демонстрация Красной книги Белгородской области

Лабораторная работа №12 «Узнавание различных видов животных своей местности»

§ 46

61

5

Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни

Демонстрация таблиц, изображающих домашних животных.

Сельскохозяйственные животные. Животноводство.

 § 47

  1. Ваши любимые растения и животные (3ч.)

62

1.

Растения -  ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними

Демонстрация разнообразия комнатных растений.

 Лабораторная работа №13 «Составление рекомендаций  по уходу за комнатными растениями и домашними животными»

Значение комнатных растений. Разнообразие комнатных растений. Экологические группы растений. Уход за комнатными растениями.

Размножить и вырастить комнатное растение, подготовить сообщения о домашних животных.

63

2

Животные   - ваши любимцы. Создание благоприятных  условий для жизни, уход за ними.

Демонстрация книг и таблиц с изображением различных пород собак и кошек.

Домашние животные. Породы собак: служебные, декоративные.

Провести наблюдения за домашними животными по заданиям.

64

3

Ваш аквариум.

Демонстрация аквариума, аквариумных растений и животных.

Устройство аквариума. Растительный и животный мир аквариума.

                                                                                12.  Природа едина (3ч.)

65

1

Связи живого и неживого.. Цепи питания. Пищевые сети.

Демонстрация таблиц с изображением цепей питания живых организмов.

Пищевые связи – цепи питания. Пищевые сети. Природа – единое целое.

Изучить § 50

Рабочая

тетрадь №145

66

2

1

Природа  - наш друг. Охрана природы

Демонстрация таблиц и рисунков по охране природы.

Взаимосвязь в природе. Правила поведения в природе.

Разработать план по охране растений и животных нашего леса.

67

3

  Правила  поведения в природе

Демонстрация рисунков, отражающих правила поведения в природе.

13. Человек, его здоровье и безопасность жизни (3 ч)

68

1

Общий обзор  организма  человека

Наблюдение за работой сердца  и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки

§ 49

69

2

Правила поведения человека в опасных природных ситуациях . Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при  травмах.

Лабораторная работа №14 «Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах»

§ 50

Рабочая

тетрадь

№149

70

3

 Урок здоровья. Образ жизни человека и его здоровье.  Вредные  привычки и их профилактика.

Летние задания

Лабораторная работа №15 «Измерение роста, температуры, массы тела; сравнение показателей своего развития с возрастными нормами»

§ 51

Рабочая

Тетрадь

№153

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Введение (3 часа)

Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.

Экскурсия в природу Природа неживая и живая .

1. Вселенная (5 часов)

Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.

Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.

Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна — спутник Земли.

Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.

Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.

Лабораторные работы:

- Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Северного полушария.

 - Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков.

2. Строение и свойства вещества (11 часов)

Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел.

Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.

Вещества чистые и смеси, простые и сложные.

Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.

Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.

 Лабораторная работа:

 - Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.

3. Воздух (9 часов)

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.

Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр.

Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе.

Погода. Типичные признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека.

Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели флюгера).

Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях.

Лабораторные работы:

 - Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой).

 - Описание погоды за месяц и сезон.

4. Вода (4часа)

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.

Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.

•   Экскурсия

Результаты работы текущих вод и ветра.

5. Горные породы (4часа)

Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород.

Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.

Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.

Лабораторные работы:

 - Описание минералов и горных пЬрод (по 3—4 признакам) и определение их свойств.  - Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.

6. Почва (4 часа)

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.  Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.

Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.

Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы.

7. Организмы (6 часов)

Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.  Экология — наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.  Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения организмов.

Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала.

Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.

•    Экскурсия

Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды.

8. Растения (8 часов)

Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения.

Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги.

Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.

Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.

Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.

Лабораторные работы:

 - Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах.

 - Определение названий растений с помощью атласа-определителя .

 - Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений.

 •    Экскурсия

Распознавание различных видов растений своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых).

9. Грибы (2 часа)

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.   Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.     

       

Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.

  Лабораторная работа:

 - Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов.

10. Животные (5 часов)

Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние.

Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания.

Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных.

Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.

Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных.

Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания.

 Лабораторная работа:

 - Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей.

11. Ваши любимые растения и животные   (3 часа)

Растения и животные — ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними. Ваш аквариум

Демонстрация комнатных растений, домашних животных.

Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях.

 Лабораторная работа:

 - Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными.

12. Природа едина (3 часа)

Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети.

Природа — наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.

13. Человек, его здоровье и безопасность жизни (3 часа)

Общий обзор строения человека.  Урок здоровья Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.).

Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.).

Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки.

Лабораторные работы:

 - Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах.

 - Измерение роста, температуры, массы тела; сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.

 

•   Летние задания

Наблюдения за растениями и животными в природе, уголке живой природы, на учебно-опытном участке. Проведение опытнической работы. Ведение дневников опытов и наблюдений.

Формы и  методы контроля.

Методы контроля:

 

  1. По способу оценивания: 

 - «отметочная» технология (традиционная);

 - «качественная» технология (сочетание метода наблюдения с экспертной оценкой, т.е. усвоил – не усвоил, овладел – не овладел).

  1. По способу организации контроля:

 -  автоматический (машинный);

 -  взаимоконтроль;

 -  контроль учителя;

  - самоконтроль.

  1. По ведущим функциям: 

 - диагностический;

 - стимулирующий;

 - констатирующий.

  1. По способу получения информации в ходе контроля: 

 - устный метод (включает опросы, собеседования, зачеты)

 - письменный метод (различные проверочные работы);

 -  практический метод (состоит в наблюдение за ходом выполнения лабораторных работ, а также проектов).

Формы контроля :

- собеседование (используется на всех этапах обучения, помогает выяснить понимание основных принципов, законов, теорий);

- опросы, экспресс-опросы (используются для оперативной проверки уровня готовности к восприятию нового материала);

- самостоятельная работа (является типичной формой контроля, подразумевает выполнение самостоятельных заданий без вмешательства учителя);

- тестирование (используется для оперативной проверки качества знаний учащихся с возможностью машинного ввода данных и автоматизированной обработки результатов, технология оценивания – рейтинговая или отметочная);

- дискуссия (может быть организована как в письменной, так и в устной форме, использует сочетание методов опроса и собеседования);

- наблюдение (применяется на уроке-практике и подразумевает отслеживание формирования умений, навыком и приемов применения практических знаний).

Тестовая   работа по

теме «Строение и свойства вещества»

 Тест        1 вариант

1. Твердые тела:   а) способны сохранять неизменными форму и объем;                                 б)  не способны сохранять неизменными форму и объем.

2.  К органическим веществам относятся:  а) вода;    б) белки:  в) кислород.

3. К простым веществам относятся:   а) кислород;   б) вода;  в) углекислый газ.

4. К сложным веществам относятся:  а) озон;  б) белки; в) азот; г) кислород.

5. Вещества, образованные атомами разных элементов, называются: а) простыми: б) сложными;  в) органическими; г) неорганическими.

6. К физическим явлениям относится:  а) таяние сосульки; б) распускание почек; в) горение.

7. К химическим явлениям относится:  а) гроза;  б) ветер; в) медленное окисление в живых организмах.

8. Диффузия может протекать:                                                                                                                                          а) только в жидкостях, б) только в газах; в) в твердых телах, жидкостях, газах.

Задание 2.

 Выпишите, из предложенных слов, явления природы:  медь, смерч, Солнце, цветок, прыжок, град,  молния, тополь, вода, ручка, пожар, хлор, белки, снегопад, ртуть,  стол,  сахар, машина.    

Задание 3.

Перепишите и  вставьте пропущенные слова в предложение

Вещества могут находиться в________________, _____________, ___________ состояниях.

Тест      2 вариант  

1. Жидкости:    а) способны сохранять объем;      б) не способны сохранять объем;                                          в) способны сохранять объем, но не способны сохранять форму.

2.  К органическим веществам относятся:  а) углеводы;    б) вода;  в) кислород.

3. К простым веществам относятся:   а) вода;   б)  хлор;  в) углекислый газ.

4. К сложным веществам относятся:  а) белки;  б)  хлор; в) азот; г) кислород.

5. Вещества, образованные атомами одного элемента, называются: а) простыми: б) сложными;                в) органическими; г) неорганическими.

6. К физическим явлениям относится:  а) цветение растений; б) испарение воды; в) окисление.

7. К химическим явлениям относится:  а) горение;  б) ветер; в) таяние снега.

8. При физических явлениях происходит: а) образование новых веществ; б) изменение состояния вещества.

Задание 2.

 Выпишите, из предложенных слов, тела:  медь, смерч, Солнце, цветок, прыжок, град,  молния, тополь, вода, ручка, пожар, хлор, белки, снегопад, ртуть,  стол,  сахар, машина.    

Задание 3.

Перепишите и  вставьте пропущенные слова в предложение

Вещества могут находиться в________________, _____________, ___________ состояниях.

 Тест    3 вариант

1. Газы:     а)  способны сохранять объем и форму;

 б) способны сохранять объем, но не способны сохранять форму;                                                                           в)  способны принимать форму того сосуда, в котором они находятся.

2.  К органическим веществам относятся:  а) вода;    б) хлор;  в) жиры.

3. К простым веществам относятся:   а) медь;   б) сахар;  в) углекислый газ.

4. К сложным веществам относятся:  а) хлор;  б) белки; в) азот; г) кислород.

5. Вещества, из которых состоят тела неживой природы, называются: а) простыми:                            б) сложными;  в) органическими; г) неорганическими.

6. К физическим явлениям относится: а) молния; б)  появление ржавчины на гвозде; в) горение.

7. К химическим явлениям относится:  а) гниение навоза;  б) смерч; в) град.

8. При химических явлениях происходит: а) образование новых веществ; б) изменение состояния вещества.

Задание 2.

 Выпишите, из предложенных слов, вещества:  медь, смерч, Солнце, цветок, прыжок, град,  молния, тополь, вода, ручка, пожар, хлор, белки, снегопад, ртуть,  стол,  сахар, машина.    

Задание 3.

Перепишите и  вставьте пропущенные слова в предложение

Вещества могут находиться в________________, _____________, ___________ состояниях.

Перечень  учебно-методических  средств:

Основная литература :  

  1. Пакулова В.М.,Иванова Н.В Природа.Неживая и живая (Учебник). - М.: Дрофа, 2011
  2. Пакулова В.М.,Иванова Н.В. Природа.Неживая и живая (Рабочая тетрадь). - М.: Дрофа, 2010
  3. Л.Д. Парфилова. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой « Природа. Неживая и живая. 5 класс», М.: изд-во «Экзамен», 2005.

Дополнительная литература:

  1. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
  2. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.
  3. Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.
  4. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.
  5. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.И. С любовью к природе. Дидактический материал по природоведению. М., Педагогика, 1978.
  6. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.
  7. Планета – наш дом. Учебник –хрестоматия по основам экологии. М., Лайда, 19995.
  8. Природоведение. 5 класс. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды). Составитель Н.А.Касаткина. Волгоград, Учитель, 2004.
  9. Хрестоматия по природоведению. Составитель В.П. Горощенко. М., Просвещение, 1979

       Методическая литература:

  1. Авдеева С.Б. и др. Природоведение. 5класс. Поурочное планирование. Тематические контрольные и практические работы. М., Школа-Пресс, 2001.
  2. Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. –М: Дрофа, 2003.
  3. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Методическое пособие для учителя. - М.: Тайдекс Ко, 2002.

  1. Природа неживая и живая.5 класс. Поурочные планы по учебнику В.М.Пакуловой, Н.В. Ивановой,/авт.сост.Г.В.Чередникова – Волгоград. Учитель, 2005.
  2. Рохлов В.С., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Тестовые задания. - М.: Дрофа, 2005.
  3. Сонин Н.И., Казарян К.П. Природоведение. 5 класс. Дидактические карточки-задания. - М.: Дрофа, 2005.

Электронное сопровождение

  1. Библиотека электронных наглядных пособий «Природоведение  5 класс», Дрофа, Физикон, 2004.
  2. Лекарственные растения. ЗАО «Новый диск», 2004

«Оборудование и приборы»

Объекты натуральные

  1. набор муляжей плодов и корнеплодов,
  2. плодовые тела съедобных и ядовитых грибов (муляжи).

Оборудование лабораторное

Приборы

  1. Лупа (7-10*)
  2. Лупа препаровальная

Приборы (демонстрационные)

  1. Прибор для демонстрации дыхательных процессов (модель Дондерса)
  2. Микропроектор (р) или насадка для микропроекции
  3. Микроскоп учебный УМ-301

Оборудование для опытов

  1. Воронка лабораторная В-75-80 или В-36-80
  2. Зажим пробирочный ЗП
  3. Колба коническая Кн-1-500-34
  4. Колпак стеклянный с кнопкой и рантом
  5. Ложка для сжигания веществ ЛСЖ
  6. Мензурка 500 мл
  7. Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ НПП
  8. Спиртовка лабораторная СЛ-1 или СЛ-2
  9. Цилиндр измерительный 250 мл
  10. Чаша выпарительная
  11. Чаша коническая с обручем 190 мм
  12. Шпатель фарфоровый
  13. Штатив лабораторный Шлб
  14. Лоток для раздаточного материала
  15. Препаровальные инструменты
  16. Иглы препаровальные
  17. Пинцет анатомический с насечкой
  18. Ножницы с одним острым концом
  19. Скальпель брюшистый
  20. Рулетка (10 м)
  21. Укладка для луп (по 10 шт)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...