рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме

рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента  и   Авторской  программы  для образовательных учреждений к комплекту учебников под руководством В.В. Пасечника. Биология 5-11. «Природоведение» авторы: В.В.  Пасечник,В.В.Латюшин,В.М.Пакулова..  2011г.КТП написано со знаниями и умениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.rar83.37 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка        

        Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
  • Примерная программа основного общего образования по природоведению  для 5 класса, допущенная  Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МОРФ.
  • Авторская  программа для образовательных учреждений к комплекту учебников под руководством В.В. Пасечника. Биология 5-11. «Природоведение» авторы: В.В.  Пасечник,В.В.Латюшин,В.М.Пакулова..  2011г
  • Федеральный перечень  учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013 -2014  учебном году (приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 09.02.2008 № 379).

        

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в 5 классе. Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе.        При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы.

        В курсе предмета природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими  изменениями в окружающей среде. Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов,  углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

            Такой подход к отбору содержания соответствует как  возрастным особенностям развития мыслительных операций у младших подростков, так и экологическим требованиям современной жизни.

        В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

        Основное положение построения программы - соответствие изучаемого материала младшему подростковому возрасту.  Естественнонаучный материал  «приближен» к ребенку, поскольку изучаемые объекты ограничиваются непосредственно наблюдаемыми телами, веществами и явлениями. Теоретические положения вытекают из практической деятельности учащихся или иллюстрируются наглядными примерами из окружающей школьников жизни.

Изложенный в программе материал соответствует  трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению – «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» - и распределен по соответствующим темам.

Цели  и задачи изучения предмета.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

Основные задачи курса:

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  • формировать  умения применять  полученные знания и умения для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и  ученических практических работ.

Место предмета в базисном учебном плане

Предмет природоведение входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

Тип программы: типовая, базового уровня.

Структура программы

Программа имеет  содержательные разделы: «Изучение природы», «Вселенная», «Строение и свойства вещества», «Воздух», « Вода», « Горные породы», « Почва», «Организмы»,«Растения», « Грибы»,

 «Животные», «Ваши любимые растения и животные», «Природа едина», и «Человек, его здоровье и безопасность жизни».

В программу внесены следующие изменения:

  • Второй раздел увеличен на 1 час в связи с включением в программу обобщающего урока;
  • Четвертый раздел увеличен на 2 часа в связи с более полным  изучением тем «Образование облаков. Осадки и их виды» и «Ветер. Работа ветра в природе».
  •  Девятый ,одиннадцатый и четырнадцатый  разделы увеличены  на 1 час в связи с включением в программу обобщающих  уроков;
  • Двенадцатый раздел уменьшен на 2 часа в связи с легкостью усвоения материала.
  • Тринадцатый раздел увеличен на 1 час в связи с включением экскурсии  по изучению экологических проблем родного края.

В программу включены уроки по изучению природы родного края в количестве 7 часов. Запланированы две экскурсии.

Важными формами деятельности учащихся являются:

  • практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
  • развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:

  • работа в малых группах (2-5 человек);
  • проектная работа;
  • подготовка сообщений/ рефератов;
  • исследовательская деятельность;
  • информационно-поисковая деятельность;
  • выполнение практических и лабораторных работ.

Результаты обучения

  • Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений,  постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.
  • Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.
  •  Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных       закономерностей;
  • Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;
  • Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени;
  • Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
  • Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на  электронных носителях, в сети Internet);
  • Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);
  • Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
  •  Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
  • Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим  и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).  

Методические аспекты преподавания курса природоведения 

В рамках преподавания курса природоведения могут  быть освоены и  эффективно использованы  современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне).  

Содержание программы учебного курса

 (68 часов, 2 часа в неделю)

Тема 1. Введение. Изучение природы (2 часа)

Природа. Живая и неживая. Человек и природа.

Изучение природы человеком. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки

Практические работы

  • Знакомство с оборудованием для научных исследований.
  • Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.[Поиск информации в сети Internet и справочниках на компакт-дисках]. Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.
  • Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. [Использование

цифровых измерителей расстояния, температуры и времени].

  • Конструирование простейших измерительных приборов.

Демонстрации:

  • Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
  • Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов.
  • Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.
  • Портреты великих ученых-естествоиспытателей.

Тема 2. Вселенная (6 часов)

Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры

звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.

        Солнце – раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.

        Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна – спутник Земли.

        Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.

Тестирование по теме «Вселенная»

Демонстрации:

  • Карта звездного неба.
  • Модель Солнечной системы.
  • Глобус.
  • Мир в картинках: Космос (фотографии)
  • Плакаты: Малые небесные тела. Строение Вселенной. Мир звезд.  Солнечная система.

Практические работы

  • Наблюдение за звездным небом. Нахождение основных созвездий. Работа с подвижной картой звездного неба.
  • Наблюдение суточного движения Солнца и звезд.
  • Работа с картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, меридианов, Северного и Южного полушарий»
  • Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца

над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности.

Тема 3. Строение и свойства вещества (11 часов) 

Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел.  Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия. Вещества чистые и смеси, простые и сложные. Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений  природы в повседневной жизни.

                проверочная работа по теме: «Строение и свойства вещества»

Демонстрация 

  • опытов по электризации тел путем трения.

Практические работы

  • Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ
  • Исследование физических явлений.( испарение) 
  • Наблюдение признаков химической реакции.

Тема 4. Воздух (8 часов)

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе. Погода. Типичные признаки погоды. Предсказывание погоды. Влияние погоды на организм человека. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха. Погода и климат Тульской области.  

        

Демонстрация 

  • модели флюгера (определение  направления ветра с помощью модели флюгера).

Практические работы

  • Описание погоды одного дня. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра
  • Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей

Тема 5. Вода (5 часа)

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании. Вода – растворитель. Растворимые  и нерастворимые вещества. Растворы в природе. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.

Экскурсия

Результаты работы текущих вод и ветра.

Урок контроля по темам «Воздух. Вода»

Тема.6 Горные породы (3 часа)

Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород. Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр. Полезные ископаемые Тульской обл.

Демонстрация

  • коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.

Практические работы

  • Описание минералов и горных пород и определение их свойств

Тема.7  Почва (4 часа)

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы. Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость. Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.

Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

Демонстрация

  • почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы.

Тема.8  Организмы (6 часов)

Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания. Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличите6льными приборами.

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов.

Причины сокращения организмов.

Демонстрация 

  • микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала.

Практические работы

  • Изучение строения клетки с помощью микроскопа.
  •  Рассматривание готовых микропрепаратов клеток.

Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.

Тема.9 Растения  (8 часов)

Характерные признаки растений.  Растения цветковые и нецветковые. Цветковые Растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые  растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги.

        Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека. Растительный мир Тульской области.

                                   Проверочная работа по теме «Растения»

        

Демонстрация 

  • живых растений, гербарных образцов, таблиц.

Практические работы

  • Исследование разнообразия растений с использованием гербарных материалов.
  •  Исследование влияния различных условий на прорастание семян;
  •  Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации

        

Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.

Тема.10 Грибы (2 часа)

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Съедобные и несъедобные грибы Тульской области.

                  Проверочная работа по теме «Растения»

Демонстрация

  • свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.

Практические работы

  • Узнавание наиболее распространенных в ТО съедобных и ядовитых грибов

Тема.11 Животные  (6 часов)

Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние. Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни

в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания.

        Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных.

        Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.

                                 Тестирование по темам «Грибы. Животные».

Демонстрация

  • живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных.

Практические работы

  • Определение животных с использованием различных источников информации.

        Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания.

Тема.11 Ваши любимые растения и животные  (1 час)

Растения и животные – ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними.

Демонстрация

  • комнатных растений, домашних животных

        

Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях.

Тема.12. Природа едина  (3часа)

Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети. Природа – наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе. Виды загрязнения природы в нашей области. 

Экскурсия «Экологические проблемы родного села»

Тема.13 Человек, его здоровье и безопасность жизни  (4 часа)

Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные  привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.). Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.) Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

                      Переводная к/р за курс «Природоведение. Природа. Живая и неживая»

Практические работы

  • Наблюдение за самочувствием, определение физического развития
  • Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах.

                Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки.


Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе.

В результате изучения природоведения ученик должен:

 знать / понимать:

  • естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);
  • многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; отдельные методы изучения природы;
  • как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);
  • строение живой клетки (главные части);
  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
  • беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);
  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
  • как человек появился на Земле (на уровне представлений);
  • как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3–5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);
  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

уметь:

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
  • измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.


Учебно-тематический план

п/п

Название разделов, темы

Количество

часов

Формы и виды контроля

Практические

работы

Проверочные

работы

1.

Тема 1. Введение

2ч.

п/р. № 1.

п/р №2

-

2.

Тема 2. Вселенная

6ч.

п/р №3

   п/р №4

п/р № 5 

п/р. № 6.

Тестирование по теме «Вселенная»

3.

    Тема 3. Строение и свойства вещества

11ч.

П/р. №7

П./Р.№.8.

П./Р.№.9.

проверочная работа

 по теме «Строение и свойства вещества»

4.

Тема 4. Воздух

8ч.

п/р №10.

п/р.№11

5.

Тема 5. Вода

5ч.

Тестирование 

по темам «Воздух. Вода»

6.

Тема 6. Горные породы

3ч.

п/р.№12

7.

Тема 7. Почва

4ч.

8.

Тема 8. Организмы

5ч.

П/ р №13

 П./р. №14

Проверочная работа 

по темам Почва. Организмы.

9.

Тема 9. Растения  

8ч.

 п/р №15.

п/р.№ 16

 п/р№17

Проверочная работа

по теме «Растения»

10.

Тема 10. Грибы

2ч.

п/р№ 18

11.

Тема 11. Животные  

6ч.

п/р№19

Тестирование

по темам «Грибы. Животные».

12.

Тема 12. Ваши любимые растения и животные                      

1 ч.

13.

Тема 13. Природа едина  

3ч.

14.

     Тема 14. Человек, его здоровье и безопасность жизни

4ч.

п/р20 .

п/р. №21

Переводная к/р

         за курс «Природоведение. Природа. Живая и неживая»

15.

ИТОГО

68ч.

   21

7



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа  написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...