программа по природоведению
рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме

Празднова Людмила Анатольевна

Программа по природоведению для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raboch_progr_5_kl_prirodovedenie.docx57.71 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная рабочая программа по природоведению рассчитана на изучение предмета в 5 классе на базовом уровне и составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1.  Закона РФ от 29.12.2012г.  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.12, ст.28);
  2.  Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства Образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 с изменениями от 31.01.2012 №69);
  3. Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Минобразования РФ  от 09.03.2004 г. №1312;
  4. СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.10 №189;
  5. Примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ростовской области (приказ МО Ростовской области от 25.04.2013 №296);
  6. Учебного плана МБОУ  Мечетинской средней общеобразовательной школы  (приказ от 30.05.2013 г № 204);
  7. Годового календарного учебного графика МБОУ Мечетинской СОШ (приказ от 31.05.2013 №205);

8. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Естествознание. Природоведение 5 класс. Авт. А.А.Плешаков, Н.И.Сонин М.: Дрофа, 2010.

          Согласно  годовому календарному графику на изучение природоведения в 5 классе отведено 70 часов в год (2 часа в неделю), а по расписанию уроков МБОУ Мечетинской СОШ в 2013-2014 учебном году фактическое количество часов составит 69 часов.

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперёд.

В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

Цели изучения предмета

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и  ученических практических работ.

Важными формами деятельности учащихся являются:

  • практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, учету природных объектов,
  • развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

Результаты обучения

  • Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений,  постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.
  • Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.
  •  Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных       закономерностей;
  • Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;
  • Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени;
  • Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
  • Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на  электронных носителях, в сети Internet);
  • Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);
  • Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
  •  Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Методические аспекты преподавания курса природоведения

В рамках преподавания курса природоведения могут  быть освоены и  эффективно использованы  современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне).

Номенклатура

Острова и  полуострова:  

Курильские, Японские, Филиппинские, Новая Зеландия острова, Сахалин,  Гренландия, Мадагаскар, Исландия, Шри – Ланка, полуостров Камчатка, Аравийский, Скандинавский, Индостан, Индокитай, Аляска.

Вулканы: Ключевская сопка, Везувий и Кракатау,

Материки: Евразия, Северная и Южная Америка, Африка, Антарктида, Австралия.

Части света: Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия Океания, Антарктида.

Горы и вершины: Гималаи – Джомолунгма, Килиманджаро, Анды – Аконкагуа, Кордильеры – Мак – Кинли, Водораздельный хребет  - Косцюшко.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

№ п/п

Название темы

Количество часов

Практические работы

Проверочные работы  

1.

Тема 1. Изучение природы

6

1

1

2.

Тема 2. Вселенная

11

1

3.

Тема 3. Земля

23

5

1

4.

Тема 4. Жизнь на Земле

13

1

 1

5.

Тема 5. Человек на Земле

9

2

 1

6.

Тема 6. Здоровье человека и безопасность жизни.

6

1

Резерв времени

1

Итого:

69

9

6

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема раздела,    

        урока.

Кол-во час

Дата

проведе

ния

Практичес

кие работы

Требования к уровню подготовки

Использо

вание ИКТ,

оборудова

ние

Формы     конт

роля

Знать, понимать

        Уметь

по плану

фактически

ТЕМА. ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ -   6 часов

1.

Введение

1

04.09

2.

Науки о природе

1

05.09

Практикум  «Знакомство с правилами работы с различными типами  справочных изданий по естественным наукам»

естественные науки  (перечис лять и кратко характеризовать)

семью биологи ческих наук и их характеристику.

выполнять несло жные наблюдения и практические работы, фиксиро вать их резуль таты в тетрадь пользоваться простейшим ла бораторным обо рудованием и из мерительными приборами;

текстом учебника и дополнительной литературой.

3.

Методы изучения природы

1

11.09

Практич. раб. №1 «Измерения»

(измерение длины, температуры, массы, времени)

методы изучения природы; роль наблюдений при изучении  приро ды, их использо вание в практи ческой деятель ности; суть спо собов изучения природы: экспе римента и изме рения; увеличительные и измерительные приборы, лабо раторное обору дование, испо льзуемое в практической

пользоваться све товым микроско пом, лупой;  работать со спир товкой; знать правила работы с весами, колбами, штативами и дру гим лаборатор ным  оборудова нием

Микроскоп, линейка, тер мометр, лупа, секундомер

4.

Оборудование для научных исследований.

1

12.09

5.

Великие естествоиспытатели

1

18.09

деятельности человека

м/м приложе ние к учебнику

6.

Обобщение по теме: «Изучение природы»

1

19.09

Тренировочные задания в рабочей тетради

ТЕМА: ВСЕЛЕННАЯ – 11 часов

7.

Представления о Вселенной у древних  индийцев, шумеров, греков.

1

25.09

современное оп ределение Все ленной; как пред ставляли себе Вселенную древние индий цы, шумеры, греки; взгляды Пифагора на форму Земли; суть моделей  Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

самостоятельно работать с учебни ком; составлять рассказы, сообще ния, небольшие рефераты природо ведческого содер жания, используя материал учеб ника и дополни тельную  литера туру.

8.

Взгляды на Вселенную в раннем средневековье

1

26.09

 вклад в науку Аристотеля и Птолемея;

особенности мо дели Вселенной, созданной поль ским астроно мом Н. Копер ником.

сравнивать моде ли Вселенной по Аристотелю и Птолемею;

9.

Роль Дж. Бруно  и Г. Галилей. Их роль в развитии и пропаганде идей Н. Коперника

1

02.10

заслуги Дж. Бруно в разви тии взглядов о Вселенной;

вклад в изучение строения Вселен ной, внесенный Г. Галилеем; современные  представления о строении Вселен ной.

излагать материал составленных рас сказов, сообще ний, рефератов; самостоятельно работать с учеб ником как источ ником знаний и извлекать из него нужную информа цию;

10.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы.

1

03.10

состав Солнеч ной системы; планеты земной

группы и их характеристики.

совершать логии ческие  операции; сравнивать, анали зировать, делать выводы

таблица

11.

Планеты  - гиганты

1

09.10

планеты – гиган ты и их харак-ки

презентация

12.

Плутон. Спутники планет.

1

10.10

самую малень кую планету Сол нечной системы – Плутон. Спутник Земли –Луну и ее харак-ку спутники дру гих планет Сол нечной системы

работать самос тоятельно с текс том учебника, из влекать из него необходимую ин формацию; совершать  логи ческие  операции; абстрагировать, сравнивать, обоб

13.

Астероиды. Кометы

1

16.10

что астероиды и кометы – небес ные тела, входя щие в состав Солнечной сис темы их харак-ка

щать, логически мыслить, анализи ровать,

презентация

14.

Метеоры. Метеориты

1

17.10

что представля ют собой метео ры и метеориты.

15.

Солнце – ближайшая к нам звезда

1

23.10

что такое звезда;  каковы размеры и природа Сол нца как центра Солнечной сис темы и ближай шей  к нам  звез ды.

16.

Звезды. Многообразие звёзд .Созвездия.

1

24.10

Практич. раб № 2 «Наблюдение за звездным небом, нахождение созвездий Северного полушария»

что звезды –ги гантские пылаю щие шары, нахо дящиеся на оче нь больших  рас стояниях от на шей планеты, многообразие звезд и их хар-ки что представля ют собой созвез дия.

находить на звезд ном небе и звезд ной карте созвез дия Большой и Малой Медведи цы, Дракона, Це заря, Кассиопеи; самостоятельно  работать с текс том. Находить  на ночном небе Млечный путь;

Карта звездного неба

17.

Обобщение знаний по теме «Вселенная»

1

30.10

как складывали сь представле ния о строении Вселенной на протяжении веков; как устро ена  Солнечная система, что представляет собой Галактика.

Тестиро

вание

 

ТЕМА: ЗЕМЛЯ – 23 час

18.

Представления о возникновении Земли. Гипотеза – научное  предположение

1

31.10

сущность терми на– «гипотеза»; гипотезы возник новения Земли Ж.Бюффона  И. Канта, Д. Джинса,  

логически мысли ть, извлекать из различных источ ников (в первую очередь из учебни ка) необходимую информацию,

19.

Современные взгляды на  возникновение Земли и Солнечной системы.

1

13.11

О.Ю.Шмидта, П. Лапласа); современные  вз гляды на возник новение Солнеч ной системы.

Основные гипо тезы о возникно вении Земли и Солнечной сис темы.

20.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора.

1

14.11

внутреннее стро ение Земли и ее внешние оболоч ки.

работать с учеб ником,  картой.

презентация, таблица

21.

Различие по толщине материковой и океанической земной коры.

1

20.11

22.

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

1

21.11

Практич. раб  №3 Ознакомление со свойствами горных пород и минералов

принципиальное отличие горных пород от минера лов;

суть термина «полезные ископаемые».

выполнять нес ложные  наблю дения и практи ческие  работы; фиксировать их результаты в тетрадь.

м/м приложение к учебнику, кол лекция горных пород

23.

Вещества в окружающем мире.

1

27.11

24.

Простые и сложные вещества, смеси.

1

28.11

25.

Многообразие явлений природы.

1

04.12

26.

Физические и химические явления

1

05.12

использовать ма териалы учебника

27.

Природные явления: землетрясения

1

11.12

причины землетрясений

и дополнительной литературы

презентация

28.

Природные явления: вулканы, извержения вулканов.

1

12.12

причины вулка нической дея тельности.

логически мысли ть, извлекать нуж

ную информацию

презентация

29.

Действующие и потухшие вулканы. Гейзеры

1

18.12

Практич. раб  №4 Нанесение на к/к действующих вулканов

из различных ист очников знаний

презентация

30.

Суша планеты. Материки, острова

1

19.12

Практич.  раб №5 Работа с к/к. Подписать материки, острова, архипелаги.

показывать на кар те основные мате рики и крупные острова, архи-аги.

физическая карта полуш-й

31.

Характеристика природных условий материков.

1

25.12

32.

Атмосфера. Состав воздуха

1

26.12

состав воздуха;

самостоятельно работать с различ ными  источника

Презентация, таблица

33.

Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью

1

15.01

типы облаков; закономерности нагревания и ох лаждения возду ха над сушей и водной поверх ностью.

ми знаний с тек стом учебника, извлекать нуж ную информа   цию; логически мыслить;

34.

Ветер. Погода. Климат. Влияние климата на состояние живых организмов, здоровье людей

1

16.01

Практич. раб. №6

Погодные явления. Ветер

содержание по нятий «погода», «климат»; влияние климата  на состояние живых организ мов, здоровье людей.

оформлять резуль таты  мыслитель ных операций в виде  таблиц, схем и так далее анализировать, сравнивать, обоб  щать.

презентация

35.

Природные явления: ураганы, смерчи

1

22.01

причины и  ре зультаты урага нов и смерчей.

видеофильм

Самост. работа 20 мин

36.

Гидросфера, её части. Водяной пар в воздухе.

1

23.01

составные части гидросферы; сущность круго ворота воды в природе.

Источники прес ной воды, роль каждого из них в круговороте во ды, как  исполь зуется пресная вода человеком.

выполнять нес ложные практи ческие работы

37.

Мировой океан, части океана. Солёность воды

1

29.01

Практич. раб. №7 Работа с к/к Подписать океаны и моря, омывающие Россию

правила работы  на контурной карте; крупнейшие вер шины и реки ма териков, моря и океаны, омываю щие территорию России.

показывать на карте крупнейшие вершины и реки материков, моря и океаны, омываю щие территорию России;

м/м приложе ние к учебнику, физическая карта полуша рий

38.

Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды.

1

30.01

физическая карта полуша рий, таблица

39.

Планета Земля как среда обитания живых организмов.

1

05.02

местоположение Земли в Солнеч ной системе; значение Солнца  для жизни на Зе мле; вращение Земли вокруг Солнца и вокруг собственной оси; значение атмос феры для сохра нения и  поддер жания жизни на нашей планете; роль зеленых рас тений в поддер жании постоян ства  газового со става атмосферы

40.

Обобщение знаний по теме «Земля»

1

06.02

Тестиро

вание

ТЕМА: ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ – 13 часов

41.

Как развивалась жизнь на Земле.

1

12.02

42.

Живые клетки. Строение клетки.

1

13.02

строение живой клетки (главные части)

презентация

43.

Живые клетки. Разновидности клеток.

1

19.02

44.

Разнообразие живого. Царства живой природы.

1

20.02

царства живой природы(перечислять, приводить примеры представителей)

45.

Одноклеточные и многоклеточные  организмы.

1

26.02

46.

Три среды обитания.

1

27.02

Пр.р.№8 «Приспособленность растений и животных к среде обитания»

среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать), природные сообщества морей и океанов

узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, определять названия растений и животных с использованием атласа, приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям среды обитания

47.

Жизнь на разных материках: Евразия, Африка, Северная Америка.

1

05.03

презентация

48.

Жизнь на разных материках: Южная Америка, Австралия, Антарктида.

1

06.03

презентация

49.

Растения и животные Земли.

1

12.03

Пр.р.№9 «Определение наиболее распространенных растений и животных»

50.

Природные зоны: тундра, тайга, широколиственный лес.

1

13.03

видеофильм

51.

Природные зоны: степи, пустыни, тропический лес.

1

19.03

видеофильм

52.

Жизнь в морях и океанах.

1

20.03

презентация

53.

Обобщение по теме: «Жизнь на Земле».

1

02.04

Тестирование

ТЕМА: ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ – 9 часов

54.

Как человек появился на Земле.

1

03.04

55.

Как человек открывал Землю. Открытие Америки.

1

09.04

56.

Открытие Австралии и Антарктиды

1

10.04

57.

Десять великих путешественников

1

16.04

презентация

58.

Как человек изменил Землю.

1

17.04

изменения в природе, вызванные деятельностью человека, важнейшие экологические проблемы и пути их решения

приводить примеры изменений в окружающей среде под воздействием человека

59.

Влияние деятельности человека (озоновые дыры, кислотные дожди, «парниковый эффект»).

1

23.04

м/м диск

60.

Жизнь под угрозой.

1

24.04

61.

Не станет ли Земля пустыней?

1

30.05

62.

Обобщение по теме: «Человек на Земле».

1

07.05

Тестирование

ТЕМА: ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ -6 часов

63.

Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.

1

08.05

факторы здорового образа жизни

64.

Правила поведения человека в опасных ситуациях.

1

14.05

65.

Простейшие способы оказания первой помощи.

1

15.05

66.

Ядовитые животные.

1

21.05

67.

Ядовитые растения.

1

22.05

68.

Обобщение по теме: «Здоровье человека и безопасность жизни».

1

28.05

Контрольная работа

69.

Резерв времени

1

29.05

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.  Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Естествознание. Природоведение 5 класс.авт. А.А.Плешаков, Н.И.Сонин М.: Дрофа, 2010.

      2.Учебник.Природоведение. 5 класс:А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. – 2-е изд.,  М: Дрофа, 2012.

      3.Природоведение. 5 класс.  Рабочая тетрадь. Плешаков А.А,,Сонин Н.И. – М.: Дрофа, 2012 г.

4.Природоведение. 5 класс. Дидактические карточки-задания к учебнику А. А. Плешакова и Н. И. Сонина `Природоведение` / Н. И. Сонин, К. П. Казарян

5. Природоведение. 5 класс. Методическое пособие к учебнику А. А. Плешакова и Н. И. Сонина `Природоведение` авт. состав. Т.В.Козачек Волгоград. «Учитель» 2007.

6.Тестовые задания. Природоведение . 5 класс авт. В.С.Рохлов, И.И.Сонин. М. Дрофа 2011 г

7. Мультимедийное  приложение    к  учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина. Электронное учебное издание. ПРИРОДОВЕДЕНИЕ.

8. Образовательные ресурсы сети Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа  написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...