Рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему

Михеева Татьяна Валерьевна

Рабочая программа расчитана на 2 часа в неделю всего 68 часов УМК А.А.Плешаков, Н.И. Сонин

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ школа №605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга                                                                                                                      

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 605

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ  НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА  САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАССМОТРЕНА

 на заседании методического

объединения учителей

естественно-научного цикла  

 ГБОУ школа  №605

 с углубленным изучением немецкого языка  Выборгского района  Санкт-Петербурга

Протокол  от 26.08.2014 № 1

ПРИНЯТА

на заседании

Педагогического совета

ГБОУ школа  №605 с углубленным изучением немецкого языка  Выборгского района  Санкт-Петербурга

Протокол  от 28.08.2014 №  1

УТВЕРЖДАЮ

Директор  ГБОУ

школа  №605 с углубленным изучением немецкого языка  Выборгского района

 Санкт-Петербурга

_________Поломошнова Е.Б.

Приказ  от  29.08.2014 № 410

Рабочая   программа  

по ПРИРОДОВЕДЕНИЮ 

5 класс

Базовый уровень

( 68 часов)

Составитель:

Михеева Татьяна Валерьевна,

 учитель   высшей квалификационной категории

Санкт-Петербург

2014-2015 учебный год

Оглавление

Пояснительная записка

стр. 3-7

II.

Поурочное планирование

стр. 8-21

III.                    

Перечень учебно-методических средств обучения

стр.22

I. Пояснительная записка

  • Закон РФ «Об образовании» №  3266-1 ФЗ  от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.
  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
  • Примерная программа основного общего образования по природоведению  для 5 класса, допущенная  Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МОРФ.
  • Авторская  программа для общеобразовательных  школ по предмету природоведение 5 класс, авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин - Программы  для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2010.
  • Федеральный перечень  учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год  (приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 09.02.20 № 379).

        На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по природоведению, в 5-х классах реализуется базисный уровень.

Примерная программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Примерная программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов, рекомендует минимальный набор демонстраций, лабораторных и практических работ.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ, а также может использоваться при тематическом планировании курса учителем. Авторские программы могут отличаться от примерной программы подходами к интеграции содержания курса, структурой и последовательностью изучения тем, перечнем демонстраций и ученических практических работ. Авторские программы и учебники по природоведению рекомендуется строить на деятельностной основе и, помимо знаний, предлагать инструментарий для организации учебной работы по формированию всех перечисленных в стандарте способов деятельности.

В рамках курса природоведения могут быть очень эффективно использованы и освоены современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне). Средства обучения природоведению должны обеспечивать учащимся возможность приобрести указанный в стандарте опыт практической деятельности с реальными природными объектами, измерительными приборами и лабораторным оборудованием. Таким образом, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. Предмет «Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе.                    

Общая характеристика учебного предмета

  «Природоведение» — интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии. В примерной программе приоритетной является  практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

Цели изучения предмета

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей и задач:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Место предмета в учебном плане

На изучение природоведения отводится 68 ч (2 ч/в неделю). (66ч+2 ч резерв) В рабочей программе предусмотрен резерв учебного времени в объеме 2 часов для реализации различных педагогических технологий и учета местных условий.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения природоведения ученик должен

знать/понимать

  • о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

    основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  • указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  • описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия  проведения и полученные результаты;
  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  • использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • кратко переcказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
  • использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;
  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

               Данная рабочая программа позволяет  реализовать подготовку  учащихся  к сдаче итоговой аттестации  в полном объеме,  осуществлять дифференцированный подход к обучающимся с разным уровнем усвоения  природоведения  на данном этапе, учитывать возрастные и психологические особенности при проведении уроков.

Тематическое планирование

Название темы

Количество часов

Раздел 1.Изучение природы

4

Раздел 2.Вселенная

13

Раздел 3.Земля

16

Раздел 4.Жизнь на Земле

19

Раздел 5.Человек на Земле

14

Резерв

2

Итого

68

Основное содержание курса

Раздел 1.Изучение природы - 4ч

Науки о природе.

 Методы изучения природы. Оборудование для научных исследований. П.Р. №1”Знакомство с оборудованием для научных исследований”, П.Р. №2  “Проведение опытов и измерений”.

Великие естествоиспытатели.

Раздел 2. Вселенная -  13 ч

Развитие представлений о Вселенной. Модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

Развитие представлений о Вселенной от Н.Коперника до наших дней.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы.

Планета Земля и ее соседи.

Планеты-гиганты и маленький Плутон.

Небесные тела: астероиды и кометы, метеоры и метеориты.

Таинственные соседи Солнца.

Обобщение знаний о Солнечной системе.

Солнце как ближайшая к нам звезда.

Мир звезд. П.Р. №3 ”Наблюдение суточного движения Солнца ”

Созвездия. П.Р.  №4”Работа с картой звездного неба”.

Галактики. Далекие миры.

 Обобщающий урок “Что мы узнали о Вселенной?”.

Раздел 3.Земля -  16ч

Представление людей о возникновении  Земли.

Внутреннее строение Земли.

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

 Вещества в окружающем мире. П.Р. №5 ”Описание горных пород и минералов”.

Явления природы. П.Р. №6 ”Наблюдение признаков химических реакций”,

Природные явления. Землетрясения. Вулканы и гейзеры.

Обобщающий урок.

Суша. Материки. Острова. П.р. с физической картой и контурной картой.

Особенности материков планеты Земля. Характеристика природных условий материков.

Атмосфера планеты Земля.

Погода. Климат. П.Р. №7”Измерение температуры воздуха и направления ветра”.

Гидросфера Земли. Мировой океан.

Воды суши.

 Планета Земля как среда обитания живых организмов.

 Неповторимая  планета Земля.

Обобщающий урок.

Раздел 4. Жизнь на Земле -  19 ч

Развитие жизни на Земле.

Животные прошлого. П.Р. №8 ”Изучение ископаемых останков организмов”.

Живые клетки. Методы их изучения. П.Р. №9 ”Изучение строения  микроскопа и строение растительной клетки”.

Живые клетки. Их строение.

Большой мир маленьких клеток.

Разнообразие живого на Земле.

Одноклеточные организмы. П.Р. №10 ”Изучение одноклеточных организмов”.

П.Р. №11 «Влияние температуры и воды на прорастание семян».

Среды обитания организмов.

Организмы различных сред обитания. П.Р. №12. ”Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания”.

Жизнь на различных материках.

 Природные зоны Земли. П.Р. №13 « Определение наиболее распространенных растений и животных»

Растения и животные различных природных зон. П.Р. №14 ”Особенности растений разных природных зон”.

Жизнь в морях и океанах.

Обобщающий урок “Что мы узнали о живой природе?”.

Раздел 5.Человек на Земле -  14 ч

Происхождение человека.

Древние предки человека.

Первые люди. Жизнь наших предков.

Обобщающий урок  по теме ”Происхождение человека”

Страницы истории географических открытий.

Великие путешественники.

Как человек  изменил Землю

Три “подарка” человека самому себе и своей планете.

Жизнь под угрозой.

Не станет ли Земля пустыней? П.Р. №15 «Знакомство с экологическими проблемами местности».

Здоровье человека и безопасность  жизни. П.Р. №16 «Простейшие приемы оказания первой доврачебной помощи».

Ядовитые животные и растения.

Обобщающий урок “Что мы узнали о происхождении человека и его жизни на Земле?”.

Резервное время 2 часа

Формы и сроки контроля:

Вид контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Практические работы

4

3

7

2

16

Используемые технологии обучения, формы уроков:

Игровая, проектная, проблемного обучения.

Формы уроков: урок-проект, урок-дискуссия, урок-исследование, урок- игра.

 

  1. Поурочное планирование

5 класс (Природоведение)

2 часа в неделю – всего 68 часов, (66+ 2 – резерв)

Учебник для общеобразовательных учреждений   А.А. Плешаков, Н.И.Сонин, “Природоведение. 5 класс”, издательство “Дрофа”, Москва,2010 год;

№ уро

ка в году

№ урока по теме

Тема  урока

Требования к уровню подготовки (учебные действия, знать, уметь)

ВИД КОНТРОЛЯ

Практические  и контрольные работы

Планируемые сроки учебные недели

Раздел 1.Изучение природы. 4ч

1

1

Науки о природе.

Знать: науки о природе.

Уметь: работать с текстом учебника, совершать логические операции; сравнивать, анализировать, обобщать естественные науки, объекты их изучения, значение их в познании природы, логически мыслить и оформлять результаты своей мыслительной деятельности, использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях,

1

01.09.14.

01.09.14.

03.09.14.

2-3

2-3

Методы изучения природы. Оборудование для научных исследований.

Знать: методы изучения природы, способы изучения природы: опыт  и измерение; уметь: пользоваться лабораторным оборудованием, выполнять несложные практические работы, следовать правилам безопасности при проведении практических работ, описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты,

использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях, уметь использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи.

П.Р.№1 ”Знакомство с оборудованием для научных исследований”,    

П.Р. №2  “Проведение опытов и измерений”.

1-2

04.09.14.

08.09.14.

05.09.14.

08.09.14.

05.09.14

10.09.14

4

4

Великие естествоиспыта-

тели.

Знать: великих естествоиспытателей ,

Уметь: использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях, использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи.

2

11.09.14

12.09.14

12.09.14

Раздел 2. Вселенная 13ч.

5

1

Развитие представлений о Вселенной. Модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

Знать: современное определение Вселенной, как представляли себе древние люди; модели Вселенной,  вклад в науку  Аристотеля и Птолемея.

Уметь:  сравнивать модели Вселенной, составлять рассказы, сообщения, использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях, работать с учебником, составлять рассказы, сообщения, использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи.

3

15.09.14

15.09.14

17.09.14

6

2

Развитие представлений о Вселенной от Н.Коперника до наших дней.

Знать: особенности модели Вселенной, созданной астрономом Коперником.

Уметь: сравнивать представления разных  ученых   о  Вселенной, использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях, использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи.

3

18.09.14

19.09.14

19.09.14

7

3

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы.

Знать: состав Солнечной системы, Планеты земной группы и их основные характеристики.

Уметь: указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе, использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях, использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи.

4

22.09.14

22.09.14

24.09.14

8

4

Планета Земля и ее соседи.

Уметь: описывать по плану планету Земля, использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях, уметь использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи.

4

25.09.14

26.09.14

26.09.14

9

5

Планеты-гиганты и маленький Плутон.

Знать: планеты разных групп.

Уметь: сравнивать планеты разных групп, использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях.

5

29.09.14

29.09.14

01.10.14

10

6

Небесные тела: астероиды и кометы, метеоры и метеориты.

Знать небесные тела,  уметь сравнивать разные небесные тела, использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях

5

02.10.14

03.10.14

03.10.14

11

7

Таинственные соседи Солнца.

Знать: состав Солнечной системы. Планеты земной группы и их основные характеристики.

Уметь: использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи,

6

06.10.14

06.10.14

08.10.14

12

8

Обобщение знаний о Солнечной системе.

Знать: состав Солнечной системы. Планеты земной группы и их основные характеристики.

Уметь: использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи,

6

09.10.14

10.10.14

10.10.14

13

9

Солнце как ближайшая к нам звезда.

Знать: Солнце – ближайшая к нам звезда, его размеры и основные характеристики.

Уметь: использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи,

7

13.10.14

13.10.14

15.10.14

14

10

Мир звезд.

Знать: Первоначальное представление о звездах; разнообразие звезд по размерам, цвету, яркости, температуре; их расположение относительно Земли.

Уметь: охарактеризовать звезды по разным классификациям, проводить наблюдения,

П.Р. №3 ”Наблюдение суточного движения Солнца ”

7

16.10.14

17.10.14

17.10.14

15

11

Созвездия.

Знать: понятие созвездия.

Уметь:  находить на звездной карте и звездном небе различные созвездия

уметь

описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты.

П.Р.  №4”Работа с картой звездного неба”.

8

20.10.14

20.10.14

22.10.14

16

12

Галактики. Далекие миры.

Знать особенности  Галактики, использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях. Уметь: использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи.

8

23.10.14

24.10.14

24.10.14

17

13

Обобщающий урок “Что мы узнали о Вселенной?”.

Знать: основные понятия темы «Вселенная».

Уметь: обобщать полученные знания, использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях, уметь использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи,

9

27.10.14

27.10.14

29.10.14

Раздел 3. Земля -  16 ч.

18

1

Представление людей о возникновении  Земли.

Знать:  различные гипотезы о происхождении Земли;  ученых, внесших вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы.

Уметь: кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера,  отвечать на вопросы по его содержанию,  выделять его главную мысль.

9

30.10.14

31.10.14

31.10.14

19

2

Внутреннее строение Земли.

Знать: внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора; теорию  движения материков – литосферные плиты.

Уметь: использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи.

10

10.11.14

10.11.14

12.11.14

20

3

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

Знать: горные породы, минералы, полезные ископаемые; их свойства и особенности. Уметь: отличать горные породы от минералов.

10

13.11.14

14.11.14

14.11.14

21

4

Вещества в окружающем мире.

Знать: какие вещества существуют в мире. Уметь: выполнять простейшие практические задания; следовать правилам безопасности при проведении практических работ, уметь

описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты,

П.Р. №5 ”Описание горных пород и минералов”.

11

17.11.14

17.11.14

19.11.14

22

5

Явления природы.

Уметь:  приводить примеры явлений природы, сравнивать и давать им общую характеристику, проводить наблюдения  признаков химических реакций, исследовать и сравнивать  разные физические явления,  следовать правилам безопасности при проведении практических работ, описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты,

П.Р. №6 ”Наблюдение признаков химических реакций

11

20.11.14

21.11.14

21.11.14

23

6

Природные явления. Землетрясения. Вулканы и гейзеры.

Знать: понятие землетрясения, его причины. Зоны распространения землетрясений на Земле; предсказания землетрясений.

Вулкан, его строение. Причины извержения.

Уметь: приводить примеры явлений, сравнивать и давать им общую характеристику.

Уметь дать характеристику по плану разным стихийным бедствиям

12

24.11.14

24.11.14

26.11.14

24

7

Обобщающий урок.

Уметь:  обобщать изученный материал , использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях, уметь использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи.

Проверочная работа

12

27.11.14

28.11.14

28.11.14

25

8

Суша. Материки. Острова.

Знать: особенности суши, материков, островов, части света и их основные характеристики. Особенности климата, крупные реки, озера и горы. Уметь: пользоваться  физической картой, уметь

описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты,

13

01.12.14

01.12.14

03.12.14

26

9

Особенности материков планеты Земля. Характеристика природных условий материков.

Уметь:  характеризовать природные  условия материков, использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях, уметь использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи.

13

04.12.14

05.12.14

05.12.14

27

10

Атмосфера планеты Земля.

Знать: атмосфера – воздушная оболочка Земли. Воздух – смесь газов. Состав воздуха. Облака и их типы. Ветер, направление и сила ветра.

14

08.12.14

08.12.14

10.12.14

28

11

Погода. Климат.

Знать: погода и ее признаки. Изменение погоды и ее причины. Прогноз погоды. Климат и его характер, разнообразие климатов.

Уметь:

описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты.

П.Р. №7 «Измерение температуры воздуха и направления ветра».

14

11.12.14

12.12.14

12.12.14

29

12

Гидросфера Земли. Мировой океан.

Знать: понятие Гидросфера, ее составные части, их взаимодействие. Крупнейшие моря и океаны планеты.

15

15.12.14

15.12.14

17.12.14

30

13

Воды суши.

Знать: основные источники пресной воды (ледники, айсберги, подземные воды), их роль в круговороте воды

15

18.12.14

19.12.14

19.12.14

31

14

Планета Земля как среда обитания живых организмов.

Уметь:  давать характеристику Земли как среде обитания живых организмов, проводить п.р.,

 уметь следовать правилам безопасности при проведении практических работ, уметь

описывать личные наблюдения или опыты,

16

22.12.14

22.12.14

24.12.14

32

15

Неповторимая  планета Земля.

Знать: значение Солнца для жизни на Земле, уникальность Земли – существование на ней живых организмов.

Уметь: перечислить  особенности планеты Земля, которые делают ее  неповторимой

16

25.12.14

26.12.14

26.12.14

33

16

Обобщающий урок.

Повторить основные понятия темы.

Проверочная работа.

17

12.01.15

12.01.15

17.01.15

Раздел 4. Жизнь на Земле 19 ч.

34

1

Развитие жизни на Земле.

Знать: современные взгляды на развитие жизни на Земле.

Уметь: характеризовать растительный и животный мир в разные периоды нашей планеты.

17

15.01.15

16.01.15

16.01.15

35

2

Животные прошлого.

Знать:  древние животные, их ископаемые остатки. Длительность и постепенность развития растений и животных на Земле.

П.Р.№8 «Изучение ископаемых останков организмов».

18

19.01.15

19.01.15

21.01.15

36

3

Живые клетки. Методы их изучения.

Уметь:  характеризовать клетки живых организмов, сравнивать функции разных органоидов, пользоваться микроскопом.

Знать:  клетка - структурная единица живого. Разнообразие клеток и их жизнедеятельность

П.Р. №9 «Изучение строения микроскопа и строение растительной клетки»».

18

22.01.15

23.01.15

23.01.15

37

4

Живые клетки. Их строение.

Знать:  строение клеток, использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях, уметь: использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи,

19

26.01.15

26.01.15

28.01.15

38

5

Большой мир маленьких клеток.

Уметь: использовать микроскоп для рассматривания готовых микропрепаратов

19

29.01.15

30.01.15

30.01.15

39

6

Разнообразие живого на Земле.

Знать: животные, их разнообразие, роль в природе, связь с растениями и другими живыми организмами. Беспозвоночные животные, их многообразие. Позвоночные животные, их многообразие.

20

02.02.15

02.02.15

04.02.15

40

7

Одноклеточные организмы.

Уметь: дать подробную характеристику одноклеточным животным, знать их строение, краткую  классификацию. Знать: разнообразие организмов на Земле. Царства живой природы. Одноклеточные организмы

П.Р. №10 «Изучение одноклеточных организмов».

20

05.02.15

06.02.15

06.02.15

41

8

Многоклеточные растения и грибы.

Знать: многоклеточные организмы: Растения, их многообразие и роль в круговороте грибы, растения, животные. Грибы – особое царство живой природы, их многообразие. веществ

21

09.02.15

09.02.15

11.02.15

42

9

 Грибы

Уметь: различать  группы растений, разные грибы.

П.Р. №11(д/з)

«Влияние температуры и воды на прорастание семян»

21

12.02.15

13.02.15

13.02.15

43

10

Среды обитания организмов.

Знать: среды обитания, их разнообразие и заселение, их роль в жизни организмов. Особенности наземно – воздушной среды.

22

16.02.15

16.02.15

18.02.15

44

11

Организмы различных сред обитания.

Знать: Особенности водной среды, водные жители и особенности их строения и жизнедеятельности. Приспособляемость животных к жизни в воде.

Особенности почвенной среды, жители почвы, особенности их строения и жизнедеятельности. Приспособляемость животных к жизни в почвенной среде.

22

19.02.14

20.02.15

25.02.15

45

12

П.Р.№12 

”Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания”.

Уметь перечислить разных организмов определенной среды, проводить п.р., уметь следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

П.Р. №12

23

23.02

26.02.15

23.02

27.02.15

27.02.15

46

13

Жизнь на различных материках.

Знать: своеобразие растительного и животного мира на разных материках Земли. Понимать  климатические особенности  жизни на разных материках, уметь: их сравнивать,

23

02.03.15

02.03.15

04.03.15

47

14

Природные зоны Земли.

Знать: природные зоны Земли, их расположение;

Уметь: характеризовать особенности растительного и животного мира

24

05.03.15

06.03.15

06.03.15

48

15

Растения и животные различных природных зон.

Знать: природные зоны Земли, их расположение;

Уметь: характеризовать особенности растительного и животного мира

П.Р. №13 

« Определение наиболее распространенных растений и животных»

24

09.03.15

09.03.15

11.03.15

49

16

Жизнь в морях и океанах.

Знать: разнообразие растений и животных морей и океанов, их распространение. Уметь: устанавливать взаимосвязи и приспособленности обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях.

25

12.03.15

13.03.15

13.03.15

50

17

П.Р. «Особенности растений и животных различных природных зон».

Уметь перечислять растения и животных различных природных зон, проводить п.р., уметь следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

П.Р. №14 ”Особенности растений разных природных зон”.

25

16.03.15

16.03.15

18.03.15

51

18

Обобщающий урок “Что мы узнали о живой природе?”.

Знать: о развитии жизни на Земле, клеточном строении организмов, о средах обитания, о природных зонах Земли.

26

19.03.15

20.03.15

20.03.15

52

19

Проверочная работа

26

02.04.15

03.04.15

01.04.15

Раздел 5. Человек на Земле. 14 ч.

53

1

Происхождение человека.

Знать: человекообразные обезьяны, их сходство и различие с человеком в строении и поведении. Древесные обезьяны, австралопитеки (южные обезьяны), особенности их строения, поведения.

Первые люди. Человек умелый, человек прямоходящий, особенности его строения, поведения, образа жизни. Человек разумный.

Уметь: их сравнивать, выявлять черты различия.

27

06.04.15

06.04.15

03.04.15

54

2

Древние предки человека

27

09.04.15

10.04.15

08.04.15

55

3

Первые люди. Жизнь наших предков.

28

13.04.15

13.04.15

10.04.15

56

4

Обобщающий урок  по теме ”Происхождение человека”

28

16.04.15

17.04.15

15.04.15

57

5

Страницы истории географических открытий.

Знать: Первые и современные географические карты, их отличия. Путешествие Колумба и открытие Америка.

Первооткрыватели Австралии и Антарктиды. Васко да Гама, Афанасий Никитин, Марко Поло, Ф. Магеллан и их заслуги перед географической наукой. Открытие полюсов Земли Р. Пири и Р. Амундсеном. Русские путешественники: В. Беренг, Н. Пржевальский, И. Ф. Крузенштерн, их открытия.

29

20.04.15

20.04.15

17.04.15

58

6

Великие путешественники.

29

23.04.15

24.04.15

22.04.15

59

7

Как человек  изменил Землю

Знать: последствия влияния человека на природу. Экологические проблемы, которые нужно решать на современном этапе.

Источники загрязнения атмосферы. Кислотные дожди, озоновые дыры, парниковый эффект.

Основные меры сохранения биологического разнообразия на Земле. Красная книга. Заповедники, заказники, питомники, ботанические сады, зоопарки, национальные парки, их значение для сохранения биологического разнообразия и природных сообществ.

Понятие «Опустынивание», причины опустынивания, меры его остановки, защита от этого процесса.

30

27.04.15

27.04.15

24.04.15

60

8

Три “подарка” человека самому себе и своей планете.

30

30.04.15

01.05.15

04.05.15

29.04.15

61

9

Жизнь под угрозой.

31

04.05.15

08.05.15

01.05.15

06.05.15

62

10

Не станет ли Земля пустыней?

31

07.05.15

11.05.15

08.05.15

63

11

П.Р. №15 «Знакомство с экологическими проблемами местности».

П.Р. №15

32

11.05.15

15.05.15

13.05.15

64

12

Здоровье человека и безопасность  жизни.

Знать: о взаимосвязи здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек.

П.Р. №16 «Простейшие приемы оказания первой доврачебной помощи».

32

14.05.15

18.05.15

15.05.15

65

13

Ядовитые животные и растения.

Знать:  наиболее распространенных в своей местности ядовитых животных. Правила безопасного поведения с ядовитыми животными. Правила оказания первой помощи при укусе ядовитых животных

Определение наиболее распространенных в своей местности ядовитых растений. Правила безопасного поведения с ядовитыми растениями.

33

18.05.15

22.05.15

20.05.15

66

14

Обобщающий урок “Что мы узнали о происхождении человека и его жизни на Земле?”

Повторить основные знания и умения учащихся за курс 5 класса.

Итоговая КР

33

21.05.15

25.05.15

21.05.15

67-68

Резерв

34

III. Учебно-методические средства обучения

1. Учебники:

№ п/п

Автор

Название, класс

Год издательства

Издательство

1

А.А. Плешаков, Н.И.Сонин

“Природоведение. 5 класс”

2010

“Дрофа”

2. Методические пособия для учителя:

№ п/п

Автор

Название, класс

Год издательства

Издательство

1

Т.В.Иванова, Г.С. Калинова, Н.И. Сонин

Природоведение. 5 класс

2012

“Дрофа”

2

М.В. Высоцкая

“Биология. 5-11 классы. Нетрадиционные уроки”

2010

“Учитель”

3. Пособия для учащихся:

№ п/п

Автор

Название, класс

Год издательства

Издательство

1

А.А. Плешаков, Н.И.Сонин

Рабочая тетрадь

“Природоведение. 5 класс”

2014

“Дрофа”

4. Контрольно-измерительные материалы:

№ п/п

Автор

Название, класс

Год издательства

Издательство

1

Н.Е. Бургасова , С.В. Банников, Е.Е.Курбатова

“Природоведение. 5 класс”

2010

 “Интеллект-центр”

2

Полянская Л.В.

“Природоведение 5”

2008

“Лицей”

6. Оборудование и  приборы: микропрепараты  по зоологии, микроскоп, лупа,

таблицы с изображением различных животных

Лист корректировки рабочей программы

Тема

Причина корректировки

Способ,

 форма коррекции

Согласование

с заместителем

директора по УВР

Название

Количество

часов по рабочей

программе

Корректировка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа  написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...