Календарно тематическое планирование по природоведению для 5 класса МБОУ СОШ № 23 г. Казани
календарно-тематическое планирование по природоведению (5 класс) на тему

Каримова Элина Александровна

Календарно-тематическое планирование по природоведению учителя биологии МБОУ СОШ № 23 г. Казани для 5 класса. Авторы Н.И. Сонин,  А.А.Плешаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon timaticheskiy_5_klass_posledniy_1.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

        

«Рассмотрено»

«Согласовано»

Утверждено»

Руководитель МО

Заместитель директора школы по

Директором МОУ «СОШ№»23»

УВР МОУ «СОШ№23»

Лаврентьева Н. Н

Багаутдинова С.И.

Шакирзянова А.З.

Протокол №   1   от        «  28  »    08          2014г.

« 28   »      08               2014г.

Приказ №    от«  29      »   08        2014г.

ИДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета « Биология»

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №23 с углубленным

изучением отдельных предметов»

Каримовой Э. А.

5 класс.

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета школы

протокол №   16 от« 29 »    08      2014г.

2014 - 2015  учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии  в 5  классе составлена на основе Примерной программы основного  общего образования по природоведению (базовый уровень), а так же Программы курса  Природоведение для 5 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень), автор Плешаков А.А., Сонин Н.И. курса биологии

Сборник нормативных документов Конституция РФ Закона Российской Федерации № 171; Об образовании №187; (в действующей редакции)

 Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год (утверждены приказом Минобрнауки Российской Федерации от 31марта 2014г  №253; СанПин  2.4.2. 2821 – 10 №171;) Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях № 187; (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011г. регистрационный номер 19993);  Рекомендательного письма Министерства образования Республики Татарстан № 171;Об учебных планах для школ Республики Татарстан, реализующих основные образовательные программы основного общего образования № 187;  Учебный план МБОУ СОШ №23 на 2014/2015 учебный год. Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).

Цели изучения предмета

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю и 9  обязательных практических работ.

 Важными формами деятельности учащихся являются:

  • Практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
  • Развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:

  • Работа в малых группах (2-5 человек);
  • Проектная работа;
  • Подготовка рефератов;
  • Исследовательская деятельность;
  • Информационно-поисковая деятельность;
  • Выполнение практических работ.

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим работам; творческие задания (защита рефератов).

Методическая литература:

1.Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. – М: Дрофа, 2013.

2.А.А. Плешаков, Сонин Н.И.,«Биология» (Учебник). - М.: Дрофа, 2011г.

3.Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение (Рабочая тетрадь).- М.: Дрофа, 2013 г.

4.Тематические планы к уроку. Плешаков – М.Дрофа,2013

 Практические работы:

Практическая работа№1 Методы изучения природы. Наблюдение эксперимент. Измерение. Раб. Тетрадь стр.

Практическая работа№2 Характеристика планет земной группы. Раб. Тетрадь стр.

Практическая работа №3. Как возникла Земля. Гипотезы Бюффона, Канта, Джинса, Шмита Раб. Тетрадь стр.

Практическая работа№4.Определение свойств горных пород. Раб. Тетрадь стр.

Практическая работа№5 Изучение органических ископаемых организмов Раб. Тетрадь стр.

Практическая работа№6.Изучеение микроскопа и строение живой клетки Раб. Тетрадь стр.

Практическая работа №7 Приспособления у животных различных сред обитания Раб. Тетрадь стр.

Практическая работа№8 Распознавание животных и растений разных сред обитания. Раб. Тетрадь стр.

Практическая работа №9 Знакомство с экологическими особенностями местности и пути их решения» Раб. Тетрадь стр.

Требования к уровню подготовки

учащихся, заканчивающих 5 класс.

В результате изучения природоведения ученик должен:

знать/ понимать

  • многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
  • строение живой клетки (главные части);
  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
  • изменения природы, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
  • измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Практическая работа №1 Методы изучения природы. Наблюдение эксперимент. Измерение. Приложение к тем. плану

Практическая работа №2 Характеристика планет земной группы. Приложение к тем. плану

Практическая работа №3. Как возникла Земля. Гипотезы Бюффона, Канта, Джинса, Шмита приложение к тем. плану

Практическая работа №4.Определение свойств горных пород. Приложение к тем. плану

Практическая работа №5 Изучение органических ископаемых организмов приложение к тем. Плану

Практическая работа №6.Изучеение микроскопа и строение живой клетки приложение к тем. плану

Практическая работа №7 Приспособления у животных различных сред обитания приложение к тем. плану

Практическая работа №8 Распознавание животных и растений разных сред обитания. Приложение к тем. плану

Практическая работа №9 Знакомство с экологическими особенностями местности и пути их решения» приложение к тем. плану


Тема урока

Вид контроля

Планируемые результаты усвоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

План / Факт

1 Изучение природы

1

Науки о природе.

Фронтальный опрос.

Уметь: различать естественные науки. 

Знать: составляющие наук о природе.

Учебник,

стр.6-11 рабочая тетрадь стр.6-7.

2

Семья биологических наук

Ответы на вопросы

Знать: семью биологических наук.

Учебник,

стр.12-14 рабочая тетрадь стр.7-8.

3

Методы изучения природы. Наблюдение эксперимент. Измерение.

Ответы на вопросы

Уметь: делать выводы из наблюдений.

Знать: методы изучения природы.

Учебник, стр.15-17

 рабочая тетрадь стр.8-9.

4

Оборудование для научных исследований.

Практическая работа№1.

Отчет.

Уметь: делать выводы из наблюдений.

Знать: оборудование для опытов.

Учебник, стр.18-20

 рабочая тетрадь стр.10.

Проекты.

5

Великие естествоиспытатели. Карл Линней. Чарльз Дарвин. В. И. Вернадский

Фронтальный опрос.

Знать: вклад каждого ученого в естественные науки.

Учебник, стр.21-22

рабочая тетрадь стр.11-13

6

Повторительно-обобщающий урок по теме «Природа»

Фронтальный опрос.

Проверка пройденного материала

Повторение пройденного.

2 часть «Вселенная»

7

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Ответы на вопросы. Оформление рисунков

Уметь: различать представление древних о Вселенной.

Знать: взгляды древнегреческих ученых о Вселенной.

Учебник,

Стр.24-27 рабочая тетрадь стр.16.

Проекты  «Подсчет птиц»

8

Два великих грека.

Фронтальный опрос.

Уметь: читать схемы древних ученых.

Знать: взгляды Птолемея и Аристотеля

Учебник, Стр.27-28

рабочая тетрадь стр.17

Реферат.

9

От Коперника до наших дней.

Ответы на вопросы.

Знать: учения Н. Коперника и Г. Галилея.

Учебник, Стр.29-31

 рабочая тетрадь стр.18

Работа со словарем.

10

Ученые, перевернувшие мир. Система Мира по Копернику, Д. Бруно и Г. Галилею

Ответы на вопросы.

Уметь: читать схемы древних ученых.

Знать: взгляды Н. Коперника, Д. Бруно и Г. Галилея.

Учебник, Стр.32

рабочая тетрадь стр.19

11

Соседи Солнца.

Фронтальный опрос.

Уметь: разбираться в планетах солнечной системы.

Знать: название планет.

Учебник, рабочая тетрадь стр.34-36

12

Ещё немного о планете Земля.

Опрос.

Уметь: читать карту Земли.

Знать: характеристики планет солнечной системы.

Учебник стр.37--38,

Состав. плана

13

Практическая работа№2 Характеристика планет земной группы.

отчет.

Уметь: давать сравнительную характеристику планет земной группы.

Знать: название планет.

Учебник стр.38,

Реферат

14

Планеты-гиганты и маленький Плутон

Ответы на вопросы.

Уметь: дать характеристики планетам-гигантам

Знать: планеты гиганты и малые планеты.

Учебник, рабочая тетрадь стр.39-40

15

Подробнее о планетах-гигантах и Плутоне.

Ответы на вопросы.

Называть планеты земной группы

Уметь доказывать наличие атмосферы и удаленность от Солнца.

Сравнивать планеты земной группы и делать выводы на основе сравнения

Учебник,

стр.41-42

Рефераты.

16

Астероиды. Кометы.

Опрос.

Уметь: различать астероиды и кометы.

Знать: теорию возникновения комет.

Учебник, рабочая тетрадь стр.43-44

17

Метеоры. Метеориты.

Ответы на вопросы.

Уметь: различать метеоры и метеориты.

Знать: космические объекты по описанию.

Учебник, рабочая тетрадь стр.45- 47

18

Таинственные соседи Солнца

Ответы на вопросы

Уметь: сравнивать размеры крупнейших астероидов.

Учебник,

Стр.46

Работа со словарем

19

Мир звезд. Солнце.

Ответы на вопросы.

Знать: строение Солнца.

Использовать приобретенные

знания и умения в наблюдении за звездами

Учебник, рабочая тетрадь стр.48-

20

Сверхгиганты. Гиганты. Карлики.

Ответы на вопросы.

Знать: классификацию звезд.

Учебник, рабочая тетрадь стр.50

Подготовка к тесту.

15.11

21

Тестирование.

Тест

Проверка пройденного материала.

Реферат

20.11

3 часть «Земля»

22

Как возникла Земля. Гипотезы Бюффона, Канта, Джинса, Шмита

Практическая работа.

Уметь: читать схему гипотез первых ученых XIII века.

Знать: различные гипотезы.

Учебник, рабочая тетрадь стр.34-36

Реферат.

23

Что у Земли внутри?

Фронтальный опрос.

Уметь: читать схему условного разреза Земли.

Знать: состояние внутренности планеты.

Учебник, рабочая тетрадь стр.36-38

24

Маленькая экскурсия в мир камней. Практическая работа№3.Определение свойств горных пород.

Ответы на вопросы.

Знать: основные минералы планеты Земли.

Учебник, стр.39-40

Работа со словарем

25

Вещества и явления в окружающем мире

Ответы на вопросы.

Знать: основные явления, происходящие на Земле.

Состав. плана

26

Землетрясения.

Ответы на вопросы.

Уметь: читать схему землетрясений в баллах.

Знать: понятие «землетрясения».

Учебник, рабочая тетрадь стр.41

27

Вулканы

Ответы на вопросы.

Уметь: читать схему строение вулканов.

Знать: понятие «вулканы».

Учебник, рабочая тетрадь стр.42

Проекты.

28

В царстве беспокойной Земли и огнедышащие горы.

Ответы на вопросы.

Знать: сейсмические районы земли.

Учебник, стр.

29

Суша: Евразия, Африка, Австралия.

Ответы на вопросы.

Знать: понятие «Суша» особенности климата и омывающие материки моря и океаны

Уметь находить на карте различные материки

Учебник, рабочая тетрадь стр.43

30

Северная Америка, Южная Америка, Антарктида. Острова.

Ответы на вопросы.

Уметь: составить схему рельефа рек, озер.

Знать: Характеристики данных материков.

Учебник, рабочая тетрадь стр.44

31

Воздушная одежда Земли. Ураганы.

Опрос.

Иметь: представление об атмосфере Земли.

Знать: характеристики облаков.

Учебник, рабочая тетрадь стр.45-46.

32

Вода на Земле. Гидросфера, распределение воды на Земле.

Ответы на вопросы.

Иметь: представление о гидросфере земли.

Знать: океаны Земли.

Учебник, рабочая тетрадь стр.47-48.

33

Неповторимая планета.

Ответы на вопросы.

Иметь: представление о разнообразии форм поверхности Земли.

Знать: условия живой формы на планете Земля.

Учебник, рабочая тетрадь стр.49-51

34

Что мы узнали о Земле?

Тест

Проверка пройденного материала

Повторение пройденного.

Проэкты

4. «Жизнь на Земле»

35

Как развивалась жизнь на Земле.

Динозавры.

Составление толкового словарика названий древних организмов.

Иметь: представление о разнообразии форм живых организмов.

Знать: условия зарождения жизни на планете.

Учебник, Сообщение о вымерших животных.

(ИКТ, Э)

36

Изучение органических ископаемых организмов

Практическая работа № 4

Отчет.

Иметь: представление о первых ископаемых организмах.

Учебник,

37

Живые клетки. 

Ответы на вопросы.

Давать определение терминам: клетка, оболочка, цитоплазма, ядро

Объяснять роль и значение клеток в организме

Различать растительные и животные клетки

Иметь: представление о строении живой клетки.

Состав. Плана

Работа со словарем.

38

Большой мир маленьких клеток.

Опрос.

Иметь: представление об органах клетки.

Учебник, рабочая тетрадь

39

Изучение растительной и животной клетки. Практическая работа №5.Изучеение микроскопа и строение живой клетки

Отчет.

Знать: строение растительной и животной клетки.

Учебник, рабочая тетрадь

40

Разнообразие живого: бактерии и простейшие. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Ответы на вопросы.

Знать: простейшие организмы.

Учебник, Составление схемы.

41

Животные.

Ответы на вопросы.

Знать: разнообразие животного мира.

Учебник,

Состав. плана

42

Три среды обитания: Наземно-воздушная.

Ответы на вопросы.

Знать: три среды обитания, наземно-воздушную среду.

Учебник, рабочая тетрадь стр.66,68

Подготовка к тесту.

43

Практическая работа № Приспособления у животных к среде обитания.

Практическая работа №

Знать: Ответы на вопросы

Вопросы после параграфа.

44

Водная среда.

Ответы на вопросы.

Знать: характеристику водной среды. 

Выявлять приспособления различных животных к данной среде

Учебник, рабочая тетрадь стр.67

45

Почвенная среда.

Практическая работа№6 Распознавание животных и растений разных сред обитания.

Отчет.

Знать: характеристику почвенной среды.

Учебник, состав. схемы

46

Жизнь на разных материках Африка, Евразия, Австралия.

Ответы на вопросы.

Уметь: читать карту: растения и животные планеты.

Знать: различие животного мира на данных материках.

Состав. плана

47

Северная и Южная Америка. Антарктида.

Опрос.

Уметь: читать карту: растения и животные планеты.

Знать: различие животного мира на данных материках.

Учебник,

сообщение

(ИКТ, Э)

48

Природные зоны. Тундра. Тайга.

Ответы на вопросы.

Уметь: читать карту: растения и животные планеты.

Знать: различие животного мира на данных материках.

Учебник, рабочая тетрадь стр.72.

49

Природные зоны. Травянистая равнина, пустыня, влажный тропический лес.

Ответы на вопросы.

Уметь: читать карту: растения и животные планеты.

Знать: различие животного мира на данных материках.

Учебник, вопросы «Подумайте»

50

Жизнь в морях и океанах.

Ответы на вопросы.

Уметь: читать карту: животного мира в морях и океанах

Знать: различие животного мира в морях и океанах.

Состав. плана

51

Повторительно-обобщающий урок. Что мы узнали о живой природе?

Тест

Проверка пройденного материала

Повторение пройденного.

5 «Человек на Земле»

52

Как человек появился на Земле.

Ответы на вопросы.

Иметь: представление о единстве происхождения человека и всех живых организмов.

Знать: основные этапы эволюции человека.

Учебник, рабочая тетрадь стр.82-83.

53

Жизнь наших далеких предков.

Опрос.

Знать: основные этапы эволюции человека.

Учебник, рабочая тетрадь стр84-85.

54

Как человек открывал Землю.

Открытие Америки.

Ответы на вопросы.

Уметь: читать на карте маршруты путешественников.

Знать: причины географических открытий. Х. Колумб.

Состав. Плана

Работа в раб. тетради

55

Открытие Австралии. Антарктиды.

Ответы на вопросы.

Уметь: читать на карте маршруты путешественников.

Знать: географические открытия.

Учебник,

сообщение

(ИКТ, Э)

56

10 великих путешественников

Ответы на вопросы.

Уметь: читать на карте маршруты путешественников.

Знать: географические открытия.

Учебник, рабочая тетрадь стр.86-88.

57

Как человек изменил Землю.

Работа со словарем, учебником и доп литерат.

Знать: положительное и отрицательное влияние человека на планету.

Учебник, рабочая тетрадь стр.89-91.

58

Экологические проблемы.

Ответы на вопросы.

Знать: факторы, влияющие на здоровье планеты Земля.

Учебник, сообщение

(ИКТ, Э)

59

Три подарка человека самому себе

Опрос.

Знать: что такое озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект.

Учебник, Сообщение. (ИКТ, Э)

60

Озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект.

Ответы на вопросы.

Знать: характеристику озоновой дыры, кислотных дождей, парникового эффекта.

Состав. плана

61

Жизнь под угрозой-Мировой океан.

Опрос.

Знать: причины вымирания живых существ в мировом океане.

Учебник,

сообщение

(ИКТ, Э)

62

Не станет ли Земля пустыней

Ответы на вопросы.

Знать: меры восстановления обедненных земель.

Состав. плана

63

Здоровье человека и безопасность жизни

Ответы на вопросы.

Знать: основные методы сохранения здоровья.

Учебник, рабочая тетрадь стр.95-96

64

Первая помощь. Оказание первой помощи при различных повреждениях.

Обсуждение.

Уметь: оказать первую помощь.

Учебник, составление плана.

65

Ядовитые животные и растения.

Ответы на вопросы.

Знать: основных ядовитых обитателей средней полосы. Меры безопасности.

Учебник, рабочая тетрадь стр.97-98 Подготовка к тесту.

66

Итоговое тестирование

Тест.

Проверка пройденного материала

Повторение пройденного.

Проэкты

6 часть «Обобщение»

67

. Фенологические наблюдения

Обсуждение.

. Уметь: подсчитывать среднюю температуру воздуха, влажность воздуха и строить диаграммы и схемы по данным.

Учебник, рабочая тетрадь 98

Реферат.

68

Практическая работа №9 «Знакомство с экологическими особенностями местности и пути их решения»

Самостоятельная работа.

Проверка пройденного материала.

Учебник, рабочая тетрадь стр.99.

Условное обозначение:

Интернет-ИКТ, Энциклопедия – Э


Приложение к тематическому плану

Практические работы:

Практическая работа№1 Методы изучения природы. Наблюдение эксперимент. Измерение. Раб. Тетрадь стр.

Практическая работа№2 Характеристика планет земной группы. Раб. Тетрадь стр.

Практическая работа №3. Как возникла Земля. Гипотезы Бюффона, Канта, Джинса, Шмита Раб. Тетрадь стр.

Практическая работа№4.Определение свойств горных пород. Раб. Тетрадь стр.

Практическая работа№5 Изучение органических ископаемых организмов Раб. Тетрадь стр.

Практическая работа№6.Изучеение микроскопа и строение живой клетки Раб. Тетрадь стр.

Практическая работа №7 Приспособления у животных различных сред обитания Раб. Тетрадь стр.

Практическая работа№8 Распознавание животных и растений разных сред обитания. Раб. Тетрадь стр.

Практическая работа №9 Знакомство с экологическими особенностями местности и пути их решения» Раб. Тетрадь стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по природоведению 5 класс

Календарно тематическое планирование по природоведению запланированное по учебнику Сонина....

Календарно - тематическое планирование по природоведению 5 класс ( Н. И. Сонин )

Календарно-тематическое планирование по природоведению 5 класс (35 часов, 1 час в неделю ), к учебнику Н. И. Сонин, А. А. Плешаков "Биология. Введение в биологию. 5 класс", М. : "Дрофа", 2012. Концент...

Календарно-тематическое планирование по природоведению 5 класс

Пояснительная запискаРабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: §     Закон РФ «Об образовании» №  3266-1 ФЗ  от 10.07.1992 г. с ...

Календарно - тематическое планирование по природоведению 5 класс.

Календарно-тематическое планирование по природоведению 5 класс....

Календарно - тематическое планирование по природоведению 5 класс

Календарно - тематическое планирование по учебнику "Естествознание", под редакцией  А.А Плешакова...

Календарно-тематическое планирование по природоведению 5 класс коррекционных школ VIII вида

Календарно-тематическое планирование 5 класс коррекционных школ VIII вида...