урок природоведения по теме"Землетрясения"
план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему

Фелер Надежда Григорьевна

Урок спроектирован в Системнодеятельностном подходе. Прописаны результаты универсальные и предметные на каждом этапе урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodovedenie_zemletryasenie.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Природоведение 5 класс,

Тема: Землетрясения,

Содержательная цель:

 Формирование  у учащихся системы понятий о землетрясении (очаг землетрясения, эпицентр, сейсмически активные районы, землетрясение), причинах их возникновения; познакомить с зонами распространения землетрясений на Земле.

 Деятельностная цель: формирование коммуникативных способностей учащихся; совершенствование умения работать с различными источниками учебной информации.

Результаты:

Предметные : должны знать основные термины, причины землетрясений.

Метапредметные: работать с  картой находить границы плит, работать с различными источниками информации.

Личностные : коммуникативные ( работать в парах, выступать с докладом)

Форма урока: урок открытия нового знания.

Методы: проблемный диалог, проблемно- поисковый.

средства обучения и УМК: карточки для выбора заданий;  проектор, учебник, рабочая тетрадь, омс- модуль, словари, учеб. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин «Природоведение, 5 класс».

Этапы урока

(в соответствии со структурой учебной деятельности)

Планируемая деятельность учащихся

Деятельность учителя

Развиваемые (формируемые) учебные действия

предметные

универсальные

Вызов

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Делают предположения.

Учащиеся записывают в тетрадь.

Выводит на экран сильно увеличенное фото разрушенного землетрясением  города:

Ребята посмотрите на картинку. Подумайте, что на ней изображено.

В ходе беседы приходят к теме урока

Тема урока «Землетрясения», учитель записывает тему на доске

осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке.

Выдвижение гипотез.

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Актуализируют свой жизненный опыт.

На доске по очереди записывают:

ЗНАЮ:...

Просматривают репортажи и записывают слова, которые им не знакомы.

Давайте вспомним, что вы уже знаете о землетрясениях.

Человек – это часть природы. Несомненно, что она дала нам жизнь. Но, зачастую, она же ее и отнимает. Природные катастрофы забирают жизни сотен тысяч человек каждый год. Ураганы, наводнения, оползни, но самое серьезное стихийное бедствие – землетрясение. Ни один другой катаклизм не делает столько разрушительных последствий и не приносит столько жертв, как землетрясения. Фото их разрушений облетают весь мир, перепечатываются из газеты в газету. Сообщения о них ужасают слушателей и не дают остаться равнодушными.

Послушайте внимательно репортажи и запишите все незнакомые слова.

Просмотр репортажей.

В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.

Все свои знания по теме землетрясения учащиеся должны вспомнить и зафиксировать в графе ЗНАЮ.

Актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий, тренировка мыслительных операций.

Выявление места и причины затруднения.

Ответы учащихся: очаг, эпицентр, магнитуда.

Да

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Какие слова вам не знакомы?

Вам хочется узнать значение этих слов? 

выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, не хватает.

самостоятельно ставить личностно-необходимые учебные

задачи и определять, какие знания необходимо приобрести

для их решения;

Осмысление

Построение проекта выхода из затруднения («открытие детьми нового знания).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: 1) ставят цель, 2) строят план достижения цели, 3)предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств (работа с ОМС, диском, статьями, словарями, энциклопедиями, учебником) 4) построение плана достижения цели.

В результате подводящего диалога формулируется план изучения темы урока (учитель записывает на доске ХОЧУ УЗНАТЬ):

Учитель предлагает выбрать карточки, в которых указаны  термины, подлежащие изучению.

Далее учащиеся выбирают источники информации, в которых будут искать значение незнакомых слов. Работа организуется в парах.

Учатся  самостоятельно делать предварительный отбор источников информации для успешного продвижения по самостоятельно выбранной

образовательной траектории;

Реализация построенного проекта.

Пары работают с различными источниками информации, ищут значение терминов, выбранными ими на карточках.

По завершению работы пара должна выбрать спикера, который будет выступать с полученной информацией.

На данном этапе учитель организует:1) спикеры докладывают найденную информацию (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который записывается в тетрадь; 2)в графе ХОЧУ УЗНАТЬ обводятся кружком номера терминов, которые уже понятны.

Знать, что такое землетрясение, очаг землетрясения, эпицентр, магнитуда.

Учатся  сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную

из различных источников, в том числе СМИ, для успешного про-

движения по самостоятельно выбранной образовательной траектории.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На рисунке в тетради обозначают очаг землетрясения, эпицентр.

В Китае.

Рассуждают о том, что поверхность Земли состоит из плит и т.д…

Приходят к выводу, что плиты сталкиваются.

Организует усвоение детьми новых терминов при работе в тетради с печатной основой с их проговариванием во внешней речи. (фронтально,)

Ребята, скажите, пожалуйста, кто внимательно слушал репортажи. Где, в Калифорнии или в Китае, чаще случаются землетрясения?

А ка вы думаете – почему?

Уметь на рисунках находить эпицентр, очаг землетрясения (знать, что он находится в земной коре).

Объяснять природные причины возникновения землетрясений.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать

удобную для себя форму фиксации и представления информации

Рефлексия

Рефлексия учебной деятельности.

Делают вывод об уровне усвоения знаний.

Нет, давайте на следующем уроке это обсудим…

Организует оценивание учащимися собственной деятельности, организует фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, Возвращаемся к  ХОЧУ УЗНАТЬ? Все ли мы узнали? На самом деле, ребята, есть еще другие причины землетрясений, о которых мы поговорим на следующем уроке.

 Скажите, а вы знаете как вести себя во время землетрясения?

Организует  обсуждение и запись домашнего задания.

уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения по теме " Звезды на небе"

На данном уроке выполняется лабораторная работа....

План урока природоведения по теме "Ветер и почва"

дать понятие о почве, о её составе и свойствах, об отличии почвы от горных пород;                       продолжить формирование умений работать с учебником и лабораторным оборудованием;               ...

План-конспект урока 2 по теме "Землетрясения" 7 класс

Цель второго урока:познакомить учащихся с порядком оценки интенсивности землетрясения,рассказать о последствиях землетрясений и мерах по уменьшению потерь от землетрясений....

Урок природоведения по теме "Живая и неживая природа"

Урок  природоведения по теме  "Живая и неживая природа " разработан по технологии развития критического мышления, предназначен для обучающихся 5 класса....

Урок природоведения по теме "Единство живой и неживой природы."

Урок природоведения по теме "Единство живой и неживой природы" разработан для учащихся 5 класса по технологии развития критического мышления....

Презентация к уроку природоведения по теме:"Окружающая среда"

Презентация помогает в раскрытии темы урока, влияет на эмоциональную сферу учащихся, прививает любовь к природе....