Рабочая программа по природоведению
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему

Раскрыты задачи изучения курса, знания и умения; дано календарно-тематическое  и поурочное планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._pr.po_prirod.doc276.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа

д.Первые БобровыДаровского района Кировской области

Согласовано и  рекомендовано                            

на ШМО учителей-предметников    

протокол № 4  от 10.09. 2013 г.  

руководитель ШМО

____________________

В.Н.Полякова                                                                                                                          

Утверждаю

Директор школы

_________________

Л.Г. Кузнецова

17.09.2013

                                         

                                                                             

                                                                                                           

                                                                                                         

Рабочая  программа

по природоведению

  5  класс

Составила

Комарова Т.А.,

учитель  биологии и химии

I кв. категории, стаж 36 лет

2013 год

Тематическое планирование курса природоведения для 5 класса (базовый уровень) авторов И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Природоведение» для 5-х классов авторов Т.С. Суховой, В.И. Строганова

Пояснительная записка

     Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта и примерной Программы по природоведению для 5 класса основной школы. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению в объеме 2 часов в неделю.
    В рабочей программе нашли отражение идеи, направленные на формирование у учащихся целостной картины материального мира, раскрытие вопросов единства живой и неживой природы и уникальности жизни на планете Земля.
При изучении многообразия природных явлений (физических, химических, биологических) особое внимание уделяется экологическим аспектам взаимосвязей живой и неживой природы. В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Согласно действующему учебному плану рабочая программа для 5 классов предусматривает обучение в объёме 2 часов в неделю (всего за год 68 часов).
На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по природоведению, в 5-х классах реализуется базисный уровень.
Рабочая программа, структура и методический аппарат учебника «Природоведение» для 5-х классов (авторов Т.С. Суховой, В.И. Строганова) включает в себя содержание, позволяющее создать условия для интерактивного обучения, учитывающего возможности и способности учащихся, когда каждый из них, включаясь в индивидуальную и коллективную учебную деятельность, становится заинтересованным участником приобретения и открытия знаний. То есть, система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Основные и дополнительные элементы содержания представлены в рабочей программе в графах «Элементы содержания» и «Дополнительные элементы содержания». Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой), экскурсии.
Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и /или/ отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Календарно-тематическое планирование включает в себя следующие темы:

ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТЕБЯ ОКРУЖАЕТ

8 часов

МНОГООБРАЗИЕ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ

2 часа

ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ

5 часов

ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ

7 часов

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

3 часа

ОСОБЕННОСТИ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА

17 часов

ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ

12 часов

ДВИЖЕНИЕ В СФЕРАХ ПЛАНЕТЫ И В КОСМОСЕ

9 часов

ОСВОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ПРИРОДЫ

5 часов

Итого:

68 часов

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природоведение» 5 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 224 с.: ил.
а также методических пособий для учителя:

  • Т.С.Сухова, В.И.Строганов, И.Н. Пономарёва Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы: программы. – М., Вентана – Граф, 2010. – 176 стр; 

дополнительной литературы для учителя:

  • Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа; 

для учащихся:

  • Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
  • Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил. 
  • Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.
  • Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
  • Энциклопедия для детей. Т 3. География. Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001. 
  • Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. – Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001. 
  •  «Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год; 
  •  «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001. 

Изучение природоведения в V классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
  • овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

КАК ЧЕЛОВЕК ИЗУЧАЕТ ПРИРОДУ

Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы.

Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки (на примере 1-2 историй конкретных открытий) [1].

МНОГООБРАЗИЕ ТЕЛ, ВЕЩЕСТВ И
ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ

Звездное небо. Строение Солнечной системы. Солнце как одна из звезд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н.Коперник, Г.Галилей, Дж.Бруно).

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение).

Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни.

Погодные явления. Основные характеристики погоды. Влияние погоды на организм человека.

Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

Опыт практической деятельности

Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных своей местности (в том числе редких и охраняемых видов). Наблюдения звездного неба, явлений превращения веществ, погодных явлений, примеров приспособления растений к различным способам размножения, животных – к жизни в разных средах обитания (водной, почвенной, воздушной, наземной). Опыты по изучению: нескольких физических явлений; влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Измерения длины, температуры, массы, времени. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды и местных признаков. Конструирование моделей, простейших измерительных приборов и установок для наблюдений и опытов. Использование доступных для учащихся дополнительных источников информации и справочной литературы. Участие в социально-ориентированной практической деятельности по изучению экологических проблем своей местности и путей их решения.

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ

Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек. 

Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.); овладение простейшими способами оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения природоведения ученик должен

знать/понимать

  • о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  • указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Умения познавательной компетентности учащихся 5 класса.

  • Сравнивают природные объекты не менее чем по 3-4 признакам.
  • Описывают по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ.
  • Кратко пересказывают учебный текст естественнонаучного характера; отвечают на вопросы по его содержанию; выделяют его главную мысль.
  • Приводят примеры физических явлений, превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека.
  • Пользуются приборами для измерения изученных физических величин.

Умения информационной компетентности учащихся 5 класса.

  • Отбирают необходимую информацию из различных источников: текста учебника, словарей, справочников, энциклопедий для выполнения учебных заданий.
  • Пользуются энциклопедиями и справочниками по нахождению информации для выполнения учебной задачи.
  • Находят значение указанных терминов в справочной литературе.

Требования к уровню подготовки
В результате изучения природоведения ученик 5-ого класса должен
знать/понимать: 

  • о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь:

  • узнавать наиболее распространённые растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
  • приводить примеры физических явлений, превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  • указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звёздной карты;
  • описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  • использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
  • использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;
  • измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
  • определения наиболее распространённых в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Тема урока

Дата

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Измерители

Дополнительные
элементы
содержания

ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТЕБЯ ОКРУЖАЕТ (8 часов)

1,2

Живая и неживая природа.

1.Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
2.Урок-экскурсия.

Д.з. §1, выполнить в тетради задания §1. Составить отчёт по экскурсии (после 2-го урока-экскурсии).

2.09

6.09

Опыт.
Наблюдение.
Тела неживой природы и живые организмы.
Лабораторное оборудование:
штатив, стакан, пробирка, спиртовка, колба.

Распознавать на рисунках и таблицах примеры опытов и наблюдений.

Приводить примеры опытов и наблюдений.

Называть лабораторное оборудование (штатив, стакан, пробирка, спиртовка, колба), используемое при проведении лабораторных и практических работ.

Наблюдать за телами неживой и живой природы.

Описывать личные наблюдения.

Рис. 1 на с.4.

Таблица на с.3.

Задание и рис.2 на с.5.

Составление отчёта по экскурсии «Живая и неживая природа».

План исследования
1.Зачем ты будешь проводить исследование? (
Цель опыта или наблюдения.)
2.Как и что будешь делать? (
Ход работы.)
3.Что удалось получить или обнаружить? (
Результаты работы.)
4.Какие выводы можно сделать? (
Выводы опыта или наблюдения.)

3

Загадки природы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Д.з. §2.

08.09

Признаки живых организмов.
Среда обитания живых организмов (
среды жизни).
Приспособления живых организмов к условиям среды обитания.

Называть признаки живых организмов.

Распознавать и описывать различные среды жизни живых организмов.

Сравнивать по заданным критериям различные среды жизни живых организмов.

Приводить примеры организмов приспособившихся к жизни в определённых условиях среды.

Задание на с.8.

Рисунки 10-12 на с.9-11.

Таблица на с.12.

4

Единство живой и неживой природы.

Комбинированный урок.

Д.з. §3, с.12-13.

13.09

Общие признаки тел живой и неживой природы (размер, форма, цвет, масса).

Называть общие признаки присущие телам живой и неживой природы.

Приводить примеры, подтверждающие, что тела живой и неживой природы характеризуются по одинаковым признакам. 

Рисунок 13 на с.12.

Таблица на с.13.

5

Вещества в окружающем мире и их использование человеком.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Д.з. §3, с.13-18.

15.09

Многообразие тел и веществ природы. Простейшая классификация веществ (органические, неорганические вещества).
Обмен веществ между организмом и средой.

Вклад великих ученых-естествоиспытателей  в развитие науки. М.В. Ломоносов - основатель учения об атомно-молекулярном строении  веществ.

Приводить примеры органических и неорганических веществ.

Распознавать и доказывать органическую и неорганическую природу тел.

Объяснять механизм попадания в организм человека вредных веществ.

Рисунок 16 на с.14.

Таблица на с.15.

Рисунок 15 на с.14.

Молекулы и атомы.

6

Изменяется ли окружающий нас мир?

Комбинированный урок.

Д.з. §4.

20.09

Изменения, происходящие в природе.

Называть изменения, происходящие в природе.

Приводить примеры различных (по временным рамкам) изменений.

Доказывать, что «Всё течёт, всё изменяется».

Таблица на с.20.

Рисунки 21-24 на с.18, 19, 21.

Задание со свободным ответом по выбору учителя (использовать дополнительные источники).

Историческое развитие.
Культура.

7

Могут ли в живых организмах происходить физические изменения?

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Д.з. §5.

22.09

Физические процессы, происходящие в телах живой и неживой природы (испарение воды).
Состояние воды (
пар).

Распознавать и описывать по немому рисунку процесс испарения воды.

Объяснять процесс перехода воды в парообразное состояние.

Доказывать зависимость испарения различного количества воды от условий окружающей среды.

Рисунки 25, 26, 27 на с.22-23.

Рисунки 25, 26, 27 на с.22-23.

Таблица на с.24.

Задание со свободным ответом по выбору учителя

8

Могут ли в живых организмах происходить химические изменения?

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Д.з. §6.

27.09

Превращения веществ в живом организме. Регуляция химических процессов, происходящих в живом организме.

Приводить примеры химических превращений веществ в живом организме.

Объяснять особенность химических процессов, происходящих в живом организме.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.
Рисунок 28 на с.25.
Выполнение опыта 1 на с.25.

Рисунок 31 на с.27.
Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Регуляция процессов.

МНОГООБРАЗИЕ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ (2 часа)

9

Всё течёт, всё изменяется.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Д.з.§7.

29.09

Сезонные изменения, суточные изменения. Перемещение тел в пространстве.
Явления природы.
Изменения, происходящие с относительно неподвижными телами (
физические, химические, биологические).

Приводить примеры тел, перемещающихся в пространстве по отношению к самому себе.

Распознавать и описывать химические, физические и биологические явления.

Объяснять изменения, происходящие с относительно неподвижными телами.

Сравнивать химические и физические явления.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Таблица на с.32.

Рисунок 38 на с.31.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

10

Чем различаются химические и физические явления?

Урок обобщения и закрепления знаний.

Д.з. § 8.

04.10

Химические и физические явления.

Приводить примеры химических и физических явлений.

Распознавать по немому рисунку и описывать химические и физические явления. 

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Рисунки 49-50 на с.35-36.

ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ (5 часов)

11

Наблюдение признаков химической реакции.

Практическая работа (комбинированный урок).

Д.з.§9.

06.10

Признаки появления нового вещества (изменение цвета, вкуса, запаха вещества; выделение газа, тепла, света).

Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки. А. Лавуазье

Называть признаки химической реакции.

Распознавать и описывать признаки химических реакций. 

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Выполнение опытов 1-3, рис.51-53 на с.37.

Химия, биохимия.

.

12

Можно ли повлиять на химическую реакцию?

Комбинированный урок.

Д.з. §10.

18.10

Условия, оказывающие воздействие на ход химической реакции (нагревание, измельчение, охлаждение, соприкосновение веществ друг с другом).

Приводить примеры опытов по наблюдению химических реакций.

Распознавать оптимальные условия для протекания химической реакции.

Объяснять влияние различных условий на результаты протекания химической реакции.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Вопросы на с.40-41.

13

Какие условия необходимы для реакции горения?

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Д.з. §11.

20.10

Признак химической реакции горения (выделение света и тепла).
Необходимые условия реакции горения (
присутствие кислорода в воздухе; нагревание горючего вещества до температуры воспламенения).
Правила противопожарной безопасности.
Правила оказания первой помощи при отравлении угарным газом и меры предупреждения подобного отравления.

Называть признак химической реакции горения; условия, необходимые для реакции горения.                          Перечислять правила противопожарной безопасности; правила оказания первой помощи при отравлении угарным газом. Предлагать меры предупреждения отравления угарным газом.      Объяснять необходимость наличия определённых условий для протекания реакции горения.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Задание на с.46.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

14

Вещества, образуемые растениями.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Д.з.§12. Повторить §9-11.

25.10

Вещества, образуемые растениями (фитонциды, дубильные вещества, витамины и др.).
Ядовитые растения.
Первая помощь при пищевом отравлении.

Давать определение терминам фитонциды, витамины.

Перечислять витамины, содержащиеся преимущественно в растениях;
приводить примеры растений, содержащих фитонциды, дубильные вещества, витамины;
называть растения, содержащие яды опасные для здоровья человека.

Применять приобретённые знания для безопасного поведения в природной среде.

Объяснять необходимость использования в рационе человека растительной пищи.

Задания со свободным ответом по выбору учителя.

Задание на с.51.

Задание на с.51.

Фитонциды витамины.

15

Подведём итоги.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Д.з. повторить §9-12.

27.10

Выполняют задания 1-5 по теме «Химические явления в живой и неживой природе» на с.51-52 (письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).

ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ (7 часов)

16

Что необходимо знать, изучая физические явления?

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Д.з. §14.

01.11

Физические явления, происходящие с телами в природе (механические, звуковые, световые, тепловые, магнитные).
Молния - электрическое явление.
Устройство компаса и магнита.

Давать определение терминам механические, звуковые, световые, магнитные явления.

Распознавать различные физические явления.

Описывать механические, звуковые и световые явления.

Применять приобретённые знания для пользования компасом и магнитом.

Объяснять механизм появления молнии и грома во время грозы.

Задания со свободным ответом по выбору учителя.

Рисунки 72-75 на с.54-55.

Задание на с.55.

Физика, биофизика.

17

Магнитные и электрические явления.

Комбинированный урок (лабораторная работа).

Д.з.§15.

03.11

Магнитные и электрические явления.

Распознавать и описывать магнитные и электрические явления.

Объяснять результаты опытов.

Выполнение лабораторной работы №1 «Знакомство с магнитными и электрическими явлениями».

Выполнение опытов 2-3 на с.57-58.

18

Механическое движение в живой и неживой природе.

комбинированный урок.

Д.з. §16.

08.11

Перемещение тел живой и неживой природы.
Скорость - физическая величина.

Давать определение термину механическое движение.

Распознавать движущиеся тела.

Приводить примеры механического движения в живой природе.

Объяснять зависимость появления молнии раньше грома при грозе.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Проведение наблюдения с.60.

Задание на с.61.

Вопрос на с.61.

Миграция.

19

Световые явления в живой и неживой природе.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Д.з.§17. Сообщение «Свет в жизни живых организмов».

10.11

Искусственные и естественные источники света.
Солнце – основной источник света на Земле.
Отражение света.
Основные цвета белого света.

Давать определение термину источники света.

Распознавать и описывать каким образом распространяется свет в воздухе.

Сравнивать естественные и искусственные источники света.

Объяснять, почему мир, в котором мы живём, так многоцветен.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Выполнение опытов 1-2 на с.64.
Задание на с.65.

Задание и вопрос на с.67.

Задание на с.70.

Холодное свечение (люминесцентный свет).

20

Свет в жизни живых организмов.

Комбинированный урок.

Д.з. .§18.

15.11

Разнообразие органов зрения и их значение в жизни животных.
Приспособление животных к условиям среды обитания (
защитная окраска).

Описывать орган зрения у различных животных и определять их значение в жизни животного.

Объяснять различную степень развития органов зрения у разных групп животных.

Выделять приспособления различных животных к условиям среды обитания. Приводить примеры наличия защитной окраски у животных Волгоградской области.

Задание  на с.72.

Таблица на с.72.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

21

Звуковые явления в живой и неживой природе.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Д.з. §19. повторить §14-18.

17.11

Источники звука.
Низкие и высокие звуки; зависимость звука от частоты колебания тел и частиц воздуха.
Значение звука в жизни живых организмов.

Приводить примеры источников звука; называть насекомых, издающих звуки.

Объяснять механизм распространения звука.

Объяснять роль звуков в жизни различных животных, приводить примеры.

Вопрос на с.73.
Выполнение опыта на с.73.

Задание  на с.74.
Выполнение опытов на с.74.

Выполнение практической работы на с.76.
Задания  на с.76.

Инфразвуки, ультразвуки.

22

Подведём итоги.

Комбинированный урок.

Д.з. повторить §14-19.

29.11.

Выполняют задания 1-4 по теме «Физические явления в живой и неживой природе»на с.76-80 (письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (3 часа)

23

Как идёт жизнь на Земле.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Д.з. §21.

01.12

Размножение живых организмов, наличие необходимых для этого условий.

Объяснять появление на Земле новых живых организмов.

Приводить примеры приспособления растений к размножению.

Описывать личные наблюдения (опыт); различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты.

Задание (таблица) на с.81.
Вопрос на с.83.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Задания и опыт на с.83.

Биология.
Опыт Ф. Реди.

24

Прибор, открывающий «невидимое».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Д.з. §22.

06.12

Знакомство с микроскопом (его устройство); правила работы с микроскопом.

Распознавать части микроскопа и описывать их значение в работе.

Определять увеличение используемого микроскопа.

Соблюдать правила работы с микроскопом.

Выполнение лабораторной работы №2 «Знакомство с микроскопом».

Задание на с.85.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

25

Живое и неживое под микроскопом.

Комбинированный урок.

Д.з.§23.

08.12

Приготовление микропрепаратов (пузырьки воздуха, плесень); рассматривание их под микроскопом.

Распознавать и описывать изучаемые под микроскопом объекты.

Сравнивать рассматриваемые объекты по предложенным критериям.

Доказывать появление живых организмов от других живых организмов.

Выполнение лабораторной работы №3 «Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени».

Вопрос на с.87.

Выполнение опыта на с.87.
Вопрос на с.87.
Задание (таблица) на с.88.

Микропрепарат.

ОСОБЕННОСТИ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА (17 часов)

26

Как размножаются живые организмы?

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Д.з. §24.

13.12

Способы воспроизведения живых существ на нашей планете (две формы размножения – бесполое и половое).

Давать определение термину оплодотворение.

Распознавать и описывать по рисунку процесс оплодотворения.

Выделять главные отличительные признаки бесполого размножения и полового.

Задания со свободным ответом по выбору учителя.

Гаметы (яйцеклетка, сперматозоид, спермий). Зигота.

27

Как размножаются животные?

Комбинированный урок.

Д.з. §25.

15.12

Формы размножения животных.

Распознавать формы размножения у различных животных.

Приводить примеры бесполого и полового размножения.

Вопрос на с.93.
Таблица на с.94.

Задание на с.95.

Гермафродиты.

28

Как размножаются растения?

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Д.з. §26, подготовиться к лабораторной работе.

20.12

Роль цветка, плода и семени в жизни растения.

Определять роль цветка в природе и роль цветов в жизни самого растения.

Описывать личные наблюдения (опыт); различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты.

Объяснять процесс, происходящий с посаженным на грядке семенем.

Задание на с.95.

Задание на с.96.

Вопрос на с.96.

29

Строение семени.

Комбинированный урок.

Д.з. §27. Подготовить сообщения о бесполом размножении растений.

22.12

Строение семени фасоли.
Необходимые условия для прорастания семян.

Распознавать и описывать строение семени фасоли.

Выделять общие этапы до появления нового организма, которые проходят растения, животные, человек.

Выполнение лабораторной работы №4 «Изучение строения семени».

Задание на с.97.

Зародыш семени фасоли (семядоли, корешок, стебелёк, почечка).

30

Могут ли растения производить потомство без помощи семян?

Комбинированный урок.

Д.з. §28.

27.12

Размножение растений с помощью клеток или частей тела (бесполое размножение).

Распознавать части растений, из которых образуется новое поколение.

Приводить примеры растений, размножающихся бесполым путём.

Описывать личные наблюдения (опыт); различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты. 

Рисунок 113 на с.99.

Заполнение таблицы на с.100.

Задание на с.100.

31

Как переселяются растения?

Комбинированный урок.

Д.з. §29. повт. §24-28.

29.12

Способы распространения плодов и семян у различных растений (животные, ветер, вода, саморазбрасывание).
Благоприятные условия для прорастания семян.

Распознавать приспособления к распространению плодов и семян у различных видов растений.

Доказывать необходимость наличия вкуса, цвета и запаха плодов для самих растений.

Определять по внешнему виду семян способы их распространения.

Заполнение таблицы на с.101.

Задание на с.101.

Задание на с.103.

32

Подведём итоги.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Д.з. повт. §24-§29.

10.01

Выполняют задания 1-10 по теме «Живые организмы. Размножение живых организмов» на с.103-104 (письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).

33

Почему всем хватает места на Земле?

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Д.з. §31.

12.01

Влияние неблагоприятных условий на живые организмы.
Причины гибели живых организмов.
Условия, необходимые для прорастания семян.

Называть причины гибели живых организмов.

Объяснять зависимость между количеством потомства и его выживаемостью.

Устанавливать взаимосвязь между количеством потомков всех живых организмов и территорией нашей планеты.

Описывать личные наблюдения (опыт); различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты.

Задание на с.109.

Вопрос на с.106.

Вопрос и задание на с.105.

Выполнение опытов на с.106-107.

34, 35

Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия?

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Д.з. §32 (с.109-112; с.113-116).

17.01

19.01

Среда обитания живых организмов.
Благоприятные и неблагоприятные условия для жизни организмов, приспособленность организмов к неблагоприятным условиям.
Взаимоотношения между живыми организмами.
 Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

Распознавать и описывать среду обитания растений, животных и человека.

Приводить примеры благоприятных и неблагоприятных условий для жизни растений, животных и человека.

Приводить примеры изменений в окружающей среде под воздействием человека.

Описывать типы взаимоотношений между живыми организмами.

Таблица на с.112.

Таблица на с.112, задание на с.113.

Задание на с.116.

Вопрос на с.115.

Хищники, паразиты, растительноядные.
Цепи питания.

36

Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников?

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Д.з. §33. повт. §31-32.

24.01

37

Подведём итоги
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
Д.з повт. §31-33.

26.01

Выполняют задания 1-9 по теме «Живые организмы. Взаимоотношения живых организмов» на с.122-123 (письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).

38

Как питаются разные животные?
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з. §35.

31.01

Типы питания животных, особенности добычи пищи. Трофические типы взаимодействия.

Приводить свои  примеры типов питания у различных животных.
Распознавать и описывать по рисунку описывать особенности питания животных.
Объяснять влияние условий жизни на способ добычи пищи.

Упражнение №88 в рабочей тетради.
Выполнение
лабораторной работы №28.1 «Изучение изучение типов питания животных»
Упражнение №86 и №87 в рабочей тетради

Таблица «Типы питания животных организмов»

39

Как питается растение?
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Д.з. §36.

02.02

Клеточное строение зеленого листа (столбчатая ткань, губчатая ткань), тельца содержащие зеленый пигмент- хлорофилл.

Приводить примеры типов питания растений (паразиты, фотосинтезирующие)
Распознавать и описывать особенности клеточного строения зеленого листа
Объяснять значение зеленого пигмента – хлорофилла.

Диалогичная беседа
Выполнение
лабораторной работы №5 «Рассмотрение под микроскопом клеток зеленого листа»

Таблица «Клеточное строение зеленого листа»

40

Только ли лист кормит растение?
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з. §37.

07.02

Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка.
Соцветия
Биологическое значение соцветий.
Обоеполые и раздельнополые цветки.
Однодомные и
двудомные растения.
Обозначения различных частей цветка.
Виды соцветий: кисть, метелка, колос, початок, зонтик, корзинка.

Распознавать и описывать по рисунку: строение цветка; типы соцветий.
Приводить свои примеры растений, имеющих различные соцветия.
Сравнивать строение цветков вишни и тюльпана.
Выявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий.

Упражнение. №93,№94 - в рабочей тетради.
Выполнение
 лабораторной работы №24 «Выявление приспособлений у растений к среде обитания».

Таблица «Строение цветка»

41

Как питаются паразиты?
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з. §38. Повт. §35-37. Подготовить сообщения о растениях-паразитах.

09.02

Функции плода.
Виды плодов:
ягода, костянка, яблоко, орех, коробочка, стручок, боб.
Сухие и сочные плоды.
Односемянные и многосемянные плоды.
Способы распространения плодов:
с помощью ветра, с помощью животных
Способы распространения плодов:
саморазбрасывание, перекати-поле.

Называть функции плодов; способы их распространения.
Распознавать и описывать по рисункам, коллекциям строение плодов.
Выделять приспособления к распространению плодов и семян.

Вопросы 1-4 на с.139.
Выполнение
 Лабораторная работа
Классификация плодов
Упражнение №101 в рабочей тетради с печатной основой.
Упражнение №102 в рабочей тетради с печатной основой.

42

Подведём итоги.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.                
Д.з. Повт. §35-38.

14.02

Выполняют задания 1-10 по теме «Питание живых организмов» на с.103-104 (письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).

ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ (12 часов)

43

Нужны ли минеральные соли животным и человеку?
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з. §40.

16.02

Значение испарения для жизни растения.
Факторы окружающей среды, влияющие на испарение.
Причины движения воды по сосудам стебля.
Минеральное питание
Транспорт веществ.
Испарение воды

Описывать опыты, демонстрирующие испарение воды; передвижение воды и минеральных солей по древесине.
Объяснять влияние условий окружающей среды на испарение воды листьями
Выделять особенности минерального питания растений.

Упражнение №126 в рабочей тетради.
Вопросы 1-2 и 4 на с.152.

Таблица «Строение проводящей системы растений»

44

Можно ли жить без воды? 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з. §41.

28.02

Фотосинтез
Условия для образования крахмала.
Необходимые вещества для фотосинтеза и продукты.
Локализация процессов фотосинтеза.

Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ.
Определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ.
Объяснять космическую роль зеленых растений.

Вопросы 1 и 4 на с.152
Упражнение №136 в рабочей тетради.

Таблица Фотосинтез

45

Можно ли жить не питаясь?
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з. §42

02.03

Значение дыхания
Опыты, подтверждающие дыхание растений.
Приспособления растений для дыхания.
Использование энергии растениями.
Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
Биологическое значение рыхления.

Выделять приспособления растений для дыхания.
Объяснять результаты опытов, подтверждающих дыхание у растений.
Сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания.

Упражнение №119 в тетради с печатной основой.
Упражнение №122 в тетради с печатной основой.

46

Живые организмы зимой.
Урок - экскурсия.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з. §43.

07.03

Экскурсия, проблемная беседа.

47

Как можно добыть энергию для жизни?
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з. §43.

09.03

Особенности питания растений и животных, особенности приспособления к среде

Приводить свои примеры различных типов питания живых организмов.
Объяснять значение различных приспособлений  для обеспечения жизнедеятельности.

Анализ рис. № 157
Заполнение таблицы в тетради,
 объяснение опытов

Таблица «Типы питания»

48

Зачем живые организмы запасают питательные вещества?
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з. §44. Повт. §40-43.

14.03

Бесполое размножения: спорообразование, вегетативное.
Способы вегетативного размножения:
черенкование, ползучими побегами, отводками, подземными видоизмененными побегами,
Особенности полового размножения.
Способы вегетативного размножения:
прививкой, культурой тканей.

Давать определение терминам половое размножение, сперматозоид, яйцеклетка
Приводить примеры растений, которые размножаются вегетативно.
Объяснять биологическое значение вегетативного, размножения.
Выделять особенности полового типов размножения у растений.

Вопрос1 на с.176.
Упражнение №156 в тетради с печатной основой
Вопрос 5 на с.190.
Вопрос 4-6 на с.176

49

Подведём итоги по теме «Минеральное питание живых организмов».
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
Д.з. Повт. §40-44.

16.03

Выполняют задания 1-4 по теме «Минеральное питание живых организмов» (письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).

50

Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Д.з. §46.

21.03

Строение пыльцы.
Органы размножения голосеменных растений.
Размножение и развитие голосеменных растений: формирование пыльцы и яйцеклетки; образование семян, развитие
молодого растения.
Условия и приспособления для размножения.

Давать определение терминам: половое размножение, опыление, оплодотворение.
Распознавать по немому рисунку и описывать этапы развития голосеменных растений.
Выделять особенности размножения и развития голосеменных растений в  связи с условиями жизни.

Упражнение. №153 в тетради с печатной основой
Вопросы 2-3  на с.184.

Таблица «Размножение растений», «Двойное оплодотворение»

51

Разнообразие клеток многоклеточных организмов.
Комбинированный урок
Д.з. §47.

23.03

Двойное оплодотворение цветковых растений.
Формирование пыльцевых зерен и зародышевого мешка.
Способы опыления: самоопыление и перекрестное опыление.
Ветроопыляемые и насекомоопыляемое растения. Приспособления растений для опыления ветром и насекомыми.

Давать определение термину двойное оплодотворение.
Распознавать и описывать по рисунку способы опыления растений.
Распознавать и описывать этапы размножения и развития покрытосеменных растений.
Выделять признаки насекоопыляемых и ветроопыляемых растений.

Упражнение №158 в тетради  с печатной основой 
Вопрос 2 на с.198.
Упражнение №161 в тетради  с печатной основой
Упражнение №159 в тетради  с печатной основой.
Вопросы 7-8  на с.199.

Таблица «Двойное оплодотворение»

52

Можно ли жить и не дышать?
Комбинированный урок.
Д.з. §48.

28.03

Условия прорастания семян: температура, влажность.
Правила посева семян. Сроки посева и глубина заделки.
Рост и питание проростка.

Описывать условия прорастания семян.
Объяснять целесообразность использования правил посева семян.
Определять сроки посева семян различных растений.
Рассчитывать потребность в воде семян различных растений.
Устанавливать соответствие между размерами семян. Сроками посева и глубиной посева.

Вопросы 1-3  на с.171
Упражнение №141 в тетради с печатной основой.
Упражнение №140, 142 в тетради с печатной основой.

Таблица «Газообмен в легких и тканях»

53

Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?
Комбинированный урок.
Д.з. §49. Повт. материал раздела «Особенности живого организма».

30.03

Обмен веществами между окружающей средой и живыми организмами.
Изменения окружающей среды в результате жизнедеятельности живых организмов.

Объяснять особенности обмена веществами между живыми организмами и окружающей средой
Выделять особенности обмена веществ у растений и животных.       Устанавливать соответствие между количеством и разнообразием живых существ на данной территории и интенсивностью круговорота  веществ и энергии.

Анализ опытов, обсуждение схемы «Продукты жизнедеятельности и среда».

54

Подведём итоги по теме «Что мы узнали о жизни на Земле».
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
Д.з. Повт. материал раздела «Особенности живого организма».

04.04

Выполняют задания 1-6 по теме «Что мы узнали о жизни на Земле» (письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).

ДВИЖЕНИЕ В СФЕРАХ ПЛАНЕТЫ И В КОСМОСЕ (9 часов)

55

Изменение облика Земли и живых организмов.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з. §51.

18.04

Какие изменения претерпевала планета во времена формирования, хронология жизни. Палеонтология как наука доказывающая изменения в живом мире, этапы развития жизни.

Приводить свои примеры доказательств изменения живых организмов
Описывать этапы развития живого мира
Распознавать последовательность этапов смены растительного и животного мира.

Вопрос 2 на с.253.
Упражнение №185 в тетради  с печатной основой
Упражнение №187 в тетради  с печатной основой.

презентации «Хронология жизни»

56

Движение литосферы.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з. §52. Подготовить сообщения об образовании материков.

20.04

Внутреннее строение Земли, теория литосферных плит, движение литосферных плит и значение движения для формирования крупных форм рельефа

Объяснять особенности внутреннего строения Земли Характеризовать особенности движения  литосферных плит и отражения движения на процессы на поверхности земли.

Диалогичная беседа, анализ таблицы стр 172

Схема «Изменение облика Земли»

57

Движение атмосферы
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Д.з. §53.

25.04

Характеристика воздушной оболочки Земли. Воздушные массы особенности их движения, зависимость количества влаги от движения воздушных масс. Муссоны, бриз, ураганы, торн6адо, смерч. Влияние погоды на организм человека.

Называть  виды движения воздушных масс.
Выделять сезонные, постоянные ветры
Объяснять особенности формирования различных стихийных процессов в атмосфере и их последствия на Земле.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Видеосюжеты.

58

Движение гидросферы.
Комбинированный урок.
Д.з. §54.

27.04

Водная оболочка Земли, состав гидросферы, движение воды (приливы, отливы, течения, волны).

Называть состав гидросферы.
Объяснять особенности формирования приливных и отливных явлений, течений, волн.

Анализ рис.196.
Практическая работа.

Видеосюжеты.

59

Круговорот воды в природе.
Комбинированный урок.
Д.з. §55.

02.05

Мировой круговорот воды, как постоянно действующий процесс, связывающий гидросферу и атмосферу и обеспечивающий развитие жизни на земле.
Механизм циркуляции влаги на земле.

Описывать условия протекания испарения  и конденсации
Объяснять механизм перемещения влаги в пространстве
Определять особенности круговорота воды на конкретной территории
Устанавливать соответствие между объемами влаги на поверхности земли и интенсивностью круговорота воды
Доказывать участие в круговороте воды живых организмов.

Проблемные задачи, анализ результатов опытов
Стр 86, заполнение раб. тетради «Составление круговорота воды»

Схема «Круговорот воды в природе»
Видеосюжет «Перемещение влаги  на земле»

60

Взаимосвязь сфер Земли.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з. §56.

04.05

Круговорот веществ в природе, как механизм, связывающий в единое целое все оболочки Земли и обеспечивающий развитие жизни на планете. Значение внешних и внутренних факторов на формирование рельефа на планете.

Давать определение терминам выветривание, рельеф, биогенное происхождение.
Приводить примеры магматических, метаморфических и осадочных горных пород.
Объяснять особенности и значение протекающего в природе круговорота веществ и энергии.
Выделять значение различных групп живых организмов в круговороте веществ.

Анализ схемы «Круговорот веществ в природе», составление схем трофических взаимодействий, работа с наглядным материалом (горные породы)

61

Знакомство с горными породами, образовавшимися с участием живых организмов.
Комбинированный урок.
Д.з. §57.
 Повт. §51-56.

09.05

Горные породы биогенного происхождения, особенности их формирования, их внешние характеристики, геологическое время происхождения.

Составление характеристики образца горной породы.
Исследование признаков : цвет, блеск, слоистость.
Поиск с помощью учебника возможного времени  образования конкретных образцов.

Проведение лабораторной работы «Знакомство с горными породами биогенного происхождения».

Коллекция горных пород
Презентация «Развитие жизни на Земле»

62

Подведём итоги по теме «Движение в сферах планеты».
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
Д.з. Повт. §51-57.

11.05

Разноуровневые задания.

63

Движение небесных тел, Солнечной системы, Галактики. 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з. §59.

16.05

Движение небесных тел, виды небесных тел их особенности (планеты, астероиды, кометы, метеоры, звезды), знакомство с законом всемирного тяготения.
Особенности движения Земли в пространстве, влияние его на Землю (причины смены дня и ночи, времен года).
 История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н.Коперник, Г.Галилей, Дж.Бруно).

Давать определение терминам галактика, звезда, планета, метеорит.
Объяснять влияние вращений Земли на смену времен года, дня и ночи, влияние спутника Земли Луны на приливы и отливы, на жизнедеятельность живых организмов.
Находить на  звездном небе созвездия.

Анализ рис. 201
Работа над терминами
Моделирование траектории движения планет вокруг Солнца
Выполнение упражнений.

Таблицы «Схема движения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси»

ОСВОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ПРИРОДЫ (5 часов)

64

Роль современной науки в жизни человечества.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з. §60.

18.05

Современная наука ее достижения в деле освоения космоса, новейшие технические средства применяемые в изучении космического пространства, история изучения космоса, громкие имена ученых и исследователей космического пространства.

Называть ученых достигших больших успехов в деле изучения и освоения космоса.
Объяснять значение и необходимость процесса изучения и освоения космоса.

Диалогичная беседа

Иллюстрированные книги о космонавтике

65

Человек – часть природы.
Комбинированный урок.
Д.з. §61.

23.05

Взаимосвязь жизни и здоровья человека и окружающей.
Значение для здоровья человека и нормальной жизнедеятельности живых организмов от чистоты воздуха, воды, почвы. Профилактика вредных привычек. Типы воздействия человека на изменение окружающей среды. Экологические проблемы человечества.

Давать определение терминам экология, антропогенное воздействие.
Приводить свои  примеры воздействия факторов среды на жизнедеятельность живых организмов и здоровье человека.
Объяснять как зависит здоровье человека от качества пищи, воздуха, воды.
Выделять значение для современного человека сохранение окружающей среды.
Прогнозировать влияние среды на здоровье человека.

Диалогичная беседа с проблемными вопросами
Анализ рис.209
Прогнозирование ситуаций

Фотографии экологической ситуации в нашей местности.

66

Влияние человека на биосферу.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з. §62.

25.05

Живая оболочка земли, ее границы, состав, значение. Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки. Учение В.И.Вернадского  о биосфере.

Давать определение терминам биосфера
Приводить примеры изменений в живой оболочке под воздействием деятельности человека.
Объяснять влияние деятельности человека на изменения различных характеристик естественной среды и в последствии на качество жизни живых организмов.
Находить пути решения  экологических проблем человечества.

Диалогичная беседа с решением проблемных задач, заполнение таблицы «Деятельность человека и ее влияние на среду».

67

Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке.
Урок - экскурсия (практическая работа по экологии).
Д.з. - оформить отчёт о проделанной работе. Повт. §62.

30.05

Изучение разнообразия растений на пришкольном дворе, определение их названий, определение степени и качества воздействия человека на санитарное состояние растительных организмов.

Называть названия растений.
Анализировать степень и качество воздействия человека на санитарное состояние растений.
Делать выводы  о перспективах развития пришкольного участка.

Практикум, проведение мини- исследования.

68

Итоговое занятие «Задания на лето»
Комбинированный урок.
Д.з. выполнить задания по выбору.

Обсуждение вариантов летних заданий.

Контроль уровня обученности.

Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.

Оценка – информационный показатель правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе.

Формами выражения и фиксации оценки успеваемости учащихся являются: балл. Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выполненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат – отметка.

Отметка – числовой аналог оценки.

Отметка 5 («пять») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.

Отметка 4 («четыре»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и  выводах из наблюдений и опытов.

Отметка 3 («три»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка 2 («два»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании  терминологии, либо ответ совсем не дан

Оценивание тестовых заданий:

   «5»- правильно выполнено 100-83% заданий;                         «3» - 66 – 50%;                                                                                                          

   «4» - 82-67%;                                                                                «2» - менее 50%.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...