Конспект урока Тема: «Экономика и экология»
план-конспект урока по природоведению по теме

Епанова Дарья Вячеславовна

Для учащихся 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_10.03.15.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 10.03.15.                                                                                                                                                                         Учитель: Бисимбаева.Г.У.

Школа: Бородиновская МОУ СОШ        Студент: Епанова Дарья

Класс: 3        Группа:45

Кабинет:№2

        Тема: «Экономика и экология»

Цели деятельности учителя:

- познакомить с двумя сторонами экономики – полезной и опасной;

- систематизировать и расширить знания учащихся о состоянии природы нашей планеты; раскрыть экологические проблемы нашей планеты.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать экологическую культуру, экологическое сознание и мышление.

Прививать навыки  бережного отношение к природе, как норму поведения людей любого возраста; Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Предметные: учащиеся научатся обнаруживать связи между экономикой и экологией; строить простейшие экологические прогнозы; осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека; необходимость бережного отношения к природным богатствам;

Метапредметные: развивать познавательные способности,  устную речь детей,  умение делать оптимальный выбор; – воспитательные: формировать целостность взглядов на семью, ее роль в обществе,

Оборудование для учителя: Учебник «Окружающий мир» 3 кл. 2ч. А.А. Плешаков, рабочая тетрадь 3 кл. 2ч. презентация.

        

Оборудование для учащихся: Учебник «Окружающий мир» 3 кл. 2ч. А.А. Плешаков, рабочая тетрадь 3 кл. 2ч.

Этапы, методы и приёмы

Хро-

Номе-

траж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивационный

Словесн.: слово учителя

8.30.

8.32.

- Здравствуйте, ребята!

-Друзья мои, я очень рада войти в приветливый ваш класс

И для меня уже отрада вниманье ваших  умных глаз,

Я знаю каждый в классе гений, но без труда урок не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений, мы вместе сочиним урок.

-Дорогие мои  друзья, я приглашаю вас  на урок окружающего мира.

Приветствовать;

Эмоционально настраиваться на урок;

Р: формировать положительное отношение УК урокам окружающего мира;

2.

Актуализация знаний

Фронтальный опрос

8.32.

8.35

- Ребята, но прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке? (семейный бюджет).

- Что такое семейный бюджет? (Сумма, заработанная членами семьи за месяц)

- Для чего он нужен? (мнения учащихся)

- Какие виды доходов может получать семья? (з/плата, пенсия, пособия).

- Дома вы сосчитали общую сумму расходов вашей семьи за один день. Чему она равна? (ответы учеников).

- Вы получили на День рождения большую сумму денег. Куда вы её потратите? (ответы учащихся).

Проверять домашнее задание;

Отвечать на вопросы;

Рассказывать о расходах семьи;

К: строить речевые высказывания;

3.

Постановка учебной задачи

8.35.

8.40.

- Ребята, а сейчас дополните предложения:

- Наука о связи с живыми существами и окружающей их средой называется…. (экология).

- Удовлетворение главных потребностей людей – главная задача… (экономики).

- Как вы думаете, связаны ли между собой экономика и экология?

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (экономика и экология).

- Какие цели можем поставить на урок? (узнать в какой связи находятся экономика и экология).

- Хорошо.

Дополнять предложения;

Давать определения;

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

К:  участвовать в

учебном диалоге;

Р: определять цель деятельности 
на уроке;

4.

Решение частных задач

Словесн.: ответы на вопросы;

Практич.: анализ ситуаций;

Словесн.: слово учителя;

Словесн.: ответы на вопросы;

8.40.

8.45

8.45.

8.50.

- Ребята, вот мы с вами вспомнили, что такое экология, экономика и есть ли между ними связь. А сейчас поработаем над слайдами:

– Ребята, что изображено на рисунках? ( СЛАЙД 1) ( Планета Земля - полушария).

 - А почему там разные цвета? (вода, лес, пустыня и горы)

 - Да, наша земля очень богата. В ней есть и моря – океаны, леса и поля, пустыни и горы, полезные ископаемые, и плодородные земли…

– Природа нашего края очень богата и красива! Посмотрите, какие чудесные места есть вокруг нас! (СЛАЙД 2,3)

 - А как вы думаете, все ценят эти богатства? ( Своей деятельностью человек улучшает условия жизни, но наносит большой вред природе).

 - Что вы делаете для того, чтобы природа стала чище и красивее? (сажаем растения, убираем мусор, чистим родники…)

 - Да, сейчас из - под снега выходит мусор, который мы бросали, целую зиму. А что вы делаете с собранным мусором? (сжигаем, бросаем в яму…)

 - Многие люди в весеннее время убираются у себя во дворе, в огороде – это очень хорошо, но когда дым от костров поднимается в воздух и отравляет его – это уже очень плохо! Нужно стараться, чтобы меньше вреда наносить природе.

– Ребята, представьте, что перед вами большое болото. Какая там растительность и животный мир? (мох, карликовые березы, осока, лягушки, улитки, рыбы, цапля, рябчики…) Что станет, если в один прекрасный день, люди решат на место болота построить городок? (погибнут и растения и животные).

 - Другой пример. В море потерпело аварию судно, которое везло нефть, и нефть вылилась в море, покрыла даже берега. Какой вред был нанесен природе? (пострадали птицы, рыбы, растения, люди)

 - Нефть, попавшая в море, вызвала в природе настоящую катастрофу. Экологическую катастрофу! (СЛАЙД 4)

 - Кто виноват в такой катастрофе? (человек)

 - Ребята, а сейчас мне бы хотелось вам рассказать о глобальной катастрофе, которая произошла в 1986 году в Чернобыле, может кто-то из вас слышал. А вы смотрите на слайды экологических катастроф.

- Какие эмоции возникали у вас в ходе рассказа? (ответы учеников).

- Как называются такие ситуации? (экологические катастрофы).

- Кто виноват в такой катастрофе? (человек). Вот мы с вами ещё раз убеждаемся, что многое происходит по вине человека.

Работать со слайдами;

Анализировать;

Отвечать на вопросы;

Высказывать свои предположения;

Анализировать ситуации;

Отвечать на вопросы;

Разбирать примеры;

Слушать;

Рассматривать слайды;

Отвечать на вопросы;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

П: анализировать объекты с целью выделения существенных признаков;

П: формировать умение извлекать информацию из слова учителя;

Словесн.: ответы на вопросы;

Практич.: работа в парах

Практич.: работа по учебнику;

Словесн.: ответы на вопросы;

8.50

8.57

- Сейчас мы с вами рассмотрим и поговорим, какие две стороны имеет экономика.

- Назовите составные части экологии? (солнце, воздух, вожжа, растения, животные).

- Связаны ли они между собой? (да). Приведите примеры.

- Для чего нам нужна экономика? (для удовлетворения потребностей).

- Из каких отраслей состоит экономика? (сельское хозяйство, электроэнергетика, металлургия, химическая промышленность, лёгкая промышленность, пищевая промышленность).

- Что даёт людям сельское хозяйство? (продукты питания).

- Это полезная сторона экономики. В чем же заключается, опасна сторона сельского хозяйства? (в загрязнении почвы, ядохимикатами).

- Что даёт людям металлургия? (металл) Это полезная сторона экономики. В чем же заключается опасная сторона? (загрязнение воздуха и воды).

- Сейчас обсудите в парах полезную и опасную стороны экономики других отраслей?  

- Давайте, сейчас прочитаем текст учебника на стр. 80-82.

- Итак, какое значение имеет вода в жизни людей, растений, животных? (без воды жизнь на Земле невозможна).

- Как экономить воду? Как её охранять? (ставить фильтры на трубы, сажать деревья вокруг водоемов).

- Какое значение имеет почва для жизни на Земле? (На земле выращивают растения).

- Какой вред  человек наносит почве? (вырубает леса, загрязняет мусором, вспахивает почву, нарушая жизнь микроорганизмов).

- Как нужно охранять почву? (не загрязнять, не вырубать огромные территории лесов).

- Ребята, что вы поняли об экономике? Сколько сторон она имеет? (2). Какие? (У экономики есть две стороны: одна необходимая и полезная, другая – опасная, наносящая вред окружающей среде при производстве продукции).

Отвечать на вопросы;

Работать в паре;

Обсуждать;

Читать;

Анализировать прочитанное;

Определять стороны экономики;

Выделять положительное;

Выделять отрицательное;

Делать выводы;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

К: Читать вслух тексты учебников и при этом: вести «диалог с

автором» отделять новое от известного;

выделять главное

П: анализировать объекты с целью выделения существенных признаков;

П: формировать умение извлекать информацию из слова учителя;

П: устанавливать причинно-следственные связи;

Физминутка

8.57.

9.00

- Ну а сейчас давайте немного отдохнём.

Мы шагаем, мы шагаем

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко. Ходьба с подниманием рук.

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берём

И назад в дупло кладём. Наклоны вперёд.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим,

На носочках побежим. Бег на носочках.

Выполнять упражнения;

Р: саморегуляция как способность мобилизации сил и энергии;

Словесн.: ответы на вопросы;

9.0.5.

9.07

- Ребята, сегодня нередки случаи отравления грибами, которые издавна считались съедобными.  Почему в таких грибах могли появиться ядовитые вещества?

- Некоторые промышленные предприятия сливают в водоёмы отработанную воду, содержащую ядовитые вещества.

Как это может отразиться на рыбных богатствах?  

- Ребята, вот чтобы не случалось таких катастроф необходимо составлять экологические прогнозы. Как вы думаете что это? (мнения детей)

- Давайте попробуем составить экологический прогноз для ситуаций:

1. В одной стране фермеры решили уничтожить всех хищных зверей.

2. На берегу озеро было принято решение построить завод, в отходах которого содержится ртуть.

- Какие рекомендации мог бы дать эколог фермерам и проектировщикам завода?

Анализировать;

Отвечать на вопросы;

Давать прогноз;

Составлять рекомендации;

Р: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров;

К: устанавливать причинно-следственные связи;

Практич.: работа в рабочей тетради;

9.07.

9.12.

- А сейчас выполним задание в рабочей тетради.

№1. Прочитайте в учебнике и выпишите ответ.

№2. Прочитайте задания. Используя текст учебника, заполните таблицу.

- Какой экологический вред приносит металлургия? 9много отходов, загрязняют реки, воздух). Запишите.

- Какой вред экологии приносит строительство электроэнергетических станций? (ответы детей).

- Продолжите самостоятельно заполнять таблицу.

Выполнять задания в рабочей тетради;

Заполнять таблицу;

П: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и

группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

5.

Рефлексия. Подведение итогов.

9.12.

9.15.

Какую тему изучали на уроке? Как связаны между собой экономика и экология? Какие стороны экономики существуют? В чем заключается полезная сторона? В чём заключается опасная сторона? Что вы нового для себя узнали? Достиг ли ты поставленных целей? Понравился тебе урок? Молодцы.

Подводить итог урока;

Р: понимание причин успеха в учёбе;

Р: осуществлять итоговый контроль по результату


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по экономике на тему "Ресурсы семьи"

урок по экономике в коррекционной школе 8 вида....

Конспект урока. Тема "Семья и экономика" 8 класс

Конспект урока. Тема "Семья и экономика" 8 класс...

Конспект урока по экономике в 5 классе Тема «Потребности, их многообразие и неограниченность»

Разработка урока по теме «Потребности, их многообразие  и неограниченность». Вводится понятие ПОТРЕБНОСТИ, их виды, классификация....

Конспект урока по экономике для профильного 8 класса. Тема: «Увлекательный мир денег»

Задачи урока: * используя разнообразные по форме и содержанию задания, проверить и обобщить знания учащихся по теме;* расширить представления учащихся об истории российской денежной системы и вал...