Календарно-тематическое планирование по природоведению в 5 классе
календарно-тематическое планирование по природоведению (5 класс) на тему

Побединский Василий Викторович

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
     Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
    Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное опережение.
    В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приёмов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

    Рабочая программа является программой I вида, т. к. не предусматривает внесение изменений в авторскую программу. Резервное время (3 часа), предусмотренное авторской программой, использовано на итоговое обобщение, повторение и контроль знаний, умений, навыков обучающихся.
    В 5 классе изучается весь материал учебника «Природоведение» 5 класс. Авторы – А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. (Москва, «Дрофа» 2010 г.) Материал данного курса рассчитан на 68 часов (2 ч. в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

п/п

Содержание

Кол-

во

часов

Оборудование урока,

демонстрации

Основные термины и понятия

Домашнее

задание

Дата по плану/

по факту

Тема 1. Изучение природы.

3

1.

Науки о природе.

Глобус. Географическая карта.

Естественные науки. Астрономия, физика, химия, география, геология, биология, экология.

С. 5-14

2.

Методы изучения природы. Практическая работа №1.

«Знакомство с оборудованием для научных исследований. Проведение наблюдений, опытов и измерений ».

Проведение наблюдений, опытов, измерений. Микроскоп, термометр.

Наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы.

С. 15-20

3.

Практическая работа №2.

Великие естествоиспытатели.

Портреты великих естествоиспытателей.

Карл Линней, Чарльз Дарвин, Владимир Иванович Вернадский.

С. 21-22

Тема 2. Вселенная.

14

4.

Представления о Вселенной у древних людей.

.Диск.

Плоская Земля.

С. 24

5.

Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

Портреты Пифагора, Аристотеля, Птолемея

Вселенная, Аристотель, Пифагор, Птолемей, Аристарх Самосский

С. 25-28

6.

От Коперника до наших дней.

Портрет Н. Коперника. Теллурий.

Николай Коперник.

С. 29-31

7.

Роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.

Портреты Дж. Бруно, Г. Галилея.

Джордано Бруно, Галилео Галилей.

С. 32-33

8.

Соседи Солнца.  Планеты земной группы.

Диск

Меркурий, Венера, Земля, Марс.

С. 34-38

9.

Планеты-гиганты. Плутон.

Диск.

Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

С. 39-41

10.

Спутники планет.

Диск.

Спутник. Луна.

С. 41-42

11.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Диск.

Астероид. Комета. Метеор. Метеорит.

С. 43-47

12.

Многообразие звёзд.

Диск.

Звезда. Сверхгигант. Карлик.

С. 48-52

13.

Практическая работа №3.

Работа с подвижной картой звездного неба.

Карта звёздного неба

14.

Солнце как ближайшая к нам звезда.

Теллурий.

Солнце

С. 48-49

15.

Практическая работа №4.

Наблюдение суточного движения Солнца и звезд.

Подвижная карта звездного неба.

16.

Обобщение и повторение учебного материала по теме «Вселенная».

Повторить

С. 24-52

17.

Контрольное тестирование  по теме «Вселенная».

Тема 3. Земля.

18

18.

Как возникла Земля. Гипотезы XVIII века.

Литература из серии ЖЗЛ.

Диск.

Гипотеза. Жорж Бюффон, Иммануил Кант, Пьер Лаплас.

С. 54-56

19.

Как возникла Земля. Гипотезы XX века. Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Литература из серии ЖЗЛ.

Диск

Джеймс Джинс, Отто Юльевич Шмидт.

С. 56-59

20.

Внутреннее строение Земли.

Диск.

Ядро. Мантия. Земная кора. Рельеф.

С. 60-61

21.

Горные породы. Минералы.

Диск. Коллекции минералов и горных пород.

Горная порода. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы. Минерал.

С. 62-63

22.

Вещества в окружающем мире.

Коллекции. Смеси. Вещества.

Тело. Вещество. Смесь.

С. 64-67

23.

Практическая работа №5.

Описание и сравнение признаков веществ.

24.

Многообразие явлений природы. Физические явления.

Диск.

Механические, световые, электромагнитные явления.

С. 67-69

25.

Практическая работа №6.

Исследование физических явлений.

26.

Многообразие явлений природы. Химические явления.

Диск.

Превращения веществ. Реакция.

С. 70-71

27.

Практическая работа №7.

Наблюдение признаков химических реакций.

28.

Землетрясения и вулканы.

Фильм.

Землетрясение. Очаг, эпицентр. Вулкан. Кратер, жерло, магма, лава.

С. 72-77

29.

Суша планеты. Материки: Евразия, Африка, Северная Америка.

Глобус, физическая карта мира.

Материк. Евразия, Африка, Северная Америка,

С. 78-80

30.

Суша планеты. Материки: Южная Америка, Австралия, Антарктида. Острова.

Южная Америка, Антарктида, Австралия. Острова.

С. 80-84

31.

Воздушная одежда Земли.

Термометр. Барометр.

Атмосфера. Погода, климат. Ураган, смерч.

С. 85-90

32.

Практическая работа №8.

Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.

Термометр. Барометр.

33.

Вода на Земле.

Карта мира. Диск.

Гидросфера. Мировой океан, воды суши и вода в атмосфере.

С. 91-96

34.

Планета Земля как среда обитания живых организмов.  Обобщение и повторение по теме «Земля».

Планета Земля.

С. 97-99; повторить     с. 54-96

35.

Контрольное тестирование по теме «Земля».

Тема 4. Жизнь на Земле.

14

36.

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода.

Фильм.

Жизнь в древнем океане. Леса каменноугольного периода,

С. 102-103

37.

Расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

Расцвет древних пресмыкающихся, птицы и звери прошлого. Юрский период, саблезубый тигр, мамонт.

С. 103-106

38.

Клеточное строение организмов. Деление клеток.

Микропрепараты, микроскоп.

Оболочка, цитоплазма, ядро – главные части клетки.

С. 107-112

39.

Разнообразие живого.  Царства живой природы.

Фильм.

Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

С. 113-117

40.

Практическая работа №9.

Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян.                            

41.

Три среды обитания.

Фотографии.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания.

С. 118-122

42.

Практическая работа №10. Примеры приспособлений растений  и животных к   среде обитания.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

43.

Растения и животные разных материков. Евразия, Африка, Северная Америка.

Фильм.

Рис, большая панда, баобаб, жираф,

С. 123-128\

44.

Растения и животные разных материков. Южная Америка, Антарктида, Австралия.

Какао, колибри, эвкалипт, кенгуру, пингвин.

С. 125-128

45.

Практическая работа №11.

Определение наиболее распространенных растений и животных Краснодарского края.

Фотографии. Таблицы, гербарий.

       

46.

Природные зоны Земли.

Фотографии, таблицы.

Тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, пустыня, саванна,  влажный тропический лес.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

С. 129-134

47.

Жизнь в морях и океанах.

Фильм.

Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество. Планктон, медуза, кальмар, кит, акула.

С. 135-138

48.

Обобщение и повторение материала по теме «Жизнь на Земле».

Повторить

с. 102-138

49.

Контрольное тестирование по теме «Жизнь на Земле».

Тема 5. Человек на земле.

16

50.

Происхождение человека: дриопитек, австралопитек, Человек умелый.

Фильм.

Дриопитек, австралопитек.

С. 142-144

51.

Происхождение человека: Человек прямоходящий, Человек разумный.

Неандерталец, кроманьонец.

С. 144-148

52.

Страницы истории географических открытий. Открытие Америки.

Фильм.

Гекатей, Х. Колумб, А. Веспуччи.

С. 149-150

53.

Страницы истории географических открытий. Открытие Австралии, Антарктиды.

В. Янсзон, Ф. Ф. Беллинсгаузен, М. П. Лазарев.

С. 150-151

54.

Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель.

Портреты первооткрывателей.

Васко да Гама, Марко Поло, Фернан Магеллан.

С. 152-154

55.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека.

Таблицы, фотографии.

Загрязнение.

С. 155-157

56.

Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект

С. 157-159

57.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения.

Красная книга Краснодарского края.

Биологическое разнообразие, заповедник, ботанический сад, национальный парк.

С. 160-162

58.

Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием.

Фотографии.

Опустынивание, распашка, пустыня.

С. 163-165

59.

Важнейшие экологические проблемы.

Фильм.

Глобальное потепление, утилизация и переработка отходов.

Записи

в тетради.

60.

Практическая работа №12.

Знакомство с экологическими проблемами Краснодарского края и путями их решения.

61.

Здоровье человека. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.
Практическая работа №13.Измерение своего роста и массы тела.

Весы, линейка.

Тест о соответствии образа жизни, ее продолжительность.

Рост, вес, здоровый образ жизни.

С. 166

62.

Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.

Фильм.

Курение, алкоголь, наркотик.

С. 167

63.

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения.

Диск.

Правила безопасности.

С. 168-169

64.

Практическая работа №14.

Измерение своего роста и веса. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

65.

Обобщение и повторение учебного материала по теме «Человек на Земле».

С. 142-169

66.

Обобщение и повторение учебного материала по темам «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле».

67.

Итоговый контроль знаний.

68.

Итоговый урок.

ИТОГО

68

Контрольные работы

5

Практические работы

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по природоведению 5 класс

Календарно тематическое планирование по природоведению запланированное по учебнику Сонина....

Календарно - тематическое планирование по природоведению 5 класс ( Н. И. Сонин )

Календарно-тематическое планирование по природоведению 5 класс (35 часов, 1 час в неделю ), к учебнику Н. И. Сонин, А. А. Плешаков "Биология. Введение в биологию. 5 класс", М. : "Дрофа", 2012. Концент...

Календарно-тематическое планирование по природоведению 5 класс

Пояснительная запискаРабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: §     Закон РФ «Об образовании» №  3266-1 ФЗ  от 10.07.1992 г. с ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...