Конспект урока по окружающему миру "Природа и ее сезонные изменения" 1 класс
план-конспект урока по природоведению на тему

Березина Ирина Александровна

Конспект урока по окружающему миру 1 класс "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira_2.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет Окружающий мир

Класс: 1

Автор учебника: О.Н.Федотова , Г.В.Трафимова, С.А.Трофимов Окружающий мир

Тема урока «Природа  и ее сезонные изменения»

Дидактическая цель: создать условия для формирования  представления о сезонных изменениях в природе (Дети должны уяснить что, сезонное изменение - это действие, которое соответствует определенному времени года)

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Задачи урока (Формирование УУД)

Образовательные:

  • Сформировать представление о явлениях природы, о сезонных изменениях в природе
  • Акцентировать внимание на признаках разного времени года
  • Обобщить жизненные наблюдения детей

Личностные действия: 

  • способствовать формированию умения воспринимать окружающий мир живым, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать
    ему;
  • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
  • Понимать и следовать в деятельности нормам эстетики.
  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
  • Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
  • Работать над осознанием ответственности за общее дело.

Регулятивные действия: 

  • Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

 Познавательные действия: 

  • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
  • Подвести под понятие «сезонные изменения». Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
  • Развивать умение работать с разными видами информации.
  • Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.
  • Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

 Коммуникативные действия:

  • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
  • способствовать формированию умения участвовать в беседе, заниматься поисковой работой, строить высказывания.

Методы обучения:

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Средства обучения: учебник, ИКТ, презентация, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.Самоопределение к деятельности.

Проверка готовности рабочих мест.

Создание положительного настроя

учащихся на урок.  

На доске изображения солнца- веселое и в тучках.

Посмотрите внимательно на изображение солнца

- Какое солнце вам больше всего нравится?

(Весёлое)

- Мне нравится ваш настрой на работу.

Приготовление к уроку.

Приветствие учителя.

Л: самоопределение, следование в

Поведении моральным и этическим требованиям. Р: целеполагание К: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Мне нравится ваш настрой на работу. К этим рисункам мы вернемся в конце урока.

2. Актуализация

Знаний и фиксация затруднений в деятельности

Создание ситуации, при которой возникает необходимость получения новых знаний:

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса.

Гром, туманы  и роса.

Человек и время года -

Это все вокруг         

(природа)

Слайд презентации «Природа: живая и

неживая» -  

- Что мы относим к живой природе?

- Что относится к неживой природе?

- Существует ли связь между живой и

неживой природой?

- Как изменения в неживой природе

влияют на живую природу?

Повторение системы ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала, осознание необходимости

получения новых знаний.  Различение объектов живой и неживой природы

- Зима, весна, лето, осень. Январь, февраль, март и т.д.

-Животные, растения

- вода, камни, планеты, Солнце, луна

Обсуждение в парах. Моделирование схемы

причинно — следственных связей между живой и неживой природой

Л:Проявление познавательной

Инициативы Умение адаптироваться к сложным ситуациям.

Р: Фиксирование индивидуального

затруднения в пробном действии.

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Поз: Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.

Ком: Взаимодействие с соседом по парте. Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

3. Постановка учебной задачи

Сформировать представления

детей о том. Что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Работа с учебником - стр.24-25 (изображена одна и та же местность, но в разные времена года)

- Рассмотрите рисунки. Что их объединяет?

-Что различает?

Задает вопрос относительно того, чему

будет посвящен сегодняшний урок.

- Почему происходят сезонные изменения в природе?

Ученики самостоятельно

пытаются сформулировать тему и цель урока

Работа с иллюстрациями учебника.

-Изображена одна и та же местность.

- Но в разные времена года. 

Предлагают варианты темы, ставят задачи на урок. Формулируют цель урока.

Сталкиваются с Затруднением.

Варианты ответов детей.

Л: Формирование мотивационной

основы учебной деятельности.

Поз: Выделение и формулирование

познавательной цели

Р: Планирование своих

действий в соответствии с

поставленной задачей и условиями

ее реализации.

К: постановка вопросов

.Динамическая

пауза

Показ рифмованных

движений для снятия

переутомления

Повторение движений

учителя

Л: Установка на здоровый образ

жизни и ее реализация в реальном поведении

4. Построение

проекта выхода из

затруднения

Развивать умение  анализировать,  сравнивать.

сопоставлять и обобщать.

-Перечислите объекты на странице.

 - По каким признакам узнали тот или иной сезон?

 - Почему происходят сезонные изменения в природе? Где бы мы могли найти ответ на этот вопрос?

- На что нам стоит обратить внимание на иллюстрациях?

Слайд презентации «Загадка»:

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь.

Улыбаешься в оконце.

И зовут тебя все ....

Ответ на этот вопрос нам может дать наука Астрономия.

- Обратите внимание на высоту Солнца над

Землей. Земля движется вокруг Солнца. Чем выше лучи Солнца над поверхностью,

тем лучше согревают землю. Чем ниже Солнце над земной поверхностью, тем меньше  тепла.

Просмотр слайдов «Времена года»

Участие в беседе, поисковая работа,

строят предположения. Вспоминают,

приобщают свои жизненные

наблюдения о сезонных изменениях в природе.

Указывают признаки сезона.

Называют источники информации.

- Положение Солнца над горизонтом.

Просмотр- слайды презентации

«Времена года» Вращение планеты вокруг Солнца.

Приходят к выводу о влиянии Солнца (источник тепла и света)  на жизнь на Земле. В разное время года количество солнечного света и тепла, поступающего на землю неодинаково. Поэтому и происходят изменения в живой и неживой природе, меняются сезоны.

Р: планирование

Поз: Работа с разными видами информации. Построение логической цепи рассуждений, доказательства

К: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное закрепление

Работа с учебником.

- Какой из рисунков ближе к тому, что мы

видим в природе сегодня?

- Расскажите о сегодняшнем дне по плану.

ГОД, ВРЕМЯ ГОДА, МЕСЯЦ. ДЕНЬ НЕДЕЛИ, ВРЕМЯ СУТОК, ЧИСЛО

Отрабатывает знание названий месяцев каждого времени года. (слайд презентации)

Предлагает рассмотреть рисунок(задание – пронумеруй и назови времена года по порядку-медвежонок выполняет работу, связанную с изменением в природе)

Организует работу в парах (раздаточный материал)

Участие в беседе. Обсуждение, коррекция. Сравнивают иллюстрации: называют признаки, по которым определили время года.

Работают в парах. дорисовывают и дополняют запись к рисунку.

Р: контроль, оценка, коррекция

Поз: Построение логической цепи

рассуждений. Доказательства.

Динамическая

пауза

Показ рифмованных

движений для снятия

переутомления

Повторение движений

учителя

Л:Установка на здоровый образ

жизни и ее реализация в реальном поведении

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Закрепить, повторить, продолжить

Формирование УУД

Сейчас мы разобьемся на четыре группы. Каждая группа будет описывать одно из времен года.

Составьте текст по плану (слайд презентации)

  • Неживая природа:
  • Как солнце греет землю
  • Состояние почвы, водоемов
  • Воздух
  • Ветер
  • осадки
  • Живая природа:
  • Изменения в жизни растений
  • Изменения в жизни насекомых, птиц, животных
  • Труд человека в это время года

(каждый пункт плана снабжен своим знаком)

Дети сопоставляют жизненные

наблюдения о сезонных изменениях

в природе в группах.  Влияние изменений в неживой природе на живую природу. Выделение признаков разных времен года. Работают в  4-х группах (Зима, весна, лето, осень) – составляют текст по плану.  

Самопроверка по эталону.

Приходят  к выводу, что сезонное изменение - это действие, которое соответствует определенному времени года. В природе все подчинено четкому ритму. Сезоны года сменяют друг друга,

живые организмы приспосабливаются к этой смене.

Р: контроль, коррекция, выделение  и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня освоения

Л: Нравственно- этическое

оценивание

усваиваемого содержания.

Поз: Анализ, синтез, сравнение и

обобщение.

К: Взаимодействие с соседом по парте.

7 Рефлексия

деятельности

Сформировать личную ответственность за

Результаты деятельности. Подводит итоги

совместной и индивидуальной деятельности учеников

-Чему вы сегодня научились на уроке? Что узнали нового?  Какой опыт получили?

Что хотели бы еще узнать?

Посмотрите на изображение солнца на

доске. Какое солнце вам теперь больше всего

нравится и почему?

Фиксируют материал. изученный на уроке.

выявляют недостаток тех знаний и умений,

которых им не хватает для решения новых

проблем, оценивают личный вклад в

результаты коллективной деятельности

Л: Адекватное понимание причин

успеха/неуспеха в учебной

деятельности. Самооценка на основе критерия успешности.  Оценка своей

деятельности на уроке.

Поз: Рефлексия способов и условий действия.

К: Выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и точностью.

Формулирование и аргументация своего

мнения, учет разных мнений