Дополнительная общеразвивающая программа "Неизвестное об известном"
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему

Казакова Крестина Владимировна

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для младшего звена. Сориентирована на одновременное решение задач биологического образования и экологического воспитания учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_neizvestnoe_ob_izvestnom.docx427.51 КБ

Предварительный просмотр:


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………..3

Учебный план…………………………………………………………….6

Календарный учебный график ………………………………………….7

Учебно-тематический план………………………………………………8

Методические материалы и оборудование…………………………….12

Оценочные материалы ………………………………………………….14

Литература ………………………………………………………………16

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая  программа (далее программа) «Неизвестное об известном» составлена для учащихся 9-11 лет.Курс обучения по программе рассчитан на 1 год и включает в себя теоретическую, практическую деятельность в группах. Имеет естественнонаучную направленность и сориентирована на одновременное решение задач биологического образования и экологического воспитания учащихся (формирования эмоционально-положительного отношения к окружающему миру), то есть рассматривает обучение и воспитание как единое целое.

Актуальностьв том, что программа опирается на удивительное многообразие мира природы, которая выступает для учащихся, как дом человечества и их собственный дом, в котором они живути будут жить.

Новизна программы определяет поиск нового содержания, а также новых путей, способов и приёмов организации учебно-воспитательного процесса в группах учащихся, реализующих данную программу.

Цель программы - формирование у учащихся ценностных отношений к природе, к образу жизни.

Задачи:

  • Развить у учащихся эколого-нравственные и гражданские чувства.
  • Обеспечить понимание практического значения биологических знаний, как научной основы природоохранной деятельности, научить добиваться учащихся усвоению логических операций (сравнения, анализа, доказательства, построения выводов).
  • Научить учащихся применять самостоятельные и осмысленные решения,  «просеивать» информацию, увязывать её части между собой.
  • Развить у учащихся коммуникативные и ситуативные умения и потребности в экологическом поведении и экологической деятельности, сочетать формирование знаний и практических их применений наряду с изучением познавательной литературы, наглядных пособий, иллюстрированного материала.

Основные методы и формы работы:

Программа  включает следующие формы работы:

     - наблюдения;

     - экскурсии;

     - беседы;

     - поисковая деятельность;

     - викторины.

Указанные формы работы  представляют     собой определённую систему взаимосвязанных мер, взаимодополняющих друг друга, объединённых общей целью воспитания личности.

 Учитывая современные требования педагогики к организации дидактического процесса, в программе имеют место нетрадиционные формы занятий: занятия-путешествия, занятия соревнования: конкурсы, викторины.

С целью усиления развивающего эффекта всех названных форм организации работы с учащимися программа предусматривает методы активизации познавательной деятельности учащихся:

     - проблемные вопросы;

     - проблемные ситуации.

 Вся работа с учащимися по данной программе строится на следующих основных принципах:

     - взаимоуважение;

     - активность – учащиеся принимают активное участие в процессе обучения;

     - системность и последовательность в обучении – материал преподносится учащимся от простого к более сложному;

     - наглядность;

     -доступность – занятия проводятся соответственно опыту и возрасту учащихся;

     - учёта индивидуальных, возрастных и физических особенностей учащихся;

     - результативность (знания оцениваются через итоговые занятия, диагностику, продуктивную деятельность, итоговую аттестацию);

      - единство обучения и воспитания – через ознакомление с природой;  учащимся прививается любовь к ней, бережное отношение к себе и окружающему миру;

       - связи теории и практики.

Планируемые результаты:

- учащиеся будут иметь представления о Вселенной, знать такие понятия как: галактика, Солнечная система;

- предполагается, что учащиеся  будут иметь представление о многообразии жизни на Земле;

- учащиеся будут знать о взаимоотношениях живых организмов между собой;

- узнают об интересных и необычных животных и растениях;

- научатся разбираться в классификации растений и животных;

- учащиеся на практике смогут реализовать свои знания.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебный план составлен в соответствии с возрастными особенностями учащихся, их индивидуальными интересами и возможностями, потребностями семьи.

Учебный план определяет содержание образования, количество часов на освоение программы.

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

Форма промежуточной аттестации

всего

теория

практика

1

Введение. Природа во всей своей красе

2

1

1

2

Где мы живем

13

10

3

3

Путешествие по планете

10

10

-

4

Дружить умеют все

8

6

2

5

Только кажется простым

6

5

1

6

Охрана нашего дома

7

4

3

7

Царство живого

24

21

3

8

Итоговое занятие. Промежуточная аттестация

2

1

1

собеседование

Итого за учебный год (аудиторные занятия)

72

58

14

Летний период (внеаудиторные занятия)

12

-

12

Итого за календарный год

84

58

26

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Учебный год по программе начинается с 11 сентября и заканчивается 31 августа (с 1 июня по 31 августа проходят внеаудиторные занятия). С 1 по 10 сентября осуществляется набор в учебные группы. Реализация программы начинается с 11 сентября. Продолжительность занятия (академический час) 45 минут. Занятия проводятся два раза в неделю.

Оптимальное количество учащихся в группе для успешного усвоения программы 10-15 человек.

Количество часов по месяцам

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Июнь, июль, август

Всего часов за год

6

9

9

9

7

8

8

8

8

12

Аудиторные занятия

Внеаудиторные занятия

84

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Всего

часы

теория

практика

  1. Вводное занятие

2

1.1

Природа во всей своей красе

2

1

1

  1. Где мы живем

13

2.1

Загадка Вселенной

3

2

1

2.2

Путешествие к центру Земли

1

1

2.3

 Не один десяток лет

2

2

2.4

Так было не всегда

2

1

1

2.5

Яйцо или курица

1

1

2.6

Все ли остались

2

1

1

2.7

Самые крупные и необычные

2

2

  1. Путешествие по планете

10

3.1

Экватор – середина Земли

1

1

3.2

Растения тропиков

1

1

3.3

Жители тропических лесов

1

1

3.4

Песчаное море и не только

1

1

3.5

Не ходите дети в Африку гулять

1

1

3.6

В пустыне тоже ходят корабли

1

1

3.7

Жизнь в степях

1

1

3.8

Здесь легко и заблудиться

1

1

3.9

Многообразие жизни лесов

1

1

3.10

Край Земли

1

1

  1. Дружить умеют все

8

4.1

Жизнь в лесу

1

1

4.2

Кого бояться стоит

1

1

4.3

Интересные животные

2

2

4.4

Удивительные растения

3

2

1

  1. Только кажется простым

6

5.1

Вода источник жизни

2

2

5.2

Воздух так необходим

2

2

5.3

Кормилица под ногами

2

1

1

  1. Охрана нашего дома

7

6.1

Жалобная книга природы

2

1

1

6.2

Международная Красная книга

2

2

6.3

Красная книга нашей области

3

1

2

  1. Царства живого

24

7.1

Все по полочкам

2

1

1

7.2

Грибы – удивительное создание природы

3

2

1

7.3

Какие они – растения?

2

2

7.4

Жизнь растений

1

1

7.5

Разнообразие в мире растений

2

1

1

7.6

Систематика растений

2

2

7.7

Царство животных

2

2

7.8

Невидимое глазу

1

1

7.9

Необычные в простом

1

1

7.10

Хордовые – кто это?

1

1

7.11

Рыбы тоже разговаривают

1

1

7.12

Амфибии и змеи

2

2

7.13

Почему птицы летают

2

2

7.14

Млекопитающие

2

2

  1. Промежуточная аттестация. Собеседование

2

8.1

Мы узнали многое

2

1

1

Итого за учебный год (аудиторные занятия)

72

58

14

Летний период (внеаудиторные занятия)

12

-

12

Итого за календарный год

84

58

26


Содержание разделов программы

1.Вводное занятие.

Экскурсии по отделам учебно-опытного участка СЮН. Наука экология, что она изучает. Разнообразие животного и растительного мира нашей планеты.

2.Где мы живем.

Вселенная – необъятные просторы. Как образовались галактики и появились планеты. Все о Солнечной системе (ее строение, планеты, естественные космические объекты). Звезды и созвездия. Образование планеты Земля, ее строение, периоды, которые она пережила (архей, протерозой, фанерозой). Как образовались материки. Зарождение жизни на Земле. Животный и растительный мир доисторической эры. Все о динозаврах.

3. Путешествие по планете.

Экватор – середина Земли, почему это самое жаркое место. Путешествие по континентам. Все природные зоны Земли. Викторина «Знатоки природы».

4. Дружить умеют все.

Взаимосвязь всего живого. Хищники планеты. Все об удивительных и необычных растениях и животных.

5. Только кажется простым.

Вода как источник жизни. Свойства и состав воды. Из чего состоит воздух. Для чего нам нужно дышать. Загрязнение воздуха и чем это грозит. Как образовался земельный покров. Земля как источник пищи. Состав почвы. Защита проектов «Чистая Земля»

6. Охрана нашего дома.

Международная красная книга и все ее страницы. Составление жалобной книги природы. Изучение Красной книги области. Защита проектов «Их нужно сохранить».

7. Царства живого.

Изучение царств живой природы: бактерии, грибы, растения и животные. Вирусы – что это такое. Не все грибы можно есть (микроскопические, древесные, съедобные и несъедобные). Все о растениях (высшие и низшие, когда появились на Земле). Строение растений, их классификация. Голосеменные и покрытосеменные. Разнообразие растительного мира. Игра – викторина « Растения вокруг нас». Классификация животных. Кто от кого произошел? Позвоночные и беспозвоночные.  Подробное изучение классов животных.  

8. Итоговое занятие. Промежуточная аттестация в формате собеседования.


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

  1. Дидактические игры:
  • «С какой ветке детки»;
  • Интеллектуальная игра «Обобщение знаний о животных и явлениях природы»;
  • Игра - викторины «Удивительный мир растений»;
  • Викторина «Знатоки природы»;
  • Игра – викторина «Растения вокруг нас».

2.  Фильмы:

  • «Дикие животные севера»;
  • «Чудо кладовая - земля »
  • «Они занесены в Красную книгу России».

3.  Наборы открыток:

  • «Комнатные растения»;
  • «Кактусы»;
  • «Юный энтомолог»;
  • «В мире животных»;
  • «По страницам истории животного мира»;
  • «Пёстрый мир аквариума»;
  • «Животные защищаются»;
  • «Природа после захода солнца»;
  • «Их нужно спасти» 1,2,3,4,5 выпуски;
  • «Заповедные животные и растения».
  1. Презентации:
  • «Вселенная»
  • «Как появилась планета Земля»
  • «Вымершие животные»
  • «Динозавры»
  • «Исчезнувшие животные»
  • «Растения вокруг нас»;
  • «Тундра»;
  • «Страна дремучих трав»
  • «Байкал – жемчужина России»;
  • «Природные зоны России»;
  • «Баргузинский заповедник»;
  • «Тропический лес»;
  • «Животные тропического леса»;
  • «Ящерищы»;
  • «Овощи»;
  • «Гиганты и пигмеи»;
  • «Редкие растения Забайкалья».
  1. Оборудование:
  • парты в количестве 8шт,
  • стулья – 16шт.,
  • 2 шкафа,
  • доска,
  • ноутбук,
  • методический материал (дидактические игры, викторины,  открытки).

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

В целях контроля и оценки результатов проводятся:

      - текущий контроль по основным темам программы: тестирование, экспресс – опросы, защита проектов;

  - промежуточная аттестация - собеседование.

Итоги проведения мероприятий обсуждаются с учениками, с родителями.

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Собеседование.

  1. Что такое Вселенная?
  2. Как зародилась жизнь на Земле?
  3. Земля как планета.
  4. Растения и жители тропиков.
  5. Африка, что там интересного?
  6. Богатство Сибири – тайга.
  7. Край Земли.
  8. Как связана жизнь на земле?
  9. Все об интересных и необычных животных.
  10.  Удивительные растения.
  11. Неживая природа.
  12. Для чего нужна Красная книга?
  13. Как все устроено в царстве живого?
  14. Растительный мир нашей планеты.
  15. Покрытосеменные  растения, что в них необычного?
  16. Классификация животных.
  17. Класс Рыбы.
  18. Класс Амфибии.
  19. Класс Рептилии.
  20. Класс Звери.

Критерии оценки

Правильно ответил на все 18-20 вопросов

10 баллов

Правильно ответил на 14-17 вопросов

8 баллов

Правильно ответил на 10-13 вопросов

6 баллов

Правильно ответил на 6-9 вопросов

5 балла

Правильно ответил на 1-5 вопросов

4 балла

        Результаты промежуточной аттестации фиксируются в «Протоколе результатов промежуточной аттестации учащихся», который является одним из отчетных документов и храниться у администрации МАУДО г. Иркутска СЮН.

Протокол результатов промежуточной аттестации учащихся

___________________ учебного года

Наименование ДОП___________________________

Фамилия, имя, отчество педагога___________________

№ группы/ год обучения_____________ Дата проведения________________

Форма проведения__________________________________________________

Форма оценки результатов __________________________________________

Члены аттестационной комиссии______________________________________

Результаты промежуточной аттестации

п/п

Фамилия, имя учащегося

Год обучения

Итоговая оценка

(балл)

1.

2.

        Подпись педагога _____________________________

        Члены комиссии______________________________

                                      ______________________________

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бородин А.М. «Красная книга СССР»,  2 тома, Москва,  «Лесная промышленность»,  1984г., 392 с.
  2. Гальперштейн Л.Я. «Я открываю мир», Москва, «Росмэн-Пресс», 2002, 31с.
  3. Молис С.А. «Книга для чтения по зоологии: Пособие для учащихся». – Москва, «Просвещение», 1981, 224с.
  4. Стюарт А. Энциклопедия окружающего мира « Астрономия»,  Москва, «Росмэн», 2003, 48с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...