Дополнительная общеразвивающая программа "Неизвестное об известном"
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для младшего звена. Сориентирована на одновременное решение задач биологического образования и экологического воспитания учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_neizvestnoe_ob_izvestnom.docx | 427.51 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………..3
Учебный план…………………………………………………………….6
Календарный учебный график ………………………………………….7
Учебно-тематический план………………………………………………8
Методические материалы и оборудование…………………………….12
Оценочные материалы ………………………………………………….14
Литература ………………………………………………………………16
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа (далее программа) «Неизвестное об известном» составлена для учащихся 9-11 лет.Курс обучения по программе рассчитан на 1 год и включает в себя теоретическую, практическую деятельность в группах. Имеет естественнонаучную направленность и сориентирована на одновременное решение задач биологического образования и экологического воспитания учащихся (формирования эмоционально-положительного отношения к окружающему миру), то есть рассматривает обучение и воспитание как единое целое.
Актуальностьв том, что программа опирается на удивительное многообразие мира природы, которая выступает для учащихся, как дом человечества и их собственный дом, в котором они живути будут жить.
Новизна программы определяет поиск нового содержания, а также новых путей, способов и приёмов организации учебно-воспитательного процесса в группах учащихся, реализующих данную программу.
Цель программы - формирование у учащихся ценностных отношений к природе, к образу жизни.
Задачи:
- Развить у учащихся эколого-нравственные и гражданские чувства.
- Обеспечить понимание практического значения биологических знаний, как научной основы природоохранной деятельности, научить добиваться учащихся усвоению логических операций (сравнения, анализа, доказательства, построения выводов).
- Научить учащихся применять самостоятельные и осмысленные решения, «просеивать» информацию, увязывать её части между собой.
- Развить у учащихся коммуникативные и ситуативные умения и потребности в экологическом поведении и экологической деятельности, сочетать формирование знаний и практических их применений наряду с изучением познавательной литературы, наглядных пособий, иллюстрированного материала.
Основные методы и формы работы:
Программа включает следующие формы работы:
- наблюдения;
- экскурсии;
- беседы;
- поисковая деятельность;
- викторины.
Указанные формы работы представляют собой определённую систему взаимосвязанных мер, взаимодополняющих друг друга, объединённых общей целью воспитания личности.
Учитывая современные требования педагогики к организации дидактического процесса, в программе имеют место нетрадиционные формы занятий: занятия-путешествия, занятия соревнования: конкурсы, викторины.
С целью усиления развивающего эффекта всех названных форм организации работы с учащимися программа предусматривает методы активизации познавательной деятельности учащихся:
- проблемные вопросы;
- проблемные ситуации.
Вся работа с учащимися по данной программе строится на следующих основных принципах:
- взаимоуважение;
- активность – учащиеся принимают активное участие в процессе обучения;
- системность и последовательность в обучении – материал преподносится учащимся от простого к более сложному;
- наглядность;
-доступность – занятия проводятся соответственно опыту и возрасту учащихся;
- учёта индивидуальных, возрастных и физических особенностей учащихся;
- результативность (знания оцениваются через итоговые занятия, диагностику, продуктивную деятельность, итоговую аттестацию);
- единство обучения и воспитания – через ознакомление с природой; учащимся прививается любовь к ней, бережное отношение к себе и окружающему миру;
- связи теории и практики.
Планируемые результаты:
- учащиеся будут иметь представления о Вселенной, знать такие понятия как: галактика, Солнечная система;
- предполагается, что учащиеся будут иметь представление о многообразии жизни на Земле;
- учащиеся будут знать о взаимоотношениях живых организмов между собой;
- узнают об интересных и необычных животных и растениях;
- научатся разбираться в классификации растений и животных;
- учащиеся на практике смогут реализовать свои знания.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план составлен в соответствии с возрастными особенностями учащихся, их индивидуальными интересами и возможностями, потребностями семьи.
Учебный план определяет содержание образования, количество часов на освоение программы.
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | Форма промежуточной аттестации | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Введение. Природа во всей своей красе | 2 | 1 | 1 | |
2 | Где мы живем | 13 | 10 | 3 | |
3 | Путешествие по планете | 10 | 10 | - | |
4 | Дружить умеют все | 8 | 6 | 2 | |
5 | Только кажется простым | 6 | 5 | 1 | |
6 | Охрана нашего дома | 7 | 4 | 3 | |
7 | Царство живого | 24 | 21 | 3 | |
8 | Итоговое занятие. Промежуточная аттестация | 2 | 1 | 1 | собеседование |
Итого за учебный год (аудиторные занятия) | 72 | 58 | 14 | ||
Летний период (внеаудиторные занятия) | 12 | - | 12 | ||
Итого за календарный год | 84 | 58 | 26 |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Учебный год по программе начинается с 11 сентября и заканчивается 31 августа (с 1 июня по 31 августа проходят внеаудиторные занятия). С 1 по 10 сентября осуществляется набор в учебные группы. Реализация программы начинается с 11 сентября. Продолжительность занятия (академический час) 45 минут. Занятия проводятся два раза в неделю.
Оптимальное количество учащихся в группе для успешного усвоения программы 10-15 человек.
Количество часов по месяцам | ||||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | Июнь, июль, август | Всего часов за год |
6 | 9 | 9 | 9 | 7 | 8 | 8 | 8 | 8 | 12 | |
Аудиторные занятия | Внеаудиторные занятия | 84 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Всего | часы | |||
теория | практика | |||
| 2 | |||
1.1 | Природа во всей своей красе | 2 | 1 | 1 |
| 13 | |||
2.1 | Загадка Вселенной | 3 | 2 | 1 |
2.2 | Путешествие к центру Земли | 1 | 1 | |
2.3 | Не один десяток лет | 2 | 2 | |
2.4 | Так было не всегда | 2 | 1 | 1 |
2.5 | Яйцо или курица | 1 | 1 | |
2.6 | Все ли остались | 2 | 1 | 1 |
2.7 | Самые крупные и необычные | 2 | 2 | |
| 10 | |||
3.1 | Экватор – середина Земли | 1 | 1 | |
3.2 | Растения тропиков | 1 | 1 | |
3.3 | Жители тропических лесов | 1 | 1 | |
3.4 | Песчаное море и не только | 1 | 1 | |
3.5 | Не ходите дети в Африку гулять | 1 | 1 | |
3.6 | В пустыне тоже ходят корабли | 1 | 1 | |
3.7 | Жизнь в степях | 1 | 1 | |
3.8 | Здесь легко и заблудиться | 1 | 1 | |
3.9 | Многообразие жизни лесов | 1 | 1 | |
3.10 | Край Земли | 1 | 1 | |
| 8 | |||
4.1 | Жизнь в лесу | 1 | 1 | |
4.2 | Кого бояться стоит | 1 | 1 | |
4.3 | Интересные животные | 2 | 2 | |
4.4 | Удивительные растения | 3 | 2 | 1 |
| 6 | |||
5.1 | Вода источник жизни | 2 | 2 | |
5.2 | Воздух так необходим | 2 | 2 | |
5.3 | Кормилица под ногами | 2 | 1 | 1 |
| 7 | |||
6.1 | Жалобная книга природы | 2 | 1 | 1 |
6.2 | Международная Красная книга | 2 | 2 | |
6.3 | Красная книга нашей области | 3 | 1 | 2 |
| 24 | |||
7.1 | Все по полочкам | 2 | 1 | 1 |
7.2 | Грибы – удивительное создание природы | 3 | 2 | 1 |
7.3 | Какие они – растения? | 2 | 2 | |
7.4 | Жизнь растений | 1 | 1 | |
7.5 | Разнообразие в мире растений | 2 | 1 | 1 |
7.6 | Систематика растений | 2 | 2 | |
7.7 | Царство животных | 2 | 2 | |
7.8 | Невидимое глазу | 1 | 1 | |
7.9 | Необычные в простом | 1 | 1 | |
7.10 | Хордовые – кто это? | 1 | 1 | |
7.11 | Рыбы тоже разговаривают | 1 | 1 | |
7.12 | Амфибии и змеи | 2 | 2 | |
7.13 | Почему птицы летают | 2 | 2 | |
7.14 | Млекопитающие | 2 | 2 | |
| 2 | |||
8.1 | Мы узнали многое | 2 | 1 | 1 |
Итого за учебный год (аудиторные занятия) | 72 | 58 | 14 | |
Летний период (внеаудиторные занятия) | 12 | - | 12 | |
Итого за календарный год | 84 | 58 | 26 |
Содержание разделов программы
1.Вводное занятие.
Экскурсии по отделам учебно-опытного участка СЮН. Наука экология, что она изучает. Разнообразие животного и растительного мира нашей планеты.
2.Где мы живем.
Вселенная – необъятные просторы. Как образовались галактики и появились планеты. Все о Солнечной системе (ее строение, планеты, естественные космические объекты). Звезды и созвездия. Образование планеты Земля, ее строение, периоды, которые она пережила (архей, протерозой, фанерозой). Как образовались материки. Зарождение жизни на Земле. Животный и растительный мир доисторической эры. Все о динозаврах.
3. Путешествие по планете.
Экватор – середина Земли, почему это самое жаркое место. Путешествие по континентам. Все природные зоны Земли. Викторина «Знатоки природы».
4. Дружить умеют все.
Взаимосвязь всего живого. Хищники планеты. Все об удивительных и необычных растениях и животных.
5. Только кажется простым.
Вода как источник жизни. Свойства и состав воды. Из чего состоит воздух. Для чего нам нужно дышать. Загрязнение воздуха и чем это грозит. Как образовался земельный покров. Земля как источник пищи. Состав почвы. Защита проектов «Чистая Земля»
6. Охрана нашего дома.
Международная красная книга и все ее страницы. Составление жалобной книги природы. Изучение Красной книги области. Защита проектов «Их нужно сохранить».
7. Царства живого.
Изучение царств живой природы: бактерии, грибы, растения и животные. Вирусы – что это такое. Не все грибы можно есть (микроскопические, древесные, съедобные и несъедобные). Все о растениях (высшие и низшие, когда появились на Земле). Строение растений, их классификация. Голосеменные и покрытосеменные. Разнообразие растительного мира. Игра – викторина « Растения вокруг нас». Классификация животных. Кто от кого произошел? Позвоночные и беспозвоночные. Подробное изучение классов животных.
8. Итоговое занятие. Промежуточная аттестация в формате собеседования.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
- Дидактические игры:
- «С какой ветке детки»;
- Интеллектуальная игра «Обобщение знаний о животных и явлениях природы»;
- Игра - викторины «Удивительный мир растений»;
- Викторина «Знатоки природы»;
- Игра – викторина «Растения вокруг нас».
2. Фильмы:
- «Дикие животные севера»;
- «Чудо кладовая - земля »
- «Они занесены в Красную книгу России».
3. Наборы открыток:
- «Комнатные растения»;
- «Кактусы»;
- «Юный энтомолог»;
- «В мире животных»;
- «По страницам истории животного мира»;
- «Пёстрый мир аквариума»;
- «Животные защищаются»;
- «Природа после захода солнца»;
- «Их нужно спасти» 1,2,3,4,5 выпуски;
- «Заповедные животные и растения».
- Презентации:
- «Вселенная»
- «Как появилась планета Земля»
- «Вымершие животные»
- «Динозавры»
- «Исчезнувшие животные»
- «Растения вокруг нас»;
- «Тундра»;
- «Страна дремучих трав»
- «Байкал – жемчужина России»;
- «Природные зоны России»;
- «Баргузинский заповедник»;
- «Тропический лес»;
- «Животные тропического леса»;
- «Ящерищы»;
- «Овощи»;
- «Гиганты и пигмеи»;
- «Редкие растения Забайкалья».
- Оборудование:
- парты в количестве 8шт,
- стулья – 16шт.,
- 2 шкафа,
- доска,
- ноутбук,
- методический материал (дидактические игры, викторины, открытки).
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В целях контроля и оценки результатов проводятся:
- текущий контроль по основным темам программы: тестирование, экспресс – опросы, защита проектов;
- промежуточная аттестация - собеседование.
Итоги проведения мероприятий обсуждаются с учениками, с родителями.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Собеседование.
- Что такое Вселенная?
- Как зародилась жизнь на Земле?
- Земля как планета.
- Растения и жители тропиков.
- Африка, что там интересного?
- Богатство Сибири – тайга.
- Край Земли.
- Как связана жизнь на земле?
- Все об интересных и необычных животных.
- Удивительные растения.
- Неживая природа.
- Для чего нужна Красная книга?
- Как все устроено в царстве живого?
- Растительный мир нашей планеты.
- Покрытосеменные растения, что в них необычного?
- Классификация животных.
- Класс Рыбы.
- Класс Амфибии.
- Класс Рептилии.
- Класс Звери.
Критерии оценки
Правильно ответил на все 18-20 вопросов | 10 баллов |
Правильно ответил на 14-17 вопросов | 8 баллов |
Правильно ответил на 10-13 вопросов | 6 баллов |
Правильно ответил на 6-9 вопросов | 5 балла |
Правильно ответил на 1-5 вопросов | 4 балла |
Результаты промежуточной аттестации фиксируются в «Протоколе результатов промежуточной аттестации учащихся», который является одним из отчетных документов и храниться у администрации МАУДО г. Иркутска СЮН.
Протокол результатов промежуточной аттестации учащихся
___________________ учебного года
Наименование ДОП___________________________
Фамилия, имя, отчество педагога___________________
№ группы/ год обучения_____________ Дата проведения________________
Форма проведения__________________________________________________
Форма оценки результатов __________________________________________
Члены аттестационной комиссии______________________________________
Результаты промежуточной аттестации
№ п/п | Фамилия, имя учащегося | Год обучения | Итоговая оценка (балл) |
1. | |||
2. |
Подпись педагога _____________________________
Члены комиссии______________________________
______________________________
ЛИТЕРАТУРА
- Бородин А.М. «Красная книга СССР», 2 тома, Москва, «Лесная промышленность», 1984г., 392 с.
- Гальперштейн Л.Я. «Я открываю мир», Москва, «Росмэн-Пресс», 2002, 31с.
- Молис С.А. «Книга для чтения по зоологии: Пособие для учащихся». – Москва, «Просвещение», 1981, 224с.
- Стюарт А. Энциклопедия окружающего мира « Астрономия», Москва, «Росмэн», 2003, 48с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. «ДОМИСОЛЬКА»
программа кружка вокального пения...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»
Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...
- Мне нравится (1)