Конспект урока природоведения в 5 классе по теме: « Путешествие в космос».
план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему

Хамидуллина Аида Рустэмовна

Представлен урок обобщения и систематизации материала с компьютерной презентацией  для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Форма проведения: групповая форма работы. Урок построен на основе взаимодействия групп постоянного состава. В процессе урока использованы разноуровневые задания, различные  приёмы и методы для активизации и обогащения словарного запаса, для повторения пройденного материала. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kosmos_na_sayt.docx38.01 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_kosmos.pptx2.44 МБ

Предварительный просмотр:

Урок  природоведения в 5 классе.

Тема урока: « Путешествие в космос»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма проведения: групповая форма работы.

Цель урока: формирование целостного взгляда на мир через представление  о Вселенной.

Образовательные задачи (формирование познавательных УУД): обобщить знания о строении и изучении Солнечной  системы. Создать условия для осознания детьми учебной информации по данной теме с использованием разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, учитывая принципы доступности, научности, принципы развивающего и личностно ориентированного обучения; выявление субъективного опыта каждого ученика класса, предшествующего обучения.

Коррекционно – развивающие задачи (формирование регулятивных УУД): развивать любознательность, устную речь учащихся, умение наблюдать, сравнивать, делать несложные выводы, развивать коммуникабельность детей и  умение работать в группе. 

 Воспитательные задачи (формирование коммуникативных и личностных УУД): прививать любовь и стремление  бережного отношения к природе своей планеты. Воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу.

Материал и оборудование: модель Солнечной системы, макет вращения Земли вокруг Солнца, компьютерная презентация, глобус, таблицы с заданиями.                                    

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, дети! Сегодня хороший день. Пусть работа будет вам  в радость и день пройдёт удачно.

2. Мотивационное начало урока.

Человека всегда интересовала тема космоса, тема путешествий в открытое пространство. Нашу Землю вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство, в котором находятся небесные тела: Солнце. Звёзды, планеты, Луна. Это космос. В течение последних уроков мы её изучали, а сегодня постараемся всё вспомнить и повторить.
Урок у нас будет необычный. Тема нашего урока « Путешествие в космос» ( слайд 1). Ребята, вы любите мечтать, фантазировать? Итак, немного пофантазируем и   представим себе, что мы находимся в космической школе, где готовят будущих  исследователей космоса. Вот сегодня мы и постараемся выяснить, какими же знаниям вы владеете в данной области. Девиз нашего школы –  слова русского писателя Бориса Васильева « мне надо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща». Думать вместе, сообща будем в  дружных группах. Вы разделены на  4 экипажа. Экипажи называются – « Восход», «Звёздный», «Смелый», «Союз». В каждом экипаже есть капитан, который будет принимать окончательное решение в ходе ваших обсуждений.  Вам будут предложено несколько заданий, по  мере выполнения которых мы определим, который экипаж лучше владеет космическими знаниями. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать звёзды, в зависимости от сложности задания  от 3 до 1. В конце урока мы посчитаем ваши баллы и выясним, какой  экипаж  самый подготовленный и лучший.

1 задание.

 Вам было задано домашнее задание – исследование. Путь нашего исследования представлен на  схеме. В нашем классе готовились 4 исследовательские группы, которые представят свои доклады.

Первый экипаж. Тема « Назад в прошлое».

Учитель: Как прекрасно ночное небо! Глядя на него, каждый, наверняка задавался вопросом: что там, далеко – далеко? Есть ли жизнь на других планетах? Кто создал этот удивительный мир?

Ученик. Задавать эти вопросы люди начали давным – давно. Тысячелетия люди ищут на них ответы. На часть вопросов уже ответили, а многие и сейчас остаются великой тайной. Сейчас каждому малышу известно, что Земля круглая, а раньше люди думали иначе. Считалось, что Земля – плоский или выпуклый круг, который держится на подпорках. Древние индусы считали, что Землю держат 4 слона, а слоны стоят на громадной черепахе, но они не задумывались, а на чём стоит черепаха? На Руси в старину думали, что Земля стоит на китах, а как те киты пошевелятся, бывает землетрясение. Первый учёный, кто догадался, что Земля имеет форму шара, был древнегреческий астроном  Птолемей.  Он утверждал, что Солнце вращается вокруг Земли. Обратное  доказывал астроном из Польши Коперник, который жил 400 лет тому назад. Он утверждал, что планета Земля вращается вокруг Солнца ( слайд 1 - 7).

Вопрос к командам: кто же из учёных был прав?  Птолемей или Коперник?

Второй экипаж. Тема: « Солнечная система».

Солнце-это ближайшая к Земле Звезда, огромное раскалённое небесное тело, состоящее из газа. Оно излучает свет и тепло. Во все стороны от него расходятся яркие лучи, которые движутся быстрее всех на свете. По размерам  Солнце намного больше нашей планеты. Внутри Солнца могло поместиться миллион таких планет, как Земля. Солнце - это мощный источник энергии. Оно посылает Земле свет и тепло, которые нужны для жизни растений, животных, человека. Вокруг Солнца вращается 8 планет. Это семья называется Солнечная система. Вот как они расположены по мере удаления от Солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.  До 2006 года  девятой планетой Солнечной системы считалась планета Плутон. Но из-за её маленьких размеров, а её называли карликовой планетой, она была исключена из списка планет Солнечной системы. Помимо планет, вокруг Солнца вращаются тысячи малых небесных тел, их называют астероидами. Учитель и дети читают стихи ( слайд 8).


Знайте, дети, наше Солнце,
Что нам светит сквозь оконце –
Шаровидная звезда,
А не как сковорода.
И горячий Солнца мячик
По вселенной лихо скачет.
И дарует миру свет
Вместе с выводком планет.

А планеты-шалунишки,
Словно мячики-малышки,
Рядом с солнышком всегда,                                                                                                                      Как праматерь им звезда.

Резво бегают по кругу.
Чтобы не мешать друг другу,
Выбирают свой маршрут:
Там сегодня, завтра – тут.

Самый первый к Солнцу мячик –
Очень шустрый мальчик-с-пальчик,
То Меркурий, младший сын,
Самый быстрый из детин.

Дальше девочка-Венера.
За вуалью-атмосферой
Прячет личико свое.
Полюбуйтесь на нее!

Третьей мчит планета наша.
В целом мире нету краше!
Это милая Земля,
У нее своя семья.

Всюду водит за собою
Дочку, что зовут Луною.
А за ними – красный Марс,
Грозный, как могучий барс.

Он спешит с двумя сынами.
Не планета, а цунами.
Злой, коварнейший старик,
Хоть и ростом невелик.

Следом катится Юпитер –
Самый рослый небожитель.
А за ним Сатурн, Уран.
Каждый – тоже великан.

И у каждого излишек
Очень маленьких детишек.
Скачут пред своим отцом,
Окружая их кольцом.
За планетою Ураном
Мчит Нептун орбитой странной.
Он такой же исполин,
Много деток рядом с ним!
В нашей солнечной системе
Все устроено по теме.                                                                                                                              Вы запомните, друзья,
Это дружная семья:

Вопрос к командам: Что будет, если Солнце погаснет? ( На Земле не будет жизни, так как всё живое погибнет).

 Третий экипаж. Тема: "Планета Земля».

Земля - единственная планета Солнечной системы, на которой есть жизнь. Она имеет форму шара и движется вокруг Солнца. У нашей планеты есть спутник – небесное тело, которое постоянно вращается вокруг Земли. Это Луна. На Земле есть воздушная оболочка – это воздух. Учёные называют её атмосфера. Есть водная оболочка – моря, океаны, реки, озёра. Учёные называют её  гидросфера. Есть твёрдая оболочка – это суша. Её называют  литосфера.  Есть биосфера – оболочка Земли, населённая живыми организмами: растениями, животными, человеком (слайд 9,10). Земля вращается вокруг своей оси. (Показ на модели вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца).

Вопрос к экипажам: За какое время Земля совершает полный оборот вокруг Солнца? (365дней). За какое время Земля совершает полный оборот вокруг  своей оси? (24 часа).

Четвёртый экипаж «Исследование космоса»

 Дети: Люди всегда мечтали разгадать загадки космоса, мечтали не только увидеть звёзды в телескоп, но и полететь к ним. Долгие годы учёные думали, как создать летательный аппарат с огромной скоростью. Для этого ему нужен был мощный двигатель. Наконец он был создан.  Для полётов в космос используют особые двигатели – реактивные ( слайд 11).

Учитель: Чтобы понять, как он работает, проведём опыт.
На столе у меня лежит воздушный шарик. Я его надую слегка, а потом отпущу. Видите, как стремительно шарик носятся по классу из стороны в сторону. Как вы думаете, что толкает шарик? (воздух). Причём, сам шарик при этом движется в противоположную сторону. У вас получился простейший реактивный двигатель.
Чем сильнее струя воздуха, тем больше скорость. Вот на таком принципе и построен взлёт и работа двигателя ракеты.

Дети: Сначала в космос запускали корабли без людей. Они летали только вокруг Земли, поэтому их назвали спутниками. Они нужны для приёма телепередач, радиосвязи, прогнозов погоды и многого другого. Потом запускали животных. Первым космонавтом, облетевшим Землю, стал Юрий Алексеевич Гагарин. Первой женщиной-космонавтом была Валентина Терешкова. С тех пор космонавты совершили много полётов ( слайд 12-14). Вопрос к детям: Назовите дату первого полёта в космос.(12 апреля 1961 года).
Итак, с первым заданием  вы справились. Каждый экипаж получает по звезде. И некоторые экипажи заработали по дополнительной звезде за ответы на вопросы.

2 задание. «Солнечная система»  (модель Солнечной системы в виде аппликации из бумаги).

Итак, вы хорошо подготовили домашнее задание. Экипажи получили дополнительные бонусы. А теперь проверим  ваши знания по космической навигации. Чтобы правильно управлять космическим кораблём и  определять месторасположение  космических тел, прокладывать маршруты,  надо хорошо знать звёздную карту Солнечной системы. Я вам предлагаю выполнить модель солнечной системы. На доске схема солнечной системы, но только без небесных тел - планет. Надо отгадать названия планет и правильно их расположить. На  обратной стороне  модели  планет – загадки (дети выходят, отгадывают загадку и прикрепляют). Ну а первую загадку отгадаем все вместе.

Эта желтая звезда
Согревает нас всегда,
Все планеты освещает, от других звезд защищает. (Солнце)

Бегают вокруг огонечка
Шесть сыночков и две дочки,
Промелькнут года и дни,
Но не встретятся они. (Планеты)
Крохотулечка -планета
Первой Солнышком согрета,
И проворна – год на ней
Восемьдесят восемь дней. (Меркурий)
Только Солнце и Луна
В небе ярче, чем она.
Да и горячей планеты
В Солнечной системе нету. (Венера)
На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери. (Земля)
Это красная планета
По соседству с нами.
И зимой и даже летом
Мерзнет надо льдами.
Странно, что ни говори, -
Лед не сверху, а внутри. (Марс)
Великан-тяжеловес
Мечет молнии с небес,
Полосат он, словно кошка,
Жаль худеет понемножку. (Юпитер)
Это, что за колесо,                                                                                                                                            Огибает стан его,                                                                                                                          Состоит из пыли, льда,                                                                                                                          Десять метров ширина! (Сатурн)                                                                                                  
 Вращается не так, как все,                                                                                                                   Огромный газовый гигант,                                                                                                                                       Имеет голубой лишь цвет                                                                                                                                   Что придаёт ей газ метан! (Уран)                                                                                                               На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.
Год на ней велик весьма -
Длится 40 лет зима. (Нептун)

Учитель предлагает составить наш  домашний адрес во Вселенной. А Вселенная – это бесконечное пространство, в котором мы живём. (По одному из команды выходят к доске и выстраивают карточки по «адресу», подобрав правильный ответ).

Страна – Вселенная

Город – Солнечная система

Улица – Земля

Дом - № 3

Физкультминутка.

 Физкультминутка  будет необычная – «космический релакс».  Вы немного отдохнёте, послушав приятную музыку и представив себя исследователем  космического пространства     ( видеоролик под музыку).

3 задание.

Космические исследователи должны владеть не только определёнными знаниями, но и уметь  быстро мыслить, рассуждать, принимать решения и решать космические задачи. Каждому экипажу предлагается 2 задания. Время ограничено – 3 минуты.

1.Расшифруй  космическую  информацию, отгадав криптограмму, и ответь на вопрос: кто первые земные  живые организмы, оказавшиеся в космосе?  

У

М

Ш

И

К

1

2

3

4

5

2   1  3  5  4

2.Реши задачу (ответы на слайде 15.16). 

Для новой космической станции требуется отправить 27 научных модулей, а солнечных батарей на  19 штук больше. Сколько всего оборудования  требуется отправить на космическую станцию?

4 задание. Кроссворд.

Экипаж – это единая команда, где от того как вы умеете вместе обсуждать вопросы, принимать общие решения, выслушивать друг друга  зависит положительный результат вашей работы. Чтобы убедиться, насколько вы сработанная команда, вам предлагается вместе решить кроссворд. Пришло время разгадать «Космический кроссворд». (Вывешивается на доске кроссворд).

Описание: http://festival.1september.ru/articles/576137/img1.gif

Вопросы к кроссворду:

1. Небесное тело, которое светится.
2. Звезда вокруг, которой вращается Земля.
3. Небесное тело, которое вращается вокруг звезды.
4. Планета солнечной системы, следующая после Земли.
5. Самая удаленная от Солнца «планета-карлик».
6. Естественный спутник, вращающийся вокруг Земли.
7. Пространство, окружающее Землю, звезды. Планеты.

(Ответы: 1. Звезда. 2. Солнце. 3. Планета. 4. Марс. 5. Плутон. 6. Луна. 7. Космос.)

- Какое слово получилось в выделенной строке? (Астроном.)

Ребята, а как вы думаете, кто такой астроном? (Ответы детей.)

Астроном – это специалист по астрономии, науке о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом.

5 Задание. Конкурс капитанов.

Следующее задание для капитанов. Вы, наверное, со мной согласитесь, что капитаны должны быть мудры, умны и грамотны. Для них небольшое задание. В  предложенное слово впишите недостающую букву и подберите  проверочное слово, записав его на обратной стороне карточки ( к-смодром и к-смонавт).

6 Задание. Космическая азбука.

А теперь проверим, как вы знаете космическую азбуку.

Каждая группа получает карточки со словами:

Первая группа:  космодром.

Вторая группа: скафандр

Третья группа: невесомость

Четвёртая группа: луноход

В течение нескольких минут дети обсуждают значения этих слов. Затем выходят к доске по два представителя от каждой команды, и выслушиваются ответы.

- Учитель. Земля – колыбель человечества и наш общий дом. Это единственная из планет солнечной системы, где природные условия оказались самыми благоприятными для возникновения и развития жизни. Когда астроном направляет свой телескоп на одну из планет, соседок Земли, его всегда волнует, есть ли там вода и кислород. Интерес этот не случаен. Если их в достаточном количестве обнаружат на какой-либо планете, можно ожидать что на ней существует жизнь, хоть в чем-то похожая на нашу. Но пока космос дарит нам безмолвие.

Далее включаю аудиокассету «Шум дождя, пение птиц и музыка».

- На какой-то другой планете можно ли услышать эти прекрасные звуки?

- Конечно, нет! И нет!

- Только на планете земля! И в этом еще одна ее уникальность и неповторимость. Зачитываю отрывок из сказки «Подарки планете земля» (на фоне фонограммы при этом можно взять в руки глобус Земли).

Давным давно, около 5 млд. лет назад у матери Вселенной родилась дочь – назвали ее Земля. Ее отец – Космос на радостях устроил пир на весь мир и позвал в гости все Галактики и созвездия. Каждый, кто приходил посмотреть на красавицу Землю, приносил ей разные подарки. Созвездия дарили ей звезды, чтобы она могла смотреть на них по ночам и радоваться. Галактики подарили ей Млечный путь, который указывал ей дорогу в звездном мире. Отец Космос подарил ей Солнце, чтобы оно согревало Землю. Мать подарила ей Луну, чтобы она могла помечтать, глядя на нее. Фея Аква подарила ей чистую прохладную воду, чтобы ее не мучила жажда. Фея Аэра подарила ей прекрасное, почти невесомое бледно-голубое покрывало, которое сверху покрыло тонким слоем воздуха – чтобы он не пропускал слишком много ультрафиолетовых лучей. И хотя покрывало было очень тонкое, но оно согревало Землю и защищало его от метеоритов. Фея Нейча подарила Земле растения и животных. Украсила ее наряд цветами и бабочками. Все очень радовались, глядя на прекрасную землю. (отрывок из сказки «Подарки Земле»).

- А что же мы с вами можем подарить нашей удивительной и самой родной для нас планете, которую мы зовем «Земля»? (Дети предлагают свои «подарки»: суть разговора сводится к вопросу охраны природы)

Учитель: Конечно же, свою любовь и бережное к ней отношение. (Дети объясняют суть бережного отношения, читают стихи об охране природы, которые они приготовили к данному уроку).

Глобус                                                                                                                                                                                 Я обнял глобус – шар земной.                                                                                                                              Один над сушей и водой.                                                                                                                                                       В руках моих материки                                                                                                                              Мне тихо шепчут: «Береги».                                                                                                                                   В зеленой краске лес и дол.                                                                                                                       Мне говорят: «Будь с нами добр».                                                                                                                Не растопчи ты нас, не жги,                                                                                                                     Зимой и летом береги».                                                                                                                            Журчит глубокая река,                                                                                                                                     Свои лаская берега,                                                                                                                                       И слышу голос я реки:                                                                                                                                 «Ты береги нас, береги».                                                                                                                           И птиц, и рыб я слышу всех:                                                                                                                               «Тебя мы просим, человек.                                                                                                                      Ты обещай нам и не лги.                                                                                                                        Как старший брат нас береги».                                                                                                                 Я обнял глобус – шар земной,                                                                                                                          И что-то сделалось со мной.                                                                                                                                   И вдруг шепнул я:                                                                                                                                                                            «Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу».

Итог урока.                                                                                                                                             Учитель: Таким образом, мы завершили удивительное и замечательное путешествие в космическое пространство. Итак, ребята, давайте подведём итоги. Подсчёт  звёзд. Пожелание всем экипажам. Я думаю, что у вас, ребята, и у наших гостей останется незабываемое впечатление о нашем путешествии. Учитесь, дерзайте и я надеюсь, что вы совершите настоящий полет в космос. Удачи вам и успехов. Выставление оценок.

Домашнее задание: 1.придумать рассказ о нашей планете Земля (творческое решение)                     2.нарисовать рисунок о космосе (репродуктивное решение).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС

Слайд 2

Планета Земля

Слайд 11

Солнечная система

Слайд 16

Исследование космоса

Слайд 21

Юрий Алексеевич Гагарин Валентина Владимировна Терешкова

Слайд 23

У М Ш И К 1 2 3 4 5 2 1 3 5 4 Реши задачу. Для новой космической станции требуется отправить 27 научных модулей, а солнечных батарей на 13 штук больше. Сколько всего оборудования требуется отправить на космическую станцию? Расшифруй космическую информацию, отгадав криптограмму, и ответь на вопрос: кто первые земные живые организмы, оказавшиеся в космосе?

Слайд 24

Мушка дрозофила Ответ задачи: 6 7

Слайд 25

1 3 5 4 6 7 2 М Вопросы к кроссворду: Небесное тело, которое светится. Звезда вокруг которой вращается Земля. Небесное тело, которое вращается вокруг звезды. Планета солнечной системы, следующая после Земли. Самая удаленная от Солнца «планета-карлик». Естественный спутник, вращающийся вокруг Земли. Пространство, окружающее Землю, звезды, планеты.

Слайд 26

З В Е З Д А 2. Звезда вокруг, которой вращается Земля.

Слайд 27

З В Е З Д А С О Л Н Ц Е 3 . Небесное тело, которое вращается вокруг звезды.

Слайд 28

З П В Л Е А З Н Д Е А С Т О А Л Н Ц Е 4 . Планета солнечной системы, следующая после Земли.

Слайд 29

З П В Л Е А З Н М Д Е А А С Т Р О А С Л Н Ц Е 5 . Самая удаленная от Солнца «планета-карлик».

Слайд 30

З П В Л П Е А Л З Н М У Д Е А Т А С Т Р О О А С Н Л Н Ц Е 6. Естественный спутник, вращающийся вокруг Земли.

Слайд 31

З П В Л П Е А Л З Н М У Л Д Е А Т У А С Т Р О Н О А С Н А Л Н Ц Е 7. Пространство , окружающее Землю, звезды, планеты.

Слайд 32

З П В Л П Е А Л З Н М У Л Д Е А Т У К А С Т Р О Н О М О А С Н А С Л М Н О Ц С Е

Слайд 33

БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игрового модуля по обучению грамоте Тема: «Путешествие в космос».

Закрепление и активизация словаря по теме «Космос». Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыков звуко-слогового анализа  слов. Совершенствование синтаксической стороны...

Конспект урока в 9 классе по теме: « Путешествие в Париж ».

Представляю конспект урока по французскому языку в 9 классе по  теме"Путешествие в Париж". Целью урока является:повышение интереса к стране изучаемого языка,обобщение и усвоение знанийп...

конспект урока для 7 класса по теме "Путешествие в Лондон"

данный урок разработан для закрепления достопримечательностей Лондона. Является итоговым уроком по данной теме....

презентация и конспект урока природоведения 5 класс по теме "Образование и разнообразие почв"

Подробный конспект и хорощая презентация к уроку приробоведения в 5 классе на тему "Образование и разнообразие почв"....

конспект урока в 7 классе по теме "Космос"

конспект урока по английскому языку в 7 классе по теме "Космос".ЦЕЛИ УРОКА:Образовательный аспект расширение общего кругозора учащихся.Воспитательный аспектвоспитание потребности в практическом исполь...

Конспект урока в 8 классе по теме " Путешествия"

Конспект урока по теме " Путешествия"  для 8 класса по учебнику В. Кузовлева "Английский язык".  В разработке представлены  все виды работы на уроке, в том числе контроль....

Конспект урока для 5 класса по теме «Путешествия» (УМК "Rainbow English")

Конспект урока для 5 класса по теме "Путешествия" (УМК "Rainbow English")...