Главные вкладки

    Программа по природоведению, 6 класс
    рабочая программа по природоведению (6 класс)

    Рипп Наталья Михайловна

    Рабочая программа по природоведению для учащихся и интеллектуальными нарушениями

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prirodovedenie_6_kl.docx41.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Природоведение, 6 класс

    1. Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273 и предназначена для обучения детей с нарушениями интеллектуального развития. В учебном плане КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» в образовательных компонентах 6 класса имеется предмет  «Природоведение».

    Рабочая программа по природоведению для 6 класса составлена на основе Программы для обучения учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) под редакцией Бгажноковой И.М., Москва, Просвещение, 2013 г., Для изучения программы природоведения в 6 классе используется учебник А.И. Никишова Биология. Неживая природа. 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2009.

    Основная цель преподавания природоведения в 6 классе коррекционной школы VIII вида научить устанавливать простейшие причинно – следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на неё.

    Основными задачами преподавания являются:

    - сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы;

    - формирование правильного понимания природных явлений;

    - проведение через весь курс экологического воспитания, бережного отношения к природе;

    - привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

    Настоящая программа рассчитана на учащихся 6 классов. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока. На курс отведено 2 часа в неделю,  __ часов в год.

    Iч.-  ___ ч.                              IIIч.- ___ ч.

    IIч.-  ___ч.                               IVч.- ___ ч.


    1. Календарно – тематическое планирование

    № урока

    Тема

    Кол-во часов

    Сроки

    Работа с терминами и понятиями

    Наглядность

    Практическая работа

    Домашнее задание

    Введение, 4 ч.

    1,2

    Природа живая и неживая

    2

    Природа, живая, неживая

    П.1

    3

    Твердые тела, жидкости и газы

    1

    П.2

    4

    Для чего изучают природу

    1

    П.3

    Вода, 15ч.

    5

    Вода в природе

    1

    Жидкость, тело, вещество

    П.4

    6

    Непостоянство формы и текучесть воды

    1

    Текучесть, непостоянство

    Колба, сосуды

    Определение текучести воды

    П.5

    7

    Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении

    1

    Расширение, сжатие

    п.7

    8

    Термометр и измерение температуры воды

    1

    Термометр

    термометры

    Измерение температуры воды, используемой для мытья посуды

    П.6

    9

    Свойства воды при замерзании

    1

    Айсберг, хрупкий

    П.8

    10

    Превращение воды в пар при нагревании

    1

    Газообразное состояние, испарение

    П.10

    11

    Свойство воды растворять некоторые твердые вещества

    1

    Растворимые, нерастворимые, раствор, насыщенный

    Соль, сахар

    Растворение соли, сахара в воде

    П.13

    12

    Нерастворимые в воде вещества

    1

    Мел, вода

    П.16

    13

    Вода прозрачная и мутная

    1

    Мутная

    Мел, вода

    Очистка мутной воды

    П.17

    14

    Водные растворы: минеральная, морская и питьевая

    1

    Минеральная, морская, природный, раствор

    Минеральная, морская вода

    Выпаривание солей из морской питьевой и морской воды

    П.14, 15

    15

    Учёт и использование свойств воды

    1

    Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе

    16

    Работа воды в природе. Наводнение.

    1

    П.12

    17

    Использование воды в быту и хозяйстве человека

    1

    Фильтр, роса, туман, круговорот

    Таблицы «Использование воды»

    П.19

    18

    Ценность воды и необходимость бережного отношения к ней

    1

    Очистные сооружения, охрана

    Изготовление плакатов об охране вод.

    19

    Обобщающий урок по теме «Вода»

    1

    Карточки, тесты

    Тестирование

    П.20

    Воздух, 15 ч.

    20

    Воздух в природе

    1

    Атмосфера, гидросфера

    Обнаружение воздуха в пористых телах

    П.21

    21

    Воздух занимает место

    1

    П.22

    22

    Воздух сжимаем и упруг

    1

    Упругий, сжатый

    П.23

    23

    Теплопроводность воздуха

    1

    теплопроводность

    П.24

    24

    Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении

    1

    Расширение, сжатие

    Расширение и сжатие воздуха

    П.25

    25

    Теплый воздух легче холодного

    1

    П.26

    26

    Движение воздуха в природе

    1

    Движение

    П.27

    27

    Состав воздуха

    1

    Состав

    П.28

    28

    Кислород и его значение в природе и в жизни человека

    1

    Циркуляция, баллоны

    П.29

    29

    Углекислый газ и его свойства

    1

    П.30

    30

    Применение углекислого газа

    1

    Газовая горелка, углекислый газ, огнетушитель

    П.31

    31

    Значение воздуха у

    1

    Техника

    П.32

    32

    Чистый и загрязненный воздух

    1

    Экскурсия

    П.33

    33

    Охрана воздуха

    1

    П.34

    34

     Обобщающий урок по теме «Воздух»

    1

    Тестирование

    П.35

    Полезные ископаемые,   20 ч.

    35

    Полезные ископаемые, используемые в строительстве

    1

    Минералы, булыжник, гранит, полированный

    Коллекция полезных ископаемых

    П.37

    36

    Гранит

    1

    П.38

    37

    Известняки

    1

    П.39

    38

    Песок и глина

    1

    П.40

    39

    Горючие полезные ископаемые

    1

    Известняк, горючие, каменный

    Коллекция полезных ископаемых

    Определение некоторых свойств горючих

    П.41

    40

    Торф

    1

    Торф

    Определение влагоемкости торфа

    П.42

    41

    Каменный уголь

    1

    Шахта, кокс, шахтеры.

    Хрупкость угля

    П.43

    42

    Нефть

    1

    Скважина, турбобур, нефтепровод

    П.44

    43

    Природный газ

    1

    Газопровод, цистерна

    П.45

    44

    Полезные ископаемые, используемые для получения минеральных удобрений

    1

    Суперфосфат, рудник, фосфориты

    Коллекция полезных ископаемых, схема

    П.46

    45

    Калийная соль

    1

    Калийная

    Определение растворимости калийной соли

    П.47

    46

    Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения

    1

    удобрение

    Коллекция полезных ископаемых

    П.48

    47

    Полезные ископаемые, используемые для получения металлов

    1

    Руда, бокситы, медный колчедан, самородки

    Коллекция полезных ископаемых

    П.49

    48

    Железные руды

    1

    Домна, сплав, лава, сталевар

    Коллекция полезных ископаемых

    П.50

    49

    Черные металлы. Чугун

    1

    П.51

    50

    Сталь

    1

    П.52

    51

    Цветные металлы их свойства и получение

    1

    Цветные металлы

    Коллекция полезных ископаемых

    Различать изделия цветных металлов

    П.53

    52

    Алюминий

    1

    П.54

    53

    Медь и олово

    1

    П.55

    54

    Обобщающий урок по теме «Полезные ископаемые»

    1

    Распознавание черных и цветных металлов по образцам

    П.56

    Почва, 10 ч.

    55

    Почва – верхний плодородный слой земли

    1

    Почва

    П.57

    56

    Состав почвы

    1

    Перегной

    Выделение воздуха и воды из почвы

    П.58

    57

    Перегной – органическая часть почвы

    1

    Органические вещества

    П.59

    58

    Песок и глина  - минеральная часть почвы

    1

    Неорганическая часть

    Обнаружение в почве песка и глины

    П.60

    59

    Минеральные соли в почве

    1

    Минеральные соли

    Выпаривание минеральных веществ из водяной вытяжки

    п.61

    60

    Различие почв по их составу

    1

    Песчаные, глинистые

    п.62

    61

    Как проходит вода в разные почвы

    1

    П.63

    62

    Испарение воды из почвы

    1

    Испарение, состав, плодородие

    П.64

    63

    Обработка почвы

    1

    Боронование

    Вскапывание, боронование

    П.65,66

    64

    Охрана почв

    1

    П.67, 68

    65-67

    Повторение, 3 ч.

    3

    Тестирование

                    


    1. Содержание программы

    Введение. Живая и неживая природа. Земля – планета, на которой мы живем. Для чего нужно изучать неживую природу. Наблюдение твердых, жидких и газообразных тел в природе.

    Вода. Вода в природе. Непостоянство формы и текучесть воды. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении. Термометр и измерение температуры. Практическая работа: Измерение температуры воды. Свойства воды при замерзании. Превращение воды в пар при нагревании. Свойства воды растворять некоторые твердые вещества.

    Нерастворимые в воде вещества. Вода прозрачная и мутная. Водные растворы: минеральная, морская и питьевая вода.

    Использование воды в быту и хозяйстве человека. Ценность воды и необходимость бережного отношения к ней.

    Демонстрация опытов

    Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении. Растворение соли, сахара вводе. Очистка мутной воды. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды. Расширение воды при замерзании.

    Практические работы

    П.р.№1 Измерение температуры воды.

    Воздух. Что такое воздух? Его свойства. Упругость воздуха. Теплопроводность воздуха. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Движение воздуха. Состав воздуха. Кислород и его свойства. Значение кислорода в природе и в жизни человека. Углекислый газ и его свойства. Значение воздуха и борьба за его чистоту. Движение воздуха (экскурсия).

    Демонстрация опытов

    Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва). Воздух занимает объем. Воздух упругий. Воздух — плохой проводник тепла. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и обратно.

    Наблюдение за отклонением пламени свечи. Получение кислорода и демонстрация его свойства поддерживать горение. Получение углекислого газа и демонстрация его свойства не поддерживать горение.

    Полезные ископаемые. Разнообразие полезных ископаемых. Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Горючие полезные ископаемые. Торф. Каменный уголь. Нефть. Природный газ. Полезные ископаемые, используемые для получения минеральных удобрений. Калийная соль. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы. Их свойства и получение. Цветные металлы. Их свойства и получение. Распознавание черных и цветных металлов по образцам. Полезные ископаемые (экскурсия)

    Демонстрация опытов

    Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоемкости торфа и хрупкости каменного угля. Определение растворимости и нерастворимости калийной соли, фосфоритов. Определение свойств черных и цветных металлов: упругости, пластичности, хрупкости, теплопроводности.

    Практические работы

    П.р.№2 Работа с картой «Полезные ископаемые России».

    П.р.№3 «Распознавание черных и цветных металлов по образцам».

    Почва.  Почва – верхний плодородный слой земли. Почвенные обнажения (экскурсия). Главная часть почвы – перегной. Неорганическая часть почвы – песок, глина, минеральные соли. Песчаные, глинистые и черноземные почвы. Почвы родного края. Обработка почвы. Обработка почвы на школьном участке. Значение почвы для народного хозяйства. Необходимость бережного отношения с ней

    Демонстрация опытов

    Выделение воздуха и воды из почвы. Выделение песка и глины из почвы. Выпаривание минеральных солей из водной вытяжки. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.

    Практические работы 

    П.р.№4 Определение типов почв.

    Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.


    1. Основные требования к знаниям и умениям учащихся

    учащиеся должны знать:

    • Отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
    • Отличительные признаки основных полезных ископаемых, песчаной и глистой почвы;
    • Некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло.

    учащиеся должны уметь:

    • Обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;
    • Проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке;
    • Определять температуры воздуха, воды.

    1. Учебно-методическое обеспечение:
    1. Программы для обучения учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) под редакцией Бгажноковой И.М., Москва, Просвещение, 2013 г.,

    А.И. Никишов. Биология. Неживая природа. 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2009.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по природоведению 5 класс

    Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

    Рабочая программа по природоведению, 5 класс

    Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

    Рабочая программа по природоведению 5 класс

    Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

    Рабочая программа по природоведению 5 класс

    Рабочая программа  написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....

    рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

     Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

    Рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой "Природоведение. Природа. Неживая и живая", 2 часа в неделю

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование, темы практических и лабораторных работ....

    Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

    Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...