рабочая программа по природоведению 5 скк
рабочая программа по природоведению (5 класс)

Елена Александровна Каньшина

рабочая программа по природоведению 5 скк

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_prirodovedenie_5_skk.docx33.75 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

                              ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МИШЕЛЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»

УСОЛЬСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей        

коррекционно-развивающего обучения

Руководитель _______/Середа Н.В./

Протокол №____ от ________ 2022г.

       СОГЛАСОВАНО

     Зам. директора по УВР

     _______/Леонтьева О.А./

                   _________2022г.    

            УТВЕРЖДАЮ

            Директор школы

   __________/Вишнякова Г.Д./

    Приказ №       от ______.2022г.  

Рабочая программа

по предмету «Природоведение»

для 5 специального (коррекционного) класса

  по адаптированной общеобразовательной программе

 для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью

          Разработана: Каньшиной Е.А.,  

          учителем, первой

          квалификационной категории

2022 - 2023 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной общеобразовательной  программы обучающихся с умственной отсталостью; авторской Т.М. Лифановой и Е.Н. Соломиной «Природоведение», сборника Программ  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 -9 классы  под  редакцией В.В. Воронковой. -  Москва,  «Просвещение», 2010 год переиздание 2014 г.

Рабочая программа создана для обучающихся с легкой умственной отсталостью призвана оказать существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Задачи программы

― формирование  элементарных научных  знаний  о живой  и  неживой природе;

― демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;

― формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

― воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными  направлениями  природоохранительной  работы;

― воспитание социально значимых качеств личности.

Программа учебного курса рассчитана на один год .

Рабочая программа  составлена  с учётом особенностей и возможностей  овладения учащимися  с   интеллектуальными нарушениями   учебного материала. При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения.  В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.

Общая характеристика учебного предмета

 Программа по природоведению состоит из разделов:

«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия».

При изучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе. Учитель может познакомить школьников с названиями планет, но не должен требовать от них обязательного полного воспроизведения этих названий.

В разделе «Наш дом ― Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.

Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в V классе и готовит учащихся к усвоению курса географии. Школьники знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей, и др.). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не требует от учащихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте.

При изучении этого раздела уместно опираться на  знания учащихся о своем родном крае.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа по природоведению включает следующие разделы: «Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия». 5 класс (2 часа в неделю)  68часов.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых задач;
  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;  
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Базовые учебные действия

Регулятивные УД:

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
  • работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные УД:

  • умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • пользоваться знаками, символами;
  • наблюдать;
  • работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

Коммуникативные УД:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;

Предметные результаты:

Минимальный уровень: 

узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);

называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;

соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

выполнение несложных заданий под контролем учителя;

адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.

Достаточный уровень:

узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);

называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

выделение существенных признаков групп объектов;

знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.

Содержание предмета

Введение ( 2 ч.)

Что такое природоведение? Знакомство с учебником. Зачем надо изучать природу.

Живая и неживая природа.

Вселенная (6 ч.)

Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце.

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Полеты в космос. Современные исследования.

Смена дня и ночи. Времена года.

Наш дом-Земля (44 ч)

Планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера.(1 ч)

Воздух (9 ч)

Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.

Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование свойств воздуха в быту.

Движения воздуха. Теплый воздух легче холодного. Ветер. Работа ветра в природе. Направления ветра. Ураганы, способы защиты.

Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.

Состав воздуха. Свойства газов, входящих в состав воздуха.

Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе. Значение воздуха в природе.

Полезные ископаемые (14 ч)

Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи.

Полезные ископаемые, используемые в строительстве (гранит, известняк, песок, глина)

Горючие полезные ископаемые (торф, каменный уголь, нефть) внешний вид способы их добычи, переработка.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Свойства черных и цветных металлов, способы получения. Способы добычи руды. Охрана недр.

Вода (14 ч)

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.

Свойства воды как жидкости: непостоянство формы. Способность растворять некоторые вещества. Учет и использование свойств воды.

Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы. Использование растворов.  Растворы в природе.

Три состояния воды. Температура и ее измерение. Температура плавления льда и кипения воды. Расширение при нагревании, сжатие при охлаждении. Расширение при замерзании. Работа воды в природе. Осадки, воды суши.

Значение воды в природе. Вода в природе.

Охрана воды.

Поверхность суши. Почва (7 ч)

Равнины, холмы, овраги. Горы.

Почва — верхний слой земли. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая часть почвы. Разнообразие почв.

Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйств.

Эрозия почв. Охрана почв.

Есть на Земле страна Россия. (14 ч)

Россия — Родина моя. Место России на карте мира.

Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей, Обь, Лена.

Москва — столица России

Санкт-Петербург.

Крупные города и их достопримечательности.

Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности.

Население нашей страны. Городское и сельское население. Народы России.

Наш город — Иркутск. Достопримечательности Иркутской области.

Тематическое планирование с определением

основных видов учебной деятельности

Тема урока

Количество

часов

Основные виды учебной деятельности

Что такое природоведение?

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Предметы и явления живой и неживой природы

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Небесные тела: планеты, звезды.

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Солнечная система. Солнце

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Исследование космоса

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Полеты в космос

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Смена дня и ночи

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Смена времен года

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Обобщение по теме: «Вселенная»

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Планета Земля. Оболочки Земли

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Значение воздуха для жизни на Земле

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Свойства воздуха

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Давление и движение воздуха

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Температура воздуха. Термометр.

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Движение воздуха в природе. Ветер.

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Состав воздуха. Кислород, его значение и применение

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Состав воздуха. Углекислый газ и азот

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Охрана воздуха

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Виды полезных ископаемых

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняк.

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Песок. Глина

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Горючие полезные ископаемые. Торф.

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Каменный уголь

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Добыча и использование каменного угля

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Нефть

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Добыча и использование нефти

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Природный газ. Добыча, использование. Правила обращения с газом в быту.

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы, Сталь. Чугун.

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Цветные металлы.

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Благородные (драгоценные) металлы

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Охрана полезных ископаемых

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Обобщение на тему: «Полезные ископаемые»

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Вода в природе. Свойства воды

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Растворимые и нерастворимые вещества

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Питьевая вода

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Три состояния воды. Температура воды и ее измерение

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Свойства воды

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Работа воды в природе

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Вода в природе: осадки, воды суши

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Круговорот воды в природе

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Воды суши: ручьи и реки

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Воды суши: озера, болота, пруды, водохранилища

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Моря и океаны

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Охрана воды

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Обобщение по теме: «Вода»

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги.

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Горы

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Почва – верхний слой земли. Состав почвы

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Разнообразие почв

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Основное свойство почвы- плодородие

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Охрана почвы

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Обобщение по теме: «Поверхность суши»

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Место России на земном шаре. Знакомство с картой

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Моря и океаны омывающие берега России

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Равнины и горы на территории нашей страны

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Реки и озера России

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Москва – столица России

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Санкт- Петербург

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Города Золотого кольца России

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Города Золотого кольца России

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Нижний Новгород, Казань, Волгоград.

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Новосибирск, Владивосток

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Население нашей страны

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Экскурсия. Ваш город.

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Важнейшие географические объекты  региона

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Описание материально – технического обеспечения

образовательной деятельности

1. Т.М. Лифанова, Е.М. Соломина Природоведение. Методические рекомендации 5-6 класс. М.: «Просвещение» 2017.

2.  Т.М. Лифанова, Е.М. Соломина Природоведение 5 класс. М,: «Просвещение» 2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...