«Психолого – педагогическое сопровождение
статья по психологии на тему

Борисова Валерия Леонидовна

            Современная школа призвана предоставить учащимся возможность самообучения, саморазвития и самосовершенствования в этих направлениях. Возможность решения такой сложной задачи мы видим в организации психолого–педагогического сопровождения самоопределения школьников в условиях профильного обучения, и на базе ОУ.  Цельюпсихолого–педагогического сопровождения школьников в условиях профильного обучения является обеспечение условий для полноценного развития школьников и может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pps_prof_obucheniya.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Психолого  –  педагогическое сопровождение

школьников в условиях профильного обучения»

Профильное обучение направленно на:

  1. реализацию личностно – ориентированного учебного процесса, позволяющего существенно расширить возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории,
  2. формирование умения адаптироваться подростку к новым условиям жизни;
  3. критически оценивать и находить пути решения возникающих проблем;
  4. анализировать ситуацию, адекватно изменять свою деятельность;
  5. владеть средствами коммуникации, добывать и пользоваться информацией.

Современная школа призвана предоставить учащимся возможность самообучения, саморазвития и самосовершенствования в этих направлениях. Возможность решения такой сложной задачи мы видим в организации психолого–педагогического сопровождения самоопределения школьников в условиях профильного обучения, и на базе ОУ.

Целью психолого–педагогического сопровождения школьников в условиях профильного обучения является обеспечение условий для полноценного развития школьников и может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.

Основные задачи психолого-педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников:

  1. мониторинг интересов, склонностей, образовательных потребностей учащихся старшей школы;
  2. анкетирование учащихся и построение моделей самоопределения школьников;
  3. создание эффективной системы психолого-педагогического сопровождения учебного процесса;
  4. повышение уровня мотивации учащихся для получения качественного образования.

Факторы, тормозящие процесс самоопределения школьников в профильных классах:

  1. Психологические затруднения в самоопределении учащихся, в осознанном выборе профиля.
  2. Психологические и методические затруднения учителей при выборе спецкурсов для преподавания.
  3. Перегрузка учащихся по причине неумения распределять силы и возможности, пропуски занятий.
  4. Дополнительное образование учащихся вне школы (музыкальное, курсы и т.д.).
  5. Отсутствие профессиональной переподготовки педагогических кадров по профильному обучению.
  6. Недооценка значительной группой учителей развивающего потенциала профильного обучения;
  7. Несформированность у значительной части школьников образовательных потребностей и запросов.

Этапы психологического сопровождения

  1. Пропедевтический этап.

Цель: выявление образовательного запроса учащегося.

На пропедевтическом этапе осуществляется предварительная диагностика образовательного запроса школьников с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей. Пропедевтический этап позволяет дифференцировать массив учащихся, в соответствии с их потребностью.

Содержание деятельности психолога:

- участие в комплектовании 10-х классов, разработка программы сопровождения учащихся на этапе профильного обучения.

  1. Основной этап.

Цель: моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильном  классе.

На основном этапе осуществляется:

-  обучение способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности, т.е. остаться обучаться в классе общеобразовательного содержания или по программе информационно-экономического профиля.

 - организация процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или иным направлениям образовательной деятельности в условиях ПО;

- анализ образовательных ситуаций, в которых создаются условия для выявления основных причин дезадаптации учащихся, обучаясь по программе профиля.

Содержание деятельности психолога:

  1. углубленное изучение  психологических особенностей, склонностей и интересов учащихся;
  2. соотнесение желаний со способностями, интересами и возможностями подростка;
  3. изучение связи индивидуально-психологических особенностей школьников
  4. изучение самооценки и мотивов учащихся.
  1. Завершающий этап.

Цель: оценка готовности школьника к принятию решения о дальнейшем профессиональном выборе.

На завершающем этапе:

- реализуются и анализируются «пробы выбора профиля обучения», серии эвристически ориентированных задач обучения, прогнозирующих соответствие личностной заинтересованности школьника в обучении на данном профиле, а также возможностей школьника требованиям избираемого профиля;

Содержание деятельности психолога:

- итоговое диагностическое обследование участников профильного обучения,

- анализ полученных результатов в ходе обследования,

- сравнительный анализ прогнозируемых и полученных результатов,

- коррекционная работы по составлению программы сопровождения профильного обучения.

Параллельно осуществлялась диагностическая работа с учителями, работающими  в профильном классе.

Цель, которой:

  1. дать оценку формированию профессионально значимых черт личности педагога;
  2. помочь учителю найти резервы для более эффективной работы или понять причины существующих профессиональных проблем.

Основные направления в деятельности психолога в период Псих-Пед Сопр:

Диагностика:

  1. Индивидуальная и групповая диагностика
  1. выявление профильной направленности учащихся
  2. определение предпочитаемого типа профессии у учеников
  3. выявление интересов и склонностей у учеников
  4. выявление отношения к различным видам профессий
  5. изучение особенностей познавательных процессов
  6. оценка коммуникативных и организаторских способностей ученика
  7. построение личной перспективы учащимися

Просвещение

  1. Творческие реферативные и научные работы,
  2. контрольные и зачетные работы обучающихся: расширение области познания личностных особенностей и профессиональной ориентации.

Консультирование

  1. Индивидуальное и групповое консультирование по вопросам выбора профессии,
  2. Оказание психологической помощи и поддержки всем участникам профильного обучения.

Коррекция 

  1. Групповые занятия: коммуникативные тренинги, тренинги личностного роста, тренинги принятия решений, деловые игры, направленные на  усвоение учениками эффективных способов взаимодействия, самопознание учеников, овладение моделями принятия решений и развитие у учеников социального интеллекта;
  2. Индивидуальная коррекционная работа направлена на оказание помощи выхода из негативного эмоционального состояния, определения сильных сторон личности, повышения мотивации учения и развития креативности мышления.

Практические действия в системе ППС

Для более полного представления об эффективности организации учебного процесса в классе ПО необходимо вести систематическое наблюдение за продвижением учащихся в учеб деят-ти, своевременно выявляя их затруднения и отслеживая успехи.

Процесс отслеживания психологической комфортности, компетентности и личностного роста осуществляется согласно ведению индивидуальных карт развития учащегося, которые содержат следующие направления:

  1. Карта наблюдения личностного развития:
  1. изучает степень выраженности и направленности на себя, на общение и на деятельность,  
  2. а также помогает отследить уровень развития

- организационно-волевых качеств (терпение, воля и самоконтроль);

- ориентационные качества (самооценка и интерес);

- поведенческие качества (конфликтность и сотрудничество).

  1. Карта сформированности предметной компетентности учащихся ПО:
  1. Изучает степень усвоения теоретических знаний по основным разделам учебно-тематического плана,
  2. развитие творчески навыков,
  3. умение осуществлять учебно-исследовательскую работу и навыки и умения организационного плана.
  1. Карта сформированности коммуникативной компетентности:
  1. Помогает отследить динамику развития умения  сотрудничать в деятельности, т.е.

- определять цель деятельности и алгоритм ее достижения,

- умение слушать и признавать другое мнение,

- умение распределять функции внутри группы

- способность доводить общее дело до конца

  1. Уровень сформированности культуры речи, мы отслеживает через

- умение и способность вести учебное и деловое общение,

- способность к публичному выступлению,

  1. Рефлексивные навыки самоконтроля и адекватную самооценку.
  1. Карта социальной компетентности:
  1. Помогает определить уровень развития способностей

- использовать знания в практической деятельности,

- через организаторские умения,

- исполнительские навыки,

- продуктивные и творческие умения.

  1. Умения сотрудничать как в учебной, так и во внеурочной деятельности со сверстниками и взрослыми.
  1. Карта оценки усвоения программного содержания, с помощью ведущих педагогов ПО (мат-ка, информатика, экономика, история, обществознание и психология управления), помогает отследить динамику усвоения теоретических знаний и практических умений учащимися по основным предметам профиля.
  2. Карта оценки эмоционального комфорта уч-ся на занятиях по профильным предметам, т.е. учащиеся оценивая свое эмоциональное состояние на проф уроках, помогают определить уровень профессиональной компетентности педагога и определить пути коррекционной деятельности, если это необходимо.

Структура взаимодействия

Результаты психолого-педагогического сопровождения, анализа диагностических обследований  предоставляются

-  в письменной форме директору школы и завучу научно-методической работе и профильному обучению в форме аналитических справок;

- педагогам – на педагогическом совете, совместно с завучем по ПО и классным руководителем  предоставляются результаты работы, проводится анализ и принимаются соответствующие решения по коррекции псих-пед действий,  принимаются рекомендации по развитию и дополнительному сопровождению учащихся и др.;

- родителям – на родительских собрания, совместно с классным руководителем и администрацией предоставляет информация о программе эксперимента, данные о диагностическом обследовании уч-ся, даются рекомендации психолого-педагогического содержания, помогающие совместно организовывать учебный процесс;

- с учащимися ПО проводятся классные часы проф направленности, тренинги по развитию личностных особенностей, коммуникативные тренинги; групповые консультации по результатам обследования и индивидуальные консультации и коррекционно-развивающие занятия по выявленной проблеме.

Выполняя функции педагога учебного предмета по «Психологии управления», я руководствуюсь авторской программой «Психология управления в экономике»,  утвержденной  областным ИПКРО и защищенной на городском МО психологов в апреле месяце 2007 года, рецензированной преподавателем высшей категории БПК № 1 Полынской Е.Ю. и заведующей МПМП г. Братска А.Н. Исратовой.

Программа элективного курса «Я подросток – мир профессий!», для учащихся 9 класса, сопровождающая предпрофильное  обучение, также утверждена  областным ИПКРО и защищена на городском МО психологов.  

Региональная научно-практическая конференция

«Актуальные проблемы теоретической и практической психологии»

Тема:  «Психолого  –  педагогическое

 сопровождение школьников

в условиях профильного обучения»

Педагог – психолог

МОУ «СОШ № 31» Г. Братска

Борисова В.Л.

Г. Иркутск, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...

Профилактическая психолого-педагогическая Программа работы педагога-психолога ГБПОУ РО «ТМПТ» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ.

Цель программы: содействие  социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие самостоятельности,социальной и профессиональной компетентности,  фор...

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Логопедическое сопровождение в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью"

В материале освещается общая характеристика нарушений речи у детей с умственной отсталостью, характеризуются уровни системного недоразвития речи. Анализируются виды локальных нарушений речи, даются ха...

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк)

Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк) является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагог...

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се...