СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО
статья по психологии по теме

Борисова Валерия Леонидовна

         Проблема социального сиротства является сегодня проблемой,  характерной для многих стран. Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon socialnoe_sirotstvo.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

«СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО»

I. ПРИЧИНЫ ДЕТСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ.

         Проблема социального сиротства является сегодня проблемой,  характерной для многих стран. Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.

            В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в особо трудные условия. Среди них - сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях.

    Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье:

  1. нарушение ее структуры и функций,
  2. рост числа разводов и количества неполных семей,
  3. асоциальный образ жизни ряда семей;
  4. падение жизненного уровня,
  5. ухудшение условий содержания детей,
  6. нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях;
  7.  распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.

        Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков.

      По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью (после гражданской и великой Отечественной войн) волну социального сиротства.

Следовательно, возникает глобальный вопрос: «Каковы же пути преодоления этого трагического, ставшего масштабным, социального явления?»; 

 Итак, существенными, политически-главными, являются:
1. Стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе.
2. Возрождение духовной культуры нации.
3. Экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства.
4. Возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку; возвращение "воспитания" в учебные заведения.
5. Реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений.
6. Совершенствование системы устройства детей-сирот.

II.  ПРОФИЛАКТИКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ НЕГАТИВНЫХ

СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ.

    Изучив проблему, мы задумались: что мы можем сделать, чтобы уменьшить контингент группы риска. А если мы не можем изменить семью, а ведь чаще нам это и не под силу, то, что мы можем сделать, чтобы среда, в которой оказывается ребенок, была ему адекватна, и чтобы ребенок научился не просто выживать в тех условиях, которые он имеет, а быть достойным гражданином своего отечества.

        Во-первых,  это профилактическая работа,  направленная

  1. на укрепление и сохранение семьи, как основной и естественной среды социализации и защиты ребенка;
  2. семья является не только объектом, но и субъектом социально-педагогического сопровождения, а сопровождение носит комплексный (педагогический, правовой, психологический, социальный) характер и осуществляется через реализацию индивидуальных программ комплексной социальной реабилитации ребенка и реадаптации его семьи.

       В многоплановой профилактической деятельности принимают участие центры практической психологии, социальной защиты населения, центры психолого-медико-пе да гогической диагностики развития детей и консультирования, социально-реабилитационные центры и приюты для детей, центры помощи беременным женщинам и женщинам с грудными детьми, учреждения здравоохранения, образования, культуры, молодежи, органы внутренних дел, а также семьи, родители и комиссии по делам несовершеннолетних.

          Социально-педагогическая работа по профилактике негативных социальных явлений проводится в три этапа:

  1. На первом этапе, когда все силы направлены на укрепление семьи, формирование социально-при ем ле мого поведения, базовой основой является формирование здорового образа жизни.
  2. Следующим этапом профилактики детской безнадзорности является сочетание духовного и психического здоровья ребенка, развитие его когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер.
  3. Раннее выявление проблем развития ребенка, оказание его семье и ему адекватной специализированной помощи является обязательным условием в системе профилактики таких пагубных явлений как детская безнадзорность, алкоголизм, наркомания, преступность.

   Существует целая система работы по профилактике и коррекции социального сиротства. Эта система предусматривает ряд возрастных ступеней:

  1. Работа с ребенком в утробе матери - работают с мамами логопеды, музыкальные терапевты, диетологи, психологи; задача – подготовить окружение к пониманию, что такое беременная женщина, что такое здоровье того, кто появится; что значит создать среду, что значит любить ребенка независимо от пола, а тем более, не зависимо от того, здоровый он появился или не здоровый.
  2. Вторая ступень – работа с ребенком от нуля до года. Патронируется семья – психологи и детские терапевты помогают маме стать мамой.
  3. Третья ступень - от года до трех. Задача – создать условия, чтобы поддержать в нужное время, в нужном месте и семью, и ребенка. Третья ступень – группа ранней социализации.
  4. Следующая программа до 3 до 6 лет. Это особый возраст, где происходит закладка не только интеллектуальных, но и эмоциональных параметров составляющей человека. От 3 до 6 лет используется  программа "Психолого-педагогическая санаторная группа с медицинским сопровождением".
  5. Следующая программа –"Социальная адаптация к школе". Мы не учим читать, писать, считать, что сейчас делают дошкольные гимназии, школы, детские сады. Наша задача – подготовить ребенка к тем стрессам, которые на него свалятся, как только он переступит порог школы.
  6. Следующая программа – для второклассников. Задача - выявление того контингента, который сегодня действительно нуждается в помощи. А ведь не все могут признать, что они нуждаются, не все могут знать, куда пойти и не все даже готовы пойти и заявить, что нужна помощь.

На всех ступенях программы осуществляется глубокое комплексное обследование, т.е.  прежде чем, что-либо предлагать семье или ребенку, мы должны точно узнать, насколько, пусть даже нашему примитивному понятию нормы сегодня соответствует и развитие ребенка, и собственное развитие семьи, чтобы мы могли качественно и грамотно составить программу индивидуально ориентированной помощи. Поэтому мы проводим диагностику, работаем с учителями, родителями. Мы работаем над мотивационной готовностью. Ищем, почему ребенку сегодня плохо в школе, от кого это зависит: от учителя, от школы, от среды, от родителей, от него самого. Когда  находим причину,  составляем программу и дальше мы работаем со школой, семьей.

III. ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС.

Психокоррекционный комплекс представляет собой системное воздействие, состоит из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый из блоков реализует различные задачи и состоит специфически организованных методов и приемов.

Рассмотрим общую характеристику каждого из блоков психокоррекционного комплекса.

БЛОК 1 – ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

ЦЕЛИ:

  1. Диагностика психологических факторов риска;
  2. Формулирование психологических факторов риска для каждой семьи;
  3. Формулирование общей программы психологической коррекции.

МЕТОДЫ:

  1. Психологический анализ биографической информации;
  2. Патопсихологическое обследование детей в присутствии родителей (если это возможно);
  3. Психологический анализ игровой деятельности ребенка;
  4. Психологический анализ игры ребенка с родителями;
  5. Диагностика самооценки ребенка и осознания детьми своего внутрисемейного положения и отношений со взрослыми (специальные эксперименты, проективные методики);
  6. Психологический анализ мотивов воспитания по биографическим данным;
  7. Диагностика супружеских коммуникаций (специальная экспериментальная процедура по исследованию коммуникаций);
  8. Изучение психологического климата семьи (детский коллектив соц учреждения: интерната, приюта; педмастерство сотрудников) через специальный опросник и циклограмму психологического климата.

БЛОК 2 – УСТАНОВОЧНЫЙ

      Включение установочного блока психокоррекции в общий комплекс,   связано с необходимостью создания активной установки на психокоррекционную работу, т.е. формирования мотивов самопознания и самосовершенствования.

ЦЕЛИ:

  1. снятие тревожности в связи с переживанием острого внутрисемейного кризиса;
  2. достижение облегчающего и расслабляющего эффекта;
  3. повышение уверенности родителей в возможности достижения позитивных изменений в поведении ребенка и в отношениях в семье;
  4. переформулировка запроса, целей психологической коррекции;
  5. создание активной установки на психокоррекционную работу.

МЕТОДЫ:

  1. Индивидуальная консультация с родителями и ребятами;
  2. Родительское собрание;
  3. Психологический анализ дневниковых записей.

БЛОК 3 – КОРРЕКЦИОННЫЙ

ЦЕЛИ:

  1. гармонизация процесса развития ребенка;
  2. достижение перехода от негативной к позитивной фазе критического периода;
  3. гармонизация игровой деятельности;
  4. достижение «открытия «Я»»;
  5. преодоление внутрисемейного кризиса;
  6. расширение сферы осознанности мотивов воспитания;
  7. снятие противоречий между конфронтирующими мотивационными тенденциями;
  8. изменение родительских установок и позиций, обучение родителей новым формам общения с ребенком, расширение знаний о психологии семейного воспитания.

 МЕТОДЫ:

  1. методика игровой групповой коррекции для детей;
  2. групповые тренинги с родителями;
  3. родительские семинары;
  4. методика совместных занятий родителей с детьми.

БЛОК 4 – ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

ЦЕЛИ:

  1. оценка изменений в психологических факторах риска в процессе коррекции;
  2. оценка эффекта коррекции.

МЕТОДЫ:

  1. «Обратная связь» родителей;
  2. Специальные экспериментальные процедуры;
  3. Оценка степени устойчивости ликвидации дезадаптивного поведения у детей.
  1. ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ К АДЕКВАТНОМУ ВОСПРИЯТИЮ ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ.

Цель программы – помочь ребятам освоиться с теми изменениями, которые происходят с ними в процессе взросления и организации собственной семьи.

Задача – адаптация подростка к новым условиям жизни.

                    Результатом должны стать умения:

  1. Ставить себя на место другого человека;
  2. Устанавливать границы общения;
  3. Раскрываться в общении;
  4. Проявлять свои чувства, в том числе, страхи, связанные с изменением ситуации жизни;
  5. Управлять своим поведением;
  6. Выполнять различные роли, связанные с семейным взаимодействием.

     Программа является частным случаем развития навыков уверенного поведения, принятия себя, которое будет особенно необходимо в новых условиях.  

Упражнения разделены на 3 уровня:

  1. игры, основанные на рисовании и простой ролевой игре;
  2. упражнения построены на  развитии коммуникативной компетенции;
  3. применение серьёзных разговоров и элементов психосоциального просвещения.

   Деление на уровни достаточно условное, т.к. простые упражнения могут использоваться для разогрева, и подбор упражнений определяется составом группы.

                          Занятие занимает 40 – 45 минут и должно включать:

  1. разминку на активизацию (какое-либо физическое упражнение, сплочение коллектива),
  2. основные упражнения,
  3. завершение занятия (упражнения на релаксацию, рефлексию).

Ребята «группы риска» негативно относятся к различным видам психологического вмешательства в их устоявший образ жизни, стереотипы мышления, поэтому основной задачей для психолога, перед коррекционной работой,  будет являться – установление контакта. Данный процесс порой может занимать несколько встреч и в основном это зависит от умений и опыта самого психолога.  Следовательно, на первом занятии предметом диагностики должны стать:

  1. опасения и страхи ребенка, их содержание, проявление в поведении;
  2. тип поведения ребенка в ситуациях, близкой к травмирующей;
  3. характерологические особенности ребенка.

Цели и задачи программы 

1) Формирование представления о семейных ролях.
2) Приобщение к положительным традициям национальной культуры и русской семьи. Формирование на примерах мирового искусства, а также - жизни известных семейных пар - понятия о благополучной семье.
3) Формирование "семейных" отношений в группе.
4) Формирование основных понятий об этике, психологии семейных отношений.
5) Подготовка к будущей семейной жизни:

  1. Формирование половой идентификации.
  2. Формирование экономического мышления.
  3. Формирование психологических основ здоровых отношений мужчины и женщины.

Тематика и основные формы работы:

Цикл: Личность. Общество. Семья.

1. Семья в зеркале науки. Функции семьи.
2. Как выбрать спутника жизни.
3. Условия семейного счастья.
4. Свадьба.

Цикл: Семейное счастье 

1.Семьи - их структура, тип.
2.Неполные браки. Повторные браки.
3.До и после свадьбы.
4.Кто в семье хозяин? Роль в семье мужчины и женщины. Беседа-дискуссия "Распределение обязанностей в семье

Цикл: Супружество: наука и искусство. 

1. Искусство быть супругами.
2. Психология семейных отношений.
3. Любовью дорожить умейте.
4. Психология интимного.

Цикл: Родители и дети.

1.Искусство быть родителями.
2. Основные начала воспитания.
3. Союз поколений.
4. По законам труда и морали.

Цикл: Семейное законодательство.

1. Регистрация брака. Брачный договор. Венчание.
2. Защита материнства и детства.
3. Семейные споры.
4. Расторжение брака или сохранение союза?

Цикл: "Чистейшей прелести чистейший образец".

1. "Люблю и ее, и себя, и будущее, и весь мир..." (Л.Н. Толстой и С.А. Толстая)
2. А.С. Пушкин и Н.Н. Гончарова.
3. А. Блок и Л. Менделеева.
4. А. Ахматова и Н. Гумилев.
5. А.К. Толстой и С.А. Толстая.

Цикл: Семейные праздники. 

1.Как выбрать подарок.
2. Как создать праздничную атмосферу в доме.
3. Как украсить праздничный стол.
4. Развлечения.

Цикл: Здоровье семьи.

1. Духовное и физическое здоровье.
2. О здоровом питании.
3. Семейные игры на воздухе.
4. Об активном отдыхе.

Цикл: Быт и семья.

1. Быт ... или не быть? Радость совместного труда.
2. Уют в доме. Полезные домашние советы.
3. Культура домашнего стола.
4. О семейной экономике.

Анкетирование:

а) "Мое представление о семье".
б) "Конфликтная ли вы личность?"

Кинетический рисунок предполагаемой семьи.

Практикумы:
а) "Ласковое слово родным вам людям".
б) "Как создать уют в семье?"
в) "Какой вам видится ваша будущая счастливая семья?"

Игры:

а) "Семейная эстафета".
б) "Шкатулка тайн".
в) "Мы играем в семью".

Экономические уроки.

Ведение дневников.
а) "От чистого сердца простыми словами".
б) "Год за годом работаю над собой".
в) "Семейный дневник" (Что такое хорошо и что такое плохо?)

Подборка пословиц и поговорок о семье.

Советы Карнеги.

Основные методы работы: 

  1. Моделирование проблемных ситуаций.
  2. Погружение ребенка в ситуацию свободного выбора с целью развития в нем многовариативности подходов к действительности.
  3. Метод психологической адаптации, выработка "непосредственного отношения к явлениям жизни" (Л.Н. Толстой).
  4. Метод сотворчества, позволяющий воспитателю стать не только организатором мероприятия, но и его участником.
  5. Игровой метод.
  6. Метод творческих возможностей.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ:

  1. Психологические коррекционные занятия должны быть интересными и эмоционально вовлекать детей и подростков в обсуждение проблем, связанных с семейной жизнью и психологией взаимодействия людей. В ходе подготовки ребята будут сталкиваться с большими трудностями, поэтому если эти занятия будут еще и неинтересными, то ребята могут отказаться от участия в такой работе.
  2. Работа в группе должна быть направлена на актуализацию негативного опыта ребенка и его переработку. Важно, чтобы в ходе занятий ребенок понял, что не несет ответственности за случившееся (утрата семьи, плохое обращение, асоциальное поведение родителей и т.д.). ведь ребенок часто думает, что всё происходит по его вине: «Мама умерла, потому что я плохо себя вел», «Я попал в приют, потому что по-хорошему я не понимаю» и т.д. И маленькие дети, и подростки нуждаются в проработке этих переживаний. Часто независимо, от возраста дети затрудняются в выражении чувств, освоении возможностей их проработки.
  3. Коррекционная работа должна формировать стратегию совладеющего поведения в сложных ситуациях, а для это ребята должны в ходе занятий узнать о себе как можно больше и научиться применять эту информацию в жизни.
  4. Занятия должны соответствовать уровню развития  ребенка. По идее, программа должна включать в себя как элементы, основанные на работе с разновозрастной группой, так и компоненты, четко адресованные определенной возрастной группе. Важно предоставить ребенку возможность выбирать из всего потока информации ту, которая ему в данный момент нужнее всего. Необходимо помнить и о таком в полнее реальном феномене коррекционно-развивающей работы, как эффект отсроченного действия, т.е. когда цель занятия достигается через какое-то время после его проведения.

И, наконец, еще одна важная сторона -  это требования к специалисту, который работает с детьми категории «социальный сирота»:

  1. Коммуникативные навыки;
  2. Теплота, искренность и эмпатия;
  3. Открытость и готовность делиться чувствами;
  4. Сензитивность (расположенность, восприимчивость);
  5. Мотивация к работе по семейным и учебным  проблемам;
  6. Гибкость, юмор (отсутствие черного юмора), надежность;
  7. Опыт работы взаимодействия с детьми данной категории.
  1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ (социальных сирот).

    Консультирование детей-сирот  один  из  важных  этапов  социализации  и

адаптации.  Консультирование  помогает  понять  глубину  внутренних проблем ребенка, и найти верный путь решения  этих  проблем.  В  современной литературе нет разработок, программ, методов  консультирования  детей-сирот.

     Наша задача выделить наиболее волнующие, затрагивающие проблемы детей  в  этой  области   и  найти   решения.

    Предлагаем рекомендации     социальным     педагогам    в     социально-педагогическом консультирование детей статуса социальный сирота.

                                         Дошкольный возраст

    1. Занятия для ребят   представляют серьезную трудность.  Для  этого  контингента  детей значительно более  эффективным  средством  обучения  является  дидактическая игра. На занятиях    должно  быть  как  можно  меньше  число  словесных объяснений и как можно больше наглядного материала, практических действий.

    2.   Наблюдая за самостоятельными  действиями ребенка  во  время  игры,

иногда участвуя в ней на правах партнера, педагог время от  времени  может

задавать ему  вопросы,  направленные  на  осознание  действий  и  состояний.

Вопросы  педагога,  включенные  в  деятельность  ребенка,   преследуют   три

основные цели:

  1. Устанавливать связь между прошлыми, настоящими и будущими  действиями ребенка, выделять для него цель действий и средства ее достижения (  Что  ты хочешь построить? Что тебе для этого нужно? Что  нужно  сделать  сначала,  а что потом? и.т.д ).
  2.  Способствовать  выделению  и  осознанию  собственных   состояний   и переживаний ребенка. Как правило, дошкольники, особенно растущие в  дефиците личностного общения, не  замечают  своих  настроений,  чувств,  переживаний. Социальный педагог  или детский психолог может выделить эти переживания для ребенка  и  подсказать их: «Тебе обидно, что тебя не приняли в  игру,  ты  очень  расстроился,  да? Тебе приятно, что тебя похвалили на занятиях? и.т.д.
  3. Ставить ребенка в ситуацию сознательного выбора, побуждать к принятию

самостоятельных  решений.  Здесь психолог или социальный  педагог  может   направить   на самостоятельный выбор вопросами: Во что хочешь играть? С кем хочешь  играть? и.т.д.

      Таковы основные задачи речевого общения со  взрослым,  включенного  в

самостоятельную  деятельность  ребенка.   Конечно,   число,   содержание   и

формулировки вопросов не  могут  быть  рекомендованы  заранее  в  достаточно конкретном виде. Все это зависит от характера ребенка и от особенностей  его деятельности.

    3.Совместное планирование  игры  предполагает  специальную  организацию

педагога совместной деятельности детей. Педагог  с  несколькими  детьми  5-6

человек  заранее  составляет  план  их  будущей  игры:  распределяет   роли,

определяет порядок действий, обязанности каждого  персонажа,  его  характер,

конечные и промежуточные звенья деятельности. При этом педагог советуется  с детьми и охотно принимает всякое их предложение.

    4. Каждый вечер с ребятами полезно устраивать беседы  о  прожитом  дне.

Педагог может начать разговор сам,  кто  приходил  в  группу.  Иногда  нужно

обращаться к кому-нибудь из детей, чтобы он напомнил, что было дальше.  Если ребенок молчит, можно продолжать самому.  Важно, чтобы  дети  узнавали  свой прожитый день в рассказе  педагога и сами попытались вспомнить, что  с  ними было. Когда подобные беседы станут привычными, дети сами  будут  откладывать в памяти разные эпизоды и охотно рассказывать о них.

    5.  Жизнь  детей   нужно  по  возможности  насыщать  событиями, обогащать новыми впечатлениями: устраивать  концерты,  в  которых  они  сами

участвуют, инсценировать разные сказки, водить на экскурсии,  организовывать

новые игры.

                              Младший школьник

        1. Для полноценного интеллектуального  развития  детей  и  особенно

           образного  мышления,   креактивности,   творческого   компонента

           необходимо всемерно обогащать и расширять  конкретно-чувственный

           опыт детей. Полезно увеличивать пространство обитания, чаще

           совершать  прогулки,  всевозможные  экскурсии,  по   возможности

           менять  помещения,  обстановку,  в   которой   дети   играют   и

           занимаются. Остро необходимо увеличить числа и разнообразия  тех

           предметов, с которыми ребенок  может  активно  иметь  дело: от

           бытовых вещей  (кувшин,  ваза,  рожок  для  обуви  и  т.  д.)  до

           специальных материалов, игрушек,  предназначенных  для  развития

           различных сторон психики ребенка.

        2. Целесообразно разработать особый курс занятий по изобразительной

           деятельности и словесному творчеству, направленных  на  развитие

           воображения. Очень хорошие задания: дорисовать начатый  рисунок,

           угадать по расположению точек и их  прочерчиванию,  что  задумал

           художник и.т.д. Очень полезно составлять  рассказы  по  заданным

           словам. При подборе заданий для развития мышления и  воображения

           необходимо учитывать возможности ребенка, добиваться того, чтобы

           задания были в меру трудными  и,  выполняя  их,  ученик  испытал

           радость, как преодоления сложности, так и своего успеха.

        3. Задача педагога научить ребенка играть с игрушками, в настольные

           игры, работать с  конструктором.  В  контексте  работы  педагога

           полезно пользоваться системой развивающих и  коррекционных  игр.

           Она должна содержать игры разных типов; дидактические,  ролевые,

           развивающие, сюжетные, игры-драматизации, игры с правилами.

        4. Для оптимизации процесса общения ребенка со взрослыми необходимо

           в первую очередь уточнить позицию взрослый в отношении  ребенка.

           Часто педагог  использует силу  зависимости  ребенка  от  их

           настроения,  внимания,  авторитета  для  управления  поведением.

           Педагог должен стремиться ослаблять влияние  такой  зависимости,

           развивать автономию ребенка от взрослого. Для  развития  общения

           со  взрослыми  и  сверстниками  полезны  тренировка,   отработка

           навыков поведения в разнообразных конкретных  ситуациях,  в  том

           числе трудных,  конфликтных.  Это  может  осуществляться  как  в

           повседневном общении, так и  в  ходе  специально  организованных

           групповых занятий. Полезно учить  ребенка  не  только  правильно

           вести себя в различных  ситуациях,  но  и  как  бы  выходить  за

           пределы актуальной жизненной ситуации.

        5. Для развития произвольного поведения, операций планирования  как

           ситуации учебной деятельности, где все  эти  операции  выступают

           существенными ее компонентами, так и  специальные  коррекционные

           занятия.

        6. Социальный педагог должен обращать внимание на  то,  как

           складываются его эмоциональные  связи  с  детьми,  учитывая  все

           возможные  последствия  как  недостатка,   так   и   переизбытка

           эмоциональности и интенсивности общения.

                            Подросток и юношество

   1. Для оптимизации процесса развития самосознания,  отношения  к  себе  в

      подростковом   и   юношеском   возрасте   следует    вести    активную

      воспитательную работу по основным направлениями:

  1. необходимо   всемерно   стимулировать   процесс   рефлексии,

самопознания.  Для  этого  полезно  проводить  индивидуальные  и   групповые

беседы, сочинения на тему; Что я знаю о себе?, Что я люблю и ненавижу?,  Что

я умею?.

  1. следует  поощрять  у  подростков  стремление  к  ведению  личных

дневников, обучать их этому. Дневник способствует развитию внутреннего  мира подростка.

  1. полезно  использование   простейших   психологических   тестов

самопроверки с последующим обсуждением результатов.

  1. следует  обращать  особое  внимание  на  развитие  автономности

представлений подростка о себе, их относительной независимости  от  суждений и оценок окружающих.

  1. формирования  правильного  отношения  подростка  к  себе;  

         3. Подготовка детей статуса «социальный сирота» к  их  будущей  семейной жизни. Важно иметь в виду, что  характерное  для  любого

      подростка  обостренное  отношение  к  своей    внешности,   к   оценке

      собственной   привлекательности   с   точки   зрения    представителей

      противоположного пола у детей, растущих  вне  семьи,  оказывается  еще

      более акцентированным. Для подготовки  к  будущей семейной жизни их следует учить практике взаимоотношений не только  со сверстниками и взрослыми, чему уделяется,  как  правило,  определенное внимание, но и со старшими и с  младшими детьми.

      Такая работа требует очень высокого профессионального мастерства,  огромного опыта и любовь к детям

ТЕЗАРИУС:

  1. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство.
  2. Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.
  3. Попечительство - это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей). Понятие, близкое к опеке.
  4. Опека - это "форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных" Под опекой также понимают лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. К ним относятся дети, родители которых:
    · умерли;
    · лишены родительских прав; · ограничены в родительских правах;
    · признаны безвестно отсутствующими;
    · недееспособны (ограниченно дееспособны); · отбывают наказание в исправительных колониях;
    · обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;
    · уклоняются от воспитания детей;
    - отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.

         (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1994. С.445).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему «Взаимодействие классного руководителя и социального педагога в организации профилактической работы с обучающимися по предупреждению социального сиротства»

В условиях модернизации российского образования перед классным руководителем стоит задача: создание гуманных, воспитывающих отношений в социуме для формирования общественно активной и социально полноц...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

      Как же  в нашем образовательном учреждении ведется  работа в этом направлении?  Основной целью деятельности классного руководителя и социального педагога...

Модель ранней профилактики социально-опасного положения и социального сиротства в образовательном учреждении

Ранняя профилактика социально-опасного положения и социального сиротства - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствую...

Социально-педагогическая работа в сфере профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия

Деятельность социального педагога по профилактике и преодолению социального сиротства....