Программа "Тропинка к собственному Я"
рабочая программа по психологии на тему

Коррекционно - развивающие занятия для учащихся 1 - го класса специальной коррекционной школы - интернат 8 вида.

Цель способствовать полноценному психическому и личностному развитию школьника.

Задачи: - развитие познавательных процессов

- ориентация в пространстве

- развитие моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dlya_attestacii.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования Администрации Ковернинского муниципального района

МС(К)ОУ Большекрутовская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа – интернат VIII вида.  

Творческая работа

«Тропинка к собственному «Я»» - коррекционно – развивающая программа для учащихся 1 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида.

                                                                           Программу составила

                                                                       педагог  - психолог

                                                                      Набойщикова О. П.                                                    

                                                                           

д. Большие Круты

2010 – 2011 учебный год.

Содержание:

ГлаваII. Творческая работа. «Тропинка к собственному «Я»» - коррекционно – развивающая программа для учащихся 1 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида.

1.Пояснительная записка ………………………………………….…………..…3

2. Приоритетные направления развития  учащихся 1 класса………...…..…….4

3. Психофизиологические и организационно – деятельностные причины нарушения учебной деятельности………………………...…………….……….6

4. Учебно – тематический план на год………………………………..………..10

5. Список литературы………………………………………………..…………..31

7. Приложения………………………………………………………………….

Приложение 1. Карта наблюдений за учащимися 1 класса ………………..

Приложение 2. Занятие № 1………………………………………………….

Приложение 3. Занятие № 2…………………………………………………

Пояснительная записка.

С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу. Даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают стресс, показывают не стабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в школе, в той школе, которую они так живо и красочно себе представляли. Таким образом, одним из главных направлений работы школьного психолога в начальной школе является помощь ученику в освоении учебной деятельности как в период адаптации в первом классе, так и на всем протяжении обучения в младших классах. Причем учебная деятельность понимается не только как проявление интеллектуально – познавательной активности детей, а как «… явление целостной и полнокровной жизни детей в школьный период развития…» (В. В. Давыдов). Успешность освоения учебной деятельности, прежде всего, заложена не в ранней программной подготовке дошкольника, а в полноценном освоении игровой деятельности. Так, в частности, в процессе развития сюжетной игры расширяется кругозор, формируется воображение, произвольность поведения, вырабатываются умения принимать правила, инструкцию, следовать заданному алгоритму, формируются познавательные интересы. Возникает необходимость развивающих занятий, помогающих младшему школьнику не только приобрести навыки работы в классе, принятия учебной  задачи, самостоятельной деятельности, но и актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, получить новый деятельностный опыт. Для организации таких занятий педагогу – психологу, прежде всего, необходимо совместно с учителем организовать психолого – педагогическое наблюдение (Приложение 1). Совместная работа с преподавателем, результаты длительных психолого – педагогических наблюдений – все это позволило разработать программу «Коррекционно  - развивающие занятия для учащихся 1 класса».

Цель:

  1. Способствовать полноценному психическому и личностному развитию школьника.

Задачи:

  1. Развитие познавательных процессов;
  2. Ориентация в пространстве;
  3. Развитие моторики.

Длительность программы: 1 год

Программа составлена с учетом интересов и психолого – возрастных особенностей школьника.

Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования.

Приоритетные направления развития учащихся 1 класса.

Приоритетные направления развития

Возрастные особенности

1. Ориентация в пространстве:

  1. копирование с доски учебника;
  2. ориентация в тетради;
  3. ориентация в пространстве;
  4. движения с преподавателем.

2. Произвольность:

  1. восприятие инструкции;
  2. произвольность познавательных процессов;
  3. организация простых видов деятельности.

3. Тонкая моторика, координация.

4. Мышление:

  1. сравнение;
  2. анализ;
  3. логика;
  4. выделение существенного.

5. Организация деятельности.

6. Внимание:

  1. концентрация;
  2. объем.

7. Память:

  1. объем;
  2. опосредованность.

8. Восприятие:

  1. произвольность.

Психофизиологические и организационно – деятельностные причины нарушения учебной деятельности.

Тематическое планирование.

занятия

Направленность

Основные моменты

1

Вводное занятие.

Мотивационная беседа «Два пловца»

2

  1. Ориентация в пространстве
  2. Развитие произвольности внимания
  3. Развитие произвольности восприятия
  4. Зрительный анализ

Игра «Футбол»,

3

  1. Ориентация в пространстве
  2. Развитие произвольности внимания
  3. Развитие произвольности восприятия
  4. Развитие воображения

«Копирование», «Маршрут», «Перекрестное марширование», «Рисунок из фигур».

4

  1. Ориентация в пространстве
  2. Развитие произвольности внимания
  3. Развитие произвольности восприятия

«Кулак – ребро - ладонь», «Звучащие предметы», «Буквы в воздухе», «Перекрестное марширование», «Самый самый».

5

  1. Ориентация в пространстве
  2. Развитие произвольности внимания
  3. Развитие произвольности восприятия

«Колечко», «Графическая сказка», «Повтори движение», «Необычное письмо».

6

  1. Ориентация в пространстве
  2. Развитие произвольности восприятия

«Самый самый», «Раздели лист», «Графический диктант», «Маршрут».

7

  1. Ориентация в пространстве
  2. Развитие произвольности восприятия
  3. Развитие тонкой моторики

«Закрась фигуры», «Графическая сказка», «Самый самый».

8

  1. Ориентация в пространстве
  2. Развитие мышления
  3. Развитие произвольности
  4. Развитие воображения

«Графический диктант», «Рисунок из фигуры», «Самый самый».

9

  1. Ориентация в пространстве
  2. Развитие произвольности внимания
  3. Развитие произвольности восприятия

«Закрась фигуры», «Дорожки», «Маршрут».

10

  1. Ориентация в пространстве
  2. Развитие произвольности восприятия
  3. Развитие моторики

«Необычное письмо», «Скопируй точки», «Лягушка», «Графический диктант».

11

  1. Развитие восприятия
  2. Зрительный анализ
  3. Развитие произвольности внимания
  4. Развитие произвольности восприятия

«Спрятанные фигуры», «Необычное письмо».

12

  1. Ориентация в пространстве
  2. Развитие произвольности внимания
  3. Развитие произвольности восприятия
  4. Зрительный анализ

«Колечко», «Скопируй точки», «Контуры», «Кулачки».

13

  1. Ориентация в пространстве
  2. Развитие произвольности внимания

«Самый самый», «Маршрут», «Переплетенные линии», «Звучащие предметы».

14

  1. Развитие произвольности запоминания
  2. Развитие произвольности внимания
  3. Развитие произвольности восприятия

«Что изменилось», «Копирование по точкам», «Маршрут»

15

  1. Ориентация в пространстве
  2. Развитие воображения
  3. Развитие произвольности восприятия

«Восьмерка», «Волшебный карандаш», «Скопируй точки», «Маршрут».

16

  1. Ориентация в пространстве
  2. Развитие моторики
  3. Развитие произвольности восприятия

«Колечко», «Спрятанные фигуры», «Закрась фигуры»,

17

  1. Развитие произвольности запоминания
  2. Развитие произвольности внимания
  3. Развитие произвольности восприятия
  4. Развитие воображения

«Волшебный карандаш», «Графический диктант», «Что изменилось».

18

  1. Развитие произвольности внимания
  2. Развитие мышления

«Лягушка», «Найди отличия», «Сравни», «Четвертый лишний», «Копирование по точкам».

19

  1. Развитие концентрации внимания
  2. Развитие произвольности восприятия
  3. Развитие произвольности запоминания
  4. Развития мышления

«Движение по 4 – м направлениям с привлечением движения языка и дыханием», «Найди пару», «Ухо - нос».

20

  1. Развитие мышления
  2. Развитие произвольности восприятия
  3. Зрительный анализ

«Лягушка», «Графический диктант», «Спрятанные фигуры»

21

  1. Развитие произвольности запоминания
  2. развитие произвольности восприятия
  3. Развитие воображения

«Восьмерка», «Необычное письмо», «Ухо - нос», «Найди отличия»

22

  1. Развитие логического запоминания
  2. Развитие мышления
  3. Развитие концентрации мышления

«Кулак – ребро - ладонь», «Кулачки», «Найди существенное».

23

  1. Развитие мышления
  2. Развитие произвольности запоминания
  3. Развитие произвольности внимания

«Лезгинка», «Послушай и ответь», «Графический диктант»

24

  1. Развитие мышления
  2. Развитие произвольности восприятия

«Движение по 4 – м направлениям и диагоналям с дыханием», «Найди существенное», «Спрятанные фигуры», «Мельница».

25

  1. Развитие произвольности внимания
  2. Развитие мышления
  3. Развитие моторики

«Найди пару», «Расскажи о …», «Художники», «Мельница».

26

  1. Развитие произвольности восприятия
  2. Развитие моторики
  3. Развитие мышления

«Колечко», «Контуры», «Копирование по точкам», «Рисуем двумя руками».

27

  1. Развитие концентрации внимания
  2. Развитие произвольности внимания
  3. Развитие мышления
  4. развитие речи

«Лезгинка», «Расскажи о …», «Перепутанный рассказ»

28

  1. Развитие мышления
  2. Развитие произвольности запоминания
  3. Развитие концентрации внимания

«Восьмерка», «Закономерности», «Художник», «Ухо - нос».

29

  1. Развитие мышления
  2. Ориентация в пространстве
  3. Развитие произвольности запоминания

«Раскрась по маршруту», «Послушай и ответь».

30

  1. Развитие произвольности восприятия
  2. Развитие концентрации внимания
  3. Развитие моторики
  4. развитие мышления

«Копирование по точкам», «Контуры», «Художник».

31

  1. Развитие произвольности восприятия
  2. Развитие мышления
  3. Развитие моторики
  4. Развитие произвольности внимания

«Колечко», «Рисуем по клеточкам», «Ребусы», «Кулачки».

32

  1. Развитие мышления
  2. Развитие моторики
  3. Развитие произвольности восприятия

«Рисуем двумя руками», «Ухо - нос», «рисуем по клеточкам».

33

  1. Развитие мышления
  2. Развитие зрительной памяти
  3. Развитие воображения
  4. Словарное развитие

«Дыхание по 4 – м направлениям с привлечением движения языка и дыханием», «раскрась по маршруту», «Угадай по признакам».

34

  1. Развитие мышления
  2. Ориентация в пространстве
  3. Развитие произвольности запоминания
  4. Развитие произвольности внимания

«Расскажи о …», «Перепутанный рассказ», «Раскрась по маршруту».

35

  1. Развитие мышления
  2. Словарное развитие
  3. Развитие произвольности запоминания

«Закономерности», «Мельница», «Перепутанный рассказ».

36

  1. Словарное развитие
  2. Развитие мышления
  3. Развитие произвольности запоминания

«Восьмерка», «Найди существенное», «Ухо - нос», «Запомни и ответь».

37

  1. Развитие мышления
  2. Словарное развитие

«Движение по 4 – м направлениям и диагоналям», «Назови одним словом», «Что изменилось».

38

  1. Развитие мышления
  2. Развитие воображения
  3. Словарное развитие

«Колечко», «Лишняя фигура».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Формирование собственной модели оценки качества образования сельского учителя.

Это статья из интернет-конференции "Школа уральской глубинки"...

Разработка урока по праву Общая собственность и порядок защиты права собственности. защита неимущественных прав.

Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель)  Класс(ы):  11 класс  Предмет(ы):  право: основы правовой культуры   ...

План урока по технологии на тему:"Собственность и ее виды. Творческий труд и интеллектуальная собственность."

Собственность и ее виды. Творческий труд и интеллектуальная собственность. Основы патентного права; патентирование изделий, объектов, товарных знаков и прав интеллектуальной собственности Компьютерная...

Сочинение «Собственные мысли о собственном будущем»

Будущее… Каждый видит свое будущее стабильным, надёжным, прочным, потому что уже сегодня определяет свои способности, корректирует интересы и соизмеряет материальные возможности. Сопоставляя вс...

Презентация на тему "Собственность. Экономические формы собственности"

Презентация по предмету "Экономика" для 8 класса...