Лекция для родителей «Что такое суицид и как с ним бороться»
статья по психологии по теме

Лекция для родителей о суицидальном поведении с конкретными рекомендациями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc52 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1_k_state.doc25 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2_k_state.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция на родительском собрании по теме:

«Что такое суицид и как с ним бороться»

Цель: просвещение родителей,  аналитический обзор с методическими рекомендациями по профилактике суицидов и суицидального поведения несовершеннолетних

Современное общественное развитие насыщено множеством проблем, с которыми сталкивается молодежь. Не обладая достаточным жизненным опытом и умением справляться с возникшими жизненными трудностями значительная часть молодого поколения, желая избавиться от них, выбирает путь добровольного ухода из жизни, что не может не вызывать тревоги у общества.

Ежегодно в России совершается около 70 тысяч самоубийств, из них добровольно уходят из жизни около 12 тысяч подростков.

Согласно оперативной  информации в Ульяновской области за 9 месяцев 2008 года несовершеннолетними совершено 50 суицидальных попыток, в том числе 3 со смертельным исходом. Наибольшее количество попыток суицида совершено подростками в г. Димитровграде (11), Ленинском районе г. Ульяновска (8), г. Инзе (7). Основные способы совершения: отравления (41), выбросились из окна (4), путём вскрытия вен (3), самоповешение (2). Проведённый анализ показывает, что в основном суицидальным попыткам подвержены девочки (40), в возрасте от 16 до 17 лет (33) из благополучных (39) полных (28) семей. Основными причинами  являются внутрисемейный конфликт (22), безответная любовь (19).

Проблема устранения условий, подталкивающих к самоубийству молодежь, является весьма важной. При работе с молодежью, особенно с трудными подростками, внимание должно быть постоянно обращено на возможность совершения суицида с тем, чтобы вовремя и умело его предотвратить.

Необходимо уметь выделять общие признаки душевного дискомфорта у лиц, склонных или уже готовых к суициду с целью предотвращения непоправимой трагедии.

Самоубийства совершаются людьми различных психологических типов. Необходимо подчеркнуть, что какой-либо единой личностной структуры, специфичной для суицидального поведения и достаточно определённо указывающей на вероятность его возникновения, не обнаружено. Не существует так называемого типа «склонных к самоубийству». Всё зависит от силы психотравмирующей ситуации и её оценки как непереносимой. Вместе с тем, наибольшей уязвимостью, склонностью к неадаптивному поведению обладают подростки с акцентуированными и психопатическими чертами характера. В одном случае речь идёт о практически здоровых людях, отличающихся гипертрофированной заострённостью каких-либо характерологических черт, а в другом – о тех, у кого пограничные расстройства могут в привычных для них условиях жизни быть стёртыми, компенсированными адаптивными эталонами поведения.

Факторами суицидального риска являются:

1. Социально-демографические: отсутствие отца в раннем детстве; «матриархальный» стиль отношений в семье (сильное влияние матери); отсутствие внимания, отверженность в детском и подростковом возрасте; чрезмерная опека, воспитание по типу «кумир семьи»; воспитание в семье с «алкогольным климатом»; частые скандалы в семье; развод родителей; воспитание в детском доме при наличии родителей; наличие в семье психически больных; наличие в семье случаев самоубийств, попыток самоубийств или суицидальных угроз со стороны близких родственников.

2. Биографические: побеги из дома; частая смена мест учебы; злоупотребление алкоголем, наркотическими веществами; совершение суицидальных попыток; серия «провалов» в подростковом возрасте: неудачи в обучении, изоляция в коллективе; наличие друзей, совершивших самоубийство.

3. Медицинские: соматическая патология (внутренние болезни); церебро - органическая патология (заболевание головного мозга); психические заболевания (наиболее выраженный риск при реактивных депрессиях, неалкогольных токсикоманиях, психопатиях, аффективных психозах).

4. Индивидуальные.

К характерным личностным особенностям суицидентов можно отнести: низкий или заниженный уровень самооценки; неуверенность в себе; высокую потребность в самореализации; высокую значимость для них тёплых, эмоциональных связей, искренности взаимоотношений, наличие понимания и поддержки со стороны окружающих; трудности в волевых усилиях при принятии решений; снижение уровня оптимизма и активности в ситуации затруднений; тенденция к самообвинению, преувеличение своей вины; несамостоятельность; высокий уровень тревожности; недостаточная социализация, инфантильность и незрелость личности.

Основным содержанием общего направления профилактики суицидов является ослабление и устранение социальных и социально-психологических причин и условий, способствующих формированию и проявлению суицидального поведения несовершеннолетних.

Частная профилактика строится на основе учёта групповых и индивидуальных факторов риска. Она направлена на своевременное выявление детей, находящихся в суицидоопасном состоянии, и оказание им психологической помощи и поддержки. В ходе беседы с детьми, необходимо обращать особое внимание на подростков, высказывающих намерения совершить самоубийство, либо совершавших аутоагрессивные поступки ранее.

На основе различных поведенческих проявлений можно своевременно выявить подростков с высоким риском суицидальных действий. К числу таких признаков относятся: открытые высказывания о желании покончить с собой (друзьям, родственникам, близким людям, знакомым); косвенные «намеки» на возможность суицидальных действий; «репетиция самоубийства»; активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств покончить с собой и создание соответствующих условий (накапливание лекарственных средств, поиск и хранение отравляющих жидкостей, укрепление веревки и т.д.); фиксация на примерах самоубийства (повышенный интерес, частые разговоры о самоубийствах вообще); нарушение межличностных отношений, сужение круга контактов в коллективе, стремление к уединению; изменившийся стереотип поведения: несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности подвижных, общительных («зловещее спокойствие» и собранность), возбужденное поведение и повышенная активность у малоподвижных; общительность у молчаливых; внезапное проявление черт, несвойственных ранее подростку: аккуратность, откровенность, щедрость (раздача личных вещей, которая зачастую сопровождается символическим прощанием); утрата интереса к окружающему (вплоть до полной отрешенности).

Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения. Суицидальное поведение в детском возрасте связано собственно не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания. Суицидальное поведение у детей до 13 лет – редкое явление, и только с 14 – 15 летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума к 16 – 19 годам.

Реальное понятие о смерти у ребенка формируется лишь к 11 – 14 годам, после чего ребенок может по-настоящему осознавать реальность и необратимость смерти. Маленький ребенок скорее фантазирует по поводу смерти, плохо понимая различия между живущими и умершими. И только ближе к подростковому возрасту смерть начинает восприниматься как реальное явление, хотя и отрицается, кажется маловероятной для себя. Самоубийство в детском возрасте побуждается гневом, страхом, желанием наказать себя или других. Нередко суицидальное поведение сочетается с другими поведенческими проблемами, например прогулами школы или конфликтами.

Возникновению суицидального поведения также способствуют тревожные и депрессивные состояния. Признаками депрессии у детей могут быть: печаль, несвойственное детям бессилие, страх неудачи и снижение интереса к учебе, чувство неполноценности или отвергнутости, чрезмерная самокритичность, замкнутость, беспокойство, агрессивность.

Несколько иную картину суицидального поведения в подростковом возрасте. Среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей. Суицидальное поведение в этом возрасте чаще имеет демонстративный характер, в том числе шантажа. Лишь у 10 % подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), а в 90 % - это крик о помощи.

Проведя обследования группы подростков в возрасте 14 – 18 лет выделили факторы, влияющие на такое поведение:

  1. совершены на фоне аффективной реакции;
  2. психическое расстройство, например депрессия (к «детским» признакам депрессии присоединяются чувство скуки и усталость. Фиксация внимания на мелочах, склонность к бунту и непослушание, злоупотребление наркотиками и алкоголем);
  3. влияние подростковой субкультуры;
  4. влияние межличностных отношений со сверстниками и родителями: семейные проблемы и любовные переживания.

После 14 лет суицидальное поведение проявляется приблизительно одинаково часто и у девушек и у юношей. В молодом возрасте суицидальное поведение нередко связано с интимно-личностными отношениями, например несчастной любовью. Молодые люди склонны к депрессии. Степень депрессии часто является показателем серьезности суицидальной угрозы.

В настоящее время считают, что суицидальные действия могут совершать как лица с психическими заболеваниями, так и здоровые люди. Во втором случае можно говорить об отклоняющемся поведении практически здорового человека в ответ на психотравмирующую ситуацию, что предполагает оказание срочной социально-психологической помощи.

Депрессия переживается субъективно как подавленное настроение, как состояние угнетенности, безнадежности, беспомощности, вины. В качестве ведущего для диагностики депрессии называется соматический синдром. У конкретного человека не менее двух недель должны проявляться три и более признака:

  1. снижение интересов или удовольствия от деятельности, обычно приятной;
  2. отсутствие реакции на деятельность (события), которые в норме ее вызывают;
  3. пробуждение утром за два (или более) часа до обычного времени;
  4. внешне выраженная психомоторная заторможенность или ажитация;
  5. заметное снижение (повышение)аппетита;
  6. снижение веса;
  7. заметное снижение либидо;
  8. снижение энергии;
  9. повышенная утомляемость.
  10. Дополнительно к соматическим называются психологические признаки: снижение самооценки; беспричинное чувство самоосуждения; чрезмерное и неадекватное чувство вины; повторяющиеся мысли о смерти, суицидальное поведение; нерешительность.

(Раздать родителям небольшие карточки-памятки с признаками диагностики депрессии)

Прежде всего, самоубийства связываются с потерей смысла жизни, переживается как ужас перед безнадежностью, ощущение пустоты и бессмысленности, страх вины и осуждения.

В различных ситуациях могут действовать разные мотивы суицидального поведения: протест; месть; призыв (внимания, помощи); избежание (наказания, страдания); самонаказание; отказ (от существования).

Например, в суицидальных попытках подростков можно выделить следующие побуждения. Это может быть сигнал: «Заметьте меня, я очень нуждаюсь в вашей помощи», причем он может проявляться в виде вызывающего поведения. Также подросток может пытаться манипулировать другими, например, девочка принимает большую дозу таблеток, чтобы заставить своего друга вернуться к ней. Другой вариант – стремление наказать других, возможно, сказать родителям: «Вы пожалеете, когда я умру». Реакция на чувства сверхсильного стыда или вины, стремление избежать столкновения с чрезвычайно болезненной ситуацией; действие спиртного или наркотиков – все это примеры мотивирующих факторов.

Анализируя чувства, стоящие за суицидальными действиями, выделим 4 основные причины самоубийства:

  1. Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
  2. Беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
  3. Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
  4. Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Суицидальные действия часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попытками разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное человеку в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.

Необходимо уже в школе формировать у обучающихся позитивную адаптацию к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

Для истинных суицидов характерно наличие пресуицидального периода и продолжительность конфликтной ситуации. И в это время окружающие должны обратить внимание на человека, помочь ему, поддержать, ведь в большинстве своем суицидентам просто не хватает человеческого внимания, тепла и заботы. Поэтому необходимо и самому быть «сильным» человеком, и быть внимательным к окружающим людям, а как известно красота и доброта спасет мир, соответственно и человечество.

По своему содержанию и организации профилактическая работа должна объединить меры социального, психологического, медицинского, правового и педагогического характера. Она должна быть непрерывной, последовательной и включать в себя: чёткую организацию повседневной жизни людей; предупреждение и устранение конфликтов между людьми; выявление подростков с повышенным риском суицидальности; своевременное оказание адекватной помощи ребенку, находящемуся в состоянии психологического кризиса; активную эмоциональную поддержку; поощрение его положительных устремлений для облегчения ситуации.

При выявлении детей, включенных в суицидогенную ситуацию, необходимо немедленно обратиться за квалифицированной помощью в психологическую службу.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Уважаемые родители!

Депрессия переживается субъективно как подавленное настроение, как состояние угнетенности, безнадежности, беспомощности, вины. В качестве ведущего для диагностики депрессии называется соматический синдром. У конкретного человека не менее двух недель должны проявляться три и более признака:

  1. снижение интересов или удовольствия от деятельности, обычно приятной;
  2. отсутствие реакции на деятельность (события), которые в норме ее вызывают;
  3. пробуждение утром за два (или более) часа до обычного времени;
  4. внешне выраженная психомоторная заторможенность или ажитация;
  5. заметное снижение (повышение) аппетита;
  6. снижение веса;
  7. заметное снижение либидо;
  8. снижение энергии;
  9. повышенная утомляемость.
  10. Дополнительно к соматическим называются психологические признаки: снижение самооценки; беспричинное чувство самоосуждения; чрезмерное и неадекватное чувство вины; повторяющиеся мысли о смерти, суицидальное поведение; нерешительность.



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Предполагаемые вопросы родителей по теме лекции.

Среди населения существует определенное мнение о суицидальном поведении, однако в ряде случаев оно не совпадает с реальным положением вещей: 

Мифы

Реальность

1. Самоубийство совершается в основном психически ненормальными людьми.

1. Это самый распространенный миф. Однако исследования показывают, что 80-85% из числа лишивших себя жизни были практически здоровыми лицами.

2. Самоубийство невозможно предотвратить. Если человек решил покончить с собой, то никто и ничто не сможет его остановить.

2. Кризисный период имеет определенную продолжительность и потребность в самоубийстве у подавляющего числа людей является лишь временной. В этом периоде человек нуждается в душевной теплоте, помощи и поддержке.

3. Существует некий тип людей, «склонных к самоубийству».

3. Самоубийство совершают люди различных психологических типов. Все зависит от силы психотравмирующей ситуации и ее личностной оценки как непереносимой.

4. Не существует никаких признаков, которые указывали бы на то, что человек решился на самоубийство.

4. Самоубийству, как правило, предшествует необычное для данного человека поведение. Родители и педагоги должны знать «знаки беды», т.е. те действия и высказывания, которые служат своеобразным сигналом о готовности к суициду.

5. Человек, который говорит о самоубийстве, никогда его не совершает.

5. Большинство людей, в том числе и подростков, совершивших самоубийство, накануне сообщало о своих намерениях родителям, педагогам, друзьям, но их либо не понимали, либо не придавали значения их словам.

6. Решение о самоубийстве приходит внезапно, без предварительной подготовки.

6. Анализ суицидальных действий показал, что они являются результатом достаточно длительной психотравматизации. Суицидальный кризис может длиться несколько недель и даже месяцев.

7. Если человек совершил попытку самоубийства, он никогда не повторит этого снова.

7. Если человек совершил неудачную попытку самоубийства, то риск повторной попытки очень высок. Причем наибольшая ее вероятность – в первые 1-2 месяца.

8. Влечение к самоубийству передается по наследству.

8. Это утверждение никем не доказано. Если в семье были случаи самоубийства или попыток самоубийства, то вероятность их совершения другими членами семьи действительно возрастает. Хотя фатальной зависимости здесь нет.

9. Снижению уровня самоубийств способствует активная пропагандистская работа в средствах массовой информации, рассказы о том, почему и как люди совершают самоубийства.

9. Исследования показывают, что существует непосредственная зависимость между сообщениями о самоубийствах и возрастанием суицидальной активности. В беседах с подростками необходимо осуждать не сам факт суицида, а какими способами помимо самоубийства можно разрешать сложные жизненные проблемы и конфликты.

10. Прием алкоголя помогает снять суицидальные переживания.

10. Употребление алкоголя с целью избавиться от тягостных переживаний зачастую вызывает противоположный эффект – обостряет тревогу, повышает значимость переживаемого конфликта и тем самым способствует самоубийству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая лекция для родителей "Подростковый суицид"

Участились случаи подросткового суицида. В связи с этим, департамент образования рекомендовал рассмотреть данный вопрос на родительских собраниях. Данный материал был создан на основании изученной лит...

Что такое суицид и как с ним бороться

Данный классный час может быть использован в работе с учащимися 9 - 11 классов. В нем затронута актуальная тема - проблема суицида среди подростков. К классному часу прилагается дополнительный материа...

Лекция для родителей "Что такое наркомания".

Внекласное мероприятие посвещенное здоровому образу жизни. Данная тема рассматривается с точки зрения химии....

Лекция для родителей: "Что такое педагогический такт и в чем он должен проявляться у родителей"

Так же, как и учителю, педагогический такт нужен любому отцу, каждой матери, ибо он предполагает умение осторожно коснуться душевного состояния человека.По отношению к детям это умение должно быть еще...

лекция для родителей "Профилактика детского суицида"

Данная лекция может быть использована при работе с родителями и педагогами в качестве профилактики детско-юношеского суицида....

Лекция на родительском собрании по теме: «Что такое суицид и как с ним бороться»

Лекция на родительском собрании по теме: «Что такое суицид и как с ним бороться»...

Лекция для родителей "Подросток и суицид"

Лекция для родителей "Подросток и суицид"...