Программа изучения ребенка с особыми образовательными поребностями.
рабочая программа по психологии по теме

Актуальность. Последние десятилетия характеризуются неуклонным ростом количества детей с отклонениями в развитии; большинство из них в дальнейшем нуждаются в коррекционно-педагогической и психологической помощи.

Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психодиагностика нарушений развития. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, позволяет определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим способностям.

Большинство детей с нерезко выраженными отклонениями посещают обычные детские сады, обучаются в массовых школах. Школьный психолог должен уметь выявить ребенка с отклонениями в развитии, обследовать его, разработать индивидуальную психокоррекционную программу, дать квалифицированную консультацию родителям и педагогам.

Большое значение имеет целенаправленное изучение неуспевающих детей в условиях общеобразовательной школы. Обычно уже в первой четверти у некоторых детей выявляются трудности в обучении. Педагог-психолог должен помочь учителю установить характер и причину неуспеваемости детей, наметить пути работы с ребенком, показать учителю приемы наиболее эффективной помощи с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Учитель ведет обучение и наблюдение за ребенком. Повторное изучение неуспевающих детей проводится в конце 4-й четверти. На основании анализа динамических изменений решается вопрос о выведении ребенка на городскую МППК. Для того чтобы наиболее полно выявить особенности познавательной деятельности ребенка, его эмоционально-волевые качества, используются специальные уроки, которые по своему характеру отличаются от обычных обучающих уроков. Основноеместо на таких уроках отводится индивидуальным формам занятий с детьми. Учитель стремится максимально полно определить возможности каждого ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 12.

Программа изучения ребенка с  проблемами в развитии

Составители:  

Педагог – психолог

Гришанина Н.В.

г. Арзамас, 2008

Актуальность. Последние десятилетия характеризуются неуклонным ростом количества детей с отклонениями в развитии; большинство из них в дальнейшем нуждаются в коррекционно-педагогической и психологической помощи.

Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психодиагностика нарушений развития. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, позволяет определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим способностям.

Большинство детей с нерезко выраженными отклонениями посещают обычные детские сады, обучаются в массовых школах. Школьный психолог должен уметь выявить ребенка с отклонениями в развитии, обследовать его, разработать индивидуальную психокоррекционную программу, дать квалифицированную консультацию родителям и педагогам.

Большое значение имеет целенаправленное изучение неуспевающих детей в условиях общеобразовательной школы. Обычно уже в первой четверти у некоторых детей выявляются трудности в обучении. Педагог-психолог должен помочь учителю установить характер и причину неуспеваемости детей, наметить пути работы с ребенком, показать учителю приемы наиболее эффективной помощи с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Учитель ведет обучение и наблюдение за ребенком. Повторное изучение неуспевающих детей проводится в конце 4-й четверти. На основании анализа динамических изменений решается вопрос о выведении ребенка на городскую МППК. Для того чтобы наиболее полно выявить особенности познавательной деятельности ребенка, его эмоционально-волевые качества, используются специальные уроки, которые по своему характеру отличаются от обычных обучающих уроков. Основное место на таких уроках отводится индивидуальным формам занятий с детьми. Учитель стремится максимально полно определить возможности каждого ребенка.

Цель психологического сопровождения: Создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.

Задачи: 

  1. Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных операций с учетом уровня актуального развития учащихся;
  2. Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания и осуществлять их коррекцию;
  3. Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом;
  4. Создание условий для эффективной социально-психологической адаптации школьников к новым условиям жизни, помощь в решении проблем социального взаимодействия, улучшение климата межличностных взаимоотношений.

Основные направления психологического сопровождения учащихся:

  1. Диагностическое направление – заключается в проведении первичного обследования школьников, организованного в рамках комплексного изучения развития учащихся  специалистами школьного ППК, и дальнейшего динамического наблюдения за развитием учащихся.
  2. Коррекционно-развивающее направление – предполагает разработку и реализацию коррекционных программ, планирование содержания занятий, комплектование групп учащихся.
  3. Консультативно-просветительское и профилактическое направление – обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка, предполагает разработку рекомендаций в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, способствует повышению профессиональной компетенции учителей, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
  4. Организационно-методическое направление – включает подготовку и участие психолога в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации.

Принципы построения коррекционно-развивающих занятий: 

  1. Системность и последовательность.
  2. Индивидуально-дифференцированный подход.
  3. Максимальное использование игровых методов обучения.
  4. Психологическая безопасность.

Структура занятий:

Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий.

Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.

План изучения ребенка с трудностями в бучении

Содержание

Методы

Сроки

Ответственные

  1. Общие сведения о ребенке

Фамилия, имя, дата рождения. Дата поступления в специальное образовательное учреждение. Посещал ли до этого специальные (коррекционные) учреждения, посещал ли детский сад общего типа. (Если из массовой школы, то в каких классах и в какое время обучался.)        

Изучение документации.

сентябрь

Классный руководитель

Педагог- психолог

  1. История развития

Состояние здоровья родителей. Как протекала беременность у матери, вовремя ли родился, как протекали роды. Особенности раннего развития ребенка. Какие заболевания или травмы перенес в первые годы жизни.

Беседа с родителями. Изучение документации.

Сентябрь

Классный руководитель

Педагог- психолог

  1. Семья

Состав, взаимоотношения между членами семьи. Материальные условия жизни, занятия родителей. Отношение членов семьи к ребенку. Консультирование по разным вопросам обучения и воспитания.        

Посещение семьи.

 Беседы с родителями.

1 раз в четверть

Классный руководитель

 Соц. педагог

Педагог- психолог

V. Особенности познавательной деятельности ребенка

1. Особенности речи. Владеет ли связной речью или изъясняется отдельными словами. Дефекты произношения и их характер. Понимание устной речи (указаний, инструкций, объяснений). Запас слов. Сформированность грамматического строя речи. Умеет ли давать полные ответы на вопросы и связно рассказывать. Нет ли многоречия, нецеленаправленности речи. Понимание письменной речи (написанных слов, тестов, книг, таблиц и т.д.).        .

Наблюдения за речью ребенка. Беседы с ребенком.  Изучение письменных работ

Диагностика

Коррекционная работа

Ноябрь – декабрь

Февраль - апрель

Классный руководитель

Педагог- психолог

2. Особенности внимания. Легко ли привлекается внимание. Способность сосредотачиваться; устойчивость внимания. Отвлекаемость, рассеянность. Переключаемость с одного вида деятельности на другой.        

Наблюдения за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время.

Ноябрь – декабрь

Февраль - апрель

Классный руководитель

Педагог- психолог

3.Особенности восприятия и осмысливания воспринимаемого. Понимает ли окружающую обстановку, не бывает ли случаев помрачения сознания. Знает ли названия и назначение простых предметов. Соотносит ли реальные предметы и их изображения на картинках. Понимает ли содержание картин. Улавливает ли главное в воспринимаемом. Умеет ли сравнивать предметы и определять черты сходства и различия. Умеет ли классифицировать предметы и делать простые обобщения. Способен ли самостоятельно понять содержание прослушанного текста. Устанавливает ли причинно-следственные связи.        

Наблюдения на занятиях и вне их. Беседы с ребенком.

Ноябрь – декабрь

Февраль - апрель

Классный руководитель

Педагог- психолог

Особенности памяти. Как запоминает; преобладающий вид памяти (зрительная, моторная, слуховая, «смешанная»). Быстрота запоминания. Надолго ли запоминает (прочность запоминания). Что лучше запоминает: цифры, факты, описания. Особенности процесса припоминания.        

Наблюдения за ребенком на занятиях и в играх. Индивидуальные беседы с ребенком.

Ноябрь – декабрь

Февраль - апрель

Классный руководитель

Педагог- психолог

6.Особенности усвоения учебного материала. Отношение к отдельным учебным предметам. Имеет ли понятие о пространственных характеристиках предметов: длине, высоте, форме. Знает ли буквы, цифры (умеет ли считать, читать, писать). Знает ли стихи. Умеет ли пересказывать прослушанное (прочитанное). Развитие навыков ручного труда, рисования, самообслуживания. Трудности в овладении новым материалом. Результаты работы, проведенной педагогом по преодолению этих затруднений

Наблюдения за ребенком в процессе занятий, изучение работ, выполненных на занятиях. Наблюдения на занятиях и вне их, на экскурсиях. Изучение практических работ детей.

В течении всего года

Классный руководитель

Педагог- психолог

7. Интересы ребенка (отсутствуют, слабо выражены, «неравномерны»); чем интересуется (интерес к труду, пению, рисованию, танцам и т.д.).

Наблюдения за ребенком на занятиях и в играх. Индивидуальные беседы с ребенком.

Ноябрь – декабрь

Февраль - апрель

Классный руководитель

VI. Эмоционально-волевая сфера

Преобладающее настроение ребенка (веселое, грустное). Отмечаются: возбудимость, тормозимость; ребенок неуравновешен, спокоен. Реакция на происходящее вокруг. Свойственны ли ребенку чувства страха, удивления, восторга, сострадания. Способность к волевому усилию в занятиях, в поведении. Умеет ли удерживать себя от недозволенных действий.

Наблюдения за ребенком на различных занятиях и вне их, на экскурсиях, во время игр и т.д.

Ноябрь – декабрь

Февраль - апрель

Классный руководитель

Педагог- психолог

VII. Особенности личности

Соблюдение правил поведения. Как проявляет себя в учебной, трудовой и игровой деятельности. Нравственные качества: отношение к родным, близким, товарищам. Взаимоотношения со взрослыми, с другими детьми. Проявления привязанности, любви, доброго отношения к окружающим; склонность вредить, обижать других, лживость и др. «Разрушительные» наклонности, склонность к бродяжничеству, агрессии, в том числе аутоагрессии и т.п.        

Наблюдения за ребенком в различных видах деятельности.

В течении всего года

Классный руководитель

Педагог- психолог

VIII. Коррекционнно – развивающие занятия

Развивающие занятия, игры, беседы

3 раза в четверть,

12 занятий

Педагог- психолог

IX. Консультативно – просветительская  и профилактическая работа

Беседы, консультации для педагогов и родителей, стенд

По мере необходимости

Педагог- психолог

 

Литература: 

  1. Безруких, М.М. Знаете ли вы своего ученика? /М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М.: Просвещение, 1991. – 179с.
  2. Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьника. /К.М. Гуревич. – М.: Дрофа, 1988. – 244 с.
  3. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И Лубовского, Н. А. Ципиной. – М., 1984.
  4. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999. - №6 – с.25-29.
  5. Елфимова, Н.В. Диагностики и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. /Н.В. Елфимова. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с.
  6. Зобков, В.А. Психология отношения и личности учащегося. /В.А. Зобков. – Казань, 1992. – 127 с.
  7. Залевский Г. В., Галажинский Э. В., Бохан Т. Г. Психическая ригидность как фактор школьной дезадаптации учащихся младших классов: диагностика, коррекция, профилактика. – Томск: Изд-тво Том. ун-та, 1999. – 128 с.
  8. Ледина В.Ю.ИБИС. Игровое биоуправление и саморегуляция.Антистрессовый тренинг для детей и подростков: методическое пособие. – СПб., 2000.
  9. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. / Н.А. Менчинская. – М.: Просвещение, 1989. – 311 с.
  10. Мухина, В.С. Детская психология. / В.С. Мухина. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 352 с.
  11. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе. / Р.В. Овчарова. – М.: Просвещение, 1995. – 201 с.
  12. Основы специальной психологии: Учеб. пособие/Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. ; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 480 с.
  13. Токарева, С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания / С.Н. Токарева. – М.: МГУ, 1989. – 97 с.
  14. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр “Академия”, 1996. – 336 с.

Приложение

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ
Занятие 1
 
1. Знакомство и приветствие 
      Цель: развить произвольное внимание и коммуникативные навыки.

                 Упражнение 1 « Давайте поздороваемся».

Цель:  снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается ему на своем пути. Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок- за руку;

2 хлопка здороваемся плечиками;

3 хлопка – здороваемся спинками. Для полного тактильного контакта надо ввести полный запрет на разговоры.

                Упражнение 2. «Ищи безостановочно»

Цель: развитие внимания.
В течение 10—15 секунд надо увидеть вокруг сёбя как можно больше предметов одного и того же цвета. Первый участник по сигналу ведущего начинает перечислять, другие его дополняют.

            Упражнение З. «Маленькие обезьянки» 

Цель:  снятие мышечного напряжения, развитие внимания.

Каждый из играющих принимает какую-либо позу. Водящий, поглядев на них секунд 40—50 (по сигналу), начинает копировать позу каждого, в то время как остальные стоят спокойно. Водящий меняется, и игра продолжается, пока все не побывают в роли водящего.
           Упражнение 4.
«Шалтай-Болтай» 

Цель:  развитие двигательного контроля, развитие внимания.

Шалтай-Волтай
Сидел на стене,
Шалтай-Волтай
Свалился во сне.
С. Маршак
Ведущий читает четверостишие. Дети поворачивают туловище вправо и влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. Услышав слова «свалился во сне», резко наклоняют корпус вниз.

Упражнение 5. Итоги занятий (настроение в цвет.)

Занятие 2
            Упражнение 1. Приветствие. Игра «Снежный ком»
             Упражнение 2. «Слушай и исполняй»

Цель: развитие внимания.
Ведущий называет несколько действий, не показывая их. Разрешается повторить задание 1—2 раза. Затем дети должны повторить эти действия в той последовательности, в которой они были названы ведущим.
• Повернуть голову направо, прямо, опустить голову вниз, поднять голову.
• Поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.
           Упражнение 3.
«Заметить все»

Цель: развитие внимания и зрительной памяти.
 Положить в ряд 7—10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребятам перечислитвсе. Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8—10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали.
Поменять местами два каких-либо предмета, показать снова все предметы на 10 секунд. Предложить детям уловить, какие два предмета переложены.
Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.
            Упражнение 4.
«Ищи безостановочно»

Цель: развитие внимания.
В течение 10—15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета. Один по сигналу ведущего начинает перечислять, другие его дополняют.
               Упражнение 5. “Найди отличие”

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку ( котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

Занятие 3
          Упражнение 1. Игра «Снежный ком»
             Упражнение 2. «Пуговицы»

Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти.
 На листке из тетради в клеточку по линиям клеток чертится квадрат в девять клеток и в любых клетках ставятся две пуговицы. Рассмотрев рисунок в течение примерно З секунд, ребенок должен воспроизвести его по памяти на такой же бумаге.

Упражнение З. “Кричалки—шепталки—молчалки”

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — “кричалку” можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — “шепталка” — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал “молчалка” — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует “молчанками”.

Упражнение 4.

Рассматривание зашумованной картинки Задание: найти и перечислить все изображенные предметы. Как можно назвать одним словом каждую группу предметов?
См. приложение, рис. 1.

Упражнение 5 “Гвалт”

Цель: развитие концентрации внимания.

Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.


Занятие 4

                Упражнение 1. Игра «Имя + прилагательное»

Цель: развитие коммуникативных навыков.
Дети стоят по кругу, первый играющий называет свое имя и еще прилагательное, которое начинается с такой же буквы (например: Марина, милая).

                    Упражнение 2. Игра на пространственную ориентацию на плоскости 
                     
См. приложение, рис. 2.

Цель: развитие  мелкой моторики руки.

По клеточкам игрового поля следует перемещать карточку с изображением персонажа. Перемещение персонажа с одной клетки на другую происходит по команде %< вверх», «вниз», «вправо >, «влево». Исходное положение персонажа указывается перед началом игры.
                     Упражнение
3. Игра с сюжетной картинкой

Цель: развитие внимания.
 Задание: внимательно посмотреть на рисунки и найти как можно быстрее все отличия одной картинки от другой. Можно задать детям вопросы по содержанию картинки.
        Упражнение 4.
“Менялки”

Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей.

Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: “Меняются местами те, у кого ... (светлые волосы, часы и т. д.). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

5. Итоги занятий (настроение в цвете)

Занятие 5
               Упражнение 1. Игра «Имя + прилагательное» 
               См. занятие 4.
           Упражнение 2. упражнение
«Запретное слово» 

Цель: развитие внимания.
Ведущий задает вопросы, игрок отвечает. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить одно запретное слово, о котором заранее договариваются, например слово «нет». После этого можно начать задавать вопросы:
— Ты спишь в ванной?
— Снег белый?
— Ты умеешь летать?
— Ты был на Луне? и т.д.

Упражнение 3. Игра «Параллельный счет предметов» 
         См. приложение, рис.
3.
Перед детьми карточка с изображением трех предметов. Ребенок должен последовательно двигаться от предмета к предмету и вести их счет таким образом: один цветок, один мяч, одна груша, два мяча, две груши, три мяча и т.д.

 Упражнение 4. «Какая бабочка на какой цветок прилетит?»
               
См. приложение, рис. 4.
задание:
 проследить полет каждой бабочки.
Упражнение 5. “Броуновское движение”

Цель: развитие умения распределять внимание.

 Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

Занятие 6
Упражнение 1. Игра «Снежный ком» 
          Упражнение 2. Игра
«утренняя гимнастика» 

Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

Ведущий выполняет упражнения, дети должны их повторять одновременно с ним. Выполняются упражнения в разной последовательности, по два раза каждое и быстро переходя от одного упражнения к другому: два раза присели, два раза повернулись. Выиграет тот, кто допустит меньше ошибок.

            Упражнение 3. Игра «Круги» 
В игре используется таблица. См. приложение, рис. 5.

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Предложить отыскать круги в порядке уменьшения их размеров. двойные и тройные круги следует игнорировать. Чтобы сделать игру более азартной, предложите детям посоревноваться на время.  

             Упражнение 4. Игра «Замысловатая картинка»
Перед вами замысловатая картинка. Постарайтесь рассмотреть ее. См. приложение, рис. 6.

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции
Задание
Что нарисовано на картинке?

             Упражнение5. Упражнение «Дорисуй» 
              См. приложение, рис. 7.
Задание: дорисовать каждому домику окошко, яблоку — веточку, а цветочку — серединку.

 Упражнение 6 Час тишины и час «можно»

Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому — научиться управлять его поведением. Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час “можно”, когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д. “Часы” можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их “не слышит”).

Занятие 7
              Упражнение 1. Игра «Имя + прилагательное»
             
Упражнение 2. Игра «Селектор»

Цель:  снятие мышечного напряжения, развитие внимания.

Один игрок выполняет роль «приемника» (он принимает сигнал), а остальные — «передатчики» (передают сигнал). Каждый передатчик передает свою информацию. Например, один считает вслух от 5 до 12, второй называет в определенной последовательности предметы, изображенные на картинке, третий произносит название цветов радуги. Все это они делают одна- временно, примерно с одинаковой громкостью и непрерывно. «Приемник» держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый «передатчик». Если ему слишком сложно усилить тот или иной сигнал, он может повелительным жестом заставить «передатчик» говорить громче, жезлом он останавливает игру.
             Упражнение 3 «Запретное слово»
             
См. занятие 5.

              Упражнение 4. Игра «Запретное движение»

Цель: развитие внимания.
Ведущий последовательно дает одну из двух команд: «ухо» или «нос». По этой команде группа играющих должна хвататься соответственно за свой нос или за ухо. Ведущий тоже выполняет эту команду, как бы демонстрируя, что должны делать дети. Однако через некоторое время начинает намеренно ошибаться: дает одну команду (например, «ухо»), а демонстрирует другую (хватается за нос). Задача группы — выполнять только то, что говорит ведущий.
Упражнение 5. Итоги занятия
(настроение в цвете)

 Занятие 8
             Упражнение 1. Игра «Снежный ком» 
              Упражнение 2. Игра
«Четыре стихии» 

Цель: развитие внимания.

Играющие сидят в кругу. Ведущий договаривается с ними: если он скажет слово «земля», то все должны опустить руки вниз, еюли слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь»
произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
                        Упражнение 3. Игра
 «Узнай по голосу» 
Дети стоят в кругу, выбирается ведущий. Он стоит в центре круга и старается узнать детей по голосу.
             Упражнение 4. Игра
«Шерлок Холмс»

Цель: развитие внимания.
Играющий роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или уходит из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает сыщику угыдать, что он изменил.

                  Упражнение 5. Игра «Ассоциации»

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу. 
Ребенок жестами, мимикой изображает другого ребенка, его особенности, привычки, как он их видит, остальные дети отгадывают, кого он изображает.

                    Упражнение 6. “Зеваки” 

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).

Занятие 9
                  Упражнение 1. «Бип»

Цель:  снятие мышечного напряжения, развитие внимания.

 Дети сидят на стульях. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям и угадывает, на ком сидит. Если он угадал правильно, тот, кого назвали, говорит «Бип» и становится водящим.

 Упражнение 2. Игра «Изображение предметов»

Цель: развитие внимания.
Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его угадывают. Кто правильно назвал, становится водящим.

                     Упражнение З. «Пантомима для наблюдательных» 

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу.
Водящий показывает пантомиму, а остальные дети должны угадывать, что данное действие означает, для начала предлагается изобразить простые действия (как причесываетесь, чистите зубы, наливаете чай). Затем идут действия посложнее: например, как вы накрываете на стол, делаете уборку в квартире и
т.д.
                    Упражнение 4. Работа с сюжетной картинкой

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, развитие внимания.
Задание. Посмотрите внимательно на рисунок и постарайтесь запомнить как можно больше информации (картинка показывается в течение 30 секунд).
Что нарисовано на картинке? (далее ведущий задает детям как можно больше вопросов, с помощью которых они могут вспомнить детали рисунка.)

                      Упражнение 5. Упражнение «Спасибо, до свидания!»

 
Занятие 10
              Упражнение 1. «Бип» 
См. занятие 9.
            Упражнение 2. Игра
«Животные»

 Называются различные слова: стол, кровать, чашка, к4рандаш, тетрадь, собака и т.д. дети должны хлопками отреагировать на определенное слово — обозначающее, например, животное.
           Упражнение 3
. «Пуговицы»
           
См. занятие 3.
           
Упражнение 4 . Игра «Сравни картинки» 

Цель: развитие наблюдательности, развитие внимания.
Детей просят сравнить картинки и назвать все их различия.
            Упражнение
5. Игра «Треугольники» 

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу.
Детям дают листы бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда работа завершена, произносится инструкция: «Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольник».
Упражнение 6. Итоги занятия
(настроение в цвете).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Значение психолого-педагогического изучения ребенка для определения стратегии составления программ коррекционной и образовательной направленности»

В статье  раскрыты шаги по построению эффективных коррекционно-развивающих программ, виды диагностик, содержание, способы контроля и прогнозирование результата. Дан перечень литературы для более ...

Индивидуальная образовательная программа для ребенка с ОВЗ

Индивидуальная образовательная программа для учащегося  с ОВЗ 3 ступени обучения в обычной муниципальной школе. Может быть адаптированна для любого ОУ и учащегося с любым заболеванием....

Образовательная программа «Одаренный ребенок»

Образовательная программа«Одаренный ребенок»МОУ «Гимназия №5» города Юбилейного моск.обл...

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР, как части адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.

ВКР по программе повышения квалификации для специалистов сопровождения: педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, тьюторов, социальных педагогов, реализуемой в рамках обучающих...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...

Программа дополнительного образования "Рабочая программа для групп сверхпрограммных образовательных услуг "Изучение английского языка образовательной области Филология"

Данная рабочая программа может быть использована в кружках дополнительного образования по предмету "Английский язык" для учащихся 2-4 классов....

Дополнительная общеразвивающая программа Изучение учебных предметов в образовательных областях сверх часов и сверх программ по данным дисциплинам предусмотренным ФГОС «Трудовое право РФ и трудовые отношения»

Программа для 9 класса «Трудовое право РФ и трудовые отношения»  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, примерной программы ...