План по ГИА и ЕГЭ
рабочая программа (психология, 11 класс) на тему

План по психологической  подготовке учащихся к сдаче экзаменов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty__po_ege.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

План работы

психолога

по подготовке выпускников

 к ЕГЭ и ГИА

в 2010-2011 учебном году

Пояснительная записка

Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ и ГИА трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ и ГИА  как форма экзамена появился сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что такая форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей. Все это привело к необходимости создания тренинговой программы, позволяющей помочь ученику более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.

При разработке программы "Психологическая подготовка к ЕГЭ и ГИА" мы опирались на программу занятий по подготовке учащихся одиннадцатого и девятого классы к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н.и программу "Путь к успеху" Стебеневой Н., Королевой Н. Разработанная нами программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ЕГЭ и ГИА, кроме того с ее помощью выпускники могут научиться различным приемам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену. Самостоятельным блоком данной программы выступает обучение приемам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения. Таким образом, программа позволяет выпускникам научиться эффективно работать и эффективно отдыхать.

Цель: психологическая подготовка выпускников к единому государственному экзамену.

Методы и техники, используемые в занятиях:

Ролевые игры.

Мини-лекции.

Дискуссии.

Релаксационные методы.

Метафорические притчи и истории.

Психофизиологические методики.

Телесно-ориентированные техники.

Диагностические методики

Задачи:

1. Повышение сопротивляемости стрессу.

2. Отработка навыков поведения на экзамене.

3. Развитие уверенности в себе.

4. Развитие коммуникативной компетентности.

5. Развитие навыков самоконтроля.

6. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.

7. Обучение приемам  эффективного запоминания

8. Обучение методам работы с текстом.

Хронометраж занятий.

В целом каждое занятие рассчитано на 45 минут, однако в некоторых случаях продолжительность занятия может быть увеличена до 1 часа. Занятия проводятся 1- раз в неделю. Т.к. наполняемость классов обычно достаточно велика, то рекомендуется проведение занятий с участием двух психологов.

Ожидаемые результаты:

Психологическая готовность участников ЕГЭ:

1. Снижение уровня тревожности.

2. Развитие концентрации внимания.

3. Развитие четкости и структурированности мышления.

4. Повышение сопротивляемости стрессу.

5. Развитие эмоционально-волевой сферы.

6. Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.

7. Развитие навыков конструктивного взаимодействия (и всех психических процессов, необходимых при сдаче ЕГЭ).

Литература

Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005. – 271 с.

Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89. 2003. – 224 с.

Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. – Спб.: Речь, 2004. – 120 с.

Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – Спб.: Речь, 2004. – 256 с.

Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы – СПб.: Речь, 2002. – 135 с.

Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2006. – 192 с.

Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – Спб.: Речь, 2005. – 175 с.

Стебенева Н., Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху"

Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.

Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. – СПб.: Речь, 2006. – 112 с.

Виды деятельности

Содержание

Цель

Сроки

Ответственные

1        

Работа с учащимися 9-11 классов

Диагностика.

1.Тест Филлипса

Выявление тревожности уровня выпускников.

ноябрь

Психолог

2

2.Тест «Стресс»

Анкета

Выявление уровня стресса у выпускников.

февраль

Психолог

3

3. Тест «Моральная устойчивость»

Выявление уровня моральной устойчивости.

декабрь

Психолог

4

4.Опросник «Итоги ЕГЭ»

Выявление уровня психологической готовности к  ЕГЭ и ГИА

декабрь

Психолог

5. Тест  « Угрожает ли вам нервный срыв?»

Выявление уровня нервного срыва

февраль

Психолог

4

Практическая работа

Подготовка методических рекомендаций  выпускникам по подготовке к ЕГЭ  и ГИА

Дать рекомендации по подготовке к экзаменам

Декабрь

февраль

Психолог

5

Индивидуальные и групповые занятия

Знакомство

Формирование положительного настроя на работу

октябрь

Психолог

6

Как лучше подготовиться к занятиям

Сообщить об эффективных способах подготовки к экзаменам

октябрь

Психолог

7

Поведение на экзамене

Дать рекомендации по поведению во время подготовки  и в момент экзамена

ноябрь

Психолог

8

Память и приемы запоминания

Знакомство с приемами запоминания, характеристиками памяти

ноябрь

Психолог

9

Память и приемы запоминания

Обучение работе с текстами, отработка полученных навыков

Ноябрь

Психолог

10

Методы работы с текстами

Помочь учащимся понять, какие приемы работы с текстом можно использовать в ходе подготовки к экзаменам по тем или иным учебным предметам

декабрь

Психолог

11

«Планирование повторения учебного материала к экзамену»

Дать рекомендации по повторению учебного материала

декабрь

Психолог

12

«Эффективные способы запоминания большого объёма учебного материала»

Сообщить об эффективных способах запоминания большого объема материала

январь

Психолог

13

«Способы саморегуляции в стрессовой ситуации»

Дать рекомендации по саморегуляции в стрессовой ситуации

февраль

Психолог

14

ЕГЭ и ГИА: угрозы и возможности.

Проектирование индивидуального маршрута для подготовки к экзаменам

ноябрь

Психолог

15

Сказка «Страус»

Помочь учащимся осмыслить собственную модель поведения в кризисной ситуации;

Коррекция страхов.

февраль

16

Психологическая подготовка к ЕГЭ и ГИА.

Дать рекомендации по психологической подготовке к экзаменам

В течение года

Психолог

17

Тренинг

 «Как сохранить спокойствие»

Дать рекомендации по сохранению спокойствия во время экзамена и во время подготовки к нему.

март

Психолог

18

Оформление стенда для выпускников

«Время вспомнить о ЕГЭ»

Дать рекомендации, информацию  по подготовке к экзаменам

Первое полугодие

Психолог

19

Диагностика        

        

Сравнение результатов, полученных при диагностическом обследовании на первом и последнем этапах работы.

апрель

Психолог

20

Работа с родителями выпускников

Собрание «Психологические особенности подготовки к ЕГЭ  и ГИА».

«Как противостоять стрессу».

 

–        познакомить родителей с правилами и порядком проведения итоговой аттестации, в том числе единого государственного экзамена;

–        проанализировать подготовленность детей к предстоящим испытаниям;

–        дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации.

февраль

Психолог

21

Практическая работа

Подготовка методических рекомендаций  родителям  по подготовке выпускников  к ЕГЭ  и ГИА

–        дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации.

февраль

Психолог

22

Консультация

Индивидуальное информирование и консультирование по вопросам, связанных с ЕГЭ, ГИА

Оказание помощи по вопросам, связанных с ЕГЭ  и ГИА

В течение года

Психолог

23

Работа с

учителями-предметниками

Совместное изучение индивидуальных особенностей учащихся

выработка оптимальной стратегии подготовки к экзамену в форме ЕГЭ, ГИА

В течение года

Психолог

24

Практическая работа

Подготовка методических рекомендаций  учителям –

предметникам   по подготовке выпускников  к ЕГЭ  и ГИА

–        дать рекомендации по оказанию помощи детям в период подготовки к экзаменам

ноябрь

Психолог

25

Работа с классными руководителями.

Совместный контроль подготовки к ЕГЭ ГИА

Осуществлять контроль за учащимися по подготовке к экзаменам

В течение года

Психолог

26

Практическая работа

Подготовка методических рекомендаций  классным руководителям по подготовке выпускников  к ЕГЭ  и ГИА

–        дать рекомендации по оказанию помощи детям в период подготовки к экзаменам

октябрь

Психолог

27

Нормативная документация

Оформление протокола родительского собрания

февраль

Составление и утверждение графика работы по подготовке выпускников к ЕГЭ и ГИА.

сентябрь

28

Справка о результатах проведения диагностики

февраль

Приложение 1

Отличительные особенности        

Традиционный экзамен        

Единый государственный экзамен

Что оценивается        

Важны не просто фактические знания, а умение их преподнести. Уровень развития устной речи может позволить скрыть пробелы в знаниях        

Оцениваются фактические знания и умение рассуждать, решать, а также умение удерживаться в рамках задания, понимать формулировку, организованность

Что влияет на оценку?        

Большое влияние оказывают субъективные факторы, контакт с экзаменатором, общее впечатление и пр.        

Оценка максимально объективна

Возможность исправить собственную ошибку        

На устном экзамене легче заметить ошибку за счет обратной связи от экзаменатора и исправить ее во время рассказа или при ответе на вопрос экзаменатора, на письменном — при проверке собственной работы        

Можно заметить и исправить ошибки при проверке

Кто оценивает?        

Знакомые ученику люди        

Компьютер, незнакомые и невидимые эксперты

Когда можно узнать результаты экзамена?        

На устном экзамене — практически сразу, на письменном — в течение нескольких дней        

В течение нескольких дней

Содержание экзамена        

Ученик должен продемонстрировать владение определенным фрагментом учебного материала         

Экзамен охватывает практически весь объем учебного материала

Как происходит фиксация результатов?        

В письменном экзамене — на том же листе, на котором выполняются задания. На устном — на черновике        

Результаты заданий необходимо перенести на специальный бланк

Стратегия деятельности во время экзамена        

Унифицированная        

Индивидуал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План План проведения педагогических измерений показателей здоровья школьников.

Цель: воспитания у школьников потребности заниматься физической культурой и спортом, вести здоровый образ жизни, а также повышение заинтересованности в сохранении и укреплении здоровья. Зад...

План-конспект урока "Планы на будущее"

План конспект урока по английскому языку. Класс:5Тема:Планы на будущееУчитель: Фролова Татьяна ВикторовнаУчебник: «Enjoy English » 5-6 классы. (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.).Цели:Уч...

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План воспитательной работы в 9 классе на 2012-13г. (План мероприятий, Классные часы, Самоуправление в классе, План работы с родителями и др.)

Наш 9-й класс![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3420969","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","style":"width: 480px; height: 320px; border-width: 2px; border-st...

Бизнес-план. Основные разделы бизнес-плана.

Образовательная программа:  Программа среднего (полного) общего образования по технологии  (базовый уровень). Составлена на основе федерального  компонента государственного  станда...