"Мотивация:дифференцированный подход"
статья по психологии по теме

Статья на педагогическо-психологическую тему о стимулировании мотивации детей к изучению математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_romanovoy_nk.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №4» Волжского района г.Саратова

 «Мотивация:

дифференцированный

подход»

                                                                                         Подготовила

Учитель математики

высшей категории

Романова Н.К

2012г

Введение

Удивление есть начало всякой мудрости

СОКРАТ

     Результатом мышления является выделение в окружающей нас действительности отношений различного уровня сложности. Что должно способствовать развитию мышления? Это: постановка задачи, создание оптимальной мотивации, регулирование направленности ассоциаций, использование преимуществ понятийного мышления, а также снижение излишней критичности при оценке результата.

     Мотивация-это комплекс факторов, которые заставляют человека действовать и вести себя определенным образом.

     Первым этапом учебной деятельности, влияющим на весь дальнейший ее ход и результаты, является мотивация.

     Поэтому при дифференцированном обучении математики очень важно уже на этом этапе осуществлять учет индивидуальных особенностей учащихся.

I Раздел

Ключевым моментом стимуляции мышления является создание и укрепление мотивации. При этом содержание мотива может быть весьма разнообразным, начиная от жизненной необходимости и кончая желанием получить интеллектуальное удовольствие. Причем, если задача определена собственными интересами, она значительно сильнее и длительнее побуждает к  преодолению трудностей, чем навязанная извне.

     Устойчивая мотивация создает неоценимые преимущества, ибо позволяет человеку, столкнувшемуся при решении задачи с трудностями, время от времени переключать свою деятельность на другие задачи, не упуская из виду и первую.

     Вместе с тем следует отметить, что значительную роль играет сила мотива. Так, слабая мотивация не обеспечивает достаточной развернутости мыслительного процесса, и, наоборот, если она слишком сильна, то нарушает использование полученных результатов при решении других задач. Сила мотива не должна превышать некоторого порога.

     Поддержанию оптимальной мотивации способствует постепенное  наращивание сложности задач, посильных для данного человека. Двигаясь от успеха к успеху, он укрепляет уверенность в себе и способность преодолевать все большие препятствия.

     Мыслительные процессы содержат осознаваемые и неосознаваемые компоненты. Знание о том, что процесс решения задачи не прекращается, когда ученик перестает осознанно работать над ней, позволяет эффективнее распределять усилия и внимание между задачами.

     Так, если с решением данной задачи ничего не выходит, хотя ученик очень настойчиво работает над ней, то полезно на время ее отложить и переключиться на другую. Вовремя отложенные попытки решить трудную задачу предотвращают падение уровня мотивации и возникновение стойкого отрицательного отношения к ней.

     Активизирует мыслительный процесс и умение правильно ставить вопросы, поскольку они концентрируют внимание, ограничивая гипотез в памяти. Однако сам факт порождения вопросов определяется устойчивостью мотивации.

     Если человек получает ответ на вопрос, который еще не созрел, то заключенные в ответе знания усваиваются плохо. В этом смысле предварять интерес готовыми, тем более развернутыми ответами нецелесообразно. Каждый этап обучения должен содержать незначительное количество новой информации с акцентом на индивидуальные поиски путей выхода за ее пределы. Постижение нового материала начинается не со знакомства с известным способом решения некоторой задачи, а с создания условий формирующих потребность получить решение именно этой задачи. Тогда ученик  усваивает знания не потому  что ему их сообщили, а потому, что у него возникла потребность в этих конкретных знаниях. Отвечая на возникающие, теперь уже личностью значимые вопросы, человек быстрее и глубже постигает новый материал.

     Мыслительный  процесс обогащает способности и возможности человека постигать внешний мир. Делая доступными представления о неограниченном пространстве и времени.

II Раздел

     Как известно из психологии, мотивы учебной деятельности делятся на познавательные и социальные. Каждый из них имеет различные уровни. Но при конструировании этапа мотивации, прежде всего, следует учесть особенности познавательных интересов учащихся, определить их характер (обращенность к школьным предметам) и направленность. По характеру познавательные интересы делятся на аморфные, широкие и стержневые. Направленность же познавательного  интереса характеризуется тем, что он может проявляться либо к научно-теоретическим основам знаний, либо к их практическому использованию.

     Рассмотрим более подробно, каким должно быть содержание учебных материалов, используемых на этапе мотивации, чтобы удовлетворить и различным характерам, и разным направленностям познавательных интересов школьников.

     Остановимся сначала на различиях в характерах познавательного интереса.

    Если у учащихся наблюдается стержневой интерес к математике, то на этапе мотивации можно предлагать задачи чисто математического содержания. Например, при введении понятия «параллелограмм» в качестве мотивационных могут быть использованы задачи следующего вида:

     —В четырехугольнике известны длины a и b двух смежных сторон. Какой должна быть форма четырехугольника, чтобы по этим данным можно было бы определить его периметр?

     —В каких случаях для нахождения всех элементов четырехугольника достаточно знать две его смежные стороны и угол между ними?

     Если у учащихся познавательный интерес является стержневым по отношению к другим дисциплинам естественного и гуманитарного циклов, то для них полезно в качестве мотивационных создавать ситуации, разрешение которых, во-первых, требует знаний из интересующих их областей, а во-вторых, дает способ решения новых видов задач из этих областей.

     Так, учащимся, у которых познавательный интерес является стержневым в области исторических наук, полезно предлагать творческие самостоятельные работы, связанные с историей открытия того или иного математического факта. Например, при изучении теоремы Пифагора можно предложить подготовить сообщение: «Пифагор и его школа», «Теорема Пифагора и различные способы ее доказательства».

     Переходя к теме «Квадратные уравнения», учитель может попросить таких учеников или выступить с сообщением на тему «История квадратных уравнений», или сделать подборку соответствующих исторических задач.

     Учащиеся, больше других интересующиеся естественными науками, с удовольствием решают задачи, требующие разнообразных естественнонаучных знаний.

     —Удар от падения камня, брошенного в колодец глубиной 13 м, был услышан через 3 с. Определите начальную скорость падения камня.

     —На каком расстоянии a от лица нужно держать выпуклое зеркало диаметром d=5 см, чтобы видеть изображение всего лица? Фокусное расстояние зеркала f=7,5 см, длина лица l=20 см.

     Учащимся, интересующимся экономикой, в качестве мотивационных могут быть предложены задачи экономического характера:

       —Неизвестный капитал, отданный в рост под простые проценты, обратился через 5 лет в 11200 руб. Найти капитал и процентную ставку, если известно, что она составляет одну тысячную долю капитала.

     —Человек положил в сбербанк 500 руб. По истечению года к ним были добавлены банковские проценты от вклада, и в то же время он внес дополнительно еще 500 руб. После того как прошел еще один год, вкладчик попросил выдать ему накопившиеся по вкладу проценты. Какова годовая процентная ставка банка, если вкладчик получил 30 руб.20 коп.?

     Учащимся, особо увлекающимся литературой, полезно предлагать задания, требующие составления математической модели по анализируемому тексту.

     Например, в теме «Прямая и обратная пропорциональность величин» будет уместно сравнивать такие тексты:

Кому много дано,

С того много и взыщется.

Евангелие от Луки

Чтоб более меня читали,

Я стану менее писать,

П.Вяземский

     При наличии у ученика широкого познавательного интереса, спектр заданий, предлагаемых ему в качестве мотивационных, значительно расширяется. Это могут быть как задачи, сюжет которых взят из отдельных интересующих его областей, так и задачи межпредметного характера.    

     Но если  интерес к математике аморфен или вовсе отсутствует, то полезно использовать задания, привлекающие как своей фабулой, так и необычностью способа решения, который показывает преимущества математических методов над обыденными, житейскими.

     Например, при введении понятия «Параллелограмм» задача, приведения в начале, может быть переформулирована следующим образом.

     —Собака и лиса устроили соревнование по бегу. Они договорились, что победителем будет тот из них, кто, пробежав по двум смежным сторонам поляны, имеющей форму четырехугольника, первым прибежит из одной вершины в противоположную. Известно, что две смежные стороны AB и BC поляны связаны соотношением BC=2AB. Какой формы должна быть поляна, чтобы можно было установить соотношение скоростей собаки и лисы, при котором собака победит лису?

     В теме «Квадратное уравнение» можно предложить следующие задачи.

     —Участники заседания обменялись рукопожатиями, и кто-то подсчитал, что всех рукопожатий было 66. Сколько человек явилось на заседание?

     Внук – десятиклассник возвращается из школы и рассказывает дедушке, что они всем классом решили обменяться фотографиями. Дедушка говорит: «Это хорошо. Память будет. Но сколько, же карточек надо?» «650 ,- отвечает внук, - нас в классе…» «Подожди, не говори,- просит дедушка,- я сам сосчитаю». Сколько учеников в девятом классе? Каким способом мог дедушка найти их число?

     Скажем теперь немного и о направленности познавательности интереса. Она должна учитывать уже не формой, а сущностью заданий, предлагаемых учащимся. Если познавательный интерес учащихся ориентирован на научно-теоретические основы, то таким ребятам желательно предлагать на рассмотрение ситуации, в которых возникает необходимость в открытии новых фактов. Например, с такими учащимися изучение теоремы Пифагора имеет смысл начать с анализа возможных отношений между углами и сторонами треугольника.

     А вот ребятам с практической неправильностью познавательного интереса можно подобрать ряд подходящих задач по теме «Теорема Пифагора».

     —Между двумя цехами, расположенными в разных зданиях, необходимо установить транспортер для передачи изделий и материалов. Расстояние между зданиями 8 м, один конец транспортера должен быть приподнят над землей на 7 м, а другой - на 1м. Какой длины должна быть лента транспортера?

     —Для укрепления новогодней елки длиной 6 метров с двух противоположных сторон на расстоянии 4 метра от елки вбили в землю два металлических полукольца. Какой должна быть длина тросов протянутых от верхушки елки к полукольцам? Радиусом колец пренебречь

     —Какой должна быть длины пожарной лестницы для тушения пожара в трех этажном здании, высота которого 11 метров, если известно, что пожарная машина должна отстоять от здания на расстоянии не менее 3 метров?

Заключение

     Опыт преподавания, основанного на учете индивидуальных особенностей познавательного интереса школьников, позволяет утверждать, что для реализации дифференцированного подхода к учащимся на этапе мотивации не обойтись без сочетания индивидуальной и групповой форм работы. Кроме того, необходимо включать мотивационные задания в содержании домашних заданий предшествующих уроку по изучению новой темы. Обобщение результатов, полученных учащимися при выполнении индивидуальных мотивационных заданий дома и на уроке, позволит, во-первых, сформировать у всего класса в целом положительный мотив изучения нового математического содержания и, во-вторых, очертить круг возможных приложений рассматриваемого материала.

     

     

     

     

Литература

  1. Волков К.Н.      Психологи о педагогических проблемах.- М.: Просвещение, 1981.
  2. Грановская Р.М.       Элементы практической психологии.- СПб.: Свет,1997.
  3. Лиман М.М.       Школьникам о математике и математиках. М.: Просвещение, 1981.
  4. Унт И.Э.       Индивидуализация и дифференциация обучения.- М.: Педагогика, 1990
  5. Глейзер Г.Д.       О дифференцированном обучении. //Математика.- 1995.
  6. Епишева О.Б., Крупич В.И.       Учить школьников учиться математике.- М.: Просвещение, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ  (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ СОШ С УИОП №16 Г. КОМОСОМЛЬСКА-НА-АМУРЕ)Происх...

Дифференцированный подход в обучении - новый подход к системе образования.

Огромный поток информации  сыпется на  головы наших детей. Это и новые открытия новых законов, новые знания, старые забытые учения, факты  из жизни знаменитых людей. Все это необходимо ...

Мотивация : дифференцированный подход

Дифференцированный подход...

Мотивация: дифференцированный подход

В данной статье приводятся примеры, как можно заинтересовать детей с разными интересами к предмету "математика". Приведены задачи, позволяющие привлечь и "физиков", и "лириков...

Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку: мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA

Аннотация: в статье рассматриваются развивающиеся подходы в обучении иностранному языку, основанные на теории множественного интеллекта. Приводятся основные типы интеллекта и способы их применения в м...

Презентация "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"

Презентация на тему "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"....