Профилактическое занятие для старших подростков "Алкоголь"
методическая разработка по психологии (10 класс) по теме

Щепелева Наталья Петровна

 Выработка отрицательного отношения подростков к употреблению алкоголя через групповую работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alkogol_konk._urok.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:






Открытое профилактическое мероприятие для старших подростков.











Тема: «Алкоголь»



















Участницы районного конкурса:



«Учитель года -2007»







Педагога-психолога МОУ Обливской  СОШ №1 Щепелевой Натальи Петровны.











2007г.




Цель.

Способствовать выработке отрицательного отношения к употреблению алкоголя.

Задачи.

Дать информацию о влиянии алкоголя на человека.

Обсудить причины употребления алкоголя подростками.

Обсудить последствия употребления алкоголя подростками.

Поговорить о возможных способах решения жизненных проблем без употребления алкоголя.

Теоретическое положение.

Профилактика употребления алкоголя среди несовершеннолетних в настоящее время стала одной из актуальных задач, поскольку его употребление в подростковом возрасте наносит максимальный вред физическому, психическому и социальному здоровью.

По данным за 2004-2005 год по Ростовской области возраст первой пробы алкоголя распределен следующим образом:

до 10 лет  - 1,4%

от 11 до 14 лет  - 41,2%

от 15 до 17 лет -  51%

и после 20 лет -  0,4%

В нашей школе проводилось анкетирование учащихся 10-11 классов по вопросам здорового образа жизни.

На 1 вопрос как часто вам случается употреблять алкогольные напитки в настоящее время? Были получены следующие ответы:

 33% только на праздники

19% 1-3 раза в месяц

14% 1 раз в неделю

8%очень редко(1-2 раза в год)
11% не употребляют

На 2 вопрос как большинство ваших друзей относится к употреблению алкоголя? Получены следующие ответы:

18% осуждают

31% одобряют

46% безразлично

На 3 вопрос как вы оцениваете свой уровень знания об алкоголе, курении, наркомании?

Получены следующие ответы:

51% высокий

42% средний

5% низкий

Можно сделать вывод, что алкоголь стал частью подростковой субкультуры.

Исследования показывают, что употребление алкоголя в этом возрасте повышает вероятность появления таких проблем связанных с алкоголем, как: регулярное употребление крепких напитков, курение, употребление запрещенных наркотиков.

Серьезное влияние оказывает алкоголь на задержку физического и психического развития, обостряет проблемы в семье и в школе.

Я, по роду своей деятельности занимаясь обследованием детей, выявляю готовность к школьному обучению. И если лет 5 назад консультация психиатра требовалась 1-2 детям, то сейчас это количество  увеличилось до 3-5 детей.  В начальных классах школы есть дети с диагнозом ЗПР, при выяснении причин часто оказывается,  что это те дети, чьи  родители  злоупотребляют спиртными напитками. А ведь у вас самих лет через 5-6 будут свои дети и вы захотите, чтоб они были здоровыми и хорошо учились. И то, какими они будут, зависит  напрямую от того, какой образ жизни вы сейчас для себя выберете.

Употребление алкоголя является причиной преждевременных смертей молодых людей от несчастных случаев (утопление, пожар), а также от самоубийств и убийств. (Для показа статистических данных используется проектор).

 

Материалы необходимые для занятия: доска, мел, проектор, маркеры, 4 листа А4.

Ход занятия:

Энергизатор: «Молекулы».

Учащиеся закрыв глаза и жужжа, начинают хаотично двигаться в разные стороны по комнате. Затем по моему сигналу учащиеся объединяются в пары, а потом в тройки.

Мозговой штурм. (Время 10 мин).

Делим доску на две части. Одна часть «Причины употребления алкоголя», другая «Причины не употреблять алкоголь».

Прошу назвать причины, по которым подростки начинают употреблять алкоголь. Записываю ответы. Обсуждаем некоторые причины того, почему подростки употребляют алкоголь. (Например: чтобы выглядеть старше, расслабиться, стать более популярным). Спросить действительно ли при помощи алкоголя этого можно добиться? Подвести к выводу, что алкоголь не магическое средство и не выполняет тех функций, которые ему часто приписывают люди. Например: когда человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, начинает пить, он не занимается разрешением этой ситуации, однако может осложнить её, и даже создать новую проблему, если под воздействием алкоголя совершит какие-либо необдуманные поступки или правонарушения (ссоры, драки, привод в милицию и т. п.). Подчеркнуть, что алкоголь влияет на рассудок, и пьющий часто не осознает опасности своих действий.

Большинство подростков никогда не употребляли алкоголь. Попросить назвать причины, по которым подростки не употребляют алкоголь. Проводить опрос до тех пор, пока список причин не употреблять алкоголь станет больше, чем причин его употребления.

Записать ответы на второй части доски.

Групповая дискуссия.

Обсудить ответы. Особое внимание обратить на причины  неупотребления алкоголя подростками, связанные с его непосредственным влиянием на поведение и внешность: драчливость, злость, агрессивность, качающаяся нетвердая походка, головокружение, тошнота, рвота, неприятный запах изо рта, красные глаза, заплетающаяся речь и т.п.

Мини-лекция (Время-3 минуты).

Дать определение алкоголя.

Алкоголь-любой напиток, содержащий токсическое вещество- этанол. В небольших количествах он действует на организм как стимулятор, в умеренных и больших дозах угнетает деятельность организма. Особенно опасно употребление алкоголя в сочетании с другими психоактивными веществами.  

Алкоголь содержится в пиве, вине, шампанском и водке. В одной порции различных алкогольных напитков содержится примерно одинаковое количество чистого алкоголя (равное 15 мл): в банке пива его столько же, сколько и в 150 мл вина и 40 мл. водки. Попадая в кровь, алкоголь замедляет реакции, нарушает двигательные функции, снижает ощущение опасности, приводит к нарушению сокращения мышц, слуха, зрения, обоняния, вкуса. Употребление большого количества алкоголя приводит к алкогольному отравлению, нарушению дыхания, сердечного ритма, возможности потери сознания.

Работа в группах кооперативного обучения. (Время -10 минут).

Сказать, что сейчас учащиеся будут обсуждать последствия употребления алкоголя. Обратить внимание, что последствия могут быть положительными и хорошими, или отрицательными и плохими.

Разделить учащихся на 4 группы кооперативного обучения. (используя «времена года»). Дать группам задание.

1 группа должна обсудить и рассказать об отрицательном влиянии употребления алкоголя на здоровье;

2 группа – об отрицательном влиянии употреблении алкоголя на поведение;

3 группа – об отрицательном влиянии употребления алкоголя на учебу или работу;

4 группа – об отрицательном влиянии на внешний вид.

Последовательно заслушать отчеты групп, провести обсуждение.

Мини-лекция (Время- 3 минуты).

Подчеркнуть, что употребление алкоголя приводит ко многим отрицательным последствиям.

1.Длительное употребление алкоголя приводит к отрицательным последствиям, угнетающим здоровье человека: снижает  сопротивляемость организма к инфекциям; приводит к раздражению желудка и язвам, высокому кровяному давлению и инсультам; необратимым изменениям в печени и мозге. Употребление алкоголя беременными женщинами ведет к внутриутробным дефектам плода и новорожденных.

2. В результате употребления алкоголя человек теряет контроль над своим поведением, что может выражаться в агрессии, драках, ругани, потере привлекательности, необдуманных поступках, приводящих к дорожным происшествиям, правонарушениям, аресту.

3. Последствия употребления алкоголя на учебу непосредственно связаны с влиянием алкоголя на деятельность мозга, в результате снижается концентрация внимания и памяти, что приводит к снижению успеваемости, прогулам и исключению из школы или увольнению с работы.

Подвести к пониманию, что учет отрицательных последствий употребления алкоголя помогает сделать здоровый выбор в ситуациях, связанных с употреблением алкоголя.

Рефлексия. Вопросы для обсуждения.

  1. Что ценного вы для себя почерпнули из нашего занятия?
  2. Вам понравилась такая форма проведения занятия?
  3. Какие трудности возникали во время занятия?
  4. Какие темы вы хотели бы обсудить подобным образом?

Приложение.

  1. Диаграммы по результатам анкетирования учащихся 10-11классов
  2. Статистические данные по Ростовской области за 2005-2006 год
  3. Проекты групп кооперативного обучения.

Отрицательное влияние употребления

 алкоголя на здоровье

Отрицательное влияние употребления

 алкоголя на поведение

Отрицательное влияние употребления

 алкоголя на учебу или работу

Отрицательное влияние употребления

 алкоголя на

внешний вид

  1. Как часто вам случается употреблять алкогольные напитки в настоящее время?

  1. Как большинство ваших друзей относятся к употреблению алкоголя?

  1. Как вы оцениваете свой уровень знаний об алкоголе, курении и наркомании?

                        

Данные за 2005-2006 г. по Ростовской области.

                                                                

Последствия употребления алкоголя:

30-40% смертей при пожарах;

40-50% транспортного травматизма.

Каждый седьмой человек, преступивший закон, находился в состоянии алкогольного опьянения, а в числе лиц, совершивших убийство или изнасилование - каждый второй.

За 9 месяцев 2006 года – 349 человек умерло от случайного отравления алкоголем.