Диагностика, обработка
элективный курс по психологии по теме

Митюхина Наталья Петровна

Предварительный просмотр:

       Муниципальное образовательное учреждение

Центр Психолого-медико-социального сопровождения

«Лабиринт»

425000 Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. 2-я Новая 26 а тел. (83631) 64392

Результаты диагностики учащихся СОШ№6  9-х  классов

на 2011-2012 уч.г.

и рекомендации по организации предпрофильной подготовки

Подготовил: педагог психолог

высшей квалификационной категории Н.П.Митюхина

Волжск, 2012

В этических соображениях в материалах, размещенных на сайте отсутствуют фамилии детей

Таблица 1.

Результаты диагностики по методике ДДО

учащихся СШ№6,  9 «а» класса

ФИО

Природа

Техника

Человек

Знаковая система

Худож. образ

2

1

7

3

7

1

3

6

4

6

2

3

6

1

8

1

4

6

1

8

1

7

1

4

6

3

1

8

2

6

2

4

4

2

8

3

3

6

1

7

2

3

7

3

5

2

5

5

6

2

0

6

6

4

4

0

7

6

4

3

0

5

4

5

5

2

6

5

2

5

1

7

3

4

5

1

8

2

4

5

1

6

5

4

4

3

4

5

1

7

2

4

5

4

5

ИТОГО:

0

8

5

2

9

В %

0

42

26

10

47

Рис 1. Результаты диагностики по методике ДДО

учащихся СШ№6,  9 «а» класса

Таким образом, по таблице 1. и рис.1. мы сделаем вывод:

Человек - природа (Ч-П)  не выбрал никто

Труд людей этой группы профессий связан с:

· преобразованием, переработкой (садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик и пр.);
· обслуживанием, охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.);
· заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник и пр.);
· восстановлением, лечением (ветеринар, эколог, лесовод и пр.);
· изучением, описанием, изысканием (генетик, геолог, ботаник, зоолог,).

2.Человек- Техника (Ч-Т) выбрали  восемь человек:  Корнилова Н., Муслимов Р., Плетенев Л., Валиев А., Герасименко А., Шаматов А., Голиков М., Яковлев Н.

       Труд людей этой группы профессий связан с:
· преобразованием деталей, изделий, механизмов (изготовление деталей, машин, механизмов вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы, монтажные и электромонтажные, строительно-отделочные, работы по добыче и переработке промышленного сырья, изготовление пищевых продуктов);
· обслуживанием технических объектов (наладка и обслуживание оборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);
· восстановлением (восстановление и ремонт технического оборудования, изделий);
· изучением (контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качества изделий).

3. Человек - человек (Ч-Ч) выбрали пять человек:  Суслова К., Миндубаева Л., Чебакова С., Муслимов Р., Макарычев К.

Труд людей этой группы профессий связан с:
· воспитанием, обучением, тренировкой других людей (воспитатель преподаватель, мастер производственного обучения, тренер по спорту );
· медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медицинская сестра);
· правовой помощью (судья, адвокат, юрисконсульт, работник милиции);
· организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер и пр.);
· изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и пр.).

4.Человек - знаковая система (Ч-З) выбрали  двое: Кисилева М., Валиев А.

Труд людей этой группы профессий связан с:
· преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер, экономист);
· шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (стенографист, радист, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь и пр.);
· управлением движения (диспетчер, инспектор ГИБДД и пр.);
· составлением и хранением документации (нотариус, архивариус);
· восстановлением, устранением искажений (корректор, редактор и пр.).

5. Человек - художественный образ (Ч-Х) выбрали большинство испытуемых данной группы учащихся Суслова К., Ничипоренко М., Качановская А., Захарова А., Степанова Л., Изычева Р., Валиев А., Мартьянов К., Макарычев К.

Труд людей этой группы профессий связан с:
· преобразованием, созданием (архитектор, дизайнер, скульптор, модельер, художник, режиссер, композитор и пр.);
· исполнением, изготовлением изделий по образцу в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор,);
· с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений (мастер по росписи, шлифовщик по камню, маляр и пр.).

«Ваши пожелания по организации предпрофильной подготовки»

Учащимся были предложены следующие альтернативные вопросы:

01. Профиль обучения, который Вы намерены выбрать в старших классах (нужное обвести кружком).
  0101   Социально-экономический
  0102   Гуманитарный
  0103   Физико-математический
  0104   Естественно-научный
  0105   Филологический
  0106   Информационно-технологический
  0107   Агро-технологический
  0108   Оборонно-технический
  0109   Художественный
  0110   Универсальное обучение (непрофильные классы и школы)
  0111   Если в этом перечне нет того профиля, который Вам нужен, напишите здесь его название ___________________

02. Почему ты выбираешь именно этот профиль? (отметь варианты ответа, наиболее тебе близкие)
  0201  Мне нравятся входящие в этот профиль предметы
  0202  Я плохо успеваю по другим предметам
  0203  Этот профиль связан с моей будущей профессией
  0204  Мне посоветовали родители
  0205  Этот профиль выбрал мой друг
  0206  Не знаю
  0207  Другое (напишите) _________________

03. Какие цели ты ставишь перед собой на курсах по выбору?
  0301  Подготовиться к экзаменам после 9 класса
  0302  Углубленное изучение предмета
  0303  Проверить свой выбор дальнейшего профиля
  0304  Другое (напишите) _____________

04. Готовы ли Вы для изучения курсов по выбору посещать не только свою школу, но и другие образовательные учреждения? Выберите один из ответов.
  0401  Буду учится только в своей школе.
  0402  Буду учится только в той школе, где я смогу в дальнейшем обучаться по выбранному профилю.
  0403  Буду посещать курс в любом учреждении, если курс мне интересен.
  0404  Буду посещать курс в любом учреждении, если это недалеко от дома.
  0405  Буду посещать курс в любом учреждении, если не будут никаких других возможностей.
  0406  Другое (напишите) ____________

05. Какая организация занятий является для Вас наиболее предпочительной? Можно ответить на 2 и более позиций.
  0501  Занятия в первую смену
  0502  Занятия во вторую смену после уроков
  0503  Занятия в субботу
  0504  Занятия по воскресеньям

06. Какой режим занятий является для Вас наиболее предпочтительной? Выберите один из ответов.
  0601  Регулярные занятия 1 день в неделю
  0602  Занятия 2-3 раза в неделю
  0603  Изучение курсов во время каникулярных сессий-2-3 раза в год
  0604  Изучение курсов дома в форме дистанционного обучения

07. Какая форма изучения курсов по выбору была бы для Вас желательной? Можно ответить на 2 и более позиций.
  0701  Уроки, традиционные учебные занятия
  0702  Подготовка и защита проектов, рефератов, курсовых работ
  0703  Проведение научных исследований, экспериментов
  0704  Обучение в практической деятельности на предприятиях
  0705  Анализ ситуаций и игровое моделирование
  0706  Совместное обучение с учащимися 10-11 классов
  0707  Индивидуальные консультации с преподавателем, специалистом
  0708  Деловые и ролевые игры, тренинги

08. Что может помешать Вам посещать выбранные курсы? Укажите все варианты возможных ответов.
  0801  Курсы находятся далеко от дома, неудобно добираться до места проведения курсов
  0802  Курсы проводятся в неудобное время
  0803  Неинтересна программа выбранного курса
  0804  Не удовлетворяет качество преподавания курса
  0805  Был сделан неправильный выбор
  0806  Слабая материально-техническая база

Таблица 2.

Результаты анкетирования

«Ваши пожелания по организации предпрофильной подготовки» учащихся СШ№6,  9 «а» класса

ФИО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

3

1

3

1

2

5,2

2

10

1

3

3

2

2

3

1

1,9

1,6

3

3,4

3

1

3,4,7,8

1,2

1,9

4

2,3

3,5

3

2,5

1,4,7

1,2,3,4,5

9,10

1

1

3

1

2

2,7

1

9

4

1

3

2

3

3

1

10

1

3

2

3

2

1

6

9,10

3

3

3

2,3

2

2,5,7

1

1

6

1

3

1

2

3

1

1,2

3

1

2

2

2

1,4,8

2,4

1

1

2

1

1

1

1,4,8

2

8

1

3

2

1

2

2,7

1

6,7

3

1

2

2,3

2

1,8

1,2,5

2,5

1

3

3

1

2

3,7,8

5

1,10

3

3

2

1

2

1,4

4

6, спорт

1,4

1,3

2

3

1

1,7

3,4

8

1

2

2

1

1

4,7

2

1,9

3

1

2

2

2

1

2

8

1

3

3

1,3

1

1,7

2

Итого:

№ / к-во выборов

1 – 8

2 – 2

3 – 0

4 – 0

5 – 1

6 – 2

7 – 1

8 – 3

9 – 9

10 – 4

1 – 10

2 – 0

3 – 5

4 – 3

5 – 0

6 – 2

7 – 0

1 – 7

2 – 3

3 – 10

4 – 0

5 – 0

6 – 0

1 – 1

2 – 8

3 – 9

4 – 1

5 – 1

6 – 0

1 – 8

2 – 6

3 – 7

4 – 0

5 – 0

1 – 5

2 – 12

3 – 1

4 – 0

5 – 0

1 – 9

2 – 3

3 – 5

4 – 6

5 – 1

6 – 0

7 – 7

8 – 5

9 – 0

1 – 9

2 – 8

3 – 2

4 – 4

5 – 3

6 – 1

По таблице 2. можно сделать вывод:

01. Профиль обучения, который учащиеся 9 «б» намерены выбрать в старших классах в большинстве ответов: Социально-экономический (8), а также: Оборонно-технический (4), Универсальное обучение (непрофильные классы и школы) (4). (см. рис.2.)

Рис.2. Выбор профиля обучения учащимися СОШ№6, 9 «а» кл.

Меньшее количество выборов: Гуманитарный (2), Художественный (3), Филологический (1), Информационно-технологический (2), Агро-технологический (1).

Нет выборов: Физико-математический (0),  Естественно-научный (0).

02. Почему ты выбираешь именно этот профиль?  

В большинстве случаев учащиеся отвечали, что им нравятся входящие в этот профиль предметы (10).
Некоторые предполагают, что выбранный профиль будет связан с их будущей профессией (5), или по совету родителей (3).

03. Какие цели ты ставишь перед собой на курсах по выбору?
Большинство испытуемых желает, таким образом, лучше подготовиться к экзаменам (7) и проверить свой выбор дальнейшего профиля (10).
Некоторые предполагают углубленное изучение предмета (3).

04. Готовы ли Вы для изучения курсов по выбору посещать не только свою школу, но и другие образовательные учреждения? Большинство детей готовы посещать курс в любом учреждении, если курс им интересен (9); готовы учится только в той школе, где смогут в дальнейшем обучаться по выбранному профилю (8).
Среди единичных ответов: Буду учится только в своей школе (1).
Буду посещать курс в любом учреждении, если это недалеко от дома (1).
Буду посещать курс в любом учреждении, если не будут никаких других возможностей (1).
  

05. Какая организация занятий является для Вас наиболее предпочтительной?
Для большинства детей это занятия в первую смену (8).
Занятия во вторую смену после уроков (6), и занятия в субботу (7) детьми допускаются.

06. Какой режим занятий является для Вас наиболее предпочтительной?

Для большинства детей это занятия 2-3 раза в неделю (12), а также регулярные занятия 1 день в неделю (5).
Не пользуются спросом режимы занятий: изучение курсов дома в форме дистанционного обучения (0) и изучение курсов во время каникулярных сессий-2-3 раза в год (1).

07. Какая форма изучения курсов по выбору была бы для Вас желательной?

В большинстве случаев это уроки, традиционные учебные занятия (9) и индивидуальные консультации с преподавателем, специалистом (7).
Пользуются спросом: деловые и ролевые игры, тренинги (5), проведение научных исследований, экспериментов (5), обучение в практической деятельности на предприятиях (6).

Совместное обучение с учащимися 10-11 классов (0, анализ ситуаций и игровое моделирование (1) и подготовка и защита проектов, рефератов, курсовых работ (3) для данной группы испытуемых менее предпочтительны.

08. Что может помешать Вам посещать выбранные курсы?

Для большинства детей данной группы - Курсы находятся далеко от дома, неудобно добираться до места проведения курсов (9), и, неудобное время (8).
Остальные пункты: Неинтересна программа выбранного курса (2), Не удовлетворяет качество преподавания курса (4), Был сделан неправильный выбор (3), Слабая материально-техническая база (1) – малозначимы.

Таблица 3.

Результаты диагностики по методике ДДО

учащихся СШ№6,  9 «б» класса

ФИО

Природа

Техника

Человек

Знаковая система

Худож. образ

3

4

3

5

5

2

1

6

4

7

2

2

6

2

8

4

1

8

2

5

0

5

5

8

3

5

1

8

1

5

1

4

3

8

4

0

2

7

7

4

5

0

5

4

6

0

7

5

5

3

4

0

7

2

7

0

7

6

4

3

5

0

8

2

5

2

2

6

2

8

5

0

5

5

5

2

3

6

4

5

4

1

5

3

7

3

2

6

1

8

0

8

4

4

4

4

1

6

3

6

0

6

4

6

3

ИТОГО:

1

4

7

5

10

В %

5

19

33

24

48

Примечание:  * - дети отсутствовали на диагностике по причине болезни.

Рис 3. Результаты диагностики по методике ДДО

учащихся СШ№6,  9 «б» класса

Таким образом, по таблице 3. и рис.3. мы сделаем вывод:

Человек - природа (Ч-П)  выбрал Некрасов Д.

Труд людей этой группы профессий связан с:

· преобразованием, переработкой (садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик и пр.);
· обслуживанием, охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.);
· заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник и пр.);
· восстановлением, лечением (ветеринар, эколог, лесовод и пр.);
· изучением, описанием, изысканием (генетик, геолог, ботаник, зоолог,).

2.Человек- Техника (Ч-Т) выбрали  четыре человека:  Козырев К., Комисаров А.,Сидоров С. и Хайруллин Н.

       Труд людей этой группы профессий связан с:
· преобразованием деталей, изделий, механизмов (изготовление деталей, машин, механизмов вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы, монтажные и электромонтажные, строительно-отделочные, работы по добыче и переработке промышленного сырья, изготовление пищевых продуктов);
· обслуживанием технических объектов (наладка и обслуживание оборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);
· восстановлением (восстановление и ремонт технического оборудования, изделий);
· изучением (контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качества изделий).

3. Человек - человек (Ч-Ч) выбрали семь человек:  Белова М., Бирюкова Н., Буряков С., Койсина З., Константинова К., Некрасов Д., Сидоров С. и

Хайруллин Н.

Труд людей этой группы профессий связан с:
· воспитанием, обучением, тренировкой других людей (воспитатель преподаватель, мастер производственного обучения, тренер по спорту );
· медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медицинская сестра);
· правовой помощью (судья, адвокат, юрисконсульт, работник милиции);
· организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер и пр.);
· изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и пр.).

4. Человек - знаковая система (Ч-З) выбрали  пятеро: Бессонов А., Буранова Н., Буряков С., Некрасов Д., Хайруллин Н.

Труд людей этой группы профессий связан с:
· преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер, экономист);
· шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (стенографист, радист, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь и пр.);
· управлением движения (диспетчер, инспектор ГИБДД и пр.);
· составлением и хранением документации (нотариус, архивариус);
· восстановлением, устранением искажений (корректор, редактор и пр.).

5. Человек - художественный образ (Ч-Х) выбрали большинство испытуемых данной группы учащихся Антонов С., Балобанова Э., Белова К., Журавлева В., Койсина З., Лифанских Т., Некрасов Д., Рохлина Н., Сустатова С.

Труд людей этой группы профессий связан с:
· преобразованием, созданием (архитектор, дизайнер, скульптор, модельер, художник, режиссер, композитор и пр.);
· исполнением, изготовлением изделий по образцу в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор,);
· с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений (мастер по росписи, шлифовщик по камню, маляр и пр.).

Хотелось бы отметить, что Буряков С., Сустатова С. и Хайруллин Н. отдают предпочтение сразу двум типам профессий. У Некрасова Д. равный выбор по четырем типам, что свидетельствует о том, что он еще не определился с выбором.

Таблица 4.

Результаты анкетирования

«Ваши пожелания по организации предпрофильной подготовки» учащихся СШ№6,  9 «б» класса

ФИО

1

2

3

4

5

6

7

8

3

1

1

3

1

1

1

4

1

1

3

3

1

2

2,5,7,8

2,5

9

1

1

3

2

2

1,3,4,6

2,3,4,5

2

1

2

5

3

2

1,7

2

1

3

3

4,5

2

1,4

2,7

1,2,4

1

3

3

5

1

1

5,8

2

4

1

1

4

2,3

2

1,3,7

2

8

3

1

1

1

2

1

5

2

3

3

3

1

1

3,7

2

3

1

2

2

1

2

6

2

9

3

1

3

2

2

1,2

2,4

3

1

2

2

1

2

6

2

1

3

3

3

1

1

7

2

9

1

1

3

2

2

5,7,8

2,3,5

1

1,3

3

4

1

2

1,4,8

1,2

1

1

1

3

1

2

1,2,3,4

2,4

2

3

3

3

1

1

3,7

2

8

1

3

3

2

1

4

1

3

3

1

3

2,4

2

1,7

2

8

1

1

3

1

1

2

2

8

1

1

2

1,3

2

2,3,4,5,7,8

4

Итого:

№ / к-во выборов

1 – 6

2 – 3

3 – 4

4 – 1

5 – 0

6 – 0

7 – 0

8 – 4

9 – 3

1 – 13

2 – 0

3 – 9

4 – 0

5 – 0

6 – 0

7 – 0

1 – 10

2 – 3

3 – 8

4 – 0

5 – 0

6 – 0

1 – 1

2 – 3

3 – 12

4 – 3

5 – 2

6 – 0

1 – 13

2 – 7

3 – 3

4 – 0

5 – 0

1 – 8

2 – 13

3 – 0

4 – 1

5 – 0

1 – 8

2 – 2

3 – 5

4 – 5

5 – 4

6 – 3

7 – 9

8 – 5

9 – 0

1 – 3

2 – 17

3 – 2

4 – 5

5 – 4

6 – 0

По таблице 4. можно сделать вывод:

01. Профиль обучения, который учащиеся 9 «б» намерены выбрать в старших классах в большинстве ответов: Социально-экономический (6), а также: Физико-математический (4), Оборонно-технический (4), Гуманитарный (3), Художественный (3), Естественно-научный (1).

Рис.4. Выбор профиля обучения учащимися СОШ№6, 9 «б» кл.

Нет выборов: Филологический, Информационно-технологический, Агро-технологический, Универсальное обучение (непрофильные классы и школы)

02. Почему ты выбираешь именно этот профиль?  

В большинстве случаев учащиеся отвечали, что им нравятся входящие в этот профиль предметы (13).
Некоторые предполагают, что выбранный профиль будет связан с их будущей профессией (9).

03. Какие цели ты ставишь перед собой на курсах по выбору?
Большинство испытуемых желает, таким образом, лучше подготовиться к экзаменам (10) и проверить свой выбор дальнейшего профиля (8).
Некоторые предполпгают углубленное изучение предмета (3).

04. Готовы ли Вы для изучения курсов по выбору посещать не только свою школу, но и другие образовательные учреждения? Большинство детей готовы посещать курс в любом учреждении, если курс им интересен (12).

Среди единичных ответов: Буду учится только в своей школе(1).

Буду учится только в той школе, где я смогу в дальнейшем обучаться по выбранному профилю(3).

Буду посещать курс в любом учреждении, если это недалеко от дома (3).

Буду посещать курс в любом учреждении, если не будут никаких других возможностей (2).
  

05. Какая организация занятий является для Вас наиболее предпочтительной?
Для большинства детей это занятия в первую смену (13).
Занятия во вторую смену после уроков (7), и занятия в субботу (3) детьми не приветствуются.

06. Какой режим занятий является для Вас наиболее предпочтительной?

Для большинства детей это занятия 2-3 раза в неделю (13), а также регулярные занятия 1 день в неделю (8).
Не пользуются спросом режимы занятий: изучение курсов дома в форме дистанционного обучения (1) и изучение курсов во время каникулярных сессий-2-3 раза в год (0).


07. Какая форма изучения курсов по выбору была бы для Вас желательной?

В большинстве случаев это индивидуальные консультации с преподавателем, специалистом (9) и уроки, традиционные учебные занятия (8)

Пользуются спросом: деловые и ролевые игры, тренинги (5), проведение научных исследований, экспериментов (5), обучение в практической деятельности на предприятиях (5), анализ ситуаций и игровое моделирование (4)

Совместное обучение с учащимися 10-11 классов (3) и подготовка и защита проектов, рефератов, курсовых работ (2) для данной группы испытуемых менее предпочтительны.

08. Что может помешать Вам посещать выбранные курсы?

Для большинства детей данной группы - неудобное время (17).
Остальные пункты: Неинтересна программа выбранного курса (2), Не удовлетворяет качество преподавания курса (5), Был сделан неправильный выбор (4), Курсы находятся далеко от дома, неудобно добираться до места проведения курсов (3) – малозначимы.
Слабая материально-техническая база (0) не может помешать ни одному из данных испытуемых.



Предварительный просмотр:

В этических соображениях в материалах, размещенных на сайте отсутствуют фамилии детей

Муниципальное образовательное учреждение

Центр Психолого-Медико-Социального Сопровождения "Лабиринт"

ОТЧЕТ

педагога-психолога Митюхиной Н.П.

о проведении элективного курса

для учащихся 9-х классов СШ №2

по теме: «Профессиональное самоопределение»

Январь-март 2011г.

Программа данного элективного курса рассчитана на 28 часов, из них: 20 на уроки, и по 4 часа на контрольные и самостоятельные работы. В занятия включены цитаты, которые предполагают её совместное обсуждение. В каждое занятие программы включены теоретическая часть (1/3 занятия) и практическая часть (2/3 занятия), включающая в себя тесты, игры, упражнения, информацию о профессиях и видах профессионального обучения. Методы обучения тщательно подобраны к каждой теме, включают в себя традиционные формы - лекции и нетрадиционные интерактивные формы: деловая игра, дискуссия.

Контроль осуществляется через интерактивные формы: деловая игра, общая дискуссия, построение личного профессионального маршрута, контрольные работы. Метод контроля последовательный: степень усвоения знаний на уроке проверяются контрольной работой (2-5 уроки), самостоятельные работы (1, 6, 9-10 уроки) (домашнее задание).

Предусмотрена индивидуальная работа с учащимися: консультирование, дополнительная диагностика, не входящая в данный курс.

По окончании данного курса учащиеся защищают реферат на тему «Моя будущая профессия», получают зачет и Сертификат в том, что они успешно прошли элективный курс. В конечном итоге учащиеся осознают, что выбор карьеры может быть успешным, когда он продуман, самостоятелен и ему предшествует серьезная внутренняя работа.  

В соответствии с теоретической концепцией Программы разработано и методическое обеспечение курса, которое дает возможность учащимся получить необходимую информацию о себе для принятия решения о профессиональном будущем.

Ведущей целью нашего элективного курса является подготовка школьников к сознательному выбору профессии. На  основе общей стратегической цели профориентации мы ставим перед собой задачи: вооружение учащихся определёнными знаниями, формирование умений и навыков, раскрытие творческих возможностей и потребностей, воспитание эстетического сознания, нравственности и т.д. В результате это определит уровень развития личностных качеств школьников.

        

Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами  и возможностями.

Ведущий элективного курса             ____________Н.П.Митюхина

ОТМЕТКИ О ПОСЕЩЕНИИ

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС    

 «Профессиональное самоопределение»

   СШ № 2     9 - е классы   

ФИО

График посещений на 2007у.г.

дек

январь

февраль

март

апрель

*

19

26

2

9

16

23

2

9

16

23

6

+

-

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

б

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

б

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

-

+

-

+

-

+

+

+

+

+

+

-

б

+

* - вводное занятие

Б –отсутствовал по болезни

  - праздничный день

ЗАЧЕТНАЯ ВЕДОМОСТЬ

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС    

 «Профессиональное самоопределение»

   СШ № 2     9 - е классы   

ФИО

Зачет по элективному курсу

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

Ведущий элективного курса

Педагог-психолог высшей категории

ЦПМСС «Лабиринт»                      _____________Н.П.Митюхина

Определенность выбранной профессии

учащимися СШ № 2     9 - е классы   

на начало и конец элективного курса



ФИО

Будущая профессия

Нач. курса

Кон.

курса

нет

да

нет

да

нет

Мед ин-т г.Казань (врач)

нет

Мед ин-т г.Казань (врач)

нет

Тат. Амер-й Регион-й ин-т (Казань) бухгалтер

нет

Ин-т к-ры и иск-ва (хореограф)

нет

Архитектурно- строительный ин-т г.Казань

нет

да

нет

Строительно-промышленный колледж (Казань)

нет

ВУЗ (Казань) менеджер

нет

нет

нет

нет

нет

Мед колледж (Волжск.) (Сестринское дело)

нет

Мед колледж г.Зеленодольск (фармацевт)

нет

Да

нет

Да

нет

Да

нет

Да

нет

Человек-техника, (изобретать, усовершенствовать модели)

нет

Да

нет

Спорт. комментатор

Информированность о многообразии мира профессий и степень определенности выбранной профессии

учащимися СШ № 2     9 - х классов   

на начало и конец элективного курса

0 – отрицательный ответ: ребенок не знает ничего о профессиях, с выбором профессии не определился.

1 – положительный ответ: ребенок знает что-то о профессиях, с выбором профессии определился.

ФИО

На начало элективного курса

На конец элективного курса

информированность о профессиях

определенность выбранной профессии

информированность о профессиях

определенность выбранной профессии

1

0

0

1

1

2

0

0

1

1

3

0

0

1

1

4

0

0

1

1

5

0

0

1

1

6

0

0

1

1

7

0

0

1

1

8

0

0

1

1

9

0

0

1

1

10

0

0

1

1

11

0

0

1

1

12

0

0

1

1

13

0

0

1

1

14

0

0

1

1

15

0

0

1

1

16

0

0

1

1

17

0

0

1

1

19

0

0

1

1

  ИТОГО: (чел)

0

0

1

1

  ИТОГО: %

0

0

100

100

С января 2011г по март 2011г. нами был проведен элективный курс «Профессиональное самоопределение» в 9 классах СШ №2 г.Волжска.                    

Учащимся 9 СШ№ 2  9-х классов   было предложено написать сочинение на тему «Мир профессий. Моя будущая профессия»

По данным опроса в 9 классах никто из желающих посещать элективный курс «Профессиональное самоопределение» не информирован в достаточной степени о мире профессий и никто еще не определился с выбором будущей профессии.

Таким образом, проведение элективного курса в этом классе актуально.

По окончании элективного курса 100% учащихся считают себя достаточно информированными о мире профессий;  и 100% учащихся определились не только с выбором будущей профессии, но и  выбрали учебное заведение, в которое они надеются поступить.

Всего записалось 21 учащихся. Дети посещали занятия курса с большим желанием, активно работали, делали записи в тетрадях. Из них 21 учащихся закончили элективный курс, и получили сертификат об окончании курса, (зачет). Все эти 21 ученика на последнем уроке защищали сочинение на тему «Мир профессий. Моя будущая профессия». В этом сочинении отражены полученные ими знания в процессе элективного курса. Все эти ученики не только определили свою будущую профессию, но и получили информацию о том в каком учебном заведении можно ее получить. Кроме того, учащиеся узнали особенности своего характера, определили темперамент, способности, уровень развития некоторых психических процессов.

В СШ№2 по запросу администрации школы нами проводилась диагностика  учащихся 9-х классов, результаты которой отражены ниже.

Обработка данных к методике ДДО

СШ№2 Класс 9 Дата проведения 22.12.2010г

класс

ФИО

Человек-Природа

Человек-Техника

Человек-

Человек

Человек-

Знак

Человек-Худ.образ

9 «а»

1

8

4

5

2

9 «а»

4

7

3

6

0

9 «а»

4

1

6

5

4

9 «а»

4

1

7

5

3

9 «а»

6

3

5

2

4

9 «а»

1

1

8

5

5

9 «а»

1

4

4

4

7

9 «а»

6

2

7

2

3

9 «а»

2

6

4

5

2

9 «а»

2

7

5

5

1

9 «а»

1

8

4

3

4

9 «а»

5

4

5

4

2

9 «а»

1

2

7

4

6

9 «а»

2

6

5

4

2

9 «а»

1

7

4

5

3

9 «а»

1

7

4

5

3

9 «а»

7

0

5

5

3

9 «а»

0

5

6

5

4

9 «а»

4

0

7

4

5

9 «а»

0

5

6

5

4

9 «а»

3

3

6

3

5

9 «а»

3

6

3

2

5

9 «а»

2

5

5

6

2

9 «б»

2

4

3

5

5

9 «б»

2

6

2

6

4

9 «б»

6

5

1

3

5

9 «б»

5

1

6

1

7

9 «б»

5

1

6

1

7

9 «б»

2

1

7

5

5

9 «б»

2

1

7

5

5

9 «б»

2

7

3

4

3

9 «б»

1

6

3

6

4

9 «б»

1

8

4

3

4

9 «б»

4

5

1

3

7

9 «б»

5

8

3

3

1

9 «б»

1

7

3

6

3

9 «б»

4

7

2

6

1

9 «б»

4

3

6

3

4

9 «б»

2

4

4

3

6

9 «б»

6

3

0

6

5

ИТОГО

4

16

15

5

4

В данном классе преобладает направленность на типы профессий Человек- Техника (Ч-Т).
Труд людей этой группы профессий связан с:
· преобразованием деталей, изделий, механизмов (изготовление деталей, машин, механизмов вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы, монтажные и электромонтажные, строительно-отделочные, работы по добыче и переаботке промышленного сырья, изготовление пищевых продуктов);
· обслуживанием технических объектов (наладка и обслуживание оборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);
· восстановлением (восстановление и ремонт технического оборудования, изделий);
· изучением (контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качества изделий).

Человек- Человек выбрали 15 детей.

Менее пользуются спросом професии по типам Человек-Знак (5 человек), Человек - художественный образ (4 человека) и Человек – Природа (4 человека). 

ИЗУЧЕНИЕ ГИБКОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА

Бланк теста представляет собой стандартный лист бумаги с нарисованными двумя рядами одинаковыми контурными изображениями (по восемь штук в каждом ряду).

Главный показатель творческого мышления в этом — количество идей, воспроизводимых ребенком.

Уровень развития способности

Высокий – 14 и более рисунков, из них не менее 5 оригинальных

Средний – 10-14 рисунков, из них не менее трех оригинальных

Низкий – менее 10 рисунков.

№ п/п

ФИО

Количество изображений

Оригинальные рисунки

уровень

1

16

2

Средний

2

13

3

Средний

3

16

10

Высокий

4

16

5

Высокий

5

16

3

Средний

6

13

3

Средний

7

16

2

Средний

8

12

0

Низкий

9

10

10

Средний

10

16

3

Средний

11

7

2

Низкий

12

5

2

Низкий

13

16

5

Высокий

14

11

3

Средний

15

15

2

Средний

16

11

4

Средний

17

16

5

Высокий

18

16

2

Средний

ИТОГО

Высокий – 4 (20%)

Средний – 11 (67%)

Низкий – 3 (13%)

 Результаты диагностики представлены в таблице

По таблице можно сделать вывод:

Высокий  уровень гибкости построения графического образа у 4 человек данной группы испытуемых, что составляет – 21%; средний уровень у  12 человек, что составляет 64%; низкий у 3 человек, что составляет– 15%.  

Мы не проводили повторную диагностику по данной методике в конце элективного курса, т.к. это не являлось нашей задачей.

Хотелось бы отметить, однако, что данная группа детей очень активно посещала занятия (об этом свидетельствует таблица посещений), почти все дети оставались на индивидуальные консультации; многие в отзыве о курсе пишут, что занятия очень помогли им лучше узнать себя и других, выбрать будущую профессию, научили общаться друг с другом, помогли в раскрытии себя как творческой личности, «Было здорово, можно продолжить». Многие также пишут о том, что полученные знания помогут им и в будущем.



Предварительный просмотр:

В этических соображениях в материалах, размещенных на сайте отсутствуют фамилии детей

Муниципальное образовательное учреждение

Центр Психолого-Медико-Социального Сопровождения "Лабиринт"

ОТЧЕТ

педагога-психолога Митюхиной Н.П.

о проведении элективного курса

для учащихся 11 «а» класса СШ №10

по теме: «Профессиональное самоопределение»

Март 2010г.

Программа данного элективного курса рассчитана на 10 занятий (28 часов, из них: 20 на уроки, и по 4 часа на контрольные и самостоятельные работы). В занятия включены цитаты, которые предполагают её совместное обсуждение. В каждое занятие программы включены теоретическая часть (1/3 занятия) и практическая часть (2/3 занятия), включающая в себя тесты, игры, упражнения, информацию о профессиях и видах профессионального обучения. Методы обучения тщательно подобраны к каждой теме, включают в себя традиционные формы - лекции и нетрадиционные интерактивные формы: деловая игра, дискуссия.

В данном классе была проведена ускоренная программа (6 занятий), теоретическая часть составляла 2/3 занятия, и 1/3 практическая.

Контроль осуществляется через интерактивные формы: деловая игра, общая дискуссия, построение личного профессионального маршрута, контрольные работы.

Предусмотрена индивидуальная работа с учащимися: консультирование, дополнительная диагностика, не входящая в данный курс. Помощь в выборе учебного заведения.

По окончании данного курса учащиеся получают зачет и Сертификат в том, что они успешно прошли элективный курс. В конечном итоге учащиеся осознают, что выбор карьеры может быть успешным, когда он продуман, самостоятелен и ему предшествует серьезная внутренняя работа.  

В соответствии с теоретической концепцией Программы разработано и методическое обеспечение курса, которое дает возможность учащимся получить необходимую информацию о себе для принятия решения о профессиональном будущем.

Ведущей целью нашего элективного курса является подготовка школьников к сознательному выбору профессии. На  основе общей стратегической цели профориентации мы ставим перед собой задачи: вооружение учащихся определёнными знаниями, формирование умений и навыков, раскрытие творческих возможностей и потребностей, воспитание эстетического сознания, нравственности и т.д. В результате это определит уровень развития личностных качеств школьников.

        

Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами  и возможностями.

Ведущий элективного курса             ____________Н.П.Митюхина

ОТМЕТКИ О ПОСЕЩЕНИИ

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС    

 «Профессиональное самоопределение»

   СШ № 10     11 «а» класс   

ФИО

График посещений

январь

февраль

март

30

6

13

20

27

13

зачет

+

+

+

б

+

+

зачет

+

-

+

+

+

-

зачет

+

-

+

б

+

-

-

+

+

+

+

+

+

зачет

+

+

+

+

+

+

зачет

+

+

+

б

+

+

зачет

+

+

+

+

+

+

зачет

+

-

+

б

+

-

-

+

+

+

+

+

б

зачет

+

+

+

+

+

+

зачет

+

-

+

уп

+

+

зачет

+

-

+

+

+

+

зачет

+

+

+

+

+

+

зачет

+

+

+

+

+

+

зачет

+

+

+

+

+

+

зачет

+

-

+

уп

-

-

-

+

-

+

уп

+

+

зачет

+

-

+

уп

+

+

зачет

+

-

+

б

-

+

-

+

-

+

+

+

б

зачет

+

-

+

+

+

-

-

+

-

+

+

+

-

-

+

+

+

+

+

+

зачет

-

-

+

-

+

+

-

+

+

-

+

-

-

-

+

-

-

-

+

-

-

+

-

+

+

+

+

зачет

-

-

-

-

-

+

-

итого

26

12

25

16

25

18

19

30 января*  - вводное занятие, диагностика.

Информированность о многообразии мира профессий и степень определенности выбранной профессии

учащимися 11 «а» класса

на начало и конец элективного курса

0 – отрицательный ответ: ребенок не знает ничего о профессиях, с выбором профессии не определился.

1 – положительный ответ: ребенок знает что-то о профессиях, с выбором профессии определился.

Рис.1.

С января 2010г по март нами был проведен элективный курс «Профессиональное самоопределение» в 11 «а» классе СШ №10 г.Волжска, по ускоренной программе (6 занятий по 1-1.2 часа)                  

Среди учащихся был проведен опрос, в котором затрагивались вопросы о выборе профессии, об их информированности о мире профессий.

По данным опроса в 11 «а» классе 14% учащихся информированы о некоторых профессиях и 11% уже определились с будущей профессией.

Как мы видим из графика, большинство учащиеся 11 «а» класса мало информированы о мире профессий и не определились с выбором будущей профессии. Таким образом, проведение элективного курса в этом классе актуально.

По окончании элективного курса 67% учащихся достаточно информированы о мире профессий;  и 50% учащихся определились с выбором будущей профессии,  выбрали учебное заведение, в которое они надеются поступить. В основном, это те дети, которые не пропускали занятия и оставались на индивидуальные консультации.

Всего записалось 28 учащихся. Из них 19 учащихся закончили элективный курс, и получили сертификат об окончании курса, (зачет).

В рамках данного элективного курса нами был проведен опрос «Мои жизненные цели».

№п/п

Жизненные цели

Главные

Осуществимые

Ближайшие

Отдаленные

Карьера

6

8

6

7

Семья

9

6

1

9

Воспитание детей

8

3

1

14

Дружеские отношения

12

11

3

0

Развитие своей личности

13

5

5

0

Реализация своих способностей

12

6

6

0

Знания и учеба

8

5

6

1

Материальное благополучие

13

8

3

1

Достижение успеха

11

6

2

1

Практическая польза

4

6

5

2

Выполнение долга

6

6

3

4

Общественное признание

5

4

5

2

Получение удовольствия

9

8

2

0

Власть

1

5

2

4

Любовь

11

4

5

1

Уверенность

14

5

4

0

Свобода и независимость

10

7

6

0

Здоровье

12

5

6

1

Помощь и забота о людях

3

6

5

3

Общение с людьми

5

9

5

0

Объединение с др. и совм. д-сть

1

9

6

1

Душевный покой

5

5

5

3

Изменения и разнообразие

4

10

5

0

Стабильность и надежность

9

7

4

1

Творчество и самовыражение

6

6

3

3

Истина

10

4

3

2

Красота

8

6

2

1

Добро

10

3

7

1

Вера

6

3

5

2

Рис. 2. Главные жизненные цели.

Рис. 3. Осуществимые жизненные цели.

Рис. 4. Ближайшие жизненные цели.

Рис. 5. Отдаленные жизненные цели.

Как мы видим из таблицы и графиков (рис. 2.3.4.5), для многих детей данной группы карьера является осуществимой, и одновременно ближайшей и отдаленной.

Дружеские отношения и материальное благополучие являются для большинства главной и осуществимой целью.

Среди главных целей большинство выделяют дружеские отношения, развитие своей личности, реализация своих способностей, любовь, уверенность, свобода и независимость, здоровье, истина и добро.

Интересен тот факт, что один ребенок ставит власть – одной из главных целей своей жизни, остальные 5 человек – осуществимой и отдаленной.

Среди осуществимых целей большинство выделяют карьеру, дружеские отношения, материальное благополучие, получение удовольствия, общение с людьми, объединение с другими и совместная деятельность, изменения и разнообразие.

Среди ближайших целей большинство выделяют карьеру, реализация своих способностей, знания и учеба, свобода и независимость, здоровье, объединение с другими и совместная деятельность, добро.

Среди отдаленных целей большинство выделяют карьеру, семью и воспитание детей.

Среди отдаленных целей полностью отсутствуют дружеские отношения, развитие своей личности, реализация своих способностей, получение удовольствия, уверенность, свобода и независимость, общение с людьми, изменения и разнообразие. Испытуемые в большинстве своем ставят их в осуществимые и ближайшие цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта диагностики уровня подготовки обучающихся по образовательной программе дополнительного образования детей «Обработка графики и видео»

Карта диагностики уровня подготовки обучающихся по образовательной программе дополнительного образования детей «Обработка графики и видео» Автор: Правдин Евгений Александрович, педагог допо...

Показатели диагностики уровня результативности обучающихся по образовательной программе дополнительного образования детей «Обработка графики и видео»

Показатели диагностики уровня результативности обучающихся по образовательной программе дополнительного образования детей «Обработка графики и видео» Автор: Правдин Евгений Александрович, п...

Компьютерная обработка методики диагностики акцентуаций характера. (Опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека)

Обработка результатов в MS Excel. Методика диагностики акцентуаций характера. (Опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека), детский вариант опросника. Ответы испытуемого вбиваются в первый столбик: "да" - 1, ...

Педагогическая диагностика уровня освоения дополнительной общеобразовательной обучающимися: нормативные основы, методы, инструментарий, обработка и интерпретация результатов.

Данная презентация разработана для использования в системе повышения квалификации педагогических работников стстемы дополнительного образования детей, в контексте внедрения Профессионального стандарта...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ Г.ЛЫСКОВО И ЛЫСКОВСКОГО РАЙОНА ПО ТЕМЕ «Обработке результатов диагностики в программе Excel»

Цель: передать участникам мастер-класса «инновационные продукты», полученные в результате творческой, экспериментальной деятельности педагога-психолога.Задачи:создание условий для про...

Открытый урок по учебной практике. Тема 5.5 " Обработка рабочего халата". Тема урока: Внешний вид. Детали кроя. Название срезов. Обработка мелких деталей. Обработка полочек, спинки. Обработка плечевых срезов.

Тема 5.5. «Обработка рабочего халата»Тема урока: Внешний вид. Детали кроя. Название срезов. Обработка мелких деталей. Обработка полочек, спинки. Обработка плечевых срезов....