Статьи
статья по психологии по теме

Митюхина Наталья Петровна

Предварительный просмотр:

Митюхина Наталья Петровна

ФИО

кандидит психологических наук, педагог-психолог

должность

МОУ ЦПМСС «Лабиринт»

г. Волжск, РМЭ,

место работы

e-mail: natali.psy@mail.ru

электронный адрес

МОРАЛЬНО - НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ

«Весь мир ничто в сравнении  с человеческой личностью, с единственным лицом человека, с единственной его судьбой»

(Н.А. Бердяев)

В условиях становления новой идеологии Российской Федерации все большее значение приобретает изучение морально-нравственных представлений и ценностей людей. Сложность и драматизм преобразований, происходящих в современном обществе, ломка старой системы общественных ценностей и идеалов привели к тому, что в молодежной среде также стала происходить переоценка социальных ценностей. По мнению С. Хоружего, страну постиг небывалый, беспрецедентный нравственный провал, когда этические координаты не сместились куда-то, а попросту вообще исчезли. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) подавляющее большинство россиян (79%) считают, что за последние годы состояние нравственности в стране изменилось в худшую сторону. Все это в какой-то мере сохраняется среди части молодежи сейчас и заставляет обратиться к более внимательному изучению процесса морально-нравственного развития учащихся.

Наиболее активно проблемы нравственности разрабатывали В.И. Слободчиков, В.Э. Чудновский, В.Н. Шердаков и др. В психологической практике накоплен большой опыт развития нравственных сторон личности: в детском возрасте (Л.И. Божович; А.В. Запорожец, и др.); у взрослого человека (Б.Г. Ананьев; К.А. Абульханова; А.А. Деркач, В.С. Мерлин и др.); в образовательном пространстве (Д.А. Андреев; Л.М. Попов и др.); в профессиональной деятельности (В.Д. Шадриков и др.); в событийной деятельности (Л.М. Аболин и др.); в культуре и обществе (В.С. Библер, С.К. Бондырева; В.В. Кандинский, В.В. Петухов, В.П. Тугаринов и др.).

Согласно Л.Н. Антилоговой, ядром нравственного сознания являются нравственные убеждения и  ценности, ценностные ориентации, содержанием – нравственные качества и способности, нравственные потребности и  мотивы. Нравственные способности она определяет как индивидуально - психологические особенности личности, которые выражают готовность личности к моральному выбору между добром и злом в повседневной жизни и к установлению моральных взаимоотношений между людьми в процессе любой деятельности и жизнедеятельности в целом. Они определяют специфику поведения человека, выражающуюся в его желании и умении делать добро [1, с.57].

В 2011г. нами было проведено исследование с целью выявления нравственной воспитанности учащихся. Методика «Размышляем о жизненном опыте» (Н.Е. Щурковой) состоит из 31 вопроса. Она была проведена нами среди учащихся 5-9 классов. Всего было опрошено 231 человек.

Д.В. Колесов выделяет четыре основания нравственности:  1) правильно сформированная потребность человека в другом человеке, реализующаяся путем общения (в основе лежат механизмы идентификации и эмпатии);  2) сознание общности всех людей; 3) сформированный с детства эмоционально насыщенный образ родного дома; 4) наличие эмоционально-насыщенного и хорошо сформированного представления о своем жизненном пути как целостности [2, с. 127-131].

Исходя из этого, мы классифицировали вопросы методики Н.Е. Щурковой. Приведем в качестве примеров некоторые из них.

1) правильно сформированная потребность человека в другом человеке, реализующаяся путем общения: «Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (юношу), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что делаете?» большинство испытуемых 41,2%, выбрали вариант ответа: «подойду и непременно заговорю» (этот ответ встречается чаще других у учащихся 5-6 классов) и 40,4% вариант ответа «не знаю заранее, как сложатся обстоятельства» (этот ответ встречается чаще других у учащихся 7-9 классов); у 18,4 % испытуемых выбран ответ - «ничего, какое мое дело» (этот ответ особенно часто встречается у учащихся 5-х классов);

2) сознание общности всех людей: «Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как Вы поступите?» большинство испытуемых 70,4% испытуемых выбрали вариант ответа: «выполняю, конечно»; 17,8% вариант ответа «увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не выполнять» (этот ответ встречается чаще других у учащихся 8-х классов); у 11,8% испытуемых выбран ответ - «забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет» (этот ответ встречается чаще других у учащихся 5-6-х классов); «Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать. Что Вы делаете в данный момент?» 43,6% испытуемых выбрали вариант ответа: «поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу» (особенно учащиеся 5-6-х классов); 42,3% вариант ответа «сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию»; у 14,1% испытуемых выбран ответ - «я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться» (особенно у учащихся 8-х классов);

3) сформированный с детства эмоционально насыщенный образ родного дома: «Уезжая надолго из дома, как Вы себя чувствуете вдали?» 42% испытуемых выбрали вариант ответа: «не замечал (не замечала)» (этот вариант ответа чаще встречается среди учащихся 5-х классов); 35,2% ответили: «снятся родные места» (этот ответ встречается чаще других у учащихся 7-х классов); 22,8% выбрали вариант ответа: «хорошо себя чувствую, лучше, чем дома» (этот вариант ответа чаще встречается среди учащихся 8-х классов);

4) наличие эмоционально-насыщенного и хорошо сформированного представления о своем жизненном пути как целостности: «Некий волшебник предлагает Вам устроить Вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что Вы ответите этому волшебнику?» 45,6% всех испытуемых решительно отказываются (особенно учащиеся 8-х классов); 34,6% испытуемых выбрали вариант ответа «сначала узнаю, скольким он обеспечил, таким образом, существование»; 16,2% испытуемых выбрали вариант ответа «соглашусь» (встречается чаще у учащихся 7-9-х классов).

Нравственность – один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса, который нужно формировать с раннего детства. Однако подростковый этап онтогенеза также является сензитивным периодом процесса морально-нравственного развития, поскольку именно в этом возрасте начинается выделение себя в качестве объекта нравственного самопознания и субъекта самовоспитания. С.Л. Рубинштейн полагал, что человек способен при поддержке внешних и внутренних условий изменить самого себя или морально поддержать другого человека, укрепив своим отношением его человеческую сущность, то лучшее, сильное, доброе, что есть в нем, но не видится им самим в данных обстоятельствах [3].

Список источников

Антилогова, Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности: Диссертация на соискание ученой степени докт. психол. наук. /Л.Н. Антилогова. – Новосибирск, 1999. – 434с.

Колесов, Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма. / Д.В. Колесов. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2000. – 400с.

Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2003. – 720с.



Предварительный просмотр:

Митюхина Наталья Петровна к.псх.н., педагог-психолог

Волкова Ирина Николаевна зам дир. по НМР

МОУ ЦПМСС «Лабиринт» г. Волжск

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКАМИ МОУ ЦПМСС “ЛАБИРИНТ”

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. отмечается, что «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства». В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики Российской Федерации.

В городе Волжске остро встает вопрос осуществления психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Психолого-педагогическое сопровождение – психолого-педагогические технологии, предназначенные для оказания помощи ребенку на определенном этапе его развития в решении возникающих у него проблем или в их предупреждении.

Необходимость осуществления психолого-педагогического сопровождения является не только ответом на социальный заказ общества, но и обусловлено целым рядом объективных причин, в том числе:

 - ежегодным приростом количества детей с ОВЗ;

- узким рынком образовательных услуг для детей с нарушениями в развитии;

- повышением активности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, и их готовностью включиться в процесс абилитации и реабилитации собственного ребенка;

- новыми государственными требованиями к качеству образовательных услуг на всех ступенях обучения и воспитания детей и др.

Как показывает анализ сети коррекционно – образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья, на территории муниципального образования г.Волжска предоставляется достаточный объем услуг детям с тяжелыми нарушениями речи,  с нарушениями зрения (только в дошкольном образовании), частично детям с умственной отсталостью, с задержкой психического развития.

Реализуя такое направление, как психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, сотрудники «Лабиринт» ставят перед собой следующие задачи: 

- проведение комплексного обследования каждого ребенка с ОВЗ в целях определения соматического, социального, психологического и образовательного статуса и содержания коррекционно-педагогической помощи для осуществления интегрированного обучения;

- разработка и реализация индивидуальных коррекционно-образовательных программ сопровождения учащихся с психофизическими нарушениями, направленных на их оздоровление, развитие, обучение, воспитание и раскрытие личностного потенциала;

- оказание консультативной помощи родителям, учителям общеобразовательных классов в вопросах развития, воспитания и содействия социально-педагогической интеграции детей с ОВЗ;

- отслеживание дальнейшего развития и жизненного пути детей, получивших образовательно-воспитательную и коррекционно-педагогическую помощь, оказание им консультативных услуг, анализ эффективности проведанных мероприятий.

Организация обучения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях, где специалисты ЦПМСС «Лабиринт» в 2011 году осуществляли психолого-педагогическое сопровождение


Наименоание работы

Муниципальное образовательное учреждение / (к-во чел.)

ДОУ

СОШ

ВСЕГО

диагностика

542

307

849

консультирование родителей

542

257

303

психологическая коррекция

56

43

62

логопедическая коррекция

56

236

292

психологическое просвещение и психопрофилактика


56


280


336

Список литературы

1. Белявский, Б.В. Состояние и перспективы развития образования лиц с ОВЗ в РФ / Белявский, Б.В. // Материалы Международной конференции: Развитие инклюзивных школ. - М., 2005. - С. 67.
2. Екжанова Е.А. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. / Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова. - М.: Дрофа, – 2008.  - 286 с.

3. Шамсутдинова Д.В. Социально-педагогические условия интеграции лиц с ограниченными возможностями. / Д.В. Шамсутдинова. - Казань, 2002.



Предварительный просмотр:

Статья в газету «Волжские вести», ноябрь, 2007г.

ЦПМСС «Лабиринт»

педагог-психолог высшей категории Митюхина Н.П.

«Выбор профессии — залог успешной самореализации»

Клиент на приеме у психолога:

- Помогите, пожалуйста! Эта кошмарная работа сведет меня с ума!

- А чем Вы, собственно, занимаетесь?

-Ну, я сижу на складе, передо мной желоб и три ящика. По желобу скатываются апельсины, а я должен раскладывать их в ящики: большие - в первый, средние - во второй, а маленькие - в третий.

- Вроде непыльная у Вас работенка...

- Ах, что Вы, но эта ужасная проблема постоянного выбора!

Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом - как свидетельствует статистика - большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. И причины не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных. Но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказывается не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью.

Переход к рынку труда не только внес коррективы, но и существенно изменил подходы к разработке теории и практики профессионального самоопределения молодежи. Дело в том, что в условиях жесткого рынка не все работники будут иметь постоянно оплачиваемую работу на протяжении всей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же профессией, специальностью. В связи с этим каждому специалисту необходимо не только постоянно совершенствоваться в профессии, но и быть готовым к изменению вида профессиональной деятельности, проявлять экономическую активность, уметь самореализоваться в плоскости общественных работ.

Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека (35-40 лет). Началом этого процесса является зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей под влиянием родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов (до 12 лет).

Затем следует формирование профессиональных намерений, которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии. Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является соответствующий общественным потребностям (требованиям рынка труда) и потребностям самой личности выбор профессии или специальности. Школы г.Волжска активно сотрудничают с Центром Психолого-медико-социального сопровождения «Лабиринт», одним из приоритетных направлений которого является осуществление психологического сопровождения и оказание помощи в определении учащимися выбора профессионального пути. Это осуществляется на занятиях по элективному курсу «Профессиональное самоопределение учащихся».

Следующая стадия становления начинается с поступления в профессиональное учебное заведение (училище, техникум, вуз). Это стадия профессиональной подготовки. Психологическим критерием успешного прохождения этой стадии является профессиональное самоопределение личности, то есть формирование отношения к себе как к субъекту избранной деятельности и профессиональной направленности, в которой достаточно четко отражаются установки на развитие профессионально значимых качеств.

Есть два способа выбирать профессию. Один - метод «проб и ошибок», когда ищешь в слепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдешь ту единственную профессию, которая будет приносить тебе не только средства к достойному существованию, но и радость от самого процесса работы. На это может уйти большая часть жизни. Да и то, если повезет. Ведь профессий - десятки тысяч. Возможен другой путь: изучить, прежде всего, самого себя - свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, свойства нервной системы - словом все то, что делает каждого человека индивидуальным. Затем ознакомиться с миром профессий, узнать требования профессии к человеку - и соотнести их со своими особенностями. Только тогда выбор профессии будет точным и осмысленным.

Выбирать профессию можно тремя путями: всю жизнь учиться на своих ошибках – это самый трудный путь, учиться на чужих ошибках – это самый глупый путь, путем размышления – это самый благородный путь. Так будем же действовать самым благородным путем!

* * *

Приглашаем на консультации по проблеме профессионального самоопределения в Центр Психолого-медико-социального сопровождения «Лабиринт».

Наш адрес: ул. 2 Новая, 26 «а», тел 6-43-92.

Мы рады помочь Вам!



Предварительный просмотр:

Статья в газету «Волжские вести», апрель, выпуск 19, 2007г.

Педагог-психолог ЦПМСС «Лабиринт» Митюхина Н.П.

"В поисках своего призвания"

“Человек рождается дважды”, –   говорят в народе, считая вторым его рождением выбор профессии. Рождение человека как профессионала – процесс сложный и индивидуальный. Формирование готовности человека к вхождению в новое качество – работника, специалиста – уходит корнями в его детство, юность. Например, существует легенда, что в голландских семьях, когда рождается ребенок и только начинает что-то понимать, мать берет его ладошки и показывает ребенку на них 2 извилины. Буква М по-голландски означает “мнение” –  “человек”, а если перевернуть – латинская W, что означает “верх” –  2 работа”.

Человек и работа. Человеку надо работать, человек рождается, чтобы работать, и это большое счастье – найти в жизни свое назначение, свое призвание. Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Исследователи показали, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.

Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным разных исследователей (и нашим собственным наблюдениям), девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20—30 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 %— по совету родителей, 9% — под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью вуза к дому. И только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание труда. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности, и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Поэтому, необходимо специальное обучение технологии профессионального выбора и планирования будущей карьеры.

В модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого – создание системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающегося с учётом реальных потребностей рынка труда. В концепции профильного обучения особое место отведено предпрофильной подготовке. Школы г.Волжска активно включились в данный эксперимент. Одним из его направлений является осуществление психологического сопровождения и оказание помощи в определении учащимися выбора профессионального пути. Это осуществляется на занятиях по элективному курсу “Профессиональное самоопределение учащихся”.

На занятиях учащиеся в доброжелательной и непринуждённой обстановке получат психологические знания о себе, о своих способностях, что поможет им выстроить ближнюю и дальнюю перспективы на пути профессионального самоопределения. Программа раскрывается в следующих направлениях: моделирование будущего, профессиональное самоопределение, проектирование профессионального пути. В содержании программы входит изучение правил и стратегии выбора профессии; осуществляется диагностика личностных способностей и возможностей, выстраивается траектория профессиональной направленности. Подростки знакомятся с требованиями, предъявляемыми к различным профессиям, с причинами, которые вызывают затруднения при выборе профессиональной деятельности, с теми шагами, которые можно сделать уже сейчас для того, чтобы приблизиться к желаемой цели. Здесь важное место приобретает знакомство с ошибками при выборе профессии, формулой успеха, алгоритмом принятия жизненных решений.

В программе спецкурса используются групповые и индивидуальные формы работы. Они основаны на проблемно-диалогическом обучении, проектной деятельности. Особый интерес на занятиях вызывает инсценирование жизненных ситуаций в игре. Игра помогает увидеть возможный образ своего будущего, заранее спрогнозировать его, посмотреть на полученные результаты и изменить эти результаты в случае необходимости в той же игровой ситуации, сформировать навыки ведения делового общения, умения строить деловой разговор при устройстве на работу.

Проводимое нами анкетирование показывает у подростков высокий уровень мотивации, интерес и потребность в таких занятиях.

Важно рассматривать профессиональное самоопределение в подростковом возрасте и юности не как однократный акт, но непрерывный и длительный процесс. Он может занимать месяцы и годы весь профессиональный путь предполагает постоянное построение новых, обновленных смыслов активности, т.е. постоянную озабоченность вопросами самоопределения, поскольку меняются и внешние ситуации, и сам человек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....