Личность учителя
статья по психологии по теме

Феоктистова Ольга Анатольевна

 

Личность учителя. Педагогические способности учителя

  • Личность учителя
  • Психологические требования к личности учителя
  • Педагогические способности. Уровни и виды педагогических способностей.
  • Виды педагогических способностей
  • Структурно-иерархическая модель личности учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yahina_o.a.-g.leninogorsk.rar2.58 МБ

Предварительный просмотр:

Владимир Петрович Зинченко

Родился 10 августа 1931 в г. Харьков, психолог, академик РАО (1992), доктор психологических наук (1967), профессор (1968).

Окончил отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова (1953). На педагогической работе с 1951 г., в МГУ с 1960 по 1982 г. (организатор и первый заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии - с 1970 г.); в 1969-1984 гг. зав. отделом эргономики ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР, с 1984 г. зав. кафедрой эргономики Московского института радиоэлектроники и автоматики, вице-президент Общества психологов СССР (1968-1983), зам. председателя Центра наук о человеке при Президиуме Академии Наук СССР (с 1989 г.), академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии Российской Академии Образования (1992-1997), почетный член Американской академии искусств и наук (1989).

Область научных исследований - теория и методология психологии, психология развития, детская психология, экспериментальная когнитивная психология, инженерная психология и эргономика.

З. экспериментально исследовал процессы формирования зрительного образа, опознания и идентификации элементов образа, информационный поиск и информационную подготовку решений, представил вариант функциональной модели зрительной кратковременной памяти, модель механизмов визуального мышления, как компонента творческой деятельности. Результаты использованы в рационализации существующих и проектировании новых информационных моделей систем управления техническими объектами, в формировании адекватных и эффективных образно-концептуальных моделей реальности в сознании операторов такого рода систем. На основе экспериментальных исследований разработана функциональная модель структуры предметного действия человека, развито учение о сознании как функциональном органе индивида, о структуре его основных компонентов и слоев. Труды З. внесли существенный вклад в дело гуманитаризации сферы труда, особенно в области информационных компьютерных технологий, а также в гуманитаризацию системы образования. В работе (Зинченко, 1997) З. рассматривает проблематику психологии развития через поэтическое наследие О.Э.Мандельштама и философские идеи М.К.Мамардашвили. Порождаемые человеком аффективно-смысловые образования, продукты его творческой деятельности выступают в роли явлений объективной реальности, создающей неповторимую духовную атмосферу культурной жизни общества. В этом З. видит обоснование “неклассичности” и “органичности” культурно-исторической теории психологии и психологической теории деятельности. В книге излагается гипотеза З. о “геноме” культурного и духовного развития человека, представления о “медиаторах” духовного развития, “духовном слое сознания”, о “хронотопе” сознательной и бессознательной жизни.

На факультете психологии МГУ З. читает в 1997-1999 гг. спецкурсы; “Начала органической психологии”, “Основы психологической антропологии”.

З. - автор первых в стране отечественных учебников по эргономике для вузов (1979; 1998), один из инициаторов формирования новой вузовской специальности: “эргономика”.

З. автор более 300 научных публикаций, свыше 100 его работ изданы за рубежом, в том числе 12 монографий.

Основные научные труды: Формирование зрительного образа. М.: МГУ, 1969 (в соавт.); Психология восприятия. М.: МГУ, 1973 (в соавт.); Психометрика утомления. М.: МГУ, 1977 (соавт. А.Б.Леонова, Ю.К.Стрелков); Проблема объективного метода в психологии // Вопр. философии, 1977. №7 (соавт. М.К.Мамардашвили); Основы эргономики. М.: МГУ, 1979 (соавт. В.М.Мунипов); Функциональная структура зрительной памяти. М., 1980 (в соавт.); Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982 (соавт. Н.Д.Гордеева); Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994 (соавт. Е.Б. Моргунов); Живое знание. Психологическая педагогика. Самара, 1997; Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М., 1997; Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программного обеспечения и среды. Учебник для вузов”. М., 1998 (соавт. В.М.Мунипов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности учителем истории и обществознания.

Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозв...

Выступление на МО учителей эстетического цикла "Личность учителя и здоровьесберегающая педагогика"

В последние годы все больше говорят о необходимости внедрения в школе здоровьесберегающих технологий. Почему эта проблема так актуальна? Что может сделать учитель в своей педагогической практике...

Личность учителя в современной школе

Личность учителя в современной школе.Каким должен быть учитель в современной школе....

Реализация концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности учителем истории и обществознания

Развитие и модернизация российского общества, ее перспективы и тенденции делают в наше время особенно значимой проблему формирования духовного и нравственного развития подрастающего поколения, которые...

Личность учителя и нравственное воспитание на уроках литературы

Выступление на методобъединении из опыта работы...

Профессионально важные качества в формированиии педагогической культуры личности учителя начальных классов

Статья "Профессионально важные качества в формированиии педагогической культуры личности учителя начальных классов"...

Влияние личности учителя на личность ученика

В статье содержатся описание стилей коммуникативного взаимодействия и метод измерения взаимоотношений учителя и учащихся....