Формирование коммуникативной компетентности
методическая разработка (психология) по теме
В данном материале представлены примеры уражнений, направленных на формирование одной из ключевых компетентностей, которой должен обладать выпускник – коммуникативной компетентности.В чём же заключается данная категория. Это определённый набор навыков в области общения, взаимодействия, коммуникаций. Молодой человек, заканчивающий школу должен уметь слушать и слышать партнёра по взаимодействию, понимать его эмоциональное состояние и адекватно передавать собственное, управлять эмоциональным состоянием, как своим, так и своего собеседника и многое другое. Формирование вышеописанных умений необходимо начинать с раннего детства и продолжать развивать и совершенствовать в течение всей жизни. В процессе развития коммуникативной компетентности необходимо уделять внимание всем сторонам процесса общения: речь (культура, интонация и пр.), жесты, мимика, праксемика. Отдельное внимание уделяется тактильным ощущениям.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативной компетентности
как средство социализации школьников.
Общество предъявляет новые требования к выпускнику школы. Одной из ключевых компетентностей, которой должен обладать выпускник – это коммуникативная компетентность.
В чём же заключается данная категория. Это определённый набор навыков в области общения, взаимодействия, коммуникаций. Молодой человек, заканчивающий школу должен уметь слушать и слышать партнёра по взаимодействию, понимать его эмоциональное состояние и адекватно передавать собственное, управлять эмоциональным состоянием, как своим, так и своего собеседника и многое другое. Формирование вышеописанных умений необходимо начинать с раннего детства и продолжать развивать и совершенствовать в течение всей жизни.
В разработанной нами системе психологического сопровождения участников образовательного процесса «Сотрудничество», реализуются программы, в том числе направленные на формирование и развитие коммуникативных компетенций. Мы предлагаем большой спектр упражнений и заданий, направленных на решение данной задачи, поскольку именно в психологии много внимания уделяется проблемам в сфере общения. В процессе развития коммуникативной компетентности необходимо уделять внимание всем сторонам процесса общения: речь (культура, интонация и пр.), жесты, мимика, праксемика. Отдельное внимание уделяется тактильным ощущениям.
С некоторыми из используемых упражнений мы хотим сегодня познакомить Вас.
Упражнение «Испорченный телефон».
Всем хорошо известна эта детская игра и её правила. Итак, все участники встают или садятся в линию, первый участник задумывает слово и шёпотом передаёт его соседу слева. Второй передаёт то, что услышал и понял соседу слева и так до конца линии. Последний участник называет полученное слово.
Этот вариант игры мы проигрываем с детьми в подготовительной группе и в первом классе. В этом возрастном периоде важно сделать акцент у ребят на качество речи (её четкость, скорость произношения, громкость и пр.) и процесс восприятия (внимательность, настроенность на принятие информации, стремление передать полученную информацию без искажений и пр.)
Во втором классе мы предлагаем ребятам передать уже фразу из 2-3-х слов. И при обсуждении игры акцентируем внимание на эмоциональную сторону общения. А именно, настрой на партнёра, эмоциональность самой фразы, желание дослушать до конца (а не додумыть окончание фразы, что часто встречается в процессе общения) и пр.
В третьем классе в игру вносится усложнение виде передачи небольшого информационного текста. 2-3 предложения с вышеописанным обсуждением игры.
В четвёртом классе и далее используется вариант пантомимы. Т.е. дети передают слово, фразу или текст без слов.
Чем старше участники игры, тем больше сторон общения затрагиваются в обсуждении.
«Магниты»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы
Формирование коммуникативной компетентности - одна из главных задач основной школы. Работа содержит теоретические сведения и конкретные рекомендации по организации образовательного процесса...
Обобщение опыта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами школьных СМИ, при обучении на уроках и во внеурочной деятельности русскому языку и литературе"
Представленный опыт работы не содержит принципиальных педагогических открытий и изобретений. Он являет собой индивидуально осмысленные и практически осуществленные (осуществляемые) системы комму...

Творческий отчет по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных логопедических занятиях средствами ИКТ».
Из опыта работы учителя – логопеда Чернопятовой Надежды Геннадьевны по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных л...

Формирование коммуникативной компетентности школьников на основе применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал коммуникативные способности, мыслительную творческую активность учащихся? Представленная статья "Формирование...

Мастер-класс "Использование технологии проектирования при изучении географии как средство формирования коммуникативных компетентностей обучающихся"
Мой опыт по использованию технологии проектирования на уроках географии....

Реализация информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности.
Реализация информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности....
Формирование коммуникативной компетентности через создание высказываний разной коммуникативной направленности
Мы все чаще сталкиваемся в обыденной жизни с небрежным обращением с русским языком. В связи с этим коммуникативная направленность в изучении русского языка не только служит практической цели – ф...
