Психологические особенности почерка
методическая разработка по психологии по теме

Булахова Виктория Алексеевна

 

Урок психологии посвящен достаточно необычной теме – связи почерка и характера человека.  В наше время данная тема востребована в различных областях: психологии, бизнесе, рекрутинге, криминалистике.
По почерку можно узнать не только характер человека, но и настроение, с которым он писал эти строки. Даже если человек сознательно пытался изменить свой почерк – основные его черты остаются неизменными, а для специалиста-графолога они не останутся незамеченными.
На уроке психологии педагоги-стажеры смогли попробовать себя в роли учителей – рассказать новый материал своим ученикам, организовать групповую работу, провести проверку усвоения материала. Педагоги узнали об основных графологических признаках анализа текста, составили психологическую характеристику двух рукописных текстов, удивительно точно описав обоих авторов – А.С.Пушкина и М.Горького.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

День самооуправления 4 октября 2012 года Ведет урок: Гришина Анастасия - выпускница 2012 года Подготовка материалов: Булахова В.А. – руководитель психологической службы НОУ СОШ Образовательный Центр ОАО «Газпром» У рок психологии

Слайд 2

Психологические особенности почерка. «Бойтесь человека, почерк которого напоминает движение тростника, колеблемого ветром». Конфуций.

Слайд 3

Психодиагностические критерии Основные графологические признаки нажим размер букв, связь букв н аправление строк наклон п оля, расстояния между словами п ринцип написания букв

Слайд 4

Нажим на карандаш или ручку средний нажим сильный нажим слабый нажим

Слайд 5

Направление строк линия уходит вверх прямо волной линия уходит вниз

Слайд 6

Косой наклон (А ) Наклон букв Наклон влево (В ) Вертикальный почерк (Д ) Наклон букв в разные стороны

Слайд 7

Поля Уверенность, деятельность, широкая натура Щ едрость, хвастовство, расточительность , гордость, изысканные привычки и манеры. С тремление к оригинальности, роскоши . Б ережливость, деловитость, скромность Естественность, непосредственность, мелочность, скупость

Слайд 8

Расстояния между словами и строками между словами и строками большие расстояния строчки и слова наползают друг на друга

Слайд 9

Форма букв каллиграфический почерк закругленные буквы гирляндический , аркадический почерк угловатые буквы

Слайд 10

Размер букв мелкий почерк (до 3 мм) крупный почерк (6-7 мм и более) средний почерк (4-5 мм)

Слайд 11

Связь букв в слове изолированность связок сплошная связность полная изоляция букв (Есенин 1925 г.) ровное число перерывов и связей

Слайд 12

Фигурация слов

Слайд 13

Начальный штрих Начальный штрих отсутствует Заключительный штрих Буквы без штрихов или печатные буквы Приверженность традициям или современным идеям

Слайд 14

Размер заглавных букв Соотношение с прописными Преувеличенные петли Заглавное «Я», другие заглавные буквы

Слайд 15

Украшение букв, слов

Слайд 16

Групповая работа Задание: составьте психологический портрет человека

Слайд 17

Психологический портрет

Слайд 18

Александр Сергеевич Пушкин 1820 г. « К портрету Жуковского», подпись «Сверчок» — арзамасское прозвище поэта)

Слайд 19

Психологический портрет

Слайд 20

Максим Горький А . Пешков 8/ II —27 г. Сорренто .

Слайд 21

Викторина Достоевский, Крылов, Аракчеев

Слайд 22

Викторина Александр III , Суворов, Лев Толстой

Слайд 23

Список использованной литературы 1. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Бахрах -М. 2000. 2. Сара Д. Тайны почерка / В кн.: Люшер М. Цвет вашего характера Пер. с англ. М.: Вече, Персей, АСТ. 1996. 3. Тараненко В. Почерк, портрет, характер /Скрытая психодинамика в практическом изложении. М.: Ника-центр. 2001. 4. Зуев-Инсаров Д.М. Почерк и личность. / Перлит продакшн , ЛТД. Киев — 1992 5. Гольдберг И. Психология почерка. Москва. 2008 . 6. Моргенштерн И. Психографология . Издательство Питер. 1994.

Слайд 24

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Фрагмент  почерка Александра Сергеевича Пушкина. (1820 г.)

По мнению специалиста-графолога Зуева-Инсарова:

Почерк Пушкина имеет густые, сильные, отчетливые нажимы, но распределены они неравными по силе мазками, что указывает на неравномерность настроений, деятельности, порывистость, вспыльчивость, различные по силе вспышки энергии, обостренность нервной чувствительности. Почерк Пушкина определяется во многом самодовлеющим настроением момента. Временами это относительно спокойное письмо с достаточно ровными строками, равномерно распределенными нажимами, непринужденно, но тщательно исполненными рисунками букв, мимо исполнения которых автор не может пройти, не вложив в него блеск своей творческой фантазии и не разукрасив отдельных букв художественно затейливыми рисунками завитков и полудуг. Временами почерк Пушкина — это сплошной графический взрыв: резкие, сильные, густые и мазаные нажимы конечных штрихов букв, с силой выброшенные вверх чернильными флагами...

Быстрота почерка, способность к графическим комбинациям в связках элементов рисунка букв — изумительна: кривые линии самых различных радиусов кривизны уменьшаются на незначительном пространстве и отличаются красотой, изяществом и гармонией, смелость отдельных начертаний — все это говорит о быстроте умственных процессов, способности необычайно быстро ориентироваться в окружающем, смелости полета мысли, общей одаренности, известном интеллектуальном кокетстве…

Фрагмент почерка Максима Горького. (1927 г.)

По мнению специалиста-графолога Зуева-Инсарова:

Свободолюбив. При большой энергии, предприимчивости — практичности в натуре мало: деньги ценятся, главным образом, за даваемую ими независимость. В своих привычках — неприхотлив. Человек, далеко не лишенный воли, но в личной жизни она может находиться под влиянием порывов чувствительности. Знаком с колебаниями, компромиссами. Многое подавлено. Глубоко с людьми сходится редко, несмотря на общительность,  однако, уже сойдясь, способен привязаться к человеку.

Несмотря на умение самодисциплинироваться, сдержанность, настроение в жизни играет все же значительную роль. Характер для близких несколько тяжелый. Иногда, несмотря на желание быть объективным, большое значение играют личные симпатии, часто возникающие независимо от сознания. Временами упрям.

При большом жизненном опыте, во многих областях сохранил чисто юношеский пыл. Заметна большая и постоянная работа над собой.

Глубоко творческая натура.

Литература:

1. Зуев-Инсаров Д.М. Почерк и личность. /Перлит продакшн, ЛТД. Киев — 1992



Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ГРАФОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ

признак

пример, описание

Нажим на ручку

Сильный нажим

решительность, энергичность, интерес к новому окружению, активность, идеализм и материализм одновременно, работают с людьми,  экстравертированность

Средний нажим

уравновешенность, спокойствие, целеустремленность, предсказуемость, обдуманность действий и поступков

Слабый нажим

чувствительность, творческая направленность,  идеализация  других, тонкий вкус, нерешительность, склонность к рефлексии, интровертированность

Направление строк

Прямые строки

уравновешенность, сдержанность, последовательность, логика, целеустремленность, самообладание, дисциплинированность, любовь к порядку

Поднимаю-щиеся вверх строки

эмоциональность, уверенность, инициативность, оптимистичность, стремление к успеху, амбициозность

Строки, уходящие вниз

пассивность, замкнутость, медлительность, склонность к «затягиванию» и  откладыванию

Волнистая строка

гибкость, дипломатичность, мягкость  

Наклон букв

Косой наклон (А)

эмоциональность, сердечность, способность к сочувствию, логичность в действиях и поступках

Лежащий наклон (Б)

невоздержанность, вспыльчивость, сентиментальность

Вертикальный почерк (Д)

сильная воля, самообладание, сдержанность, нравственность, уравновешенность

Наклон влево (В)

контроль ума над чувствами, неестественность, скрытность, хитрость

Наклон сильно влево (Г)

сильный контроль над эмоциями, подавление чувств, внешняя холодность, сдержанность, сильные эмоции переживаются внутри, возможность эмоционального взрыва

Наклон в разные стороны

неуверенность, нерешительность, частые смены настроения, внутренний разлад между чувствами и разумом, чувство неопределенности, склонность к различным видам деятельности

Поля

Очень широкие поля

щедрость, гордость, хвастовство, расточительность, оригинальность, любовь к роскоши, изысканные привычки и манеры

Широкие поля

уверенность, деятельность, «широкая натура»

Средние или узкие поля

скромность, деловитость, бережливость

Поля отсутствуют

естественность, непосредственность, мелочность, скупость

Расстояние между строками словами

Небольшое

бережливый человек

Большие пробелы

щедрость, расточительность

Форма букв, почерка

Закруглен-ные буквы

доброта, отзывчивость, склонность к сотрудничеству, пассивность, ожидание инициативы от других, согласие с мнением большинства

Угловатые буквы

независимость, критичный ум, работоспособность,  склонность составлять и осуществлять собственные планы, независимость суждений и мнений, упрямство, неуступчивость, требовательность, резкость

Каллиграфи-ческий почерк

дисциплинированность, аккуратность, несамостоятельность

Аркадический гирляндический (буквы И, Ш, Т, Н, П пишутся одинаково)

Аркадичность (выгнутость)  - внимание на внешние формы окружающего, часто в ущерб внутреннему содержанию. Гирляндичность (вогнутость) - интерес к скрытым смыслам и внутренним переживаниям.

Размер букв

Крупный почерк

(6-7 мм и более )

Общительность, склонность к широкому кругу контактов, ум, уверенность в себе, активность  

Средний размер букв (4-5 мм)

не может быть самостоятельным критерием (характерен для большинства)

Мелкий  почерк

(до 3 мм)

способность к концентрации внимания, сдержанность, замкнутость, скрытность

Связь букв в слове

Сплошная связность

предприимчивость, логика, умение критически подойти к решению вопроса

Ровное число перерывов и связей

уравновешенность, умение согласовать идеалы с реальной действительностью.

Изолирован-ность связок

развитое эстетическое чувство, слабое логическое и абстрактное мышление, преобладание интуиции, непрактичность, мечтательность

Полная изоляция букв

стремление к самоутверждению, позерству

Фигурация слов

Увеличиваю-щиеся к концу слова

доверчивость, искренность, непринужденность, простота, сентиментальность, болтливость, неумение хранить секреты

Клинообраз-ное окончание слов

сдержанность, скрытность, осмотрительность, умение хранить секреты

10.  Приверженность традициям или современным идеям

Начальный штрих

признак традиционного ума, постепенное принятие новшеств

Начальный штрих отсутствует

открытость в отношении новых идей, готовность принимать их на вооружение

Заключи-тельный штрих

(вытягивается после букв в конце слова) – фантазия, впечатлительность, чувство юмора, оптимистичность

Без штрихов, печатные

разрыв с традициями, ориентация на современность

11. Заглавные буквы

Большие петли

привлечение внимания к себе, общительность, (чем больше петля, тем сильнее желание быть замеченным)

Маленькие заглавные буквы

осторожность в выборе контактов, желание избежать внимания к себе со стороны других

12. Украшение букв, слов

(особенно в заглавных буквах) длинными дугами, завитками, петлями и т.п. — болтливость, воображение, самодовольство, хвастливость

Список использованной литературы:

1. Сара Д. Тайны почерка / В кн.: Люшер М. Цвет вашего характера Пер. с англ. М.: Вече, Персей, АСТ. 1996.

2. Зуев-Инсаров Д.М. Почерк и личность. /Перлит продакшн, ЛТД. Киев — 1992

3. Гольдберг И. Психология почерка. Москва. 2008.

4. Моргенштерн И. Психографология. Издательство Питер. 1994.



Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЧЕРКА

(сценарий урока по слайдам)

Цели урока:

- проведение творческого самоисследования;

- повышение психологической грамотности;

- повышение  мотивации педагогов к саморефлексии.

Задачи урока:

- способствовать психологической разгрузке учителей;

- развивать воображение, нестандартность и креативность мышления;

- самовыражению (самоактуализации) личности.

Материалы и оборудование:

листы А 4, ручки, видеооборудование для презентации (компьютер, проектор или электронная доска)

Ответственный за подготовку сценария урока и обучение педагога-стажера – Булахова Виктория Алексеевна, начальник психолого-педагогического отдела Образовательного Центра ОАО «Газпром».

Ведет урок студентка 1 курса МПГУ им. Ленина (выпускница Образовательного Центра ОАО «Газпром» 2012 года) – Гришина Анастасия.

ХОД УРОКА

1 часть -  вводная (5 мин)

Слайд 1

Здравствуйте. Сегодня у нас в школе день самоуправления. Меня зовут Гришина Анастасия, и я веду у вас урок. Для того чтобы приблизиться к теме сегодняшнего занятия, выполните небольшое задание. Возьмите лежащие перед вами чистые листы бумаги. Напишите, пожалуйста, на них данный текст. (Текст может быть изменен).

«Каждый из нас уникален. Я – единственная(ый) и неповторимая(ый). Я – нечто новое в этом мире. Нигде нет другого такого же человека, как Я. Я стараюсь помнить об этом, когда смотрю на другого человека, на другую неповторимую и многогранную личность». (Поставьте подпись.)

Отложите листочки в сторону. То, что Вы написали, мы проанализируем немного позже.

Вы, наверное, уже догадались, что сегодня мы поговорим о связи почерка и психологических особенностей характера человека.

Каждый из нас обладает не только уникальной внешностью, своим характером, темпераментом, голосом, но и имеет свой собственный почерк. Почерк любого человека характеризует его своеобразный внутренний мир, особенности темперамента и даже настроения.

У каждого человека есть свой стиль жизни, свои устои. Изначально, во время становления характера человека, устанавливается и почерк. В мире не существует одинаковых почерков, так же как и одинаковых характеров. Даже если на первый взгляд кажется, что почерки и характеры людей похожи как две капли воды, на самом деле это не так, они индивидуальны. Наука об изучении почерка человека, называется графология. В 1872 году французский аббат Мишон написал книгу «Система графологии», впервые употребив этот термин.

Слайд 2

О связи почерка с характером знали еще в древности. Проявления интереса к почерку можно найти в сочинениях Конфуция и Аристотеля. Конфуций в одном из своих трудов написал: «Бойтесь человека, почерк которого напоминает движение тростника, колеблемого ветром».  

В Европе графологическая наука очень популярна. В нашей стране психологический смысл почерка актуален при приеме на работу, в области криминалистики и клинической психологии.

2  Основная часть – теория с презентацией (12-15 мин)

Слайд 3

Существует много вариантов написания букв, слов и предложений.  Классифицируют их по разным признакам – графологическим критериям. Вы видите основные из них.

Слайд 4

Нажим на карандаш или ручку

(Чтобы определить степень нажима, лист переворачивают текстом вниз и проводят подушечками пальцев по поверхности бумаги.)

Сильный нажим характеризует решительную и энергичную натуру, которая проявляет интерес к новому окружению и активным людям. Им удается сочетать идеализм с интересом к материальной стороне жизни, выбирать деятельность, связанную с общением с людьми. Неудача может лишь подхлестнуть их активность. Это экстраверты.

Слабый нажим выдает натуру чувствительную к людям и окружению, творческую личность. Они могут проявлять нерешительность, склонны к рефлексии.  Такие люди тяготеют к идеализации мира, обладают тонким вкусом и критическим умом. Часто это интроверты.

Средний нажим характеризует человека уравновешенного, спокойного, целеустремленного. Такие люди предсказуемы, они обдумывают каждый свой поступок

Зачастую при написании текста, человек может совмещать несколько видов нажимов. Это означает, что человек – разносторонняя личность.

Слайд 5

Направление строк

Если строка прямая, то автору присущи такие черты, как  уравновешенность, сдержанность, последовательность, логика, целеустремленность, самообладание, дисциплинированность, любовь к порядку.

Волнистая строка говорит о том, что у человека гибкое мышление, он умеет находить дипломатичный выход из сложных ситуаций.

Поднимающиеся вверх строки характеризуют людей с эмоциональным подъемом, уверенностью, инициативностью. Они амбициозны, стремятся стать успешными во всех своих начинаниях и делах. Оптимисты.

Строки, уходящие вниз, чаше бывают у людей пассивных, замкнутых. Им нужно время для «раскачки».  Часто это пессимисты.

Слайд 6

Наклон букв

Косой наклон (А) говорит об эмоциональности, сердечности, готовности к сочувствию, логичности в действиях и поступках.

Почти лежащий наклон (Б) сообщает о невоздержанности, вспыльчивости, сентиментальности своего "владельца".

Вертикальный почерк (Д) указывает на наличие сильной воли, самообладания, проявление сдержанности, нравственности, уравновешенности.

Наклон букв влево (В) заявляет о контроле ума над чувствами, неестественности, хитрости, скрытности своего обладателя.

Сильный наклон букв влево (Г) утверждает, что контроль над эмоциями настолько силен, что может подавлять чувства. Обладатели такого почерка могут производить впечатление холодных и сдержанных, пряча бурю эмоций. Таких людей трудно понять, общаясь с ними, нужно быть готовыми к эмоциональному взрыву.

Наклон букв в разные стороны свидетельствует о неуверенности, нерешительности, частых сменах настроения, внутреннем разладе между чувствами и разумом, склонности к различным видам деятельности, часто встречается у людей не определившихся в профессии.  

Слайд 7

Поля

Широкие поля характеризуют человека уверенного, деятельного, с широкой натурой.  

Слишком широкие поля говорят о щедрости, хвастовстве, расточительности, гордости, стремлении к оригинальности, роскоши, блеску, изысканным привычкам и манерам.

Если поля средние или узкие, то автор строк может отличаться деловитостью, скромностью и бережливостью.

Отсутствие полей может указывать на естественность, непосредственность, а также мелочность, скупость.

Слайд 8

Расстояние между строками и словами

Если строчки и слова наползают друг на друга – перед вами образец письма бережливого человека.

Если между словами и строками большие пробелы – это показывает, что человек щедр.

Чем больше расстояние между словами, тем сильнее тяга к расточительству. Тот, кто пишет крупными буквами, и при этом расстояния между словами весьма большие, склонен к крайне непрактичным и даже экстравагантным тратам.

Слайд 9

Форма букв

Закругленные буквы говорят о доброте и отзывчивости человека, склонности к сотрудничеству. Эти люди удовлетворены лишь тогда, когда работают вместе с другими людьми. Они склонны ждать, что кто-то другой проявит инициативу, могут быть пассивными. Не настаивают на своем, чаще соглашаются с мнением большинства. Их легче понять, чем людей с острым почерком.

(Если в округленном почерке среди заглавных букв появляются угловатые, то этот человек может «встать в позу».)

Угловатые буквы присущи людям независимым, обладающим критичным умом и желанием составлять и осуществлять собственные планы, настаивать на своем, умеющим энергично и напряженно работать. В крайних случаях – упрямым, неуступчивым, требовательным, резким.

Каллиграфический почерк, как правило, наблюдается у людей очень дисциплинированных и аккуратных, но и несамостоятельных.

Аркадический  (выгнутый) и гирляндический (вогнутый) почерк – письмо где буквы И, Ш, Т, Н выглядят одинаково.

 Аркадичность в почерке характерна людям, главным образом обращающим внимание на внешние формы окружающего, часто в ущерб внутреннему содержанию. Гирляндичность почерка выявляет в авторе интерес к скрытым смыслам и внутренним переживаниям.

Слайд 10

Размер букв

Размер почерка говорит об общительности человека.

Так, обладатель крупного почерка (6-7 мм и более) легко находит общий язык с разными людьми и имеет много друзей, хочет быть в поле зрения окружающих. Также крупный почерк свидетельствует об уме, уверенности в себе, активности.  

 Мелкий  почерк (до 3 мм) указывает на сдержанность, замкнутость и, возможно, скрытность. А также на способность к концентрации внимания.

Средний размер букв (4-5 мм) характерен для большинства людей и не может быть самостоятельным критерием.

Слайд 11

Связь букв в слове

Сплошная связность (все буквы связаны) — предприимчивость, логика, умение критически подойти к решению вопроса.

Ровное число перерывов и связей  уравновешенность, умение согласовать идеалы с реальной действительностью.

Изолированность связок (несвязанность букв) — непрактичность, мечтательность. Слабое логическое и абстрактное мышление, преобладание интуиции. Развитое эстетическое чувство.

Полная изоляция букв — крайность, свидетельствующая о потребности к самоутверждению, позерству. Чаще всего встречается у поэтов, писателей, художников.  (См. Есенин 1925 год)

Слайд 12

Фигурация слов

Увеличивающиеся к концу слова буквы — доверчивость, искренность, непринужденность, простота в обращении (в сильной степени — сентиментальность).

Клинообразное окончание слов — сдержанность, скрытность, осмотрительность.

Слайд 13

Приверженность традициям или современным идеям

Начальный штрих – признак традиционного ума, не сразу принимает новые идеи, постепенно двигается в сторону новшеств.

Начальный штрих отсутствует – нет сомнений в отношении новых идей, готов принимать их на вооружение.

Заключительный штрих (вытягивается после букв в конце слова) – фантазия, впечатлительность, чувство юмора, оптимистичность.

Буквы как в п.4 или печатные - разрыв с традициями, ориентация на современность.

Слайд 14

Заглавное "Я", а также другие заглавные буквы

Если в заглавной букве "Я" (или в другой заглавной букве) присутствует раздутая петля, то это явное свидетельство, что человек старается привлечь к себе внимание. Чем больше петля, тем сильнее желание быть замеченным. Этот человек общителен, любит быть в центре внимания.

Маленькое простое "Я" (или другая заглавная буква) показывает, что человек хочет избежать всяческого внимания со стороны. Он осторожен и медленно идет на сближение.

Слайд 15

Украшение букв, слов

Украшенность слов (особенно в заглавных буквах) длинными дугами, завитками, петлями и т. п. подчеркивает воображение, желание привлечь к себе внимание, болтливость, самодовольство, хвастливость. У артистов и публичных людей очень часто встречается такой почерк.

Вот так, зная основные критерии оценки почерка, а также обладая определенным опытом в этой области, можно составить небольшой психологический портрет человека.  В психологической диагностике анализ почерка может быть важным дополнением к основным психодиагностическим методам (наблюдению, интервью или беседе, тестовым опросникам и проективным методикам).

Слайд 16

3 часть - работа в группах - учителя анализируют текст, составляют психологический портрет человека и готовят выступления от групп (15 мин).

Психолог.  А сейчас разделитесь на 2 группы и, учитывая полученные данные, проанализируйте почерк одного человека, составьте его психологический портрет (10 мин).

Слайд 17

(Учителя зачитывают составленную характеристику 1.)

Слайд 18

(Психолог дает реальную характеристику графолога Зуева-Инсарова.)

Слайд 19

 (Учителя зачитывают составленную характеристику 2.)

Слайд 20

(Психолог дает реальную характеристику графолога Зуева-Инсарова.)

Слайд 21, 22

 4 часть - викторина (угадываем почерки известных личностей). 

Психолог. Сейчас на слайдах вы увидите почерки известных личностей. Ваша задача отгадать, кому они принадлежат. (5 мин.)

Слайд 23

Если вас заинтересовала данная тема, то рекомендуем Вам обратиться к следующей литературе.

1. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Бахрах-М. 2000.

2. Сара Д. Тайны почерка / В кн.: Люшер М. Цвет вашего характера Пер. с англ. М.: Вече, Персей, АСТ. 1996.

3. Тараненко В. Почерк, портрет, характер /Скрытая психодинамика в практическом изложении. М.: Ника-центр. 2001.

4. Зуев-Инсаров Д.М. Почерк и личность. / Перлит продакшн, ЛТД. Киев — 1992

5. Гольдберг И. Психология почерка. Москва. 2008.

6. Моргенштерн И. Психографология. Издательство Питер. 1994.

Слайд 24

Заключение. Спасибо за внимание и вашу активную работу.

А сейчас посмотрите на те листочки, где вы писали в начале занятия. Что нового вы узнали о собственном почерке? Может у вас есть отзыв о нашем занятии, или вы хотите поделиться впечатлениями?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности построения урока иностранного языка в младшей школе с учетом индивидуально-психологических особенностей детей

В стандарте начального общего образования по иностранному языку говорится о том, что изучение иностранного языка на ступени начального общего образования направлено на достижение таких целей, как разв...

Индивидуально – психологические особенности личности. Характер и почерк.

В данной статье вы можете найти интересные факты об исследовании почерка учащихся. Все личные данные не представлены....

Методическая разработка. Программа учебного модуля: «Возрастные особенности юности. Психологические особенности познавательной сферы»

Методологической основой содержания программы является деятельностный подход, основанный на компетенциях. Слушатели программы должны иметь не только теоретические представления о данной возрастной кат...

Нравственно-психологические особенности подросткового возраста. Взаимоотношения юношей и девушек в подростковом возрасте. Особенности проведения реабилитационной работы.

Материал для выступления на методическом объединении воспитателей социально-реабилитационного центра. Может быть полезен учителям-предметникам, классным руководителям, социальным педагогам и даже роди...

Психологические особенностями организации урока доктора психологических наук Шингаева Сергея Михайловича

От того как педагог относится к обучающимся, зависит успех его педагогической деятельности и эмоциональное благополучие обучающихся в процессе обучения.Урок — основная организационная едини...