конспекты тренинговоых занятия
план-конспект урока по психологии (5 класс) по теме

Биккулова Гузель Маратовна

Занятие с тревожными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_emociy.docx18.19 КБ
Файл moi_kachestva.docx16.55 КБ
Файл chuvstva_blagodarnosti.docx14.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «МИР ЭМОЦИЙ»

Цели. Познакомить учащихся с эмоциями; научить определять эмоциональное состояние других людей; тренировать умение владеть своими эмоциями.
Задачи. Актуализировать представления о факторах, влияющих на проявление тех или иных эмоций; развивать навыки произвольного влияния на собственное эмоциональное состояние.
Материалы. Плакат со схематичным изображением эмоций, магнитофон, кассета с энергичной музыкой, карточки с заданиями, бланки с названиями эмоций, мяч, фломастеры, карандаши. кубик, на каждой грани которого написаны вопросы:

                                     Ход занятия

1. Упражнение «Приветствие»                                                                                    Цель: активизация участников; формирование положительного настроя на совместную работу; создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе.       

             Здравствуйте! Я рада видеть каждого из вас и надеюсь на творческую и плодотворную работу. Для начала давайте поздороваемся и все встанем в круг. Здороваться будем следующим образом.

Один из детей, протягивает, руку соседу слева здоровается, и пожимает руку. А левую руку подает соседу с справа. Этот следующий участник, пожимая свободную руку cоседа, другой рукой приветствует третьего и так далее. Образуется новый круг, в котором игроки держатся за руки. По команде мы громко говорим друг другу «здра-вствуй-те».

2. Упражнение «Комплимент».                                                                                     Цель: сплочение группы, формирование положительного настроя на совместную работу.                                                                                          

Сейчас мы стоим в кругу, взявшись за руки. И я предлагаю придумать и сказать комплимент соседу слева. Комплименты не должны повторяться.                                                                                                                 — Трудно ли было говорить комплименты? Почему?— Приятно ли было слушать комплименты в свой адрес?...(конечно, приятно слышать в свой адрес такие замечательные слова. Ребята вы сейчас сказали, что кто -то стеснялся, кому то было радостно или неловко слышать такие слова. На одно и тоже событие мы прореагировали, по-разному каждый из вас испытал, разные эмоции.

3. Упражнения «Угадай и изобрази эмоцию».

 Цель: научить определять эмоциональное состояние других людей.      Ребята посмотрите на лица угадайте, какие эмоции изображены на плакате (вывешивается плакат со схематичным изображением эмоций, без указаний состояний человечков)

 Ребята, а по каким признакам человек узнает, что испытывает ту или иную эмоцию, Ребята под влиянием эмоций меняется наше самочувствие и настроение.

 А по каким признакам можно догадаться, какие эмоции испытывают другие, в том числе незнакомые люди (желающие высказываются) эмоции других людей можно распознать по их поведению, которое, в свою очередь, определяется настроением и самочувствием.
         
Эмоции можно выражать с помощью движений, мимики, жестов, интонации. Сейчас мы с вами попробуем, угадать эмоции друг друга.
Вы по очереди выберите карточку, на которой написана та или иная эмоция и попытаетесь изобразить доставшуюся вам эмоцию без слов. Остальные должны угадать, что это за эмоция.

4. Упражнения «Зачем нужны плохие эмоции» «Назови эмоцию»
Цель: актуализировать представления о факторах, влияющих на проявление тех или иных эмоций.

Мы сейчас с вами угадывали и положительные и отрицательные эмоции. Никому, конечно,  не нравится переживать отрицательные эмоции, однако в природе нет ничего лишнего. Каждая эмоция выполняет определенную задачу и зачем-то нужна. Скажите, зачем  человеку необходима способность испытывать, голод или холод? – это такие сигналы об опасности, если нам голодно то это значит надо поесть, если же холодно надо одеться потеплее.

Сейчас мы обсудим, зачем человеку нужна способность испытывать негативные эмоции и состояния. Я бросаю вам мяч,  зачем нужна злость? – злость мобилизует нашу энергию, позволяет защититься; зачем нужен страх?

– страх сигнализирует об опасности; зачем нужны переживания?

5. Упражнение «Мой сосед справа»                                                                                   Цели: повышение уровня взаимопонимания и согласованности действий участников.                                                                                                                А сейчас я вам предлагаю испытать положительные эмоции. Этот метод даже  помогает снять усталость, лишению тревогу. Надо просто под музыку потанцевать. Зазвучит музыка, каждый по очереди должен показать танцевальное движение, после чего это движение выполняет сосед справа, и т.д. а остальные хлопают. Обсуждение. Какие эмоции вы испытали? Были ли сложности в выполнении задания? С чем, как вы думаете, они были связаны?

6. Упражнение  «Фигуры эмоций»                                                                             Цель: тренировать умение владеть своими эмоциями.
Ребята сейчас мы услышали, какую музыку? Да  веселую музыку, под которую хочется танцевать, двигаться, а такая еще есть музыка? Спокойная, грустная, под которую хочется думать, рассуждать, рисовать. Которая нам дает возможность испытывать те или иные эмоции. Мы сказали, что в жизни каждого человека наряду с положительными эмоциями существуют и отрицательные эмоции и они тоже нам нужны.                                                           Когда мы испытываем отрицательные эмоции, каждый помогает  себе по своему кто -то поделиться с другом, кто –то просто поплачет это тоже облегчает отрицательные эмоции. Главное негативные эмоции нуждаются не в подавлении, а в приемлемом их проявлении. И сегодня я предлагаю нарисовать фигуры эмоций.  Сейчас я предлагаю вам перейти к столу.  Здесь ребята у нас лежит  глина. И рисовать мы будем на глине пальцами... Ведь рисуя, мы можем изобразить наши эмоции. Глина очень нежный материал, приятный на ощупь. За звучит музыка послушайте ее внимательно? какие эмоции возникают у вас? Начинайте нарисовать пальцами по глине. (медленная грустная композиция меняется более веселой и ритмичной) Что у нас получилось, расскажите?  Ребята, я очень рада, что вы заметили изменение музыки и начали рисовать уже другое следуя вашим эмоциям. Сейчас на ваших рисунках положительные эмоции и я предлагаю закрепить, эти эмоции давайте раскрасим, это все гуашью.

7.Упражнения «Мой портрет в лучах солнца»                                                    Цель: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе.        Ребята у нас у всех вас есть хорошие качества, которые помогают нам и радуют наших родителей и учителей, значит, дарят им положительные эмоции. Я предлагаю на листочках нарисовать солнышко, лучики которого символизируют те качества, способности, за которые вы  себя уважаете и любите. Затем именной листочек с солнышком передаем  по кругу, и каждый участник подчеркивает лучики, если он согласен с тем, что такие качества есть у его товарища, и добавляет другие лучики — качества, которые он видит в этом человеке.                                                                                             Ребята вы получили, обратно свои листочки ознакомьтесь, сними, скажите, какие изменения произошли, с вашими солнышками. У кого-то стало значительно больше лучиков. Кого-то приятно удивило, что качество «веселый» подчеркнули все одноклассники. Кто-то не ожидал, что все в группе к нему относятся хорошо и т.д.

8. Упражнение « Это мы!»                                                                               Цель: сплочение группы.                                                                                  Последнее упражнение — кульминационное. Дети надувают воздушные шарики. На шарики прикрепляется рисунок с солнышком.                            Психолог просит детей по очереди, как они сидят в круге, подойти и отдать ему свой шарик. Сначала у ведущего в руке только один шарик, затем — несколько и наконец — все шарики.                                                                  Психолог спрашивает детей: «Что у меня в руке?» Звучит хор голосов: «Шарики! Мы!» Вопрос необходимо повторить. И тогда звучит: «Это — мы! Это наш класс!»                                                                                                     Все эти шарики я предлагаю подарить вашему  передает все шарики классному руководителю. Звучат пожелания психологов и педагогов детям. Обращается внимание участников на красоту созданной композиции из разноцветных шаров.              

9. Рефлексия.    Упражнение «Кубик»                                                                                                                              

Цель: развитие способности к самоанализу и рефлексии; обобщение полученного опыта, обратная связь о тренинге.                                                  

Участники группы сидят в кругу. Ведущий бросает одному из игроков кубик. Водящий рассматривает грани с вопросами. Выбирает вопрос, на который ему хотелось бы ответить, показывает эту грань остальным и отвечает. Затем бросает кубик любому другому игроку. 1. Что интересное происходило?, 2. Что нового узнали?, 3. Что не понравилось?,4. Чему научились?,5. Как применять?, 6.Что понравилось?        7.Что для вас было новым на занятии?
8.Что было уже известно?
                                         

10.Ритуал прощания. Упражнение «Алфавит»                                                  Цель: прощание с участниками тренинга, повышение сплоченности членов группы.                                                                                                                      Я предлагаю вам  встать в круг.  (Звучит музыка)                                                                                                                                      Мы стоим так близко друг к другу, что ощущаем тепло каждого и плечо друга, который всегда поможет, не бросит в трудную минуту, не оставит в беде. Сегодня мы еще больше узнали друг о друге. Вся наша группа — это одно целое. Мы многому научились, и многое узнали, как справляться с переживаниями и тревогами и просто как дружить. Давайте пожелаем друг, другу, что ни будь хорошее, доброе.

           А сейчас я предлагаю каждому зажечь свечу.



Предварительный просмотр:

Тема: «Мои качества»

Цель: Осознание своих отрицательных качеств и их изменение, научиться говорить о своих чувствах близким людям, снятие напряжения.

Материалы: мяч, музыкальная композиция, глина, кисточки на количества детей, гуашь, бусинки, пуговицы, декоративные цветочки.    

      1. Приветствие. Давайте с начало свами поздаровоемся каждый из вас скажет всей группе хорошие, добрые слова и пожелания  «Я рад вас видеть», «Приятного дня» и могут показать это жестами.

        2. Упражнение «Ветерок».

Сейчас мы с вами немножко разогреемся и поиграем игру которая называется «Ветерок». Все сидят по кругу, и я буду называть, разные качества  и кот кто обладает этими качествами должен помянятся местами, а один из вас должен  занять место в тот момент как вы будите менятся.

        3.Обсуждение домашнего задания. Очень хорошо и сейчас после таких хороших пожеланий и слов мы готовы к обсуждению домашнего задания.

У всех у вас было домашние задание, где нужно было описать реальную ситуацию, которая произошла  с вами, где ваши отрицательные качества вам помешали или подвели вас.

         4.Упражнение «Хвалить или ругать».

 Ребята мы все свами очень разные у нас  у каждого есть свое мнение на определенную ситуацию. На одну и ту же ситуацию мы смотрим по разному. Очень интересно что, для каждого из вас значит хвалить или ругать.

     Сейчас я дам вам мяч, а вы передовая мяч друг другу по цепочке, должны сказать, что значит для вас «ругать», «критиковать». Тот, у которого оказывается мяч должен повторить то, что сказали до него и сказать, что-то свое.

    Вторая часть упражнения, бросают мяч и говорят, что для них значит слова «похвалы», «поощрения». Каждый последующий должен повторить то, что сказали до него и сказать, что-то свое.

         5. Упражнение «Паутинка»

Мы живем среди других людей. Мнение другого человека добавляет что-то в нашу копилочку знаний о себе. Иногда наше представление о себе совпадает с мнением окружающих, иногда нет, и это нормально. Следующее упражнение поможет нам взглянуть на себя глазами другого. Но сегодня я попрошу вас быть тактичными и говорить о своих товарищах только хорошее.

Выходите, пожалуйста, и становитесь в круг. Я бросаю клубок, смотрю на человека, обращаюсь к нему по имени и говорю о том, что мне нравится в его характере, поведении, внешности. Затем клубок бросает тот, кто его получил, и т.д. Дети выполняют задание.

        Посмотрите на эти нити, которые только что нас связали. Обычно мы их не видим, но они существуют. Пусть и в жизни нас всегда связывают нити теплых, добрых слов и чувств. А теперь распутаем паутинку, вспомним, что говорили нам другие дети.

             6. Упражнение «Походка». Цель: Один из способов формирования адекватной самооценки, реализация потребностей в самовыражения, снятия напряжения.

         Как мы уже сказали мы все с вами очень разные и все обладаем разными качествами отрицательными, положительными. Мы свами по разному говорим, по разному высказываемся, хотя имеем виду одно и тоже. Пишем по разному

хоть нас учили одинакого, и конечно ходим все по разному и походка у нас у всех разная. И я предлагаю следующие.

Зазвучит музыка и каждый по очереди нам присутствующим продемонстрирует свою манеру ходить.  Главное условие – походка должна быть индивидуальной. Группа оценивает каждое выступление и аплодирует, если она им нравиться (звучит веселая подвижная музыка)

7.Упражнение «Меняем плохие качества».

Ребята наряду с положительными качествами, которые вам дали ваши родители у нас к сажалению есть  и плохие, а точнее сказать отрицательные. Которые так мешают, в поседневной жизни мы уже говорили об этом и рассмотрели   на своих примерах. Они мешают, учиться, творить и просто, наверное, жить. Я предлагаю вам подумать и назвать одно, два качества, от которого вы хотели бы избавиться (называю по кругу).

И сейчас я предлагаю вам сесть за столы. Перед вами лежит глина и наша задача, отрывая кусочки  из глины вспомнить все, все плохие качества и мысленно все плохое передать глине. И выстроить пирамиду одну общую на всех. Сейчас мы, наделяя кусочки глины своими плохими, отрицательными качествами построим башню или скалу, как кому больше нравиться (звучит музыка).

          А теперь давайте  дадим, название этой скале и у каждого она будет своя. Сейчас я предлагаю все это превратить в красивую, нарядную скалу тем самым изменить наши плохие качества, на положительные качества. Во время работы думайте, что меняете все отрицательное на положительное. И поможет нам в этом краски и кисточки. Представляйте себе это меняйте все отрицательное в себе на желаемые качества. И положительные качества мы добавим  к тем, что у нас есть (после завершения я прикрепляю цветочки и листочки). Затем даем новую уже получившийся скале.

Сейчас давайте снова вернемся на стульчики

          8. Упражнение  «Рефлексия».

        Давайте  скажем, что вам особенно понравилось на занятии и что важное вы для себя подчеркнули  и в этом нам поможет свеча.

     Спасибо ребята, мне очень понравилось, как мы по работали и мне  кажется, что за это короткое время вы даже немного повзрослели. Я очень надеюсь, что наши новые приобретенные качества помогут нам лучше учиться, творить, жить.

  1. Ритуал прощания.

     Сейчас пришло, время прощаться, давайте сделаем, это так как мы с вами это делали на прошлом уроке. Хлопаем в ладоши друг другу.

     10. Домашнее задание.

 Вам нужно было продолжить предложения.

Мне хорошо, когда…

Мне грустно, когда…

Я чувствую себя глупо, когда…

Я сержусь, когда…

Я чувствую себя не уверенно, когда…

Я боюсь, когда…

Я чувствую себя смело, когда…

Я горжусь собой…



Предварительный просмотр:

Тема:  Чувства благодарности.

Цель: Научиться и  уметь всегда вовремя сказать о своих чувствах близким, снятие напряжения, формирование адекватной самооценки.

Материалы: Краски, кисть, лист А 3, губка, вода, музыка, ручка, тетрадь.

              Ход занятия

      1. Приветствие. Здравствуйте, ребята сегодня мы с вами поздороваемся, необычным способом скажем, «Добрый день» на согласную букву мы хлопнем один раз, а на гласную топнем один раз.  

      2.Садимся на стульчики в круг. На прошлом занятии мы говорили, о чувствах и у вас было, домашнее задание, где вам нужно было продолжить предложения.

Мне хорошо, когда…

Мне грустно, когда…

Я чувствую себя глупо, когда…

Я сержусь, когда…

Я чувствую себя не уверенно, когда…

Я боюсь, когда…

Я чувствую себя смело, когда…

Я горжусь собой…

Кто готов прочесть первым? Все читают по очереди. Обсуждение трудно было ли писать, что нового они открыли для себя?

      3. Упражнение «благодарность без слов».

Участники разбиваются на пары. Вы ребята можете работать, не ставая с места, а можете разойтись по комнате. Сначала один, а потом другой пытаются без помощи слов выразить чувство благодарности. Затем партнеры делятся впечатлениями о том, что чувствовал, выполняя это упражнение, понятно ли было, какое чувство изображает. Когда вы закончите, покажите всем нам, как у вас получилось. Обсуждение.

       4. Упражнение «Особые дары».

         Так мы  определили, что мы действительно с вами  разные и все обладаем разными качествами, которыми нас  одарили родители или мы приобрели в течение жизни. И я хотела бы остановиться на том, что, подарили вам родители какие качества и что ценного они вам дали. Вы конечно понимаете, что я имею веду не материальные ценности а на ваше духовное богатство. Какие то качества, черты характера.

          И следующие упражнение у нас так и будет называться «Особые дары». Я предлагаю вспомнить, что вы получили от родных и близких людей и записать в тетрадь, затем  после заполнения списка надо рассказать, об этих «дарах» (звучит медленная композиция) 

Детство до школ

Начальн. школа

После нач. школы

Мать, отец.

Бабушка, дедуш.

Тетя, дядя.

           Ребята очень хорошо, что вы вспомнили об этих «дарах» об этих хорошех качествах которыми вас наградили родители или близкие люди. А испытываете ли вы чувство благодарность им за это? Конечно же, испытываете, и  я сейчас  предлагаю высказать благодарность, этим людям. В поседневной суете, мы не всегда успеваем сказать  слова благодарности, сказать спасибо да и просто сказать как мы любим своих родителей. И сейчас я предлогаю используя технику «пустого стула» сделать это (звучит медленная композиция). 

Обсуждение. Было ли сложно выполнить это упражнение и в чем оно заключалось?

      5.Затем можно высказать благодарность этим людям используя технику   «пустого стула. Ставим, стул и сажаем куклу и каждый по очереди смотря, на куклу, говорит слова благодарности. Обсуждение. Звучит музыка

      6.Упражнение «Волшебный магазин».

Сейчас возьмите, пожалуйста, ваши личные качества, которые мы писали на прошлом уроке, а теперь представьте себе волшебный магазин, где вы покупатель и где в обмен на те свои ненужные качества, можно получить другие личностные качества, нужные для себя. Обсуждение. Звучит музыка

      7.  Игра «Тихий разговор».

Для этой игры нужны карточки с фразами. Все участники игры тянут карточки и по очереди показывают без помощи слов содержание написанной фразы. Остальные должны догадаться.

      8. Игра «Походка». Цель: Один из способов формирования адекватной самооценки, реализация потребностей в самовыражения, снятия напряжения.

Все игроки стоят в кругу. Каждый по очереди обходит по периметру. Задача продемонстрировать присутствующим свою манеру ходить.  Главное условие – походка должна быть индивидуальной. Группа оценивает каждое выступление и аплодирует если она им нравиться.

       9. Сейчас мы с вами порисуем. На доске прикреплен, лист бумаги приготовлены, краски кисточки, губки. Дети начинают рисовать под музыку, рисуют, не договариваясь  ни о чем. Затем рассказывают, как им удалось нарисовать, что испытывали, что нарисовали? Звучит музыка.

         10. Рефлексия. Давайте скажем, что нам понравилось в том или ином человеке и раз уж у нас тема «чувства благодарности» давайте выкажем эти чувства друг другу. Каждый говорит по очереди. И теперь скажем до свидания и спасибо самим се6е бурными аплодисментами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...

Конспект итогового занятия в рамках темы «Русь IX-XVI» Тема занятия: «Выдающиеся личности эпохи Рюриковичей»

Форма урока: интерактивное занятие, рассчитанное на 2 часаУчебный предмет: История РоссииВ ходе занятия учащиеся смогут:характеризовать, отличать, оценивать деятельность различных государственных деят...

Конспект открытого занятия Тема занятия: «Dreamland of seasons» («Волшебный мир времен года»)

Конспект открытого занятия на тему "Волшебный мир времен года" для учащихся 3-4 класса...

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...

конспект коррекционного занятия (ГПД, внекл.занятие) 4-5 класс

Конспект коррекционного занятия. Игровое занятие на основе развивающих  игр и упражнений.Цели:  Формирование способности к индивидуальному интеллектуальному  усилию. Коррекция  инд...

Конспект открытого занятия по теме «Работа над оркестровыми партиями на индивидуальных занятиях по классу домры»

Открытое занятие проводится по дополнительной общеобразовательной программе оркестровой студии «Гармония» «Домра» (специальный инструмент), утверждённой Педсоветом и Экспертным советом ДТДиМ 12 сентяб...

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу.  План-конспект занятия по легкой атлетики....