Методика выявления уровня социальной зрелости выпускников
материал по психологии по теме

Уважаемые коллеги!

Хочу поделиться с вами методикой, которую применяю при изучении процесса адаптации старшеклассников 9-11 классов. Автор остался не известен, но методика «прижилась» и работает. Надеюсь, вам она тоже понравится.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon socialnaya_zrelost.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

Социальная зрелость – объективно необходимый этап развития личности, который характеризуется достижение самостоятельного социального положения человека. Обусловленный техническими и социальными требованиями уровень образования и профессиональной подготовки ценностей общества, усвоение традиций и духовного богатства национальной и общечеловеческой культуры. Социальная зрелость наступает не в результате какого-либо одномоментного акта. А в процессе становления личности.

При определении уровня социальной зрелости учащихся 9-х и 11-х классов учреждений основного общего и среднего (полного) общего образования можно выделить следующие основные показатели:

  1. ценностные ориентации в сфере образования;
  2. ценностные ориентации в профессиональной сфере;
  3. мотивация учения;
  4. мотивация профессионального выбора;
  5. наличие представлений относительно своей жизненной перспективы;
  6. самостоятельность жизненного выбора;
  7. позиция по отношению к общественно-политическим, социально-культурным, экономическим явлениям и процесса, происходящим в стране.

При характеристике социальной зрелости учащихся можно выявить три уровня:

  1. оптимальный уровень;
  2. допустимый уровень;
  3. критический уровень.

Инструкция.

Уважаемые учащиеся!

С целью оказания помощи в организации профильной и предпрофильной подготовки просим вас ответить на следующие вопросы анкеты.

Прежде чем ответить, внимательно прочитайте вопрос и все предложенные варианты ответа. Обведите кружком номер того варианта ответа, который наиболее соответствует вашему мнению. Выбор нескольких вариантов ответа возможен лишь в тех вопросах, где на это специально указано. При этом количество вариантов ответа строго определено. Их не должно быть больше или меньше указанного числа.


1. Методические рекомендации по проведению опроса учащихся

  1. Прежде чем приступить к опросу, ответственный за его проведение должен внимательно изучить настоящие методические рекомендации. Правила заполнения анкеты и ознакомиться с текстом анкеты.
  2. Анкетирование должен проводить человек, не имеющий педагогической нагрузки в данном классе.
  3. Анкетирование может проводиться в форме индивидуального или группового опроса.
  4. Для проведения опроса должны быть созданы следующие условия: определенно  отдельное помещение. Приготовлены шариковые ручки. Поскольку заполнять анкеты простыми карандашами респондентам строго запрещается. Опрос должен проводиться в спокойной обстановке.
  5. Учащиеся должны заполнять анкеты только в присутствии ответственного за проведение опроса. Строго запрещается выдавать респондентам анкеты для заполнения в другом помещении или дома.
  6. Ответственный за проведение опроса должен подробно объяснить учащимся правила заполнения анкеты и убедиться. Что они понятны каждому из респондентов.
  7. Ответственный за проведение опроса обязательно должен находиться в классе до полного завершения работы и отвечать на все вопросы учащихся, касающиеся правил заполнения анкет.
  8. Учащиеся должны заполнять анкеты самостоятельно. При проведении опроса строго запрещается отвечать на содержательные вопросы респондентов и каким-либо образом влиять на их мнение.

Правила заполнения анкеты (ответственный за проведение опроса зачитывает эти правила учащимся перед началом опроса)

  1. Прежде чем ответить, внимательно прочитайте вопрос и все предложенные варианты ответа
  2. Обведите кружком номер того варианта ответа, который наиболее соответствует вашему мнению. Подчеркивать выбранный вариант ответа не нужно.
  3. Выбор нескольких вариантов ответа возможен лишь в тех вопросах, где на это специально указано. При этом количество вариантов ответа строго определено, их не должно быть больше или меньше указанного числа.
  4. В вопросах, предполагающих выбор нескольких вариантов ответа, возможен выбор либо указанного числа содержательных ответов, либо вариант «затрудняюсь ответить». Сочетание варианта «затрудняюсь ответить» и содержательных ответов недопустимо.
  5. Часть вопросов анкеты объединены в таблицу. В данном случае варианты ответа расположены горизонтально. При ответе на вопросы, объединенные в таблицу, необходимо обвести кружком один из вариантов ответа в каждой строке.
  6. Если вы ошиблись при заполнении. То перечеркните ошибочный вариант ответа и обведите кружком правильный.
  7. Необходимо ответить на все вопросы анкеты.
  8. Время заполнения анкеты не ограничено.

  1. Методические рекомендации по обработке анкет учащихся
  1. Данная методика является формализованной, то есть не предполагает наличие самостоятельно сформулированных ответов учащихся.
  2. Во всех вопросах анкеты каждый вариант ответа оценивается определенным количеством баллов.
  3. Всего предусмотрено четыре вида оценки варианта ответа: 0 баллов, 1 балл, 2 балла. 3 балла.
  4. Обработка анкеты заключается в подсчете общего количества баллов набранных учащимися при ответе на все вопросы анкеты.

  1. Методические рекомендации по интерпретации результатов анкетирования учащихся
  1. В зависимости от общего количества баллов, набранных учащимся. Можно определить уровень его социальной зрелости. Данная методика предполагает наличие трех уровней социальной зрелости учащегося: оптимального, допустимого и критического.
  2. Оптимальный уровень социальной зрелости учащегося – от 54 до 72 баллов.

Допустимый уровень социальной зрелости учащегося – от 36 до 53 баллов.

Критический уровень социальной зрелости учащегося – от 0 до 35 баллов.

  1. Оптимальный уровень социальной зрелости учащихся предполагает сформированный непротиворечивый тип ценностных ориентации в сфере образования и в профессиональной сфере. Данная группа респондентов ориентирована на получение основательной образовательной подготовки, на развитие своих интеллектуальных способностей и реализацию творческого потенциала. Представления этих старшеклассников относительно своих жизненных перспектив реалистичны, принимаемые решения, как правило, самостоятельны, а профессиональный выбор конкретен. Кроме того, для данной группы учащихся характерно наличие устойчивого интереса к процессам и явлениям, происходящим в различных сферах общества. Выпускники с оптимальным уровнем социальной зрелости наиболее подготовлены к самостоятельной «взрослой жизни».
  2. В мотивации учения выпускников, обладающих допустимым уровнем социальной зрелости, доминируют мотивы престижа и благополучия, что взаимосвязано со структурой их ценностных ориентации в образовательной и профессиональной сферах. Для школьников данной группы характерна неопределенность или противоречивость жизненного выбора, вследствие чего они подвержены ситуативному влиянию. Любое изменение социальных условий влечет за собой корректирование их ориентации и жизненных планов. Учащиеся данной группы полагают, что не в полной мере готовы к самостоятельной «взрослой» жизни, поэтому успех в жизни они связывают не только со своими способностями и личной инициативой. Но и с внешними, не зависящими от них обстоятельствами.
  3. Для учащихся имеющих критический уровень социальной зрелости характерно выраженное отсутствие интереса к учебе. В их системе мотивации учения доминируют мотивы обязанности и избегания неприятностей. В структуре ценностных ориентации этих выпускников преобладают внеобразовательные и внепрофессиональные ценности, что свидетельствует о направленности их интересов  другие сферы жизнедеятельности. Кроме того, в большинстве своем эти старшеклассники не проявляют заинтересованности к событиям, происходящим в общественной жизни страны. Учащиеся данной группы психологически не готовы к самостоятельному решению вопросов, касающихся их будущего социального становления и находятся в ситуации неопределенности жизненного выбора.
  4. Следует отметить, что содержательная интерпретация уровней социальной зрелости учащихся составлена на основе показателей, характеризующих особенности социального становления личности в старшем школьном возрасте.

  1. Нравится ли вам учиться?
  1. Нравится
  2. Скорее нравится, чем не нравится
  3. Затрудняюсь ответить
  4. Скорее не нравится, чем нравится
  5. Не нравится
  1. Ниже представлен ряд суждений. Выберите те из них, которые наиболее соответствуют вашему мнению (отметьте только 2 суждения).
  1. Учиться необходимо, чтобы не осложнять отношения с родителями
  2. Хорошее образование позволяет получить престижную работу
  3. В процессе обучения развиваются интеллектуальные способности человека
  4. Продолжают образование те, у кого нет желания работать
  5. Хорошее образование позволяет достичь высокого социального положения
  6. Образование дает человеку возможность реализовать свой творческий потенциал
  7. Затрудняюсь ответить
  1. Ниже представлен ряд суждений. Выберите те из них, которые наиболее соответствуют вашему мнению (отметьте только 2 суждения).

Для меня наиболее предпочтительна профессия, которая позволяла бы:

  1. Работать в хороших условиях; чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций
  2. Достичь высокого общественного положения, получить признание окружающих
  3. В наибольшей степени проявить творческую инициативу, самостоятельность
  4. Сохранить достаточно энергии и времени для разнообразного досуга, увлечений, общения с друзьями
  5. Получать заработную плату. Обеспечивающую высокий уровень благосостояния
  6. Максимально раскрыть свои способности и склонности
  7. Затрудняюсь ответить
  1. Определились ли вы с выбором своего дальнейшего жизненного пути (выбор профессии, продолжение образования, создание семей и т.п.)?
  1. Да
  2. Скорее да, чем нет
  3. Затрудняюсь ответить
  4. Скорее нет, чем да
  5. Нет
  1. Самостоятельно ли вы приняли решение о выборе своего дальнейшего жизненного пути (выбор профессии, продолжение обучения и т.п.)?

  1. Да
  2. Скорее да, чем нет
  3. Затрудняюсь ответить
  4. Скорее нет, чем да
  5. Нет
  1. Как вы считаете, сможете ли вы реализовать свои ближайшие жизненные планы, учитывая ваши способности и возможности?
  1. Да
  2. Скорее да, чем нет
  3. Затрудняюсь ответить
  4. Скорее нет, чем да
  5. Нет
  1. Определились ли вы с выбором профессии?
  1. Да
  2. Скорее да, чем нет
  3. Затрудняюсь ответить
  4. Скорее нет, чем да
  5. Нет
  1. Если «Да», то почему вы выбрали именно эту профессию? (Отметьте только 2 варианта ответа.)
  1. Выбрал данную профессию по настоянию родителей
  2. Эта профессия престижна и уважаема в обществе
  3. Выбранная профессия – мое призвание
  4. Выбрал профессию за компанию с друзьями
  5. С этой профессией у меня не будет проблем при трудоустройстве
  6. Выбранная профессия отвечает моим способностям и склонностям
  7. Эта профессия не требует длительного и сложного обучения
  8. Эта профессия обеспечит мне высокий заработок
  9. Мне нравится эта профессия
  10. Затрудняюсь ответить
  1. Что, по вашему мнению, побуждает вас учиться? (Отметьте только 3 варианта ответа.)
  1. Учусь, так как это мой долг перед обществом
  2. Хочу иметь авторитет у родителей
  3. Люблю думать, рассуждать, находить новые способы выполнения заданий
  4. Не хочу, чтобы меня ругали учителя, родители
  5. Хочу быть лучшим учеником в классе
  6. Хочу быть образованным, культурным человеком
  7. Стремлюсь выполнять все требования учителей
  8. Хочу получать одобрение со стороны родителей
  9. Понимаю, что знания мне нужны для дальнейшей учебы и работы
  10. Не хочу иметь низкий авторитет в классе из-за плохой учебы
  11. Хочу получать хорошие оценки
  12. Люблю узнавать новое
  13. Затрудняюсь ответить                        
  1. Как вы считаете, от чего, главным образом, будет зависеть ваш успех в жизни (Выберите только 2 варианта ответа.)
  1. От помощи родственников, друзей, знакомых
  2. От моих физический данных, состояния здоровья, внешности
  3. От моей личной инициативы, энергии, предприимчивости
  4. От удачного стечения обстоятельств
  5. От умения показать себя с лучшей стороны, подать себя
  6. От моих интеллектуальных способностей, качества жизни
  7. Затрудняюсь ответить
  1. Как вы считаете, готовы ли вы к самостоятельной «взрослой» жизни?
  1. Да
  2. Скорее да, чем нет
  3. Затрудняюсь ответить
  4. Скорее нет, чем да
  5. Нет

Интересуют ли вас события, происходящие в следующих сферах общественной жизни нашей страны (читаете в прессе, смотрите по телевидению, обсуждаете в семье, в кругу друзей)? Отметьте один из вариантов ответа в каждой строке:

Сферы общественной жизни

Да

Скорее да, чем нет

Затрудняюсь ответить

Скорее нет, чем да

Нет

XII. Внутриполитическая жизнь России

1

2

3

4

5

XIII. Внешняя политика России

1

2

3

4

5

XIV. Состояние экономики

1

2

3

4

5

XV.Проблемы образования

1

2

3

4

5

XVI. Наука и культурная жизнь России

1

2

3

4

5

XVII. Проблемы экологии

1

2

3

4

5

XVIII.Проблемы правопорядка и состояние преступности

1

2

3

4

5

XIX. Укажите, пожалуйста, свои Ф.И.О. ________________________________________________________

XX. Укажите, пожалуйста, № школы и класс, в котором вы обучаетесь ______________________________

___________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская методика использования игровых заданий для выявления уровня знаний учащихся по предмету технология 5-8 классы

Предложенные игровые задания можно использовать и на простых уроках, и на уроках по оценке уровня изученности пройденного материалов. Игровые методы направлены на удовлетворение детской любознательнос...

Диагностические методы и методики по выявлению уровня развития коллектива класса и его самоуправления, взаимоотношений между учащимися

Диагностические методы и методики по выявлению уровня развития коллектива класса и его самоуправления, взаимоотношений между учащимися...

«Формирование уровня социальной зрелости обучающихся колледжа»

Проблема профессионального и личностного становления в процессе обучения в колледже становится все более актуальной в современной науке и практике...

Выявление уровня патриотического воспитания у воспитанников "СРЦдН" для несовершеннолетних. Методики Масловой Т.М.

Методики МасловойТ.М. по выявлению уровня патриотической воспитанносьти у школьников....

Методика выявления уровня развития самоуправления.

Методика выявления уровня развития самоуправления...

Диагностические методики по выявлению уровня развития мелкой моторики у младших школьников с ОВЗ.

   Современная дидактика придаёт всё большее значение педагогической диагностике. Все предлагаемые задания могут проводиться неоднократно. Но проводить их слишком часто не следует. Эт...