«Формирование уровня социальной зрелости обучающихся колледжа»
статья на тему

Шашкова Анастасия Викторовна

Проблема профессионального и личностного становления в процессе обучения в колледже становится все более актуальной в современной науке и практике

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование уровня социальной зрелости обучающихся колледжа»

Шашкова А.В.

Государственное профессиональное образовательное учреждение Амурской области «Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства»

 

Проблема профессионального и личностного становления в процессе обучения в колледже становится все более актуальной в современной науке и практике. Однако большинство выпускников колледжа зачастую не готово к практической работе в постоянно меняющихся условиях. Методика профессионального обучения во многих образовательных учреждениях характеризуется устойчивым сохранением сложившихся традиционных подходов к обучению и воспитанию учащихся по готовым учебным планам и программам. Такой подход ориентирован на информационно-иллюстративное построение образовательного процесса и  передачу готовых знаний и умений, что не может обеспечить у обучающегося целостных представлений о сфере его профессиональной самореализации. Возникает необходимость формирования профессиональной мотивации будущих специалистов с целью выработки у них способности преобразовывать свои знания и опыт таким образом, чтобы решать более успешно любые профессиональные задачи.

Важное место в интенсификации процесса обучения специалиста в колледже должно занять использование методов активной подготовки, хорошо зарекомендовавших себя при обучении специалистов в вузах и учащихся учреждений базового профессионального образования.

Профессиональное обучение в целом является планомерно организованной деятельностью преподавателей и студентов, направленной на овладение обучаемыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, умениями самостоятельно анализировать производственные ситуации и находить решения, а также на всестороннее развитие умственных и физических способностей обучающихся [3].

Повышение эффективности профессионального обучения во многом зависит от того, какие методы применяют преподаватели во время учебных занятий, насколько обоснованно умеют они выбирать и применять в учебном процессе необходимые формы и дидактические средства обучения.

Наиболее эффективный метод формирования зрелости личности это Формирование социальной зрелости учащихся средствами социального воспитания.

Под социальностью воспитания в современной трактовке понимается воспитание как отражение воздействий среды: предметной социальной, ментальной, семейной институциональной и пр.. Эти воздействия обусловлены множественными разнонаправленными процессами, происходящими в современном обществе: политическими, экономическими, стагнационными и динамичными, социальными, социально- стратификационными.

Процесс социального воспитания личности человека имеет свои основные циклы – семейный, образовательный, трудовой, послетрудовой; цели; задачи – личностный рост индивида, группы, коллектива; средства реализации – содержание, формы, методы (информационные, инструментально- оперативные, коммуникативно-интерактивные); этапы осуществления – ориентация, проектирование, планирование, реализация задач, оценка достижений; результаты – степень успешности личного роста: в деятельности, общении, познании, самореализации человека в обществе,.

Основная задача педагога, согласно концепции социального воспитания, заключается в развитии социальной зрелости учащихся: умений личности осмысливать и рефлексировать новый опыт в его связях с принципами, которые управляют социальной системой.

Помимо социального воспитания широко используются активные методы. Активные методы обучения являются сегодня одним из способов формирования профессиональной мотивации учащихся колледжа. Следует отметить, что внутренняя мотивация и факторы, которые будут влиять на ее формирование, непосредственно зависят от умений и усилий преподавателя. Сегодня его задача осложняется тем, что приходится развить мотивацию бывшего школьника в интеллектуальной деятельности, а в некоторых случаях впервые ее формировать. Традиционный метод проведения занятий не вовлекает студентов в продуктивную исследовательскую деятельность, а способствует лишь репродуктивной работе. Так, при отборе методов обучения в целях формирования профессиональной мотивации у учащихся колледжа преподавателю следует придерживаться ряда правил.

 При выборе методов обучения следует проанализировать содержание учебного материала и использовать активные методы там, где наиболее действенно могут проявиться творческое мышление студентов, их познавательные способности, жизненный опыт, умение адаптироваться в реальной деятельности.

Выбор методов обучения зависит от ряда условий: специфики содержания изучаемого материала, общих задач подготовки специалиста, времени, которым располагает преподаватель, особенности состава студентов, наличия средств обучения.

Самостоятельное разрешение обучающимися проблем должно иметь место на всех этапах процесса обучения, как при изучении нового, так и при выполнении практических заданий по изученным темам.

На основании изучения и анализа психолого-педагогической литературы можно сказать, что социальная зрелость выражается в том, насколько адекватно человек понимает свое место в обществе, каким мировоззрением руководствуется, каково его отношение к общественным институтам, к своим обязанностям, труду. Кроме того, учитывая, что для профессионального успеха, построения карьеры в будущем необходимы вышеперечисленные свойства личности, мы пришли к выводу, что формирование социальной зрелости учащихся можно рассматривать как фактор будущего профессионального успеха. Однако в исследованиях социологов, психологов, педагогов подчеркивается возросший инфантилизм современной молодежи, потребительское отношение к жизни, снижение темпов ее социального созревания. То есть уровень социальной зрелости обучающихся не соответствует предъявляемым обществом требованиям: низкая самоорганизация, слабое проявление общественной активности, недостаточное развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию. На основании вышеизложенного можно сказать о наличии противоречий между потребностью современного общества в социально зрелых, активных, коммуникабельных, предприимчивых, самостоятельных, ответственных выпускниках колледжа и неразработанностью проблемы становления социальной зрелости обучающихся в процессе их обучения. Указанные противоречия позволяют говорить о необходимости создания условий формирования социальной зрелости учащихся в образовательном пространстве колледжа, поиска решений педагогических задач её становления, применения нового образовательного инструментария, расширения традиционного перечня направлений учебно-воспитательного процесса за счет актуальных для современного периода видов обучения и воспитания обучающихся колледжа.

 

Библиографический список.

1.      Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методич. Пособие. – М.: Высш. шк., 1991. – 207с.

2.      Выготский Л.С. Психология. – М.: Апрель Пресс: Эксмо-Пресс, 2000. – 1006с.

3.      Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 480с.

4.      Ковтунович М.Г. Стимулирование домашней экспериментально-иссследовательской деятельности учащихся по физике (на материале курса физики VII – VIII классов): Дис. … канд. пед. наук. – Челябинск: ЧГПУ, 1994. – 218с.

5.      Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики // Сов. Педагогика. – 1989. - № 11. – С. 10-17.

6.      Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1972. – 208с.

7.      Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М.: Просвещение, 1977. – 240с.

8.      Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т.т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 608с.

9.      Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в Сузах: Учеб.-метод. пособие. – М.: Высш. шк., 1990. – 192с.

10.  Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 208с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика выявления уровня социальной зрелости выпускников

Уважаемые коллеги!Хочу поделиться с вами методикой, которую применяю при изучении процесса адаптации старшеклассников 9-11 классов. Автор остался не известен, но методика «прижилась» и работает. Надею...

Почему технология социального проектирования способствует формированию социального опыта обучающихся

В статье рассматриваются возможности технологии социального проектирования в процессе активного воспроизводства системы социальных связей учащимися за счет активной деятельности и активного включения ...

Доклад по теме "Формирование навыков социального взаимодействия обучающихся на уроках русского языка и чтения"

Доклад по теме "Формирование навыков социального взаимодействия обучающихся на уроках русского языка и чтения"...

Методический семинар на тему:«Повышение уровня социальной адаптации обучающихся с ОВЗ на уроках английского языка».

Одной из приоритетных задач, стоящих перед отечественным образованием, является проблема обучения детей с особыми образовательными потребностями, среди 58 учащихся, которых я обучаю,  таких ...

Социальная Адаптация студентов колледжа к новым условиям жизнедеятельности через комплексный подход к обучению и воспитанию (формирование активны х жизненных позиций, привитие ЗОЖ, развитие целевых ориентаций и т. п. )

В презентации рассмотрены вопросы:1.Психологические особенности юношеского    возраста.2. Классный руководитель – профессиональная роль преподавателя.3. Тренинг как одна из форм р...