Главные вкладки

    Статья по психологии по теме:
    "Мир во мне, мир вокруг"

    http://io.nios.ru/index.php?rel=42&point=11&art=1952

    Из опыта работы педагога-рсихолога с младшими школьниками. в рамках внеурочной деятельности по ФГОС НОО.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon mir.doc44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Марина Павловна Луценко, 
    педагог-психолог высшей квалификационной категории МАОУ гимназии № 7 «Сибирская» Кировского района г. Новосибирска 

    «Мир во мне, мир вокруг»: из опыта внеурочной работы педагога-психолога с младшими школьниками

    В настоящее время социокультурная ситуация в России кардинально отличается от того, что было еще несколько лет назад. Характерными чертами ее являются резкая поляризация общества, социальная стратификация, появление совершенно новой системы ценностей, связанной с образованием и воспитанием ребенка. Естественно, это требует и новых образовательных технологий и подходов. Сложность внедрения новаций связана с реализацией совершенно иной ценностно-целевой системы, чем та, что до сих пор широко распространена в общественном сознании. При разработке и внедрении современных образовательных стандартов важно учитывать понимание миссии образования, его целей и задач. Формирование новой аксиологической культуры и ценностных приоритетов воспитания должны иметь в основе актуальный образ возрастного развития ребенка. Сегодня ребенок меняется. Как яркий пример – информационная социализация современных учеников – средства массовой информации, Интернет.

    За последние десятилетия представления о закономерностях и механизмах психического развития ребенка претерпели ряд изменений. Если раньше в центре внимания была некая нормативность, универсальность развития, то сегодня акцент в исследовании ребенка переносится на индивидуальные траектории развития и образования. Актуальным становится изучение генезиса и развития индивидуальности. Новые образовательные технологии могут быть эффективными в том случае, если они учитывают условия, факторы и причины разнообразия индивидуальных образовательных траекторий и адаптируются в соответствии с особенностями конкретного обучающегося. Поэтому наша работа должна быть ориентирована не на среднестатистического ребенка, а на каждого индивидуально. Одна из возможностей развития индивидуальности – система внеурочной деятельности.

    С 2011 года образовательные учреждения РФ, реализующие образовательные программы начального общего образования работают по новым образовательным стандартам. МАОУ гимназия № 7 «Сибирская» не стала исключением. Новым требованием ФГОС НОО является организация внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. В гимназии поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного, творческого и интеллектуального потенциала. Дети получают положительный опыт общения, проявляют себя как активные, творческие личности, расширяют свое представления об окружающем мире. Сложившиеся доброжелательные взаимоотношения учеников и учителей – это одно из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды. Программа внеурочной деятельности в начальных классах составлена на основе Образовательной программы гимназии, Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, примерных программ по учебным предметам.

    Общие задачи воспитания гимназистов систематизированы по следующим основным направлениям:

    1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

    2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

    3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

    4. Воспитание гражданина Сибирского региона.

    5. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

    6. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

    7. Воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое).

    Реализовать эти задачи позволяют следующие курсы внеурочной деятельности: «Разговор о правильном питании», «Русские народные подвижные игры», «Хочу всё знать», «Юный исследователь», библиотечный кружок «Буратино», «Край, в котором я живу», «Детский фитнес», «Закулисье», «Мои права и обязанности», «Мир во мне, мир вокруг меня».

    Курс внеурочной деятельности «Мир во мне, мир вокруг меня», который ведет педагог-психолог, предназначен для реализации духовно-нравственного направления внеурочной деятельности. Это интегрированный курс для начальной школы, объединяющий в себе психологический, валеологический, этический аспекты. Его программа составлена с учетом опыта реализации воспитательной, социальной и психолого-педагогической работы гимназии №7 «Сибирская». «Мир во мне, мир вокруг меня» позволяет обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку; учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

    Практическая направленность занятий выражается в реализации идеи подготовки ребенка к жизни, взаимоотношениям и взаимодействию с окружающими людьми, самопознания, самоорганизации и самосовершенствования, стремления к общечеловеческим идеалам и ценностям, здоровому образу жизни. Происходит обогащение личного опыта ребенка (чувственного, практического) и создание «зон ближайшего развития», в соответствии со способностями и интересами. Познавательные, творческие, веселые, увлекательные занятия помогают ребенку создать образ «Я», который включает в себя самопознание, саморазвитие и самооценку, формирование гражданской идентичности личности, принятие и осмысление ценностей, правил взаимодействия с окружающим миром. «Мир во мне, мир вокруг меня» формирует основные компоненты учебной деятельности, обобщенные приемы и способы коммуникативной, познавательной, и др. видов деятельности, развивает рефлексию, произвольность психологических процессов и деятельности, позитивные самоотношение и самооценку, нравственные качества личности. Основным критерием отбора содержания является полезность изучаемого материала с точки зрения жизненных задач, которые встают сейчас или будут актуальны в недалеком будущем.

    Каковы же особенности проведения занятий? Это и экскурсии, и творческие проекты, и совместная деятельность ребенка и семьи. Основными формами и методами работы, учитывающими возрастные особенности являются: групповая дискуссия, беседа; анализ конкретных жизненных ситуаций, решение задач; психологический, этический анализ текстов, фильмов; творческие, индивидуальные и коллективные задания, проблемные ситуации, элементы эксперимента; социально-психологический тренинг; психологические игры (имитационные, драматизации) и упражнения.

    Ожидаемые результаты можно разделить на три группы.

    1. Личностные:

    – овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (адаптация как ключевой механизм сохранения и укрепления здоровья);

    – развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;

    – формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств как фактор защиты от деструктивных социальных, психологических и информационных воздействий средств массовой коммуникации);

    – развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    – развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    – формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

    2.Предметные:

    – знания, нормы, правила, определяемые как этическая, психологическая и валеологическая грамотность; адекватные современной науке представления о человеке, его сущности, внутреннем мире, возможностях развития;

    – соотнесение своего поведения и поведения других людей с нормативами и образцами, представленными в культуре, следование им в жизни, овладение способами деятельности. 

    3. Метапредметные:

    – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    – развитие способности, умений и навыков критического мышления;

    – готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    – определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

    – готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

    Как результат занятий следует отметить глубокую заинтересованность как самих детей, так и их родителей, которые видят важность получаемой информации и ценят возможности индивидуального развития. Школьники принимают для себя некий багаж социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни, получают свой первый опыт самостоятельного социального действия.

    Анализируя работу за предыдущий учебный год, можно говорить о таких первых достижениях, как:

    1. Повышение роли самостоятельного поиска решения проблемы.

    2. Взаимообучение происходит в процессе поиска, обсуждения, использования информации из широкого круга источников.

    3. Активизация сотрудничества и взаимодействия детей в коллективе через совместные проекты.

    4. Родители начинают участвовать в образовательном процессе, помогая в поиске информации, обсуждая с ребенком темы морально-этического, нравственного содержания, выполняя совместные семейные проекты.

    5. Активизация эмоционально-личностного отношения к содержанию курса.

    6. Презентация результатов деятельности ребенка в различных формах (выставка рисунков, сообщения, подготовка презентаций, участие в предметных неделях).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Я в мире, мир во мне.Из цикла "Мир увлечений подростка"

    Работы такого характера делали все учащиеся моего класса. выступали на классных часах, были участниками школьных проектов....

    Классный час "Я в мире... Мир во мне... Дружба"

    Данный материал поможет классному руководителю подготовить и провести классный час на тему "Дружба"...

    Классный час Я в мире мир во мне

    Толерантное воспитание...

    Я в мире, мир во мне.

    Беседа о милосердии...

    Воспитательная программа "Я в мире..., Мир во мне"

    Программа «Я в мире.., Мир во мне» – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка.Данная программа рассчитана на...

    Я в мире. Мир во мне

    Материал для проведения Недели психологии в образовательном учреждении...

    "Я в мире - мир во мне"

    Классный час о трудностях подросткового периода....