Качество школьного образования
статья по психологии по теме

Мироненко Светлана Николаевна

 

Психологическое обеспечение учащихся  - важное условие повышение качества школьного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kachestvo_shkolnogo_obrazovaniya.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ СИБИРИ, ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И СЕВЕРА

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНСКОГО И ОКТЯБРЬСКОГО

ОКРУГОВ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ г.ТОМСКА

КАЧЕСТВО ШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ

В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ - ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ

ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С.Н.Мироненко

МБОУСОШ - 14, имени А.Ф.Лебедева

     В последние годы в учительской сфере много говорится о преемственности в образовании, хотя этот важный многогранный вопрос нередко сводится к проведению диктантов и контрольных, а на основе их результатов - к предъявлению взаимных упреков. А ведь вопрос преемственности - это вопрос адаптации - или преодоления "синдрома адаптации".

     Коллективам учителей в 1, 5, 10-х классах трудно работать, но ведь в этом случае учиться детям тоже трудно. Ребенок должен адаптироваться к условиям школьной жизни и при этом сохранить свою индивидуальность. Отсюда противоречия, на которые мы реагируем в основном стихийно, ситуативно, исполняем роль "скорой помощи" (вызываем родителей, ругаем и т.д.), что порождает новые проблемы. А внутренние конфликты игнорируются. Ученик пытается защититься от учителей, может уйти "в себя".

     В этой ситуации задача учителей - найти средства и способы, позволяющие ребенку раскрыть свой личностный потенциал. Помочь ему, не навязывая свое видение действительности, иными словами, оказать педагогическую поддержку. Как это выглядит? Мы видим проблему, обеспечиваем психологическую и моральную защиту ребенка, а дальше ребенок сможет самостоятельно работать. Это индивидуальная поддержка. А когда речь идет о преемственности или периоде адаптации, то нужно говорить о групповой форме поддержки. Что же происходит? У учащихся меняется социальное окружение (новые учителя, состав класса), меняется система деятельности, ребенок не знает о требованиях учителя или просто не привык к ним, дети переходят из кабинета в кабинет. Все это сказывается на психологическом состоянии учащихся.

     В этот период учащиеся могут плохо себя вести, они невнимательны, быстро устают. И хотя задачи 1, 5, 10-х классов разные, условия педагогической поддержки могут быть одинаковыми:

  1. ребенок должен согласиться на помощь;
  2. приоритет в способах и вариантах решения проблем принадлежит ребенку;
  3. педагог избирает форму сотрудничества, содействия;
  4. соблюдается принцип конфиденциальности;
  5. педагог проявляет доброжелательность;
  6. должна быть защита ребенка на всем пространстве его жизни (в школе, дома, на перемене, на внеурочных занятиях).

     Наши рекомендации, как преодолеть адаптационный период:

     1. Практиковать малые педсоветы, семинары с учителями, испытывающими трудности в создании условий для преодоления этого периода.

     2. Учителям совместно с психологами заниматься выяснением причин деятельности ученика (анкетирование, собеседования, встречи с родителями), а не констатирование фактов.

     3. Изучать и знать каждого ребенка, чтобы оказывать адресную помощь, чтобы ребенок поверил в себя, поверил учителю, стал осознанно относиться к приобретению знаний.

     4. Учителям нужно вместе с детьми искать пути решения проблем.

     Психологическая служба школы должна исследовать ребенка при переходе в среднее звено (что его пугает, что радует и т.д.). Нужно продумать, что же сделать, чтобы ребенку было удобно, чтобы ничто его не страшило, не тормозило. Для этого следует опросить родителей, учителей начальных классов, может быть, сверстников. Важно, чтобы у детей было пространство для диалога. Ребенок в этот период должен знать, что педагоги его уважают за его желание преодолеть неумение, что он имеет право быть на уроке глупым. Это общее представление о проблеме преемственности в психологическом плане.

     Если рассматривать эту проблему в отношении начальной школы и среднего звена, то работу можно разделить на этапы. Выяснить нужно конкретную проблему, наметить предварительную работу по решению проблемы и пути решения проблемы конкретно на уроке. Адаптация в условиях предметной системы обучения требует следующей предварительной работы. Учитель-предметник изучает программу начальной школы, а учитель начальной школы изучает программу среднего звена, изучается уровень ЗУНов в 4-х классах, естественно, знакомятся учителя-предметники с особенностями учащихся. Чтобы сформировать детский коллектив, учитывая проблемы подросткового возраста, нужно знать психологию этого возраста, познакомиться с семьями, и при решении этой проблемы использовать коллективные и групповые технологии на уроке. Чтобы была преемственность инновационных технологий, изучить технологии, используемые в начальных классах. Проблем много, это и организация самостоятельной работы на уроке, соблюдение единых требований, осуществление обратной связи, использование средств наглядности. Важную роль играет посещение учителями уроков в начальном звене и наблюдение за системой работы. Естественно, нужно на особом контроле держать проблему одаренных детей, обязательно изучить, в какой зоне учится одаренный ребенок.

     Педагог должен помнить, что ученик остается наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства, должны обучать учителя высокой культуры, умеющие организовать духовное общение на уроке.

      Редактор:

      Г.И. Петрова - профессор, доктор философских наук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные методы и технологии обучения иноязычному общению в достижении нового качества школьного иноязычного образования

Презентация представляет собой обобщение теоретических знаний о Современных методах и технологиях обучения иноязычному общению в достижении нового качества школьного иноязычного образования в схемах и...

Проектная работа Тема: «Муниципальная (региональная) программа оценки качества школьного образования с привлечением общественных институтов»

В работе представлен теоретический и практический материал об участии общественности в оценке и контроле качества образования. ФГОС направлен на обеспечение демократизации образования,  в то...

Статья в сборнике НПК "АТРИБУТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Исключительно важное значение в современных условиях имеет процесс управления, посредством которого возможно достижение тех или иных целей, придание системности проводимым изменениям....

Проблемы повышения качества школьного образования: поиски и решения.

Проблемы повышения качества школьного образования:поиски и решения....

Подходы к формированию единой системы оценки качества школьного образования

Методические материалы для рассмотрения на заседаниях УС, ПС, ШМО. МС по вопросам формирования внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО):- информация с Коллегии Минобрнауки России от 25.1...

План мероприятий по повышению качества образования и управлению системой школьного образования в МОУ «СОШ № 12 г. Зеленокумска» в 2020-2021 году

План мероприятий по повышению качества образования и управлению системой школьного образования...