СКЛОННОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ
план-конспект урока по психологии на тему

Болушкова Ольга Николаевна

Цель: изучение участниками собственных склонностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СКЛОННОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

Цель: изучение участниками собственных склонностей.

Ведущий:

        Каждый из вас по окончании 9-го класса сделает свой выбор. Тем, кто этот выбор уже сделал, данное занятие поможет утвердиться в правильности выбора.

        На занятии вам будет предложен тест и творческие  задания.

В.:        - Что вы ждете от занятия?

        -Что бы хотели узнать на занятии?

Игровые упражнения (разминка)

Упр. 1 «Снежный ком».

Каждый последующий называет имя предыдущего.

Упр. 2 « Автопортрет»

Цель: повысить у учащихся способность соотносить внешние характеристики людей их профессией.

1. « Рисунок должен занимать весь листок, расположен по центру; изображать нужно только одно лицо. Желательно нарисовать свой портрет быстро, как бы на одном дыхании. Подписывать листок не надо».

2. Ведущий быстро собирает листочки с автопортретами и демонстративно их перемешивает, как бы показывая, что ему не важно кто именно тут нарисован.

3. Тут же ведущий раздает игрокам листочки, но в уже случайном порядке.

4. «Посмотрите внимательно на изображение, постарайтесь понять, что это за человек, на что он способен, но при этом не старайтесь понять, кто здесь нарисован. На обратной стороне листочка с автопортретом напишите одну профессию, которая на ваш взгляд, больше всего соответствует изображенному лицу. После этого передайте листок соседу справа, а от соседа слева возьмите новый листок и проделайте то же самое. Если получите листок с собственным автопортретом, то также подберите к нему профессию. Таким образом, все листочки должны пройти круг. Профессии могут повторяться».

5. Далее ведущий собирает листочки, перемешивает их и начинает подведение итогов. Берется первый листочек. Ведущий показывает, что на нем изображено, зачитывает профессии, записанные на обратной стороне.

Упр. 3 « День из жизни…»

1. « Сейчас мы совместными усилиями мы постараемся составить рассказ о трудовом дне нашего работника -  фотомодели. Это будет рассказ из одних существительных. Например, рассказ о трудовом дне учителя мог бы звучать так: звонок – завтрак – звонок – урок – двоечники – вопрос – ответ – директор – скандал – урок – отличники – звонок – дом – постель.

В этой игре посмотрим, насколько хорошо представляем рабочий день фотомодели, а также выясним, способны ли мы с вами к коллективному творчеству, ведь в игре существует опасность каким – то неудачным штрихом  (неуместно названным  существительным) испортить рассказ».

Важное условие: прежде, чем назвать существительное, игрок должен повторить все слова, которые были названы до него. Тогда рассказ будет восприниматься как  целостное произведение

2. Ведущий называет первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя все слова, названные до них.

3.Ведущий может спросить у участников, получился рассказ или нет. Если рассказ получился путанным, можно попросить кого – либо из игроков своими словами рассказать, о чем был составлен рассказ.

Основная часть

Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни. На сегодняшний день существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них со своей системой требований можно назвать профессией.

-  Что по вашему называется профессией?

  1. А что такое специальность?

После высказываний участников ведущий дает определение  профессии и специальности.

Профессия, – исторически возникшая формы трудовой деятельности для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессиональные качества.

Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.

Упр. 4. « Профессия – специальность»

Цель: повышение у участников осознания понятия специализация в рамках одной профессии; расширение информированности о многообразии профессионального труда.

«Сейчас я буду называть некоторые профессии, а вам нужно будет по очереди называть соответствующие специальности. Например: учитель – учитель химии».

Водитель – водитель автобуса;

психолог – клинический психолог;

врач – окулист;

дизайнер – графический дизайнер;

артист – артист театра;

художник – живописец;

слесарь – автослесарь;

секретарь – референт;

повар – кондитер;

менеджер – м. по продажам;

инженер – и. – конструктор;

лаборант – л. – эколог, л. – химического анализа;

строитель – с. – ремонтник;

механик – автомеханик;

литейщик – л. цветных металлов, л. – черных ме

Опросник Климова

По предмету труда профессии делятся на типы:

  1. профессии, связанные с производством и техническим обслуживанием, сфера

человек – техника;

  1. профессии, связанные с живой природой, сфера человек – природа;
  2. профессии, где предмет труда -   схемы, письменная и устная речь, сфера человек – знак;
  3. профессии, в которых предметом труда являются  люди, группы людей, сфера

человек –  человек;

  1. профессии, где предметом труда является изобразительская, музыкальная, актерская, литературно – художественная деятельность, сфера человек – художественный образ.

Тест, который мы с вами проведем, поможет выявить ваши профессиональные предпочтения. При выполнении этого теста необходимо из пары видов деятельности выбрать только «а» или «б».

Комментарий занятия.

На этом занятии участники работают со стандартным инструментарием, поэтому для поддержания атмосферы творческого подхода введены упражнения – игры.

Список используемой литературы

Кипнис М. Тренинг лидерства. — М.: Ось-89, 2004

Резапкина Г.В. Я и моя профессия. — М.: Генезис, 2004

Резапкина Г.В.Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. — М.: Генезис, 2005.

Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. — М.: Генезис, 2005.

Савенков А.И. Развитие исследовательских способностей школьников, М.: Генезис, 2004

Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим? — Л., 1963.

Хозиев В.Б. Психология: Учебное пособие для 10–11 классов. — М., Воронеж, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная направленность урока иностранного языка в среднем профессиональном образовании

Данная работа затрагивает теоретические вопросы обучения иностранным языкам в среднем профессиональном образовании....

Профессиональное самоопределение школьников как одно из приоритетных направлений в современном образовательном процессе

Одним из факторов в решении проблем профессиональной ориентации и дальнейшей социализации выпускников школы является трудовое обучение и воспитание в педагогическом процессе. Каждый год сотни тысяч юн...

Профессиональная направленность в обучении английскому языку в образовательных учреждениях среднего профессионального образования

Аннотация     В современных реалиях обучение английскому языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов на всех уровнях в Российской Ф...

Заключение по результатам диагностического обследования «Выявление профессиональной направленностей и склонностей обучающихся 9-11 классов»

Исследование проводилось по плану работы педагога-психолога года с целью определить профессиональные интересы и склонности учащихся 9-11 классов, через типологические черты личности. В исследовании бы...

Профессиональная направленность русского языка при подготовке квалифицированных рабочих по направлению 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

Эффективность модернизации среднего профессионального образования зависит от многих факторов и условий, однако федеральный государственный образовательный стандарт определяет место общеобразовательног...