психолог социальной службы. Содержание и организация деятельности
методическая разработка по психологии по теме

Тюмавина Наталья Геннадьевна

Методические рекомендации по организации труда психолога в социозащитном учреждении из практики деятельности.  Содержит описание основных направлений работы психолога в социозащитном учреждении, требования к оформлению рабочего места психолога, морально-этические принципы  работы психолога, продолжительность рабочего времени психолога по различным видам деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendacii_psihologam.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по организации деятельности психологов  учреждения социального обслуживания.

(практическое руководство для психологов из практики деятельности.

социально-психологической службы

в системе социальной защиты населения)

Раздел 1. Организационно – методические основы

социально-психологической службы

  1. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Название

Определение понятия

Задачи

Формы проведения

Примечание

Психологическое   просвещение

Распространение психологических знаний среди населения, с целью повышения его психологической культуры

-Формирование у населения представлений о непосредственной связи между понятиями успешная жизненная перспектива и психология. - Формирование у населения запроса на психологические услуги.                  - Освещении актуальных социально-психологических проблем общества, с представлением основных подходов по их решению.                                      - Обеспечение населения информацией по психологическим проблемам личности.                              -Формирование у населения психологически грамотной, комплексной оценки существующей действительности

Лекции, беседы, семинары, клубы общения, тематические выставки психологической литературы, выступления в СМИ

Данное направление должно иметь систематизированные, структурированные контакты психолога с населением, ориентированные на повышение мотивации обращения за помощью к специалисту и выполнением   полученных рекомендаций. Информационный материал   для аудитории желательно сопровождать иллюстрациями из практики (приведенные примеры должны гарантировать сохранение анонимного характера обращения клиента) и раскрывать востребованные, актуальные для аудитории вопросы

Психологическая профилактика

Целенаправленная, систематизированная совместная работа психолога, социального работника, направленная на сохранение, укрепление и повышение психологического здоровья населения


Наблюдение, лектории, тренинги (дифференцированные по проблемам и возрастным данным участников)

- Предупреждение возможных социально-психологических и психологических проблем среди широких слоев населения.

- Выявление среди населения групп риска (зависимость от ПАВ, созависимость, инвалидность и т.д.).

-Создание благоприятного эмоционально-психологического климата как среди сотрудников учреждения МСЗ, так и среди группы людей, находящихся на социально-психологической реабилитации в нем

Психологическая диагностика

Процесс выявления, измерения и оценки индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей личности с помощью специализированных, научно-обоснованных методов, приемов, технологий

Индивидуальная, групповая

- Выявление причин возникновения проблем в жизнедеятельности индивида.

- Определение сильных сторон личности, ее ресурсного потенциала, резервных возможностей, которые могут быть задействованы в ходе коррекционной работы.

- Выявление индивидуальных интересов, склонностей человека для обеспечения конструктивного самоопределения, самореализации и интеграции в общество

В осуществление данного направления необходимо руководствоваться только научно обоснованными, апробированными методиками и технологиями. Использование психодиагностики психологом возможно при наличии профессиональных знаний о ее методах и условий их правильного применения

Психологическая коррекция









Целенаправленное изменение свойств и качеств личности психологическими методами, оказание специфической помощи, с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида




Индивидуальная, групповая:

- в закрытой естественной группе (семья, сотрудники и т.д.)

- в открытой группе для клиентов со сходными проблемами

- смешанная форма (индивидуально-групповая) - тематические психологические тренинги

- Восстановление целостности личности и баланса ее психодинамических сил.

- Исправление возникших социальных, психологических проблем, возникших в процессе жизнедеятельности индивида.

- Модификация поведения индивида за счет обогащения и изменения среды и научения его новым, социально-приемлемым, конструктивным формам поведения


Адекватное использование возможностей тренинга предполагает наличие: личного опыта участия в группах и специальной подготовки ведущего (тренера)



Психологическое консультирование

Оказание конкретной помощи, обратившемуся психически здоровому индивиду, в осознании им природы его затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни,характером межличностных отношений

-Оценка уровня психического здоровья клиента и определение показаний к другим способам психологической помощи.

- Оказание профессиональной помощи в решении заявленной клиентом проблемы.

- Оказание эмоциональной поддержки и внимания к переживаниям клиента.

- Расширение сознания и повышение психологической компетентности клиента.

- Достижение клиентом состояния психологического комфорта и сохранения психологического здоровья.

- Повышение стрессовой и кризисной устойчивости.

- Коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний.

-Мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблем.

- Повышение личной ответственности клиента за ход их собственной жизни

Индивидуальная консультация и групповая

Начинающим консультантам необходимо иметь четкое определение процесса консультирования и профессии консультанта. В психологическом консультировании психолог может опираться на различные научные теории и методические подходы (гештальттералия, групповая терапия, бихевиоризм - социальное научение и др.) Для каждого направления характерны специфические методические приемы, цели и задачи. Консультанты работают наиболее эффективно тогда, когда им удается развить у своих клиентов способность конструктивно помогать самому себе после окончания консультирования

Социально-психологическая реабилитация

Комплекс программ и действий, направленных на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе

-

- Гармонизация эмоционального состояния клиента.

- Коррекция коммуникативной сферы клиента.

- Восстановление положительного восприятия жизни, самого себя, семьи, общества.

- Расширение позитивного социального опыта клиента.

- Восстановление социальных навыков, обеспечивающих продуктивное функционирование в окружающей среде.

- Восстановление защитных сил организма, укрепление активной личностной позиции.

- Формирование уверенности и мотивации к преодолению трудностей

Беседы. консультирование, клубы, тренинги, группы поддержки, творческие мастерские и др.

Направления, способы и методы по осуществлению мероприятий социально-психологической реабилитации зависят как от конкретных категорий граждан (инвалиды, несовершеннолетие, пожилые, взрослые с семейными и супружескими проблемами и т.д.), так и от тематики социально-психологической проблемы • алкоголизм, наркомания, насилие, одиночество, потеря работы, супружеская дисгармония и др.).

Для инвалидов социально-психологическая реабилитация заключается в восстановлении (формировании) способности инвалида выполнять различные социальные роли(семейные, профессиональные и др.) и иметь возможность быть реально включенным в различные сферы социальных отношений и жизнедеятельности общества

Социально-психологический патронат

Целостная динамическая, комплексная система адресной социально-психологической поддержки и помощи: семье, детям, отдельному гражданину, находящихся в трудных и опасных для них самих и окружающих ситуациях. (Осуществляется в рамках деятельности социально-психологической службы.)

- Определение характера стоящей проблемы и возможностей ее решения.

- Содействие в установлении контакта с клиентом.

- Подготовка необходимой сопроводительной документации.

- Создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности, в результате эффективного выполнения отдельным индивидом или семьей своих основных функций.

- Осуществление психологического сопровождения клиента в процессе патроната.

- Осуществление психологической поддержки клиента в процессе работы со специалистами. - Отслеживание результатов взаимодействия клиента с другими специалистами

Патронаж (индивидуальная деятельность специалиста, направленная на оказание конкретной помощи и поддержки клиенту, призванную мобилизовать и повысить его адаптационные возможности); групповая работа (Работа с группой детей, семьями, алкоголиками и т.д.)

Практика патроната основана на комплексном подходе, который вооружает психолога перспективным видением проблем клиентов, нацеливает на рассмотрение всех аспектов неблагоприятной ситуации.

Практика всегда дифференцирована и зависит от существа проблемы, ее масштабов и места действия. Поддержка и помощь (научная база, технологические приемы и методы) выбираются исходя из имеющейся проблемы клиента и органически сочетаются с основными составляющими социального патроната (контролем, социально-психологическим воздействием, социальной помощью и поддержкой).

Отношения специалиста с клиентом патроната строятся в основном на «субъект - объектной» основе и опираются на принципы гуманизма, уважение к личности и жизненному опыту клиента, учет его потенциальных возможностей и лучших качеств.

Совместная работа протекает в духе равноправного и четко структурированного сотрудничества с акцентом на стимулирование и поддержание внутренних и внешних ресурсов клиента.

Мероприятия осуществляются по заранее определенному плану (в порядке, обусловленном договорными отношениями)

Срочная психологическая помощь по телефону

Экстренная психологическая помощи и поддержка разным группам населения в случае критических, кризисных состояний, конфликтных ситуаций

- Психологическая поддержка клиента.

- Мобилизация интеллектуальных, духовных и физических сил клиента в целях снятия эмоциональной остроты, преодоления им кризисного состояния, смены характерного для этого состояния переживания одиночества чувством общности с другими людьми, повышение самооценки, восстановления контроля над травмирующей ситуацией

Беседа

Специфичность телефонного консультирования заключается в создании атмосферы эмпатии и принятии абонента, в умении чувствовать его состояние, при этом консультанту необходимо сохранять высокую степень рефлективности, контроля как за состоянием абонента, так и за своим собственным. Консультант должен владеть техниками психологической защиты от тех негативных переживаний, с которыми к нему обращаются абоненты

1.1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА ПСИХОЛОГА.

Для эффективной работы практическому психологу требуется отдельный кабинет и помещение для групповых занятий или совмещенный кабинет размером 5 м г 6 м.

Совмещенный кабинет практического психолога должен быть рассчитан на 13-15 посадочных мест. В совмещенном кабинете согласно предусмотренной работе оборудуются следующие зоны: для индивидуального консультирования, тренинговая, для психологической разгрузки, хранения архива, обработки психодиагностических данных, методической работы и т.п.

Стены кабинета окрашиваются в светлые тона. Исключен фиолетовый цвет. Ограничиваются в использовании красный, оранжевый, желтый, а также блестящие краски и обои, которые возбуждают центральную нервную систему.

По возможности кабинет комплектуется персональным компьютером, аудио-, видео-аппаратурой, формируется фонд психодиагностических методик, а также коррекционных и реабилитационных программ, допускается установка телефона, приобретаются закрывающиеся шкафы (сейф) для хранения психологической информации и документов конфиденциального характера.

В помещениях для психологической работы (не кабинете психолога) могут быть размещены информационно-методические материалы: «советы дня» - рекомендации для клиентов (родителей, детей, супругов и т.п.), коллег (воспитателей, социальных педагогов и специалистов по социальной работе); «почтовый ящик» психолога (для вопросов психологу); сменные тематические стенды по актуальным вопросам возрастной, социальной, педагогической, медицинской психологии; информация о проводимых психологических мероприятиях (учебных семинарах, тренингах, коррекционных занятиях и т.п.).

Общие принципы организации рабочего пространства в кабинете психолога:

•    пространство должно быть визуально разделено по рабочим зонам;

•   должна быть обеспечена безопасность клиента — физическая и психологическая;

•    рабочее место должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам: освещенности, чистоты воздуха, звукоизоляции;

•    никакой личной информации (фотографии родных и т.п.):

•    клиенту может быть предложен стул или кресло (для релаксационных программ глубокие мягкие кресла);

•    наличие красок, цветных карандашей, бумаги, в т.ч. цветной пластилин.

•   одежды психолога и макияж рекомендуется соизмерять с социальным статусом и материальным положением клиентов. Не рекомендуется преобладание черного цвета в одежде.

Оснащение рабочего кабинета психолога содержит следующие блоки:

•   документацию, планирующую его деятельность:

•   документацию,  отражающую  итоги   психодиагностических исследований и мероприятий по оказанию психологической помощи;

•    программное, аппаратурное и инструментальное обеспечение коррекционно-реабилитационной работы;

•    программное и инструментальное обеспечение релаксационных, тонизирующих, обучающих и других тренингов;

•    компьютерные базы данных о методах психологической диагностики, коррекции, реабилитации, профилактики и консультирования (в соответствии с особенностями работы данного учреждения);

•    компьютерные базы данных о клиентах и их проблемах;

•   библиотеку, картотеку, видео- и аудиотеку.

В кабинете детского психолога дополнительно должны быть:

•    на полу — ковер.

•   для игр: кубики, пирамиды и т.п.,

•   большая мягкая игрушка, на которой ребенок может отреагировать свою агрессию.

                              1.1.2. ТИПОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГОВ

Исследователь

Практик

Методист-консультант

Преподаватель

Задачи деятельности

Понимание и объяснение психических явлений, владение законами развития и функционирования психического

Применение психологических закономерностей для развития и успешного функционирования той или иной сферы социальных отношений. Овладение законами функционирования психики в определенной общественно-полезной деятельности (инженерной, управленческой и др.)

Решение актуальных для человека и группы людей проблем психологического развития и функционирования в определенных условиях; содействие личностному росту и самопознанию

Передача суммы профессиональных знаний, умений и навыков, трансляция личного опыта и личностных смыслов, помогающих ученику самоопределяться в мире профессиональных ценностей

Методы

Наблюдение, самонаблюдение, эксперимент, интервью, тестирование, математическое моделирование, статистическая обработка данных

Проектирование среды жизнедеятельности на основе психологических принципов; психодиагностика, психологическое обучение и организационное консультирование

Психологическое консультирование, психокоррекция и профилактика, обучение и психотерапия

Традиционные и современные технологии психологического образования и трансляции личного опыта

Наименование объекта

Индивид Испытуемый Респондент Субъект

Клиент

Клиент Пациент

Ученик Коллега

Необходимые знания

Научная психология гуманитарного и естественно-научного направлений, методология и методы научного исследования, математика, логика, биологические науки, широкое гуманитарное образование

Знание соответствующих отраслей научной психологии, навыки математического и научного моделирования, проектирования, исследования, знание психотехник диагностического и воздействующего характера, навыки обучения

Широкое академическое образование (прежде всего - гуманитарное), научная и практическая психология, исследовательские навыки, знание психотехник диагностического и воздействующего характера

Глубокие и разносторонние научные познания (в психологии и смежных гуманитарных и биологических отраслях), общекультурная

Требования к личности специалиста

Дисциплинированность, старательность, тщательность, высокая социальная ответственность, структурированное, развитое мышление; научная интуиция, гибкость ума, интерес к познанию закономерностей и принципов, объективность

Гибкость и острота ума, наблюдательность, общительность, открытость, склонность к сотрудничеству и эмпатии, развитая мотивация помощи, развитая интуиция, рефлексивные способности

Гибкость и острота ума, наблюдательность, общительность, открытость, склонность к сотрудничеству и эмпатии, развитая мотивация помощи, развитая интуиция, рефлексивные способности

Развитое понятийное мышление, артистизм, высокая коммуникативная культура, эмоциональная открытость, развитая педагогическая мотивация

Субъективная привлекательность деятельности

Возможность самореализации для человека, склонного к объективному познанию мира, других людей и самого себя

Возможность самореализации для человека, склонного к практической деятельности, обладающего задатками менеджера и интересом к внутреннему миру других людей и своему собственному

Возможность самореализации для человека, обладающего выраженной мотивацией помощи, заинтересованного в собственном личностном росте

Возможность самореализации для человека с выраженными демонстративными чертами характера и научно-педагогическим складом ума

Сфера применения профессиональных знаний и умений

Научно-исследовательские учреждения академического и ведомственного подчинения, университеты

Сфера производства, управления, средства массовой коммуникации, социальная сфера

Психологические центры, консультации, частная практика

Высшие и средние специальные учебные заведения

Заинтересованность общества в специалисте

Общество заинтересовано в получении информации, важной для понимания и управления человеческим поведением в различных социально значимых ситуациях

Психологическое обеспечение различных сфер социальной жизни общества и конкретного человека

Оказание помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации

Формирование профессиональной культуры, систематизация знаний, подготовка специалистов

Критерии эффективности

Знания, обеспечивающие прогноз и возможность управления человеческим поведением

Эффективная деятельность человека в определенной сфере социальной жизни

Адаптация человека в трудной жизненной ситуации, высвобождение психических ресурсов для развития творчества

Подготовка высоко профессиональных специалистов

Раздел 2. Морально-этические принципы работы психолога

•   Принцип уважения личности.

•    Правило равных отношений. Недопустимость дискриминации клиента по социальному положения, полу, вероисповеданию и любым другим признакам.

•    Правило ненасенения ущерба клиенту.

•    Правило отказа от психологического вмешательства в том ел у чае, если психолог считает, что его действия могут нанести вред клиенту.

•    Принцип профессиональной компетенции.

•    Правило научности применяемых методов. Психолог должен использовать методы, получившие научное признание.

•    Правило взаимодействия с клиентом. Уведомлять своих клиентов о пределах своей компетентности и возможностях психологической науки относительно решений конкретных практических вопросов.                                    

•    Правило повышения профессиональной квалификации.   Психолог может обратиться за консультацией к более квалифицированным коллегам.  Постоянное совершенствование профессиональных знаний и умений — обязанность каждого специалиста-психолога.

    •Принцип конфиденциальности.

•    Правило использования психологической информации. Психологическая информация о клиенте не должна подлежать открытому обсуждению или передаче кому-либо за исключением заранее оговоренных случаев (например, консилиум).

•    Правило ограничения разглашения информации личного характера. При осуществлении психологического вмешательства по просьбе клиента, полученная информация о нем может быть сообщена третьему лицу только по разрешению самого клиента и в определенных им пределах.

•    Принцип ответственности.

•    Правило безопасности методов работы. Психолог должен применять только те методы, которые являются безопасными для клиента.

•    Правило предотвращения необоснованных ожиданий.

•    Правило не вовлечения в профессионально неопределенную ситуацию, т.е. в ту ситуацию, в которой роль или функции психолога окажутся неуместными или двусмысленными.

•    Принцип профессиональной независимости.

' Правило пересмотра результатов психологического обследования. Пересмотреть результаты психологического обследования может только экспертная комиссия, состоящая из трех-четырех психологов, квалификация которых не ниже, чем квалификация специалиста, получившего первоначальный результат.

•    Правило профессиональной независимости от идеологических, политических и религиозных убеждений. Психолог должен стремиться к тому, чтобы его заключение было максимально объективным.

Раздел 3.Нормы продолжительности различных видов работ психологов учреждения социального обслуживания населения


п/п

Виды работ

Среднее время

Примечания

1

Первичное обследование

15-20 мин.

Из расчета на одного клиента

2

Индивидуальная психологическая экспресс-диагностика (с использованием 1-2 методик)

1-2 ч.

Из расчета на одного клиента

3

Индивидуальная психологическая диагностика, обработка результатов, оформление заключения и рекомендаций

6ч.

Из расчета на одного клиента

4

Групповая психодиагностика, обработка результатов, оформление психологического заключения

16-17 ч.

Из расчета на группу 20-25чел.

5

Индивидуальное консультирование детей:

а) младшего школьного возраста:

-Разовое;

-Курсовое*

б) среднего школьного возраста:

- Разовое;

- Курсовое*

в) старшего школьного возраста:

- Разовое;

- Курсовое*



45 мин.

30 мин.


1.5 ч.

1 ч.


2 ч.

1 ч.



На одну встречу

На одну встречу


На одну встречу

На одну встречу


На одну встречу

На одну встречу

6

 Индивидуальное консультирование взрослых (родителей, педагогов, социальных работников и т.п.):

- Разовое;

- Курсовое*




1.5 -2 ч.

1 – 1.5 ч.




На одну встречу

На одну встречу

7

Семейное консультирование:

- Разовое;

- Курсовое**


2-3 ч.

1 – 1.5 ч.


На одну встречу

На одну встречу

8

Психолого-профориентационное консультирование:

а) детей среднего школьного возраста;

б) детей старшего школьного возраста



3 ч.

5 ч.

Из расчета на одного ребенка, включая беседы с родителями и педагогами (без учета психодиагностической работы)

9

Индивидуальная психокоррекционная работа:

- первичная;

- последующая



2-3 ч.

1-2 ч.



На одно занятие

На одно занятие

10

Групповая психокоррекция и консультативная работа (тренинги, психологические школы, семинары и т.п.):


8-16 ч.


На один цикл занятий

на одну группу

11

Консультативно-психотерапевтическая переписка

3 ч.

На одно письмо

12

Супервизия

8 ч.

На месяц

13

Психосаморегуляция (мобилизация личностных ресурсов консультанта и активизация его профессионального потенциала)

20 мин.

Перед или после консультации или групповой работы; суммарно не более одного часа в течение рабочего дня

14

Ежедневное оформление учетной документации (учет проделанной за день работы, текущее планирование)

30 мин.

Ежедневно

15

Обобщение и анализ результатов работы, составление планов и отчетов

8 ч.

Ежеквартально

16

Подготовка материалов к лекции, семинару, тренингу, коррекционному занятию

1-6 ч.

На одно мероприятие

17

Методическая работа

4 ч.

Еженедельно

18

Повышение квалификации (обучение на семинарах, курсах, участие в тренингах для специалистов, наблюдение за работой опытных коллег)

40 ч.

Ежегодно

19

Консультации в научных, методических центрах, учреждениях

8 ч.

Ежемесячно

20

* средняя продолжительность курса на одного клиента составляет 6 консультаций.

21

**средняя продолжительность курса на одну семью составляет 6 консультации.

 

- «Психолог социальной службы: содержание и организация труда» / « Работник социальной службы» №3.2007г

-Письмо Минобразования РФ №29/1886-6 «Об использовании рабочего времени психолога»

Исполнитель

Тюмавина Н.Г.

28-69-70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога-психолога службы сопровождения образовательной организации (выступление на городском семинаре 18.11.2015 г.)

В статье рассматривается организационно-методическая документация педагога- психолога службы сопровождения образовательной организации...

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Посная Г.В.,социальный педагог Санкт-Петербургского Государственного бюджетного учреждения центр для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 12&r...

Развитие социальной активности учащихся путем организации деятельности по привлечению учащихся к деятельности общественных объединений в рамках работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж п

Cтатья посвящена описанию опыта работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ по организации различных форм работы с учащимися по развитию социальной активности учащихся...

Развитие социальной активности учащихся путем организации деятельности по привлечению учащихся к деятельности общественных объединений в рамках работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж п

Статья посвящена описанию опыта работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ по организации различных форм работы с учащимися по развитию социальной активности учащихся...