«Смысл жизни»
план-конспект занятия по психологии (9 класс) на тему

Минина Ирина Леонидовна

Имеет ли жизнь вообще смысл?А может быть жизнь бессмысленна? Наверное, нет человека, который хоть раз не задумался бы о том, зачем он живет. Для чего? От ответа на этот вопрос зависит многое в жизни человека. В чем же он, этот смысл жизни? Для разных людей он в разном. Для одного это любовь, для другого – дом, дача, квартира, для третьего – любимая работа, для кого-то – семья. Кто-то живет для других, кто-то из любопытства. Одни стремятся к власти, другие живут в общении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smysl_zhizni.docx21.94 КБ
Файл naglyadnost_dlya_smysla_zhizni.docx12.8 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический час  «Смысл жизни»

1. Начинается урок с небольшой разминки. Ребята сидят в кругу, ведущий предлагает поменяться местами тем,

·        кто знает тему нашего урока;

·        кто прочитал надписи на доске;

·        кто считает, что его настоящая жизнь ещё не началась;

·        кто хоть раз задумывался над тем, зачем человек живет;

·        кто согласен с М.Ю.Лермонтовым, что жизнь – «такая пустая и глупая шутка»;

·        кто размышлял и говорил с друзьями о смысле жизни;

·        кому понравилась хоть одна надпись на доске.

2. Итак, тема нашего урока «Смысл жизни». Имеет ли жизнь вообще смысл?(ответы) Какой? (ответы)А может быть жизнь бессмысленна? (ответы) – Наверное, нет человека, который хоть раз не задумался бы о том, зачем он живет. Для чего? От ответа на этот вопрос зависит многое в жизни человека. В чем же он, этот смысл жизни? Для разных людей он в разном. Для одного это любовь, для другого – дом, дача, квартира, для третьего – любимая работа, для кого-то – семья. Кто-то живет для других, кто-то из любопытства. Одни стремятся к власти, другие живут в общении.

3. «Четвертая планета»

– Есть такой фильм «Четвертая планета». В этом фильме космонавты попали на Марс и столкнулись с чем-то (или кем-то), что исполняло их самые заветные желания, это нечто проникало в мозг космонавтов и само выбирало то, чего им хотелось больше всего. Причем желания эти в реальном земном мире были неисполнимыми. Например, один из героев фильма встретился с дедушкой, который уже умер, другой получил возможность изменить свое прошлое. Я прошу вас подумать, а что выполнило бы это нечто для вас.

(Учащимся дается время подумать. Желающие делятся своими мыслями.)

3. В чём видите вы смысл своей жизни?

(ответы детей)

Так повелось, что люди, в своем большинстве, усматривают смысл жизни:

• в богатстве;

• в славе;

• в стремлении к власти;

• в труде;

• в наслаждении;

• в любви;

• в продлении рода (т.е. в детях);

• в служении Богу;

• в служении другим людям;

• в творчестве.

     Но кто бы, что ни говорил, в конечном итоге, цель и смысл жизни человека, (с позиции самого человека), это его личное счастье, в чем бы это счастье ни заключалось.

Какой смысл в достижении какой-либо цели, если это не приносит счастья и удовлетворения.

      Кто-то вообразит себе что, став миллионером, он обязательно будет счастливым. Но, заработав один, второй, третий миллион, счастье почему-то так и не приходит. А вместо этого гонка за богатством рано или поздно сменяется страхом потерять нажитое. Что еще больше усугубляет недовольство жизненными обстоятельствами.

Итак, что же такое Счастье? И как стать Счастливым? (ответы)

4. Ведущий читает стихотворение Э. Асадова «Счастье».

         

Что же такое счастье?

Одни говорят: «Это страсти:

Карты, вино, увлечения –

Все острые ощущения».

Другие верят, что счастье –

В окладе большом и власти,

В глазах секретарш плененных

И трепете подчиненных.

Третьи считают, что счастье –

Это большое участье:

Забота, тепло, внимание

И общность переживания.

По мненью четвертых, это –

С милой сидеть до рассвета,

Однажды в любви признаться

И больше не расставаться.

Еще есть такое мнение,

Что счастье – это горение:

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлета!

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека.

Давайте попробуем поразмышлять над некоторыми из этих существующих смыслов жизни.

1) Я прошу вас разбиться на 4 группы. После жеребьевки, каждая группа стремится защитить ту точку зрения, которая ей досталась, независимо от того, как вы сами к ней относитесь. Постарайтесь привести как можно больше аргументов в ее пользу.

Через 15-20 минут идет общее обсуждение в кругу.

  1. Счастье людей заключается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать. К. Гельвеций

  1. Родиться мало - надо еще состояться. Ксенокрит

  1. Надо ловить каждый момент, каждую возможность сделать свою жизнь ярче и интереснее. Л. Ландау

  1. Позавчера уже нету. И завтра нету. Есть сегодня. И надо прожить его так, чтобы оно было самым счастливым. Д. Гранин

  1. Успешно прожить один день - с этого начинается искусство жить. Белоус

5.     Австрийский психотерапевт В.Франкл утверждал, что для развития индивидуальности человека, для его физического и психического здоровья необходимо соотносить свою жизнь, свои решения и поступки с чем-то внеличным, ради чего стоит жить, чему можно посвятить свою жизнь.

       Очень часто неврозы, депрессии, апатии порождаются тем, что человек не понимает смысла своей жизни.

      Существует немало проповедников, предлагающих людям некий единый, одинаковый для всех смысл жизни. Но смысл своей жизни нельзя получить готовым из чужих рук.

     Человек вынужден сам обнаружить смысл жизни.

«Смысл жизни различается от человека к человеку, изо дня в день, от часа к часу. Поэтому важен не смысл жизни вообще, а скорее специфический смысл жизни данной личности в данный момент времени…

     Мы не должны искать абстрактного смысла жизни…»

      Некий купец отправил своего сына к самому главному мудрецу за секретом счастья. Сорок дней юноша шел по пустыне, пока не увидел на вершине горы великолепный замок. Там и жил Мудрец, которого он разыскивал.

      Против ожиданий, замок вовсе не походил на уединенную обитель праведника, а был полон народа: сновали, предлагая свой товар, торговцы, по углам разговаривали люди, маленький оркестр выводил нежную мелодию, а посередине зала был накрыт стол, уставленный самыми роскошными и изысканными яствами, какие только можно было сыскать в этом краю.

      Мудрец обходил своих гостей, и юноше пришлось ожидать своей очереди два часа.

      Наконец Мудрец выслушал, зачем тот пришел к нему, но сказал, что сейчас у него нет времени объяснять секрет счастья. Пусть юноша побродит по замку и вернется в этот зал через два часа. "И вот еще, какая у меня к тебе просьба, - сказал он, протягивая юноше чайную ложку с двумя каплями масла - возьми с собой эту ложечку и смотри не разлей масло".

      Юноша, не сводя глаз с ложечки, стал подниматься и спускаться по дворцовым лестницам, а два часа спустя, предстал перед Мудрецом.

      "Ну, - молвил тот. - Понравились ли тебе персидские ковры в столовой зале; сад, который искуснейшие мастера разбивали целых десять лет; старинные фолианты и пергаменты в моей библиотеке?"

      Пристыженный юноша признался, что не видел ничего, ибо все внимание его было приковано к тем каплям масла, что доверил ему хозяин.

"Ступай назад и осмотри все чудеса в моем доме, - сказал тогда Мудрец. - Нельзя доверять человеку, пока не узнаешь, где и как он живет".

      Юноша взял ложечку и снова двинулся по переходам замка. На этот раз он был не так скован и разглядывал редкости и диковины, все произведения искусства, украшавшие комнаты. Он осмотрел сады и окружавшие замок горы, оценил прелесть цветов и искусное расположение картин и статуй. Вернувшись к Мудрецу, он подробно перечислил все, что видел.

     "А где же те две капли масла, которые я просил донести, не пролив?" - спросил Мудрец.

      И тут юноша увидел, что пролил их.

"Вот это и есть единственный совет, который я могу тебе дать, сказал ему мудрейший из мудрых - секрет счастья в том, чтобы видеть все, чем чуден и славен мир, и никогда при этом не забывать о двух каплях масла в чайной ложке".

     У каждого свое собственное призвание и предназначение в жизни, каждый должен выносить его в своей душе и попытаться реализовать. Жизнь конкретного человека неповторима.

    На мой взгляд, как раз в этом и заключался совет мудреца - секрет счастья в том, чтобы видеть все, чем чуден и славен мир, и никогда при этом не забывать о СВОЕМ ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ.

    Основной причиной того, что наша деятельность не приносит нам счастья, радости и морального удовлетворения, является её несоответствие с нашим предназначением. Несоответствие с той целью, для осуществления которой наша душа воплотилась в физическом мире.

     Мы привыкли определять себя по отношению, к какому либо результату. Над нами постоянно довлеют какие-либо ожидания. Мы постоянно чего-то ждем от жизни. Один ждет денег, другой власти, третий просветления, кто-то еще чего-нибудь, но каждый ждет. И если наши ожидания оправдываются, нам кажется, что мы счастливы, если нет – огорчаемся. Мы зациклены на результате.

     Но часто бывает так, что, получив этот результат, человек не становится счастливее, более того, он осознает, что в погоне за ним растерял то, что для него истинно дорого.

     Для того чтобы быть счастливым, Вам не нужно гоняться за успехами других людей. Ищите свой собственный Путь.

    Нахождение своего Пути – это победа, не сравнимая ни с какой либо другой победой. Найти свой Путь, значит быть чемпионом своей жизни. И именно те Ваши достижения будут приносить Вам радость и удовлетворение, которые будут соответствовать Вашему Пути, Вашему Предназначению.

    Здесь, на Земле, задача каждого из нас осознать свое предназначение и выполнить свою миссию.

- Быть счастливым, значит действовать, здесь и сейчас, в это самое мгновение, в соответствии со своим предназначением.

- Быть счастливым, значит каждое мгновение действовать, в соответствии с Самой Величайшей Версией Того, Кто Вы Есть.

Будьте Счастливы!

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости;

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженной солнце достать

И подарить его людям



Предварительный просмотр:

Когда у человека есть цель в жизни, смерть ему не страшна

Отсутствие ясной цели жизни действует угнетающе

Поверь в тот факт, что есть ради чего жить и твоя вера поможет этому факту свершиться

Горе людям, не знающим смысла своей жизни

  1. Счастье людей заключается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать. К. Гельвеций

  1. Родиться мало - надо еще состояться. Ксенокрит

  1. Надо ловить каждый момент, каждую возможность сделать свою жизнь ярче и интереснее. Л. Ландау

  1. Позавчера уже нету. И завтра нету. Есть сегодня. И надо прожить его так, чтобы оно было самым счастливым. Д. Гранин

  1. Успешно прожить один день - с этого начинается искусство жить. Белоус


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Смысл жизни""ppt

Классный час "Поговорим о смысле жизни". Цель занятия: формирвание ценностных ориентаций учащихся...

презентация к кл часу "О смысле жизни"

Презентация к классному часу "О смысле жизни"...

Смысл жизни

Философская притча о поиске смысла жизни.http://pedolimp.ru/konkurs/801/3/7381_801_3_1320330151.rtf...

Практическое занятие по обществознанию в 11 классе "Смысл жизни и предназначение человека" в 11 классе

Урок в форме работы в группах с заданиями к  текстам философского содержания.  Проводила в классах  разного уровня подготовки,  тексты вызывали у ребят    большой интерес...

Актуализация проблемы смысла жизни в период адаптации пятиклассников

Переход из начального в среднее звено школы является переломным периодом в жизни каждого школьника.Внимание к подростковому возрасту обусловлено тем, что на этом возрастном этапе происходит открытие с...

Метепредметный урок. Тема: Вера. Смысл жизни. (Философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент")

Конспект метапредметного урока по теме:  Вера. Смысл жизни. (философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент")...