Учиться с радостью
статья (психология) по теме
Статья о мотивации учащихся к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitsya_s_radostyu_20.06.13.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Учиться с радостью
С.В. Ульяшина
Государственное (бюджетное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (VI вида) № 49 Санкт-Петербурга «Школа здоровья»
Формирование мотивации учения – это решение вопросов не только развития, но и воспитания личности. При этом воспитание личности заключается, прежде всего, в развитии системы потребностей и мотивов. Характер мотивации учения и особенности личности являются, по сути, показателями качества образования.
Формирование учебной мотивации можно, без преувеличения, назвать одной из главных проблем современной школы. Выявить характер мотивации у школьника – значит определить меры педагогического влияния, способы работы с ним.
Фактор мотивации для успешной учебы сильнее, чем фактор интеллекта. Поэтому мы должны четко для себя понять, каков характер мотивации учащихся. Только тогда мы сможем создавать такие условия для учащихся, чтобы им хотелось учиться. Дети должны идти в школу с радостью, с желанием получать знания.
Для повышения мотивации в школе психологической службой осуществляется диагностирование учащихся, целью которого является выявление характера учебной мотивации, а самое главное, тех или иных проблем, которые возникали у детей в ходе учебного процесса и внеучебной деятельности.
Кроме того психологической службой учитываются результаты обследования психоэмоционального состояния детей, потому что учение, так или иначе, всегда захватывает и эмоциональную сферу. Положительные эмоции стимулируют внутреннюю мотивацию ученика, повышают успешность обучения. На основе данных диагностики отслеживается атмосфера в классе, эмоциональное состояние ученика. Это позволяет дать рекомендации учителям и родителям по оптимизации процесса обучения и воспитания школьников.
Таким образом, в результате исследования решается несколько задач:
- Выявляются сильные и слабые стороны на уровне класса, школы;
- Диагностируются проблемы в обучении и воспитании учащихся;
- Осуществляется тесное сотрудничество между семьей и школой.
Исходя из результатов диагностики, в школе выстраиваются направления работы с учащимися, педагогами и родителями.
Во-первых, личностный смысл учения в разном школьном возрасте различен. Для ребят смысл учения определяется системой их идеалов, ценностей, которые они усваивают из его окружения: семьи и школы. Поэтому психологической службой школы проводится систематическая просветительская работа с родителями и педагогами о способах повышения учебной мотивации у школьников.
Во-вторых, мотивы обычно характеризуют учебную деятельность в целом, а цели – отдельные учебные действия. Поэтому уровень учебной мотивации во многом зависит от умения школьников ставить цели, обосновывать и достигать их. Для этого в школе на психологических занятиях и на уроках важная роль отводится формированию у школьников умения ставить перед собой цель и достигать ее. Эта способность в будущем ляжет в основу успешной профессиональной деятельности.
В-третьих, важную роль в развитии мотивации учащегося играет организация его деятельности во внеучебное время. В школе созданы условия, позволяющие ученику проявить свои способности (интеллектуальные и творческие). Любимое занятие помогает ребенку проявить себя как личность. Оно учит ребенка распределять и продуктивно использовать своё свободное время, повышает навыки самоконтроля, помогает расширить кругозор, даёт возможность сформировать новые умения и навыки.
Интересная и правильно организованная внеучебная деятельность развивает познавательную активность, повышает уровень мотивации школьника к учению. Возникающие параллели между его любимым делом и каким-либо школьным предметом повышают его интерес к нему, появляется желание получить и усвоить необходимую информацию, узнать принцип действия предмета или явления.
Достигнутые успехи во внеучебной деятельности (собственные работы, поощрения в виде грамот, дипломов, различные призы) снижают тревожность, развивают уверенность, стимулируют ребенка к самосовершенствованию, к «переносу» своей успешности и в учебную деятельность. Кроме того, позитивные эмоции, возникающие при занятии любимым делом, улучшают психоэмоциональное состояние ребенка, что является необходимым условием его здоровья.
В-четвертых, огромную роль в развитии человека как личности играет художественная культура. Работа по этому направлению проводится как школой, так и родителями. Посещение театров, музеев, выставок, вернисажей знакомит с шедеврами мирового искусства и воспитывает личность, вызывает потребность узнать ещё. Например, посещение выставки предметов древнего быта, просмотр интересного фильма, спектакля на историческую тему, вызывает интерес к урокам истории, к историко-художественной литературе, а экскурсия в Ботанический сад пробуждает желание узнать больше о природе.
Таким образом, совместные экскурсии родителей и детей приобщают школьников к художественной культуре, формируют духовную потребность, развивают познавательную активность учащихся.
В-пятых, важным аспектом повышения учебной мотивации выступает совместная познавательная деятельность родителей и детей: решение кроссвордов, головоломок, шарад, игра в шахматы и шашки, домашнее чтение – является связующим мостиком из детства в содержательную взрослую жизнь, формирует потребность в знаниях. Если в семье любят литературу, то, скорее всего, и ребёнок будет много читать; если родители часто посещают филармонию, художественные выставки, то и ребёнок будет интересоваться искусством.
Эффективный способ повышения мотивации: накапливание своих достижений в портфолио. По инициативе психологической службы в школе ведется тьюторская работа со стороны педагогов по подготовке портфолио ученика. Она включает в себя наиболее выдающиеся для ребёнка работы, различные виды поощрений: грамоты, благодарности, дипломы, сертификаты и другие достижения в учебной и внеучебной деятельности ребёнка. Благодаря достижениям повышается самооценка учащихся, формируется уверенность. Папка достижений позволяет отследить умения и навыки ребёнка в различных видах деятельности, увидеть его сильные стороны, выбрать оптимальный образовательный маршрут.
Сведения об авторе:
Ульяшина Светлана Васильевна, педагог – психолог высшей категории,
почётный работник общего образования РФ,198515, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургское шоссе, д.77, ГБС(К)ОУ С(К)ОШ №49, тел. 8(812)421-42-79, факс (812) 421-42-79, e-mail: svetlana-ulyashina@yandex.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поможем детям учиться с радостью…
Всем известно, что в практике преподавания проективные методы активно использовались еще в начале 20-го века, но в рамках альтернативного образования не получили распространения в связи с перево...
Школа радости - учит, развивает, воспитывает.
Каждое утро наши дети идут в школу. В школе проходит большая часть их жизни, и это время значимо для детей. Мы понимаем, что в современном мире школа уже не является единств...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Учиться с радостью»
С каждым годом растет число детей с отклонениями, с признаками недостаточности, отставания или искажения в психическом развитии, что закономерно приводит к проблемам в обучении, освоении основно...
Нелёгкая радость моя (Радости и трудности моей работы) Времен связующая нить
Мы привыкли к нескончаемому потоку во время перемен, к рабочему шуму , к детским голосам, к самым неожиданным поступкам и уже не удивляемся ничему. Такова уж наша профессия с её бесконечными ноч...
Ни печали без радости, ни радости без печали
Расширение представлений учащихся о жизненных проблемах и способах их преодоления....
Учите ребёнка быть источником радости для себя самого
Ник Вуйчич — о том, как преодолеть всё и воспитать счастливых детей...