Главные вкладки

    Роль семьи в профессиональном выборе подростков
    статья по психологии по теме

    Соркина Марина Борисовна

    На профессиональное самоопределение учащихся очень многое оказывает влияние. Одно из первых мест в этом занимает семья.  Часто подростки принимают решение под влянием родителей или других членов семьи. При этом юноши и девушки по-разному отноятся к этому. В статье рассматриваются различия в роли семьи в выборе профессии у юношей и девушек.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    М.Б. Соркина,

    Центр психолого-медико-социального сопровождения

    Калининского района Санкт-Петербурга

    РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВЫБОРЕ ПОДРОСТКОВ

    Выбор профессии - это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и психологическое здоровье, радость и счастье.

    Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания и, конечно, по гендерным признакам.  Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Юность - это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки [2].

    По мнению Е.А. Климова [3] существует 8 углов ситуации выбора профессии. Ведь старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации.

    1. Личные профессиональные планы.
    2. Способности.
    3. Уровень притязаний на общественное признание.
    4. Информированность.
    5. Склонности проявляются и формируются в деятельности.
    6. Позиция товарищей, подруг (сверстников).
    7. Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.
    8. Позиция старших членов семьи.

    На этом остановимся более подробно.

    Конечно, забота старших о будущей профессии своего ребенка понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь.

    Основные позиции родителей относительно профессионального будущего детей:

    1. Позитивная активная позиция. Родители стараются помочь детям выбрать профессию с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей.
    2. Жесткая активная позиция. Родители безапелляционно, иногда в ультимативной форме предлагают ребенку свой выбор профессии и учебного заведения. При этом индивидуальные особенности ребенка, его отношение к такой ситуации учитываются минимально или вообще игнорируются, никаких объяснений ребенку не дается.
    3. Пассивная позиция. Родители самоустраняются, предоставляя детям возможность самостоятельно формировать профессиональный план. Иногда такая позиция вызвана негативным опытом со старшим ребенком, когда жесткая позиция вызвала нежелательные последствия.

    Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие от родителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии…» [3].

    Среди условий успешного взаимодействия родителей с ребенком можно выделить следующее:

    1. Знания родителями интересов и потребностей ребенка;
    2. Умение упрочить сотрудничество в достижении общей цели;
    3. Общаться с детьми нестандартно, естественно;
    4. Глубоко «по-настоящему» чувствовать ребенка, быть готовыми и способными к сопереживанию, становиться на позицию ребенка, видеть в нем личность;
    5. Умение управлять собой, своим поведением, чувствами, исключить во взаимоотношениях с детьми грубость, авторитарность, назидательность, панибратство;
    1. Умение требовать, поощрять и наказывать [5].

    Согласно исследованиям, проведенным под руководством И.В. Дубровиной среди школьников разных городов России, было выявлено, что в отношении старшеклассников к образованию прослеживается их четкая ориентация на семью. Как следует из ответов самих десятиклассников, мнение родителей является для них наиболее значимым в данном вопросе. Именно «отец – мать» в 44% случаев оказали наибольшее влияние на выбор конкретной профессии опрошенными. Обобщая результаты многих исследований, можно сказать, что родители в 30-70 % случаев оказали наибольшее влияние на выбор, так или иначе связанный с выбором профессии [1].

    Но исследования и наблюдения в повседневной жизни показывают, что нередко случается, когда родители пытаются изменить профессиональный выбор детей, навязывая им свой выбор, вопреки способностям, склонностям, мечтам, желанию ребенка. Далеко не всегда в таких случаях дети впоследствии оказываются счастливы [4].

    Целью нашего исследования явилось изучение влияния родителей на профессиональный выбор старшеклассников, а  также изучение гендерных различий в профессиональном выборе подростков.

    Методиками данного исследования явились:

    1. Опросник профессиональной готовности (ОПГ) (автор Кабардова Л.Н.)
    2. Карта интересов
    3. Анкета изучения личностных профессиональных планов (авт. Н. С. Пряжников) [6]
    4. Анкета оптанта

    Исследование проводилось на базе ЦПМСС Калининского района Санкт-Петербурга. В исследовании принимали участие 46 девушек и 30 юношей (учащиеся 9-11-х классов).

    Изучение результатов «Опросника профессиональной готовности» показало, что юноши и девушки имеют ярко выраженные различия в профессиональных предпочтениях, и эти предпочтения согласуются с их гендерными ролями.

    Для изучения познавательных и профессиональных интересов юношей и девушек была использована «Карта интересов». Результаты диагностики показали, что существуют различия между юношами и девушками как в выраженности познавательных интересов, так и профессиональных. Большинство юношей  отдают предпочтение предметам технического характера, а девушки гуманитарного. Совершенно очевидно, что эти различия в интересах могут обусловливать и различия в профессиональных намерениях и планах юношей и девушек.

    Изучение личных профессиональных планов учащихся с помощью анкеты Н. С. Пряжникова выявило следующее.

    1. Юноши отличаются от девушек более высокими характеристиками  такого показателя как «Самостоятельность в принятии решения». Это характеризует юношей как более самостоятельных и независимых в принятии решения о выборе профессии. Этот результат, по-видимому, можно связать с тем, что юноши в этом возрасте уже больше, чем девушки осознают свою самодостаточность и больше стремятся к автономии и независимости от родителей, педагогов.
    2. Девушки, в силу большей ориентации на семью и ближайшее социальное окружение, подвержены их влиянию на свой профессиональный выбор.

    Изучение психологической готовности старшеклассников к выбору профессии позволило установить наличие следующих гендерных различий во влиянии семьи на профессиональный выбор.

    1. Юноши, характеризуются по сравнению с девушками, более выраженными умениями к планированию, прогнозированию будущего на длительную перспективу, умениями самостоятельно принимать решения, а также большей информированностью о профессиях.
    1. Девушки, в силу их большей эмоциональности и социальной ориентированности характеризуются меньшей независимостью и самостоятельностью в планировании своего профессионального будущего.

    Анализ ответов учащихся на вопросы анкеты о том, к кому подростки обращались за советом при выборе профессии, представлен на диаграмме 1.

    Диаграмма 1

    Ответы на вопрос «Кто оказал влияние на профессиональное самоопределение?» представлен в Диаграмме 2.

    Диаграмма 2

    Эти результаты наглядно свидетельствуют, что на профессиональный выбор девушек наибольшее влияние оказывает семья и ближайшее социальное окружение, в то время как на профессиональный выбор юношей, оказывают влияние более разнообразные факторы.

    Изучение Анкеты оптанта так же показало, что 56,6 % опрошенных обращались за советом при выборе профессии к родителям, 35,5 % ответили, что родители им ничего не советуют, а 7,9 % отмечают, что родители предлагают им выбрать профессию самостоятельно, ту, которая им нравится. Это, с одной стороны, дает возможность старшеклассникам проявить самостоятельность, а с другой стороны, в некоторых случаях позволяет родителям самоустраниться, снять с себя ответственность.

    Диаграмма 3

    При этом различия в ответах юношей и девушек оказались следующими:

     

    Диаграмма 4

    Анализ теоретического материала и психологических исследований по проблеме профессионального самоопределения выявил, что на его успешность влияют многие факторы. Один из значимых факторов – детско-родительские отношения. На успешное развитие ребенка, на формирование его личностных особенностей, на построение его жизни в целом и личного профессионального плана в частности достаточно сильное влияние оказывает семья. Наше исследование подтвердило, что семья играет существенную роль в выборе профессии старшеклассниками. При этом существуют определенные гендерные различия в том, каким образом и насколько сильно влияют родители на профессиональный выбор подростков. Более существенное воздействие на профессиональное самоопределение оказывают  родители на девушек, нежели на юношей, которые проявляют большую самостоятельность и автономность в построении личного профессионального плана.

    И, наконец, самое главное для подростков, как бы они ни стремились к самостоятельности, – это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что радом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям, теперь уже не учебным, а профессиональным. 

    Литература

    1. www.psyedu.ru/ Барабанова В.В., Зеленова М.Е. Психологическая наука и образование/ 1998, №1
    2. Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1988
    3. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991
    4. Мудрик А.В. Время поисков и решений. - М.,1990
    5. Основы выбора профессии. Факультативный курс для выпускников школ, часть 3. – Вологда, 1997
    6. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы), Москва: Вако, 2005

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль семьи в профессиональном самоопределении подростков

    Цель: мотивировать родителей на оказание поддержки в профессиональном определении детей.Задачи:изучить особенности профессионального самоопределения подростков;развивать интерес родителей к проб...

    Роль семьи в профессиональном определении подростка.

    В презентации указаны основные ошибки, которые допускают подростки при выборе профессии. Дана схема выбора профессии и памятка родителям учащихся для работы с детьми....

    Роль семьи в профессиональном определении подростков. Беседа для родителей №1.

    Из этой беседы родители узнают о типичных ошибках родителей при выборе будущей профессии для их детей. Узнают о значении термина «профессиональное самоопределение подростка». Познакомятся со способами...

    Роль семьи в профессиональном определении подростка. Беседа для родителей №2

    В ходе этой беседы родители познакомятся с типичными ошибками подростков в выборе будущей профессии. Узнают, что для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать такие...

    Роль семьи в профессиональном определении подростка. Выбор будущей профессии и здоровье подростка. Беседа для родителей №3.

    Из этой беседы родители узнают, что подросткам свойственна переоценка своих физических возможностей, неумение соотносить состояние своего здоровья с требованиями избранной деятельности.   Пр...

    Роль семьи в профессиональном самоопределении подростка

    Анализ теоретического материала и психологических исследований по проблеме профессионального самоопределения выявил, что на его успешность влияют многие факторы. Один из значимых факторов – детс...

    Роль семьи в профессиональном самоопределении подростков

    Выступление на родительском собрании...