Главные вкладки

    Роль семьи в профессиональном определении подростков. Беседа для родителей №1.
    консультация (9 класс) на тему

    Макаренко Ирина Андреевна

    Из этой беседы родители узнают о типичных ошибках родителей при выборе будущей профессии для их детей. Узнают о значении термина «профессиональное самоопределение подростка». Познакомятся со способами и правилами выбора будущей профессии своих детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 1rol_semi_v_professionalnom_opredelenii_34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Роль семьи в профессиональном определении подростков.

    Беседа для родителей №1.

    Нет родителей, которые бы не желали детям добра. Вы волнуетесь за будущее детей, искренне желаете им счастья и хотите помочь в выборе профессии. Но и вы можете ошибаться. Существует «формула выбора профессии». Хочу - это ваши интересы, склонности, желания, мечты. Могу – это ваши психофизиологические возможности, здоровье, способности. Надо – это потребность в кадрах на рынке труда, востребованность вашей профессии. Если вы сумеете совместить свои «хочу», «могу» и «надо», то профессиональный выбор будет удачным.

     Есть очевидные ошибки – например неумеренная переоценка способностей своих сыновей и дочерей.  Казалось бы, именно вы имеете наиболее полное представление о склонностях и способностях детей, можете сопоставлять желания детей с их реальными возможностями. А в действительности иногда бывает, что родители не сумели найти свое место в жизни, свою работу, полюбить ее. И вот стараются осуществить собственную мечту в своих детях, навязывая им дело, которым не пришлось заниматься самим. Некоторые родители, проявляя бурную заботу о "выгодном”, "удобном”, "беспроигрышном” устройстве своих сыновей и дочерей в их взрослой жизни, настаивают, чтобы они выбрали престижную, по их мнению, профессию, это, а не другое место учебы. Они уверены, что они, родители, как никто, знают, что нужно их ребенку, что для него лучше. И часто ошибаются, действуют вопреки его подлинным интересам.

     Нельзя решать за детей, нельзя допускать, чтобы забота о детях превращалась в думанье за них.  Нужно найти "золотую середину” между инициативой ребенка и вашим активным участием.  Очень важно, чтобы вы часть ответственности возложили на детей. В психологии существует термин «профессиональное самоопределение». Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор. В ситуации, когда мы, взрослые, целиком берём на себя ответственность за профессиональное определение детей, есть оборотная сторона. Дело в том, что выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает.  И если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. Учёба его тяготит, он воспринимает её, как скучную, тягостную обязанность. И наоборот, само ощущение, что данную профессию подросток выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.  Находясь в ситуации выбора, дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых. Хотя подростки могут не говорить об этом прямо, на самом деле для них очень значимо мнение взрослых. Очень важно не отказываться от роли советчика. Вы можете выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой владеете: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу.

    Распространенная ошибка, как школьника, так и их родителей – автоматически перенос интереса к школьному предмету на будущую профессию, когда уверенную пятерку по какому-то из школьных предметов считают единственным и достаточным условием успешного выбора профессии. Выбирая профессию, путь ее получения, подростки и родители часто упускают из виду еще одну немаловажную проблему – возможность трудоустройства по выбранной профессии после окончания учебного заведения.

    Выбор профессии - важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.

    1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.

    2. Обсуждайте вместе с ним возможные "за" и "против" выбранной им профессии.

    3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.

    4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.

    5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.

    6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.

    7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.

    8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.

    9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.

    10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

    Есть два способа выбирать профессию. Первый способ - метод проб и ошибок, когда человек идет вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда. На это может уйти половина человеческой жизни. Другой путь - изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания — всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной профессии. Получив знания о себе, можно познакомиться с миром профессий, узнать свои возможности в выбираемой профессии и требования профессии к человеку. Только тогда выбор может быть осмысленным. Есть еще третий путь - путь выбора профессии своих родителей, дедов и прадедов. Он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая бережно хранится и передается из поколения в поколение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль семьи в профессиональном самоопределении подростков

    Цель: мотивировать родителей на оказание поддержки в профессиональном определении детей.Задачи:изучить особенности профессионального самоопределения подростков;развивать интерес родителей к проб...

    Роль семьи в профессиональном выборе подростков

    На профессиональное самоопределение учащихся очень многое оказывает влияние. Одно из первых мест в этом занимает семья.  Часто подростки принимают решение под влянием родителей или других членов ...

    Роль семьи в профессиональном определении подростка.

    В презентации указаны основные ошибки, которые допускают подростки при выборе профессии. Дана схема выбора профессии и памятка родителям учащихся для работы с детьми....

    Роль семьи в профессиональном определении подростка. Беседа для родителей №2

    В ходе этой беседы родители познакомятся с типичными ошибками подростков в выборе будущей профессии. Узнают, что для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать такие...

    Роль семьи в профессиональном определении подростка. Выбор будущей профессии и здоровье подростка. Беседа для родителей №3.

    Из этой беседы родители узнают, что подросткам свойственна переоценка своих физических возможностей, неумение соотносить состояние своего здоровья с требованиями избранной деятельности.   Пр...

    Роль семьи в профессиональном самоопределении подростка

    Анализ теоретического материала и психологических исследований по проблеме профессионального самоопределения выявил, что на его успешность влияют многие факторы. Один из значимых факторов – детс...

    Роль семьи в профессиональном определении подростков

    Можно ли его осуществить, от кого это зависит и как заранее определить, что выбор сделан правильно?...