Аддиктивное поведение у лиц с ограниченными физическими возможностями
статья по психологии по теме

Орлова Екатерина Васильевна

В статье приведены статистические количественные данные о случаях аддикции в аспекте людей с ограниченными физическими возможностями. Выявлены механизмы формирования аддиктивного поведения для данной группы людей и описаны возможные причины появления аддикции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Текст статьи38 КБ

Предварительный просмотр:

Аддиктивное поведение у лиц с ограниченными физическими возможностями

Количество людей с ограниченными физическими возможностями с аддиктивным поведением в нашей стране продолжает увеличиваться, за период 2005-2010гг. число официально зарегистрированных случаев аддикции в России увеличилось в пять раз и составило около одного миллиона человек (Горунович Е.А., 2010).

По статистике на 1 250 000 жителей, насчитывается более 300 000 людей с проявлениями аддиктивного поведения (алкоголизм, наркомания, агрессия, игромания и т.д.) (Пасько Г.В., 2009). Численность населения России 142-143 миллиона человек, следовательно, людей с проявлениями аддиктивного поведения в России 340 миллионов, что составляет 24,5%. Это значит, что у каждого пятого человека выявлено проявление аддиктивного поведения. Также посчитано, что на 300 000 людей с аддиктивным поведением приходится 180 000 человек являющихся людьми с ОФВ (Российская газета, 2010). Из чего можно сделать вывод, что из всех людей с проявлениями аддиктивного поведения 64% люди с ОФВ.

Вследствие того, что аддиктивное поведение влияет на личность человека, этой проблемой занимаются не только медицинские и психологические науки, но и такие науки как педагогика,  социология, нейрофизиология и многие другие. На рубеже двадцать первого столетия на стыке этих наук образовалась новая - адддиктология или наука о зависимостях.  

Нездоровый образ жизни, алкоголизация, употребление наркотиков и токсических веществ, повышенный уровень агрессивности все это проявления аддиктивного поведения - уход от социально конструктивной деятельности, праздное времяпрепровождение — все это дает основания для формирования концепции саморазрушающего поведения как проявления дисфункционального состояния личности (Попов).

В основе саморазрушающего поведения лежит стремление к уходу от жизненных проблем, а поскольку у людей с ОФВ повышена сложность в адаптации к окружающей среде и окружению, они являются “зоной риска” в вопросе возникновения аддиктивного поведения.

Мир, который составляет жизнь человека, далеко не всегда идеален. Это справедливо как для действительности, окружающей человека снаружи, так и для реальности, созданной внутри. Такой мир, почти всегда вызывает желание изменения. Так уж случилось, и обвинять в этом себя или окружающую действительность нет смысла. Процесс изменения своего мира никогда не бывает лёгким, очевидным, предсказуемым. Он требует усилий и сопровождается ошибками, после которых необходимо вставать и продолжать движение. Для людей с ограниченными физическими возможностями пройти этот путь нелегко, для них уготованы все те сложности, что могут встретиться человеку без ограничений плюс целый круг проблем, который им жизненно важно решить, чтобы просто существовать. Но если человек не справляется, а груз проблем все еще слишком велик, все силы уже вложены, а результата не последовало… бегство, человек, будь он с ограниченными возможностями или без ограничений старается уйти от проблем. Это средство защиты, механизм, дающий человеку ощущение стабильности. Механизмы бегства могут быть адекватными, и в большинстве составляют сложную часть путей решения проблемы, и неадекватными, но достижимые достаточно простым методом – замещением. Проблема замещается зависимостью, от которой индивид получает долгожданную защиту (в реалии превдозащита).

Аддиктивным поведением называется глубокая, рабская зависимость от некоей власти, от непреодолимой вынуждающей силы, которая обычно воспринимается и переживается как идущая извне, будь то наркотики, сексуальный партнер, пища, деньги, власть, азартные игры — то есть любая система или объект, требующие от человека тотального повиновения и получающие его.

Главная причина всех аддиктивных расстройств — это страдание, а вовсе не успешная работа наркодельцов, доступность наркотиков, давление социального окружения или поиск удовольствий и стремление к саморазрушению. Страдания, которые аддикты пытаются облегчить или продлить с помощью своих желаний в какой-либо зависимости, отражают базовые трудности в сфере саморегуляции, включающей четыре основных аспекта психологической жизни: чувства, самооценку, человеческие взаимоотношения и заботу о себе. У людей с ограниченными физическими возможностями можно увидеть проблему во всех четырех аспектах, что и является толчком к возникновению у них аддиктивного поведения.

Специальные психологи и педагоги – те, с которыми  максимальное количество часов проводят люди с ограниченными физическими возможностями. Это их опора, поддержка, особенно на пубертатном этапе жизни, той поре, когда влияние окружающей действительности оказывает максимальное влияние. И соответственно риск возникновения аддикции наиболее велик. Подчеркивая важность работы специального психолога в жизни людей с ограниченными физическими возможностями, хочется сказать, что без их своевременной поддержки, сопровождения и помощи  людям с ограниченными физическими возможностями, количество людей с ОФВ страдающих аддиктивным поведением может дальше только расти, а не уменьшатся.

Список используемой литературы:

  1. Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А. Психология наркотической зависимости и созависимости. Монография. / С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров – М.: МПА, 2001.
  2. Захаров Н.П. Психотерапия пограничных расстройств и состояний зависимости / Н.П. Захаров – М.: "ДеЛи-принт", 2004.
  3. Котляров А.В. Другие наркотики, или Homo Addictus– М.: "Психотерапия", 2006.
  4. Котляров А.В. Освобождение от зависимостей, или школа успешного выбора – М.: "Психотерапия", 2005.
  5. Лисецкий К.С., Литягина Е.В. Психология не-зависимости – М.: "Универс-групп", 2003.
  6. Лебедько В., Баранник О. Механизмы человеческих зависимостей и стратегии освобождения от них – М.: МГУ, 2005.
  7. С. Даулинга Психология и лечение зависимого поведения – М.: Класс, 2000.
  8. В.Д. Менделевича Руководство по аддиктологии – СПб.: Речь, 2007.
  9. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения – М.: “Академия”, 2003.
  10. Психология подростка: Учебник / Под ред. Ж.К. Дандарова. СПб: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003.
  11. Славина Л.С. Дети с аддиктивным поведением. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  12. Ядов В.А. Социология в России. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка родительского собрания на тему: "Аддиктивное поведение подростков"

В психолого-педагогической литературе достаточно часто употребляется выражение «аддиктивное поведение» - это склонность подростка к приобретению вредных привычек. В школе достаточно много внимания у...

Программа аддиктивного поведения учащихся

За последнее время количество детей с трудностями в обучении и ухудшении состояния здоровья резко возросло. Работа по профилактике правонарушений и их рецидивов, пропаганда здорового образа жизни в по...

Пути и средства формирования навыков коммуникативного общения и культуры поведения у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Доклад:а) развитие мотивов общения;б) развитие средств общения;в) совершенствование форм общения....

Организация школы для родителей по проблемам формирования безопасного поведения у детей с ограниченными возможностями в опасных и трудных жизненных ситуациях

В материале предствален перспективный план работы школы для родителей по проблемам формирования безопасного поведения  у детей с ограниченными возможностями  в опасных и трудных жизненных си...

Развитие творческого потенциала учителей школы-интерната для детей с ограниченными физическими возможностями.

Развитие творческого потенциала учителей школы-интерната для детей с ограниченными физическими возможностями. Авторы составители: Борисова О.А., Лакосникова О.В.(школа-интернат № 28, г. Ростов-на...

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ «РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАальтернативной программы по физической культуре во внеурочное время«Ролевые игры как профилактика аддиктивного поведения детей11-12 летнего возраста»Укрепление эмоционально-воле...

"Значение и особенности формирования культуры поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья и значение для становления личности в условиях современного общества"

Перед коррекционными школами и интернатами стоит задача развития личности умственно отсталых детей. В исследованиях, посвященных развитию личности умственно отсталых, отмечается, что выпускники школ и...